Конспект урока обществознания 6 кл "Что значит быть патриотом"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Урок посвящен понятию "патриотизм". На применре конкретных личностей учащиеся рассматривают суть данного понятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_znachit_byt_patriotom.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  обществознания. Учитель истории и обществознания Рогова Анна  Павловна

Предмет: обществознание (6 класс)

Тема урока: Что значит быть патриотом?

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-диалог.

Цель  урока: обеспечить условия для формирования учебной деятельности, мотивации для дальнейшего изучения тем раздела «Родина», усвоения понятий «патриот», «федерация», «субъект федерации», «многонациональное государство». Подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине;

Задачи:

-формирование личностных УУД, с помощью которых обучаемый сможет на основе оценивания усваиваемого изучаемого материала на уроке обеспечить личностный моральный выбор; познавательных УУД как самостоятельное выделение познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы; коммуникативных УУД как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные УУД как целеполагание, коррекция, самооценка.

-проследить историю происхождения термина «патриот» и «патриотизм»;

 -сформировать умение работы с правовым документом; развитие навыка работы с картой, оценки и самооценки;

-подтвердить верность утверждения об интернационализме русского языка;

 -развивать способность включаться в различные виды деятельности в соответствии с поставленными задачами;

- актуализировать личный жизненный опыт; обобщить и вывести общечеловеческие чувства, лежащие в основе любви к своей Родине каждого человека, живущего на планете Земля.

-повысить уровень сформированности патриотического компонента в мировоззрении обучающихся, национальную гордость и активную гражданско-патриотическую позицию через  приобщение учеников к  героическим страницам прошлого и настоящего России;

- формирование желания: приносить пользу Родине, служить Отечеству.

 Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование:

-компьютер

- презентация

- карта         «Административно-территориальное         устройство         Российской Федерации»

-Конституция РФ

Ход урока

I.Орг.момент

II.Изучение нового материала

Учитель на первом этапе урока предлагает учащимся небольшую справку – рассказ, отражающий основные моменты предстоящего урока.

Цель вступительного слова: подготовка к определению проблемного задания, постановке цели и самостоятельной работе над заявленной темой, активизация творческой деятельности учащихся.(Слайд 1)

Сегодня на уроке мы будем с вами размышлять о том замечательном  качестве человека, которое не подвластно времени: оно не имеет «возраста» и ценится так дорого как ничто другое - имена таких людей живут в народной памяти веками. Назовите это качество человека.

Показ портретов А.Невского, Д.Пожарского и Козьмы Минина, Д.С.Дохтурова, В.Клочкова, Ю.А.Гагарина. (Слайд 2)

Как можно назвать одним словом этих людей?

 Краткая информация о героях:

 Александр Невский - великий полководец, прославился своими победами над шведами и немецкими рыцарями, умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига.

 Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин создали народное ополчение, войско из простых людей – горожан и крестьян, и изгнали польских захватчиков.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров-генерал, участник Отечественной войны 1812 года.

 Василий Клочков, младший политрук, участник Великой Отечественной войны, участник битвы за Москву. (уроженец Вольского района Саратовской области).

Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт в мире

- Почему их имена не стерты временем? Что их объединяет? Что еще объединяет Д.С.Дохтурова и В.Клочкова?

Знаете ли вы, что у известного всей стране младшего политрука Василия Клочкова, сказавшего осенью 1941 года легендарные слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», был предшественник? Летом 1812 года со словами: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад» обратился к своим верным солдатам генерал Д.С.Дохтуров.

- Объясните, почему люди, оказывающиеся в сложных ситуациях, связанных общей опасностью, могут вести себя в ней по-разному?

- Существует ли, на ваш взгляд, разница между героем и патриотом?

- Что заставляет обыкновенных людей мирных профессий совершать подвиги во имя Родины?

Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Что же означает понятие «федерация»?

 Терминологическая работа

- Найдите в словаре объяснение слова «федерация».

Федерация - союзное государство, состоящее из объединившихся государств или государственных образований, сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность; соответствующая форма государственного устройства. (запись определения в тетрадь) (Слайд 3)

Работа с картой

Посмотрите  на современную карту России. Какая она разноцветная! На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, а также Москва и Санкт-Петербург. Это субъекты Российской Федерации. (Слайд 4)

Терминологическая работа.

- Что означает слово «субъект»? Вы сами можете ответить на этот вопрос, если обратите  внимание на выделенные в тексте слова на странице  учебника. «Субъект Российской Федерации» означает «равный член, полноправный участник» (запись определения в тетрадь) (Слайд 5)

 (У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, свои органы власти и управления, свой герб, обучать детей на родном языке. Каждый субъект вносит посильный вклад в развитие и процветание государства, заботится о его настоящем и будущем)

Работа с Конституцией

Найдите в  Конституции,  какие субъекты входят в ее состав? (статья 65 гл.3. 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа)

- В каком субъекте РФ мы с вами живём?

- Что вы можете рассказать о маленькой частице нашей огромной Родины – нашей малой Родине, о нашем поселке?(наш поселок Сухой находится г.Братске Иркутской области)

- Прочитайте статью 68 гл. 3.

-Что это означает? (Общим языком всех россиян независимо от их национальности является русский язык. Он государственный язык Российской Федерации. Это значит, что на русском языке пишутся официальные государственные документы, на  нем Россия ведет переговоры с представителями других стран, русский язык изучают во всех школах.)

Общий государственный язык, общая история, общая Родина — все это сближает народы Российской Федерации. Нет среди народов великих и малых. Есть только малочисленные и многочисленные, все они имеют равные права. Все народы достойны уважения. Уважение к другим народам — черта патриота. Настоящий патриот никогда не унизит человека другой национальности.

Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков — соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения.

Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, отчизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).

- А что значит быть патриотом?

Современный словарь определяет значение слова «патриот» так: это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины (запись определения в тетрадь). (Слайд 6, 7)

Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом — Родина-мать.

Непросто ответить на вопрос:  «За что мы любим мать?» Сказать можно много, но вот будет ли ответ полным? Не так просто ответить и на вопрос: «За что люди любят Родину?» Каждый может дать свой ответ, но вот будет ли этот ответ единственно  верным?

Вспомните, бывало ли, что вы сердились на строгость матери? А  разве редко приходится слышать ворчание, что, мол, есть страны и земли богаче, лучше, чем Россия?

Любовь к Родине, или патриотизм, вовсе не требует хвалить все свое только потому,  что это родное.  Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Вот только истинный патриот не станет ворчать да жаловаться. Он постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. Недаром В. И. Даль в словаре называет патриота любителем Отечества, ревнителем о благе его, отчизнолюбом.

Патриотизм – любовь к Родине, своему народу (запись определения в тетрадь). (Слайд 8)

Итак, чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Казалось бы, как это просто. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на его защиту. Такой опасностью была Великая Отечественная война 1941—1945 годов. А еще раньше Отечественной войной назвали войну 1812 года с армией Наполеона, когда на борьбу с врагами Отчизны также поднялся весь народ от мала до велика. 

-Давайте поразмышляем, почему наш народ сумел отстоять свою страну в тяжелые для нее времена?

Чувство любви к Родине не раз помогало  россиянам защищать свои дома и своих близких от злых врагов; создавать удивительные по красоте художественные ценности; не переставать удивляться красотой и величием российских просторов, и это чувство мы называем тоже патриотизмом.

В нашем селе тоже жили настоящие  патриоты нашей Родины.

Презентации экскурсоводов школьного музея о бывшем  директоре школе Павлове В.Ф., ветеране ВОВ,  и выпускнике школы Каширине Петре, погибшем в Северо-Кавказском регионе. (Слайды 9-39)

В далеком 1921 г. 9 января в с.Кардой Братского района в семье крестьян-хлеборобов Павловых Фрола Михайловича и Филимоны Филипповны родился первенец, которого назвали Василием. Вырос Вася в большой, но дружной семье: у Фрола Михайловича и Филимоны Филипповны родились еще 2 сына и 3 дочери. Закончил Василий 8 классов. И окончив школу, в 1939 г. вступил в ряды комсомола. Наступил 1940 г. Василий был призван в ряды Красной Армии и направлен в береговую оборону Тихоокеанского флота. С началом ВОВ Василия, его отца и брата забрали на фронт. В 1942 г. Василий Фролович участвовал  в боях в составе Брянского фронта. А в 1943 г. марте месяце при освобождении г.Орла был тяжело ранен в руку, демобилизован и вернулся домой. Еще будучи на фронте, в 1942 г. Василия Фроловича приняли в ряды партии. И вернувшись с войны, он работал на важных партийных участках: инструктором Братского райкома комсомола, пропагандистом райкома партии, заведующим отделом культуры. По роду работы Василий Фролович часто выезжал в командировки по деревням и колхозам Братского района с лекциями. Находясь в очередной командировке в селе Громы, познакомился со своей будущей женой. Обаятельная, круглолицая, с ямочками на пухленьких щечках, длиннокосая певунья Шурочка покорила сердце участника Великой Отечественной войны Василия Павлова. И с 1944 г. стала носить его фамилию. Александра Афанасьевна (так звали ученики свою учительницу и жену Василия Фроловича) родилась в многодетной семье. Очевидно, это и стало причиной ее профессионального выбора. Благодаря ее настоянию Василий Фролович заочно закончил сначала Иркутское педучилище, а затем – и пединститут. В 1945 г. семья Павловых выехали в село Нижне-Суворово, где Василий Фролович был назначен военруком Нижне-Суворовской начальной школы  по направлению военкомата. Также в это время Василия Фроловича намечали направить на учебу в партийную школу, но за прямоту суждений против нечестности и несправедливости это направление так и не получил. В 1947 г. заведующим районо Лукьяновым Михаилом Семеновичем Василий Фролович был назначен  заведующим  Кежемской начальной школой. Семь лет прожила семья Павловых в пос.Кежма.  С 1954 г. учительская семья Павловых трудится в Краснояровской семилетней школе: Александра Афанасьевна учителем начальных классов, а Василий Фролович учителем истории и обществоведения. Это был одаренный оратор, очень образованный человек, всегда знал все последние новости в стране, в поселке и делился ими с населением. Василий Фролович обладал уникальным даром убеждения, наизусть цитировал страницы первоисточников. Его уроки истории были интересны, увлекательны и познавательны. Как участник Великой Отечественной войны, Василий Фролович очень много рассказывал о битвах, в которых сам принимал участие. Ребята с увлечением и неподдельным интересом посещали уроки Василия Фроловича. У учителя была собрана огромная библиотека исторической и партийной литературы.  До сих пор вспоминают его бывшие ученики своего строгого, но справедливого учителя, стоящего у карты и рассказывающего о тех тяжелых днях и годах, которые пришлось ему пережить, защищая честь Родины. Но, не смотря ни на какие преграды, Василий Фролович всегда был полон сил, энергии, энтузиазма. За два года до окончания пединститута Василий Фролович был переведен директором Краснояровской средней школы с десятилетним сроком обучения. И учителя, и ученики очень любили и уважали Василия Фроловича за его строгость, чувство юмора, внимательность к окружающим, доброту. Одна из выпускниц вспоминает: «Если на перемене по коридору шел Василий Фролович, то все ученики как по команде «Смирно!» вставали по обе стороны коридора, тем самым, уступая дорогу своему директору».  В 1961 г. школа была перевезена в п.Сухой из зоны затопления и стала именоваться «Средняя школа № 28». Василий Фролович  не только руководил работами по перевозке здания школы на новое место, но и принимал активное участие в погрузочных работах, обустройстве новой школы. Под его руководством были построены мастерские, спортзал.  В 1975 г. Василий Фролович по состоянию здоровья был освобожден от должности директора, но по-прежнему продолжал свою педагогическую деятельность учителем истории. В 1985 г. 29 сентября Василия Фроловича не стало. Но до сих пор он продолжает жить в сердцах благодарных ему людей.

Ратный и трудовой подвиг Павлова Василия Фроловича отмечен наградами – медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За доблестный труд», «Ветеран труда», благодарн6ость ОбКома партии за активную работу пропагандиста, грамоты и благодарности ГорОНО за многолетний и добросовестный труд в деле воспитания молодежи.  Сейчас в школьном музее оформлен стенд, посвященный Василию Фроловичу, который так и называется «Человек интересной судьбы». И это действительно так: человек, прошедший почти всю войну, отдавший часть своей жизни детям, любивший их как родных, на что они отвечали ему взаимностью.  

К столетию нашей школы была издана книга. И одна из страниц этой книги хранит стихотворение, посвященное Василию Фроловичу.

Почему тебе сегодня, Фролыч, грустно?

Почему туманятся глаза?

Может вспоминаешь, как вдруг в 41-м

Предъявила на тебя свои права война?

Может вспоминаешь как ты строил школу,

Как питомцев в жизнь ты выпускал,

И всегда во всем ты человека

Человеком с большой буквы называл.

Ты примером, Павлов,

Будешь многим,        

И сказать ты смог бы нам сейчас:

«Жизнь пройти - не поле переехать»

Ну, а ты не ехал –

Ты шагал.

Память об этом замечательном человеке жива и будет жить в сердцах тех, кто шел с ним по жизни долгие годы, кто благодарен ему за знания, воспитание нравственных качеств. Каждый будет помнить его порядочность, мудрость, бескорыстие, как Человека и Педагога с большой буквы.

Ты слишком щедро одарен судьбой,

Чтоб совершенство умерло с тобой.

Родился Петя 25 апреля 1982 г. в д.Нижняя Заимка Тайшетского района. Детство и юность Петра прошли в нашем поселке под названием Сухой, который находится в черте города Братска.  Проживал по улице Татевосова д.25, кв.2. Воспитывался в детском саду-яслях № 28 «Ромашка».

В 1999 году Петя закончил школу, получил аттестат зрелости. После окончания средней школы он успел окончить курсы водителей. 25 апреля 2000 г. Петру исполнилось 18 лет, и в тот же день он призвался в армию. В первых письмах домой он сообщал:

Сегодня принимали присягу, теперь мы чекисты... Будут распределять по ротам, кого в учебку, кого здесь оставят... Папа, большое тебе спасибо  за воспитание и учебу мастерскому делу: я штукатурил, белил, красил, колотил, строил - мне вся работа по плечу...Вчера ездили на стрельбище по полной боевой. Бронежилет - 16 кг, автомат, саперная лопата, противогаз - земля прогибается...

Пишу вам из части г.Ангарск. Приехали на сборы. Даже не знаю, как вам лучше написать. Короче, 25 числа уезжаю на Чечено-Дагестанскую границу, п. Ботлих. Еду по собственному желанию, потому что ехать все равно придется и не по желанию, а по приказу. Папочка, Максимка, Маша, тетя Оля - поймите меня, пожалуйста, правильно. Я принял присягу и это мой долг перед Родиной. Не переживайте, боевых действий там нет. Максимка, напиши маме и бабушке, т. к. написать я им, наверное, не успею. Не судите меня и не переживайте, все будет в порядке...                                                                        ВАШ ПЕТРУХА.

30 апреля 2001 года командир части 3695 подполковник Д.А.Захаров наградил ефрейтора Петра Каширина Почетной грамотой за добросовестное исполнение воинского долга, инициативу и усердие, проявленные при выполнении служебно-боевых задач в Северо – Кавказском регионе.

Петя был простым российским парнем, любил жизнь и очень хотел поскорее вернуться домой.

У меня все нормально. Вот уже скоро месяц, как я в
пункте временной дислокации в./ч. 3695. Порой мне
даже здесь иногда нравится: горы, чистый воздух. Так
здесь все спокойно, войны не наблюдается, только со
стороны Чечни слышны выстрелы. В основном идет
минная война, и погибают по глупости. Дороги здесь,
папка, действительно страшные, ты никогда таких не
видел. Местами негде разъехаться двум легковым, а
КАМАЗы проходят тютелька в тютельку, и обрывы, в
которых не видно дна. Когда туман, не так страшно,
потому что едешь и видишь только дорогу, а что
внизу не видишь... Новый год справил более-менее,
но для армии даже ничего. Шел дождь. Смотрел теле-
визор, ел пряники, конфеты, сгущенку... В 12 ночи
был фейерверк: палили с пулеметов, с автоматов,
4 раза с ГРАДа... Новогоднюю открытку получил.
Думаю, осталось совсем немного, с полгода и домой,
Ждите и надейтесь. Я тоже буду надеяться, что скоро
буду дома. Всем привет. Не переживайте, у меня все
нормально, жив, здоров. Скоро приеду.

Через 26 дней после получения грамоты Петр погиб.

Из первичного донесения

В 15.30 26.05.2001 г. в районе поселка Годобери, во время движения по серпантину дороги, произошла обсыпка скальной породы перед передними колесами автомобиля. В результате автомобиль потерял управление и сорвался в пропасть, вследствие чего трое военнослужащих погибли, пятеро получили травмы.

Чуть позже родители получили сообщение из части, где служил Петя, в котором командир части А.Б.Абросимов сообщал о гибели их сына и благодарил за воспитание достойного  гражданина Отечества, до конца выполнившего свой воинский долг.

26 мая 2001 года не стало нашего земляка, но он по-прежнему продолжает жить в памяти и сердцах близких и родных ему  людей.

Петр писал замечательные стихи. Четыре строки из стихотворения его собственного сочинения сейчас выгравированы на его надгробной доске.

                     ДАГЕСТАН

Стоим в Дагестане который месяц

Вдали от дома и родни,

И кроме старых русских песен

Здесь нету радостей иных.

Здесь что ни ночь, то перестрелка,

И рвутся мины там и тут.

Горят УРАЛы, БТРы,

И минометы горы рвут.

Здесь все не так,

здесь все иначе,

И прав не прав,

решает бой.

Погибнешь ты, друзья поплачут,

А коль вернешься в дом родной,

Тебя обнимет вся родня.

Прижмешься ты щекой к любимой,

И будут руки жать друзья,

С которыми плечом к плечу

Ты воевал за город Ботлих

И погибал, не знал за что.

Каширин Петр

        

- Часто от твоих сверстников можно слышать:   «Взрослым легко быть патриотами. А что я могу сделать для Родины? Мне всего-то ... лет». Что можешь сделать ты, чтобы проявить свой патриотизм? (любить Родину, заботиться о благосостоянии своей страны, малой Родины)

Место рождения  в русском языке может носить разные названия: Родина, Отечество, Отчизна. Все эти слова отражают любовь к Родине, которая носит название патриотизм. Настоящий патриот не просто любит свое Отечество, но заботится о его благе и процветании. Только истинный патриот не станет ворчать и жаловаться на недостатки, он реальными делами постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее.

III.Рефлексия

На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся аргументируют свои позиции по теме урока: «Что значит быть патриотом»,  в которой уже отсутствует вопросительный  знак.

IV. Домашнее задание: подобрать пословицы о патриотизме. (Слайд 40)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Что значит быть патриотом

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»...

Урок-конспект "Что значит быть патриотом"

Урок разработан в соответсвиии с новыми стандартами ФГОС и учетом регионального компонента....

Что значит быть патриотом. Урок обществознания - 6 класс

Технологическая карта и конспект урока по обществознанию в 6 классе. Учебник "Обществознание" Боголюбов Л.Н....

Что значит быть патриотом. Презентация по обществознанию - 6 класс

Презентация дополняет урок обществознания в 6 классе по теме "Что значит быть патриотом". Учебник "Обществознания" Боголюбов Л.Н....

План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс

План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс. Урок-путешествие...

Разработка урока обществознания в 6 классе по теме "Что значит быть патриотом?"

Разработка содержит конспект урока и презентацию  по данной теме. Тема является первой при изучении раздела "Родина"....

Методическая разработка урока по обществознанию "Что значит быть патриотом"

Методическая разработка урока по обществознанию  в 6 классе "Что значит быть патриотом"...