Дидактическое обеспечение урока Обществознания в 8 классе по теме: "Личность"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Баранова Светлана Викторовна

Предложенный материал дает возможность изучить, закрепить, а так же творчески применить полученные знания и умения по теме "Личность". Материал содержит учебную презентацию, тесты для закрепления изученного на уроке, а также материал домашнего задания, предусматривающий несколько уровней сложности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личность Урок 1, 8 класс Баранова С.В.

Слайд 2

Биологическое и социальное в человеке Биологическое начало Социальное (общественное) начало Наличие развитого мозга Наличие инстинктов и рефлексов Способность к воспроизводству Приспособляемость к окружающей среде Способность к коллективным действиям Способность мыслить Наличие сознания Членораздельная речь Целенаправленная деятельность Способность создавать орудия труда

Слайд 3

Задание: Биологическое и духовное в человеке - Предшествуют друг другу; Связаны друг с другом; Противостоят друг другу; Независимы друг от друга. ОТВЕТ:

Слайд 4

Задание: Определите черты сходства и отличия человека от животного Способность мыслить Способность к воспроизводству Способность создавать орудия труда Наличие развитого мозга Наличие инстинктов и рефлексов Целенаправленная деятельность Наличие сознания Приспособляемость к окружающей среде Членораздельная речь Способность к коллективным действиям Сходство Отличие

Слайд 5

«Индивид», «Индивидуальность», «Личность» Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» близки по значению, но они не являются синонимами. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов. Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая его исключительность, многосторонность и гармоничность. Личность - это человеческий индивид, как результат воспитания или самовоспитания, обладающий самостоятельностью в поступках, способностью нести ответственность и решать проблемы, контролировать поведение и обладать силой воли.

Слайд 6

Задание. Верны ли следующие суждения: Гениальным человека делает природа, а великим - общество. Личность формируется под влиянием социального окружения. Верно только А Верно только В Верны оба суждения Оба суждения неверны

Слайд 7

Задание. Формирование личности происходит под влиянием: Природных способностей Собственных убеждений Социального окружения Природного окружения Ответ:

Слайд 8

Задание. Верны ли следующие суждения: Личностью человек становится в результате накопления социального опыта и преодоления трудностей. Человек рождается личностью. Верно только А Верно только В Верны оба суждения Оба суждения неверны

Слайд 9

Задание. Верны ли следующие суждения: Каждый человек является яркой индивидуальностью. Индивидуальностью можно назвать человека, который отличается творческим подходом к жизни. Верно только А Верно только В Верны оба суждения Оба суждения неверны

Слайд 10

Задание. Говоря об ученике учитель отметил его способность контролировать свое поведение, нести ответственность, решать проблемы. То есть охарактеризовал его как: Индивид Индивидуальность Субъект Личность Ответ:

Слайд 11

Жизненные ценности. Пирамида потребностей человека по А.Маслоу

Слайд 12

Задание 6. Укажите правильную последовательность потребностей человека по А.Маслоу: Духовные Физиологические В безопасности Престижные Социальные Ответ:

Слайд 13

Социализация длиною в жизнь

Слайд 14

Социализация – процесс освоения социальных ролей и усвоения социальных норм Социальная роль – способ или модель поведения в соответствии с занимаемым положением. Социальные нормы – требования, которые налагает общество на человека.

Слайд 15

Выбор профессии Осведомленность о профессии Направление и область применения личных способностей Учитывать перспективы развития профессии

Слайд 16

Становление личности - социализация Адаптация – освоение социальных норм, действующих в группе Индивидуализация – обозначение и проявление своей индивидуальности Интеграция – применение своих индивидуальных качеств на благо социальной группы.

Слайд 17

Агенты социализации Неформальные Формальные Семья Друзья Родственники Сверстники Знакомые Школа Армия Государство Церковь Средства массовой информации Политические партии Общественные организации



Предварительный просмотр:

1. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в

1) самопознании

2) самореализации

3) самосохранении

4) самообразовании

2. Значимые, вызывающие определенные эмоции взаимодействия людей называют

1) взаимными уступками

2) сферой творческой деятельности

3) сферами общественной жизни

4) межличностными отношениями

3. О какой социальной потребности человека рассуждает современный философ: «главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?

1) в самореализации

2) во власти

3) в самопознании

4) в самоуважении

4. В процессе социальной жизни человек усваивает культуру данного общества и становится

1) личностью

2) индивидом

3) индивидуальностью

4) производителем

5.Володя и Толя обсуждают недавно вышедший на экраны блокбастер. Какую форму общения иллюстрирует этот пример?

1) обмен мнениями

2) обмен знаниями

3) передача опыта

4) обмен действиями

6.Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу, решает задачи, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из результатов этой деятельности является

1) экзамен

2) учебник

3) химия

4) отличная отметка

7. Какой из приведенных примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Журналист берет интервью у главы государства.

2) Учителя слушают доклад министра образования.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили ее причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

8. После нескольких часов пути пассажиры поезда дальнего следования решили пообедать. Они достали из сумок взятые в дорогу продукты и принесли горячий чай. Пассажиры таким образом реализовали потребности

1) физиологические

2) престижные

3) социальные

4) духовные

9. Совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное положение в обществе, называется

1) социальной ролью

2) социальной нормой

3) социальной санкцией

4) социальным статусом

10. В семье С. есть хорошая традиция: каждое воскресенье родители ходят со своими детьми в музей или театр. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?

1) распределение домашних обязанностей

2) духовное развитие детей

3) совместное ведение домашнего хозяйства

4) обеспечение материального достатка

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В процессе образования человек овладевает знаниями, умениями, приобретает опыт творческой деятельности. (2)В большинстве стран сроки школьного образования за минувшие десятилетия возросли. (3)Однако результаты подготовки выпускников часто вызывают разочарование.

Определите, какое(-ие) положение(-я) текста

А) отражают факты

Б) выражают мнение

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Ответ:

1

2

3

12. Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания B4–В5.

Ученые опросили 60-летних и 25-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Что, по вашему мнению, влияет на развитие способностей человека?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наименьшая доля опрошенных в обеих группах считают, что каждый случай уникален.

2) Около четверти опрошенных в каждой группе считают, что природные задатки влияют на развитие способностей.

3) Процент тех, кто считает, что способности определяются природой, среди 60-летних выше, чем среди 25-летних.

4) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились с ответом на вопрос.

5) Процент тех, кто считает, что способности развиваются только в обществе, среди 60-летних ниже, чем среди 25-летних.

Ответ:___________________________

В5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Независимо от возраста опрошенные имеют правильное представление о развитии способностей человека.

2) Молодёжь более самоуверенна, рассчитывает только на свои силы.

3) Люди старшего возраста более осторожны в своих оценках.

4) Опрошенные из обеих групп предвзято относятся к талантливым людям.

5) И молодым, и людям зрелого возраста не чужды размышления о развитии личности.

Ответ:___________________________

13.Прочтите текст и выполните задания C1–C6.

В наше время на вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Один из исследователей, делая обзор научных работ, посвященных личности, составил список из пятидесяти определений этого понятия. Исследователи согласны только в одном: личностью не рождаются, а становятся. Для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими двигательными,

интеллектуальными и культурными навыками.

При этом надо иметь в виду следующее. Понятие «человек» включает все человеческие качества, свойственные людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у конкретного человека. А понятие «индивид» относится именно к конкретному человеку и включает кроме общих для всех людей только этому человеку присущие психологические и биологические качества.

Существует и еще одно понятие, которое используют при разговоре о проблемах личности. Это понятие «индивидуальность». Индивидуальность включает лишь те свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других. Можно сказать, что индивидуальность — это личность в ее своеобразии.

Надо сделать еще одно замечание. В русском языке термин «личность» происходит от древнерусского слова «личина». Так называли маски, которые надевали на себя скоморохи во время представлений. Но со временем значения слов «личность» и «личина» совершенно разошлись. Понятие «личность» всегда связано с определением настоящего в человеке. Понятие «личина», или «маска», психологи используют, когда говорят о том, что человек скрывает свои истинные качества.

(По материалам энциклопедии для школьников.)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие четыре общие понятия характеризуют совокупность человеческих качеств? Используя содержание текста, назовите эти понятия и кратко поясните смысл каждого из них.

С3. Автор анализирует связь слов «личность» и «личина». Используя содержание текста, укажите черту сходства и черту отличия этих понятий.

С4. Предположите, какие проблемы могут являться «проблемами развития личности». Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите любые две проблемы и поясните каждую из них.

С5. На уроке обществознания среди учеников возник спор о том, можно ли говорить о личности ребенка. Объясните, почему некоторые ученики сомневаются в правильности словосочетания «личность ребенка». Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.

С6. Ученик на уроке высказал мнение, что негативные качества человека (например, нечестность, ленность) не относятся к чертам его личности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.



Предварительный просмотр:

1. Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов

3) наличие сознания

2) приспособление к природным условиям

4) поведенческая активность

2. Володя и Толя обсуждают недавно вышедший на экраны блокбастер. Какую форму общения иллюстрирует этот пример?

1) обмен мнениями

3) передача опыта

2) обмен знаниями

4) обмен действиями

3. Какой из приведенных примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Журналист берет интервью у главы государства.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили ее причины и помирились.

2) Учителя слушают доклад министра образования.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

4. Значимые, вызывающие определенные эмоции взаимодействия людей называют

1) взаимными уступками

3) сферами общественной жизни

2) сферой творческой деятельности

4) межличностными отношениями

5. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как

1) личность

3) интеллигентного человека

2) администратора

4) профессионала

6. После нескольких часов пути пассажиры поезда дальнего следования решили пообедать. Они достали из сумок взятые в дорогу продукты и принесли горячий чай. Пассажиры таким образом реализовали потребности

1) физиологические

3) социальные

2) престижные

4) духовные

7. После нескольких часов пути пассажиры поезда дальнего следования решили пообедать. Они достали из сумок взятые в дорогу продукты и принесли горячий чай. Пассажиры таким образом реализовали потребности

1) физиологические

3) социальные

2) престижные

4) духовные

8. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.

Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.

Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны



Предварительный просмотр:

1. Что свойственно и человеку, и животному?

1) инстинкты и рефлексы

3) целенаправленная деятельность

2) сознательная активность

4) словесная речь

2. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в

1) самопознании

3) самосохранении

2) самореализации

4) самообразовании

3Значимые, вызывающие определенные эмоции взаимодействия людей называют

1) взаимными уступками

3) сферами общественной жизни

2) сферой творческой деятельности

4) межличностными отношениями

4. О какой социальной потребности человека рассуждает современный философ: «… главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?

1) в самореализации

3) в самопознании

2) во власти

4) в самоуважении

5. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием

1) обучение

3) творчество

2) свобода

4) общение

6. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное

время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных

танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

3) личность

2) индивида

4) работника

7. В процессе социальной жизни человек усваивает культуру данного общества и становится

1) личностью

3) индивидуальностью

2) индивидом

4) производителем

8. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.

Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о свободе человека?-

A. Одно из проявлений свободы человека — возможность поступать по своему усмотрению.

B. Свобода — это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»

План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...

ТЕСТ по обществознанию в 7 классе по теме: «Личность подростка»

Тест по обществознанию по теме: «Личность подростка»...

Урок в 8 классе по теме "Личностью не рождаются..."

Ключевые компетенции:Научатся: определять признаки, характеризующие человека как  индивидуальность и личность,  этапы, которые проходит личность в процессе становления.Получат возможность на...

Дидактическая карта урока обществознания п теме "Культура" 10 класс

Карта урока по теме "Культура" по технологии "Дидактический цикл". Фазы урока и технологические приемы"...

Презентация по обществознанию в 10 классе по теме "Личность"

Презентация по обществознанию в 10 классе по теме "Личность". УМК Боголюбова, профильный уровень...