Толерантность
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Скорик Марина Ивановна

внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx270.09 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА.

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Цель: - раскрыть  понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», «медиация»;

    - способствовать формированию толерантного отношения к людям, желание овладеть навыками бесконфликтного общения и примирения.

Задача: Создать условия для развития у учащихся умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, с примирением и без нанесения ущерба сторонам, на основе принципов восстановительной медиации (примирения).  

  Человек может обойтись без многого - но не  без человека!      

                                        … кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить!  

А   значит не конфликтовать по мелочам.          

                                                                                                      Ален Бомбар

Ход занятия:

1. Вступительное слово классного руководителя. Беседа с учащимися:

Сегодня мы поговорим о конфликте, способах разрешения конфликтов.

Что же такое конфликт? (Учащиеся дают свой ответ)

1. Конфликт - противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.

2.Конфликт - столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор.

3.« Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона ». Уильям Линкольн.

        Сейчас мы проверим насколько вы конфликтны. (тест «Насколько вы конфликтный человек»).

1.  В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

 2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и если это люди не обидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры — моя стихия.

 4.  Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание — надо же научить грубияна хорошему тону;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

 5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6.  На улице или в транспорте вам наступили на ногу...

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

 7.  Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

а) промолчу;

б) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

в) выскажу все, что я об этом думаю.

8.  Не повезло, на улице в лотерею вы проиграли кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обманщику.

 Ключ к тесту «Насколько вы конфликтный человек».

Баллы: «а» — 4 очка, «б»— 2 очка, «в» — 0 очков.

22 — 32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12 —20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты — это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер. 

Что лежит  в основе конфликта? (В основе конфликта  лежит столкновение противоположных мнений, интересов, связанное с острыми отрицательными переживаниями.)

       На сегодняшнем занятии мы попробуем находить выходы из конфликтной ситуации разными способами конструктивного выхода из конфликта. 1.приспособление-принесение в жертву собственных интересов.

2.избегание-отсутствие стремления, как к кооперации, так и к достижению собственных интересов.

3.компромисс-взаимоуступки.

4.сотрудничество-альтернатива, которая удовлетворяет обе стороны.

5.конкуренция-доминирование собственных интересов в ущерб интересов противоположной стороны. Этот способ компенсирует неуверенность и низкую самооцеку личности.

- составление «Примирительного договора».

2.  Практическая работа. Класс разделён на группы. Каждая группа должна аргументировано представить свой выход из конфликтной ситуации.

Таблица «Способы разрешения конфликтов» (на столе у каждой группы)

                       

Стиль

 Сущность стратегии

Условия эффективного применения

Не      Недостатки      

 1

 

Соревнование (конкуренция)

Стремление добиться своего

 в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

При поражении – неудовлетворен-ность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

 2

Уклонение (избегание)

Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам,  так и к интересом партнера.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Переход конфликта в скрытую форму.

 3

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

Вы уступили.

Решение откладывается

 4

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Одинаковая власть.

Взаимоисключающие интересы.

Нет резерва времени.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

5

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Есть время.

 Решение важно обеим сторонам.

Четкое понимание точки зрения другого.

Желание сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность

Во время ответа одной группы представители других групп должны определить:

1.найден ли способ выхода из конфликта да, нет;

2.предложить свой способ.

 

                   Задания «Решение конфликтных ситуаций»

  Как можно охарактеризовать данную ситуацию?

  Почему возник конфликт?

  Что можно было сделать, чтобы избежать конфликт?

                                      Ситуация 1.«КВН

    Для 9- х классов решили провести математический КВН. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в жюри. 9 б класс при подготовке к КВН- у  проявил творческие способности и тщательно готовились, привлекая даже родителей. 9 а класс отнесся к подготовке несерьёзно , надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9б класс. 9а был обижен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель проходивший мимо. Настроение у всех было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора.

                                               Ситуация 2.«Записка»

  Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с  урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извинится. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики.

                                               Ситуация 3.«Двойка»

  Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Мамед не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Мамед занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Мамеду двойку, а тот ответил, что его не любят, потому что он «не русский» и отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся.

                                          Ситуация 4. «Генеральная уборка»

   После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументирую тем, что это «женская» работа. Завязался спор, который перерос в ссору.

                                           Ситуация 5. «Дежурство»

  Классный руководитель в конце урока попросил Настю и Артёма остаться подежурить. Прозвенел звонок – кто-то из ребят поторопился покинуть класс, кто-то подошёл к учительскому столу с вопросами. Артём, увидев, что учитель занят своими делами, незаметно ушёл домой. На следующий день учитель оставил Артема дежурить одного, за вчерашний день. Но в классе не оказалось веника. Тогда учитель отослал Артёма взять веник у уборщицы. Под этим предлогом тот снова ушёл домой.

Ситуация 6. «Опоздание»

  Наташа регулярно опаздывает на 1 урок. Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счёту) она вошла в класс через 15 минут после звонка, когда урок был в самом разгаре.

Ситуация 7. «Контрольная»

  Звенит звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, стёрто.

Ситуация 8. «Два студента»

  Два студента снимают квартиру и делят пополам все расходы. Конец месяца, финансы на исходе. Не ставя друг друга в известность, каждый из них приглашает на ужин свою подругу, зная, что осталось пару картофелин, а в холодильнике маленький кусочек колбасы. Оба хотят приготовить из них ужин. Свидание очень важно как для одного, так и для другого. На препирания нет времени…

Ситуация 9. «На дороге»

   Вы стоите на светофоре в ожидании зелёного сигнала. И вот машины, стоящие перед вами, начали двигаться. Вы включаете передачу, двигатель глохнет. Вы поворачиваете ключ в замке зажигания, но двигатель не запускается. Водитель машины, стоящей позади вашей, начинает сигналить. Как вы поступите?

Ситуация 10. «В магазине»

  Вы с подругой приехали на выставку-ярмарку. Она хотела вернуть бракованный товар и отправилась делать замену. Вы в это время присматривались к товару в соседнем павильоне. Подруга отсутствовала долгое время, вы возвращаетесь к ней и обнаруживаете, что она ведет жаркую дискуссию с продавцом, но, по-видимому, сохраняет контроль над ситуацией. Как вы поступите?

Ситуация 11. «Конкурс»

     В летнем школьном лагере  решили провести конкурс «Моя малая Родина» между ребятами  разных республик. Команда А готовилась с энтузиазмом, подготовила стихи, национальные костюмы, песни, танцы. Ребята рассказали о своих национальных героях. Команда Б понадеялась на своих лидеров, а те отнеслись к подготовке равнодушно, ещё и заболела танцовщица. В итоге победа досталась команде А. Двое ребят из команды Б искали во всём причины своего слабого выступления: обвинили жюри в национализме, начали выяснять отношения с участниками конкурса. Завязалась драка. Праздник был испорчен. Администрация лагеря провела беседу с участниками драки, сообщила об инциденте родителям.

Слово классного руководителя:

 Чтоб конфликт по жизни не разжечь,

                                                Ты должен, что имеешь, то беречь!

                                                Будь терпеливым, думающим будь!

                                                   Внимательным, корректным – в этом суть!

Восточная притча «О гвоздях»

    Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

     В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

    Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он сможет вытащить из столба по одному гвоздю.

    Шло время, и пришёл день, когда он смог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: - Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам остаётся.

        Каждое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих нас людях.  В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами, пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликта. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, надо научиться предотвращать конфликты на основе принципов восстановительной медиации с помощью взрослого (учителя, родителя). 

                          «Лестница» восстановительной медиации

    Толерантность это не безразличное и безграничное терпение к происходящему вокруг нас, а готовность и стремление к пониманию непохожих на нас и деятельную благожелательность к ним.

   Давайте составим «Примирительный договор». Каждая группа проанализирует, с какими противоречиями и разногласиями столкнулась при выполнении заданий и укажет это в примирительном договоре.

Форма примирительного договора

Имя, фамилия, отчество участников конфликта___________________________

Мы договорились, то_________________________________________________                                                

Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы

Примирения об их успешном завершении будет

Возмещение ущерба (требуется, не требуется; возможно, невозможно)_______

___________________________________________________________________

Объяснение_________________________________________________________

Дальнейшие намерения

Мы поставили вопрос: «Как сделать так, чтобы в будущем это не повторилось?». Участники встречи высказали по этому поводу следующее:___

___________________________________________________________________

Организация дальнейших встреч:

Участники договорились о необходимости дальнейшей встречи. Встречу

предполагается провести______________________________________________

Подписи сторон

Дата

4. Рефлексия: Надеюсь, в будущем вы сможете конструктивно находить выход из конфликтной ситуации. А сейчас определите свой способ решения конфликта. (Ребята на доске отмечают свой вариант в одном из 5 цветных  кругов).

«Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова…»

(Булат Окуджава).

       

  Используемая литература и Интернет-ресурсы:

1.Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 90 с.

2. И.В.Дубровина. «Предмет и задачи школьной психологической службы»: http://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885047.htm.

3.http://festival.1september.ru/articles/572924/

4.http://www.zavuch.info/methodlib/116/43793/

5. http://www.center-yf.ru/data/stat/Sposoby-razresheniya-konflikta.php

6. http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_11.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...