Конференция, посвященная 125-летию Питирима Сорокина (для 8-9 классов)
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) по теме

Егорычева Галина Германовна

Материал предназначен для внеурочной работы в 8-ых классах. Он углубляет тему "Социальная стратификация", дает возможность узнать личность Питирима Александровича Сорокина, соотнести свои знания с полученными раннее. Кроме того, методическая разработка дает возможность расширить нациально-региональный компонент при изучении обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pitirim_sorokin_urok_v_8_klasse.odt26 КБ
Файл urok_v_8_klasse_pitirim_sorokin.docx4.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                                   Конспект конференции в 8 классе.

                          Тема: Питирим Сорокин - выдающийся социолог ХХ века .

Цель: на примере знакомства с биографией  известного ученого социолога ХХ века , нашего земляка Питирима Сорокина, сформировать у учащихся уважительное отношение к общемировому культурному наследию наследию  , гражданский  патриотизм  и любовь к Родине , чувство гордости за свою страну и соотечественников.

Задачи:

  • Привлечь внимание к теме судьбы героя ;
  • Сформировать потребность к участию в общественной жизни и к общественно-полезной деятельности ;
  •  Устойчивый познавательный интерес  к общественным наукам и  социологии;
  •  Закрепить знания о социальной стратификации , социальных статусах , социальных лифтах.

Ожидаемые результаты. Учащиеся должны:

              - описывать теорию социальной стратификации Питирима Сорокина ;

              - характеризовать основные социальные группы обществ,распознавать основные социальные общности и группы;

              - давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений ;

              - извлекать из педагогически адаптированных текстов , составленных на основе научных публикаций по вопросам социологии , необходимую информацию ;

              - ориентироваться в потоке информации , относящейся к характеристике деятельности видного ученого , адекватно понимать ее и оценивать;

              - давать оценку событиям и личностям отечественной истории;

              - применять элементы источниковедческого анализа при работе с источниками;

              - осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе , электронных материалах , систематизировать и представлять ее в виде сообщения

Литература

Канев С. Н. Путь Питирима Сорокина.- Сыктывкар , 1990 .

Голосенко И.А.Питирим Сорокин:судьба и труды.- Сыктывкар , 1991.

Сорокин П. А. Дальняя дорога .Автобиография .- Москва , 1992.

Питирим Сорокин:жизненный путь и идейное наследие.- Сыктывкар , 2014.

 Интернет - ресурсы :

Форма урока - конференция с элементами контроля знаний ( викторина )

                                          План.

1.Питирим Сорокин - выдающаяся личность и известный ученый ХХ века . Вклад в науку .

2.Основные этапы жизни .

   2.1.Детство  и отрочество ( 1889-1904 гг ).

   2.2.Юношеские годы. Студенчество . Начало революционной деятельности .(1905-1909 гг)

   2.3. Учеба в Санкт-Петербурге . Начало преподавательской деятельности.(1909-1914гг)

   2.4. Научная и  общественно-политическая деятельность.(1915-1922гг)

   2.5.Питирим  Сорокин в 1922-1963 гг.

 3. Теория социальной стратификации Питирима Сорокина .

 4. Наследие известного русского и американского ученого Питирима Сорокина .

Конференция предполагает подготовку сообщений наиболее эрудированными и подготовленными учащимися .Темы сообщений были заранее распределены между учащимися , учитывалась также и  их заинтересованность, были определены и оппоненты . Перед началом конференции учителем сформулирована задача : на основании прослушанных сообщений быть готовыми ответить на вопросы викторины по биографии и научной деятельности Питирима Сорокина .

                                       

                                       

Вопросы викторины.

1. Чем известен Питирим Сорокин ?

2. Почему мы , проживающие на территории Республики Коми называем его не только своим соотечественником , но и земляком ?

3. Сколько лет прошло со времении рождения Питирима Сорокина ?

4. Известна ли точная дата рождения Питирима Сорокина ? Какую дату указывал он сам ?

5. Как сейчас называется район села Турья ,где родился известный ученый ?

6. Выходцем из какого города был отец Питирима Сорокина ?

7. Чем он занимался ?

8. Какой этнической принадлежности были отец и мать Питирима Сорокина ?

9. Сколько братьев было у Питирима ?

10. Какое трагическое событие  случилось в 1894 году ?

11. Чем занимался Питирим со своим братом Василием в детские и отроческие годы ?

12. Какое образование получил Питирим Сорокин к 1907 году ?

13. Когда начинается революционная деятельность Питирима Сорокина ?

14. По чьей  протекции П.Сорокин был принят слушателем вечерних Черняевских курсов в Санкт-Петербурге ?

15. Как П.Сорокин получает аттестат великоустюжской мужской гимназии?

16. Как называется высшее учебное заведение ,в которое поступил в 1907 году Пю Сорокин ?

17. В чем особенность " сорокинского стиля  посещения занятий "на   юридическом факультете в  Петербургском университете?

18. Как называлась первая научная работа молодого судента?

19. Сколько раз П.Сорокин был лишен свободы ?

20. Как звали жену П.Сорокина ?

21. Секретарем какого известного политического деятеля был П.Сорокин?

22. Членом какой политической партии был П.Сорокин ?

23. В чем суть теории социальной стратификации?

24. Что такое социальный лифт? Какие социальные лифты вы знаете ?

25. В чем вклад Питирима Сорокина в науку социологию?



Предварительный просмотр:

                                         Ответы   на вопросы к викторине.

1. Американским социологом (русского происхождения ) с мировым именем, автором книг " Социальная и культутурная динамика" ,"Социальная мобильность",которые признаны мировой классикой социологии.

2. Питирим Сорокин родился на территории Вологодской губернии в селе Турья , которое сейчас входит в границы РК.

3. 125 лет.

4. Неизвестна в границах 20,21 или23 января 1889 года.Питирим Сорокин указывал на дату 21 января.

5. Княжпогостский район РК.

6. Город Великий Устюг.

7. Церковно-реставрационными работами , странствующим ремесленником.

8. Отец(Александр Прокопьевич ) русский , мать(Пелагея Васильевна )- зырянка .

9. 2 брата , старший -Василий , младший -Прокопий .

10. От рака умерла мать Питирима Пелагея Васильевна .

11. В 1889 году 14-летний Василий и 11-летний Питирим ушли из дома из-за запоя отца и начали самостоятельную жизнь бродячих ремесленников , занимаясь реставрационными работами в храмах.

12. 1901 г-церковно -приходская школа в селе Палевицы ,1904 г- второклассная школа в селе Гам,1907 г- церковно-учительская школа в д.Хреново Костромской губернии.

13. В 1905 году в Хреновской церковно-учительской школе .

14. По протекции К.Ф.Жакова ,философа , этнографа , первого из коми , удостоенного звания университетского профессора .

15. В 1909 году за несколько месяцев подготовки сдает экзамены экстерном на "отлично".

16. Психоневрологический институт.

17. Нерегулярность посещения лекций.Он предпочитал самостоятельно изучать лекции , экономия времени давала возможность глубже вникать в предмет .

18. "Преступление и кара , подвиг и награда " в 1914 году (500 страниц).

19. 4 раза .В 1906 году в тюрьме г.Кинешма , в  1913 г в Санкт-Петербурге за антимонарший памфлет ,в январе 1918 г в Петропавловской крепости  ,в 1918 г в великоустюжском ЧК ,где был приговорен к расстрелу ,в 1922 году выслан из страны

20. Елена Петровна Баратынская .

21. Александра Федоровича Керенского .

22. Партии социалистов-революционеров (эсеров).

23. Социальная стратификация описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги .Выделял 3 разновидности социальной стратификации: экономическую , политическую , профессиональную.В основе социальной стратификации -неравномерное распределение прав и обязанностей, привилегий и ответственности , власти и влияния.В основе экономической стратификации -наличие экономического неравенства (разные доходы , бедные и богатые ,разный уровень жизни),в основе политической -разный объем власти , в основе профессиональной -разделение населения по родам деятельности , занятиям и профессиям , одни из которых считаются более престижными .

24. Социальный лифт или канал социальной мобильности дает возможность возвышения своего социального статуса (школа , церковь, армия , собственность..)

25. Опубликовал 25 изданий своих работ наиболее значительные из них :"Социальная и культурная мобильность","Класс , положение и власть.Социальная стратификация ".Был президентом Ассоциации американских социологов , членом бельгийской и румынской академии искусств и науки , президентом международной ассоциации социологов , президентом международного института по изучению цивилизации .

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конференция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы

Сталинград - символ мужества, стойкости и героизма наших доблестных воинов. Это слово знают во всех странах мира. Битва, которая положила начало уничтожению фашизма. ученики 11 класса подготовили сооб...

Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса

Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...

Сценарий конференции, посвященной 75- летию Хабаровского края "7 чудес Хабаровского края"

Сценарий конференции, посвященной 75-летию Хабаровского края "7 чудес Хабаровского края"...

Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, посвященной 105-летию Дж. Г. Киекбаева, 28 октябрь 2016 г.

Профессор Джалиль Гиниятович Киекбаев – основоположник теории урало-алтайского языкового сообщества и аспекты ее развития в современной отечественной лингвистике. Материалы Всероссийской (с международ...

Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».Обобщенная цель урока: сформировать умения применять знания  и...

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; М-во науки и высш. образования Рос.

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой...

Внеклассное занятие по математике для учеников 6 класса «Пресс-конференция, посвященная 150-летию Михаила Михайловича Пришвина».

В ходе мероприятия учащиеся познакомятся с интересными фактами из жизни писателя, одновременно закрепляя навыки  действий с десятичными дробями...