Доклад "Детская жестокость как социальная проблема"
творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме

Лукьянова Светлана Александровна

Доклад был представлен на ученическую районную конференцию "Проблемы молодежи в современном обществе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  МКОУ 2-Сибирцевская СОШ

                      Доклад

Тема: Детская жестокость как

               социальная проблема.                        

                                                                               Выполнила: Крумм Юлия

                                                      ученица 10 класса  

                                                   Руководитель: Лукьянова С.А.

                                                      Учитель истории и  

                                                         обществознания                                                                                                                                                  

                                                                         2012 год.

                     Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3

Детская жестокость и ее причины………………………………..4

Источник детской жестокости - это интернет………………6

Влияние телевизора на жестокое поведение……………….7

Причина жестокости – семья………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………….9

Список используемой литературы ………………………………..10

Приложение 1………………………………………………………………….11

                                                     

                           

                                       

                                      Введение 

 Актуальность  данной темы высока, фактически каждый день мы видим какие разборки и  убийства происходят на улицах и в школах. Сразу  возникает мысль: «Ведь это только несформировавшиеся до конца личности, а что же будет дальше?» Как утверждают социологи, за последние 10 лет уровень общения между подростками  изменился самым кардинальным образом. Прежде всего, более жестокими стали не только мальчики, но и девочки. Хамства стало на порядок больше, теперь «послать» могут на каждом шагу. И это считается нормой среди большинства школьников.   В связи с этим в данной работе перед нами стоит цель изучить особенности жестокости и агрессивности подростков.

Объектом данной работы являются жестокость и агрессивность современных подростков, как социально-психологический феномен.

Предметом исследования является степень выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков.

 Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. Дать определение понятия «жестокости»
  2. Выяснить причины возникновения и механизм действия жестокости у подростков
  3. Выявить факторы, влияющие на подростковую жестокость

 

                          

                 

                     

                        Детская жесткость и ее причины.

   Жестокость – человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия.

 В современном  мире она везде,  по крайней  мере, мы так считаем, но мы бы никогда  не подумали, что она может поселиться или, так выразиться, завестись в самых, как нам кажется, непорочных и святых существах,  в...детях. Я готова вас разочаровать, она теперь и в них. Она проявляется со всех сторон, как это возможно. Они издеваются над животными, взрослыми, сверстниками, такими же, как они.  Я думаю, что возраст 8-17 лет самый непредсказуемый и не понятный, когда подростки доказывают себе, но главное окружающим, что они сами по себе, они самостоятельны.  Самое страшное, когда они, доказывая, совершают преступления, обостряют отношения с родителями и учителями.  Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, работниками социальной защиты). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер физического воздействия. («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.   Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.  Сравнение степени выраженности различных  компонентов жестокого поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической жестокости, а у девочек - к прямой косвенной жестокости.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить  боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

 Среди причин, провоцирующих жестокое поведение  детей, обычно выделяют:

- недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков;

- стремление  привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление  получить желанный результат;

- стремление  быть главным;

- защита  и месть;

- желание ущемить достоинство другого человека,  с целью подчеркнуть свое превосходство;

-  получить  самоудовлетворение от жестокого  обращения.

 Источник детской  жестокости – это  Интернет.

Американские педиатры выявили взаимосвязь между  пропагандой насилия в СМИ  и жестоким поведением среди подростков. Как показало исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Pediatrics», школьники, увлекающиеся жестокими  видеоиграми и откровенно сексуальными телевизионными шоу, в высшей степени склонны к агрессии. Причём  наиболее серьёзное влияние на психику  ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к жестокости и к признакам чужой боли. Наблюдатель привыкает к насилию и его последствиям.  Тем не менее, влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, интернет-мультиков и компьютерных игр оказалось гораздо слабее влияния интернет-роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей. В 2008 году в Москве вступил в силу приговор городского суда по шокирующему делу: летом 2005 года группа подростков, в том числе и девушка, устроили настоящую изуверскую казнь своего ровесника Сергея Степанова. Всю ночь они пытали свою жертву, пока парень не скончался от ран. Статистика подтверждает, что в целом число правонарушений, совершенных в России подростками, заметно падает. Зато быстро «молодеют» особо тяжкие, изощренные преступления, в том числе умышленные убийства. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.

Влияние телевизора на жестокое поведение.

В связи  с предположением о том, что современное  телевидение играет существенную роль в формировании агрессивного поведения, было проведено небольшое исследование в МГУ 2010 г. с целью выявления зависимости жестокого поведения от воздействия телевидения. Для выявления  этой зависимости использовалась анкета, состоящая из 8 вопросов, предназначенная  для определения телевизионных предпочтений и диагностики жестокости. Испытуемыми в этом исследовании были студенты 4-ого курса специальности «Психология».  На основе полученных данных составили портрет  телезрителя юношеского возраста. Он выглядит следующим образом: такой телезритель в основном проводит время возле экрана телевизора от 2 до 4 часов в день, и в большинстве случаев ради отдыха и развлечения. Из предложенных телевизионных развлечений предпочтение отдает просмотрам художественных фильмов и немного прослушиванию музыки. Наибольшей популярностью  среди художественных фильмов пользуются комедии. Многие зрители  считают, что на них телевидение практически не влияет, однако даже у отдыхающего перед экраном телевизора в течение 4-х часов зрителя, телевидение может вызвать очень сильное раздражение.

Итак, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что телевидение, хоть и не существенно, но влияет на жестокое поведение нашего телезрителя, а если выразиться точнее, может стимулировать его, вызывая сильное раздражение. 

Причины жестокости - семья.

Жестокое  поведение определяется влиянием  сверстников, средств массовой информации, а также семьи. (Приложение 1). Родители, напуганные сообщениями о росте  подростковой преступности, наркомании, разврате, стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, начинают употреблять алкоголь или наркотики  и, вообще, творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы. Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.  Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны. Для семей, из которых выходят жестокие дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности.  Таких людей в дальнейшем практически невозможно исправить. На становление  жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению. Причины агрессивного поведения ребенка в семье заключаются в том, что родители  не обеспечивают надлежащего воспитания:

1. Не  устанавливают правил поведения  детей дома.

2. Не  следят за местонахождением детей.

3. Не  применяют соответствующих воспитательных  мер.

4.Не  пытаются разрешать возникающие  проблемы и кризисные ситуации  с по-мощью компромиссных решений.

5.Антисоциальное  поведение ребенка: Болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями и т. д.

Заключение.

Повышенная жестокость детей является одной из наиболее острых проблем для общества в целом.

В данной работе я решила все задачи, которые передо мной стояли это:

  1. Определила  понятие «жестокость»;
  2. Выяснила причины возникновения и механизм действия жестокости у подростков;
  3. Выявила факторы, вызывающие появление жестокого поведения.

  Профилактика  и коррекция с агрессорами, так  или и иначе должна контролироваться не только государством, но так же и  родителями в первую очередь. Создание  программ, проведение массовых и индивидуальных тренингов среди таких подростков обязательно. По хорошему счету нужно бороться не только со следствием (это хотя и необходимо, но часто малоэффективно), нужно бороться с причинами. Родителям, а именно они формируют сознание, психику, внутренний мир своих детей, нужно относиться к своей "работе" ответственно. 

          Список используемой литературы: 

  1. Басова Н.Ф. Социальная работа // М:.2008 – с.217-220
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995 – с.25-26
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001
  4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 2006.
  5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001 – с.21
  6. Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая газета.- 2003.- №5-6.- с.17-21.
  7. Даль В.И. /Толковый словарь М:. 2005 – с. 198

Приложение 1 

    Опрос среди  интернет пользователей от 11 до 70 лет:

Кто виноват в том, что современная молодежь жестокая

  1. 60%- родители, семья
  2. 20%- телевидение, интернет
  3. 10%- общество
  4. 5%- сама молодежь
  5. 5%- никто

                                                                                                           


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные проблемы нашего общества

Это очень важная тема , особенно она актуальна в наше время.Урок направлен на актуализацию знаний,умений и навыков учащихся по теме <Хороша ли система социального обеспечения?>Ученики поставлены...

Социальная работа с семьей как социальная проблема

В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (фи...

Агрессия детей как социальная проблема

Родительский лекторий: «Агрессия детей как социальная проблема»Цель: Углубление  и расширение  теоретических знаний по указанной теме.Создание условий, предотвращающих  ...

Социальный проект "Табакокурение как социальная проблема"

  С социальным проектом  "Табакокурение как социальная проблема" ребята , входящие в актив  районного Содружества детских общественных объединений "Аист" принимали участие в областном конкурсе социаль...

элективный курс «Социальные проблемы населения Сибирского федерального округа"

программа элективного курса «Социальные проблемы населения Сибирского федерального округа» предназначена для обучающихся 9-х классов. Целью данного элективного курса – является расширение и углубление...

элективный курс «Социальные проблемы населения Сибирского федерального округа"

программа элективного курса «Социальные проблемы населения Сибирского федерального округа» предназначена для обучающихся 9-х классов. Целью данного элективного курса – является расширение и углубление...