Банк заданий к олимпиадам по обществознанию
методическая разработка по обществознанию по теме

Горелова Ольга Анатольевна

Банк заданий к олимпиадам по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Максимальное количество баллов:

В 9 классе – 156баллов

В 10 классе – 117баллов

В 11 классе – 147баллов

9 КЛАСС.

1.Выберите верный ответ (10 баллов):

1.1.Общество в широком смысле слова включает в себя:

1)объединение футбольных болельщиков;

2)население крупнейшей страны мира;

3)совокупность всех форм взаимосвязи и взаимодействия людей;

4)весь окружающий человека мир в его многообразии.

1.2.Отношения общества и природы характеризуются:

1)полным доминированием общества над природой;

2)неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории;

3)зависимостью общественных процессов от природной среды;

4)поглощением природой общественных отношений.

1.3.Гражданство как устойчивая связь человека с государством характеризуется:

1)взаимными правами;

2)взаимными обязанностями;

3)признанием основных прав и свобод человека и гражданина;

4)всем перечисленным.

1.4.Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией РФ?

1)референдум;

2)плебисцит;

3)митинг;

4)петиция.

1.5.Политикой древние греки называли:

1)искусство ведения домашнего хозяйства;

2)ораторское искусство;

3)искусство управления государством;

4)политический талант.

1.6.Слово «республика»переводится с латинского как:

1)общее дело;

2)полезное дело;

3)наше дело;

4)власть народа.

1.7.Частная собственность и свободная конкуренция являются основой экономической системы:

1)любой;

2)традиционной;

3)командно-административной;

4)рыночной.

1.8.Наиболее распространенным видом ценных бумаг являются Х, предлагаемые к продаже для мобилизации финансовых ресурсов среди всех слоев населения. Что вы поставите вместо Х?

1)лотереи;

2)акции;

3)деньги;

4)казначейские билеты.

1.9.К причинам межнациональных конфликтов не относятся:

1)неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности;

2)произвольно установленные национально-территориальные границы;

3)опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения;

4)развитие культурных связей нации с другими народами.

1.10.В отличие от больших социальных групп к малым группам не относятся:

1)крестьяне страны;

2)бригада полеводов;

3)работники фермы;

4)ученики класса.

2.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!

(9 баллов)

Большое распространение в ___________ получила классификация,выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения_____________членства кадровые и

___________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических____________ , а основой их строения является комитет активистов.Кадровые партии формируются обычно «сверху»на базе различных_____________фракций, объединений партийной бюрократии.Такие партии обычно активизируют свою деятельность только на время___________. Другие партии представляют собой централизованные,хорошо дисциплинированные организации.Большое значение в них придается____________ единству членов партии.Такие партии чаще всего формируются«снизу», на основе профсоюзных и иных __________ движений,отражающих интересы различных социальных______________ .

1)социология

7)массовый

13)партийный

2)общественный

8)импичмент

14)парламентский

3)фактор

9)политология

15)консенсус

4)избирательный

10)группа

16)идеологический

5)национальный

11)выборы

17)система

6)социум

12)норма

18)лидер

3. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением,напишите «да»,если не согласны– «нет». Внесите свои ответы в таблицу. (10баллов).

1)В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности.

2)Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

3)Деньги делают необязательным личное присутствие одной из сторон либо одного из предлагаемых к обмену товара.

4)Для государственного органа в правовом государстве действует принцип «Разрешено все, что не запрещено законом».

5)Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам,называется конформизмом.

6)Первоначальное значение слова«культура»- это правила поведения людей в обществе.

7)Чем масштабнее конфликт, тем реже он случается.

8)Все перечисленные религии: христианство,иудаизм, ислам– относятся к мировым монотеистическим религиям.

9)Образование– это процесс передачи обществом ценностей,знаний и навыков от одного поколения к другому.

10.Увеличение налогов на производителя снижает расходы потребителя.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение. (6 баллов).

4.1.Дыхание,питание, общение,движение,воспроизводство рода.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2.Вексель,облигация,деньги, акция,приватизационный чек.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Прочитайте текст. Это отрывок из реферата,в котором представлены характерные черты двух различных социально –исторических типов общества.К сожалению,автор не сумел разграничить отличительные признаки типов обществ. Выполните это самостоятельно.Для этого:

1)озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы,определив социально –исторические типы обществ;

2)впишите в них порядковые номера предложений,отражающих характерные черты соответствующихтипов. (15 баллов).

1.Формирование данного типа общества связано с распространением крупного машинного производства.2.Происходит переход от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг.3.Господство собственников сменяется господством носителей знаний и профессиональных умений. 4.Важнейшую роль играет процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни.5.Утверждаются принципы свободной конкуренции,стремление к извлечению максимальной прибыли. 6.Классовое деление уступает место профессиональному.7.Возникают социальные группы предпринимателей и наемных работников.8.Происходит становление демократии,гражданского общества и правового государства.9.По мнению ряда исследователей,теоретические науки начинают преобладать над прикладными.10.В ряде стран противоречия становления этого типа общества привели к возникновению тоталитарных режимов. 11.Идет процесс гуманизации производства и управления,повышения роли человеческого фактора, экономической психологии в хозяйственной деятельности.

6.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям,ученым, политикам, и запишите эти понятия.

(12 баллов).

6.1. «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем,чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты».(Т.Гоббс)

_____________________________________________________________________________

6.2. «Это понятие имеет смысл,очевидно, только в том случае,если оно противополагается простой сумме людей». (Г.Зиммель)

____________________________________________________________________________

6.3. « Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся;но так как нет такой артиллерии ,которая бы могла с ним справиться ,то его можно покорить только справедливостью и дешевизной».( Наполеон I)

_____________________________________________________________________________

7.Критерием разграничения двух периодов жизни человека– молодого и зрелого – является его экономическая,социальная,политическая самостоятельность.Установите соответствие между характером самостоятельности человека и их показателями.Запишите в таблицу буквы выбранных ответов. (7баллов)

Характер самостоятельности человека

Показатели самостоятельности

1.Экономическая

2.Социальная

3.Политическая

А.Вступление в брак

Б.Допуск к голосованию на выборах

В.Самостоятельность в выборе образа жизни

Г.Способность обеспечить себя средствами существования

Д.Проживание независимо от родителей

Е.Распоряжение деньгами независимо от других

Ж.Способность отвечать перед законом.

1

2

3

8.Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В каждом из них в образной форме раскрыты известные вам из курса обществознания понятия. Установите их и впишите в строчки, расположенные под каждым отрывком.

(15 баллов)

1.Весь мир - театр.

В нем женщины,мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет__________.

( У.Шекспир)

___________________________________

2. «Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может,всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел».

( А.С.Пушкин.«Поэт»)

_______________________________________________

3.Выйдь

не из звездного

нежного ложа,

боже железный,

огненный боже,

боже не Марсов,

Нептунов и Вег,

боже из мяса

бог________________________ !

(В.В.Маяковский)

____________________________________________________________

9.Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов.(10баллов)

9.1.Внутренний,и, поведение,мысли, человек,его контролер,стремления.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2.Направленная,мир, специфическая,на, окружающий,человек, преобразование,для, форма,активность,целесообразное.

_____________________________________________________________________________

10.Прочитайте текст и выполните задания к нему.(31балл)

«Дворянство стремится отделиться от других сословий(1) не только родом занятий, правовым и социальным положением,но и чисто внешними отличиями –одеждой, языком,нравами. Французский язык, введенный сначала при дворе, затем во всем дворянском обществе, становится основным средством дворянской коммуникации.Язык еще одно отличие представителя благородного сословия. Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом(2), который формировал дворянина как личность.(3)Привитые личные качества истереотипы(4) поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы. Итогом образования стало «включение»дворянства в общеевропейскуюкультуру(5).

Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа,в норму придворной жизни превращается фаворитизм.По манере общения,поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа –европеец. В то же время внутренняя,семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ– древнерусскойтрадиции (6),самодержавия и православия,крепостничества.За европейским фасадом скрывался восточныйдеспотизм(7) и полуазиатский быт.

Смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие.И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии,то уже при ЕкатеринеII дворянство выглядит совершенно европейским.Разрыв между сознанием и действительностью,самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка».

( Т.А.Коваленко,российский культуролог)

1.Дайте определения к выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

2.Раскройте каналы социализации российского дворянстваXVIII в.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Определите,что перепутано в следующих утверждениях.Рядом с неправильным утверждением,напишите правильное.(6баллов)

1.Превосходство в должности,социальном положении,закрепленное конституцией,уставом, законом,традицией, -пример влияния через силу.

_____________________________________________________________________________

2.Превосходство в физических качествах или вооружении– пример влияния через авторитет.

_____________________________________________________________________________

3.Превосходство в обаянии,компетентности,знаниях, популярности– пример влияния с помощью власти.

_____________________________________________________________________________

12.Попробуйте закончить фразы, принадлежащие мудрым людям.(25баллов)

1. «В безнравственном обществе все изобретения,увеличивающие власть человека над природой,не только не благо, но несомненное и очевидное_________________________»

(Л.Н.Толстой)

2. «Национализм– это не любовь к своей нации,а ненависть к _____________________»

( И.Н.Шевелев)

3. «Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы незнаем еще,что такое___________»

(Конфуций)

4. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду,и от этого выигрывает_________________________________________________»

( А.Смит)

5. «Человек не станет господином природы, пока он не стал господином____________»

( Г.Гегель)

Желаем успехов!

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС.

1.Выберите верный ответ(один или несколько) (10 баллов)

1.1.Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества?

1)общество –часть природы;

2)природа – часть общества;

3)общество и природа во взаимосвязи образуют единый реальный мир;

4)общество, создав культуру («вторую природу»), потеряло связь с природой.

1.2.Кто был создателем учения о ноосфере?

1)В.И.Вернадский;

2)Л.Н.Гумилев;

3)Ч.Дарвин;

4)О.Конт.

1.3.Что является высшим критерием общественного прогресса?

1)развитие производительных сил и развитие самого человека;

2)моральное,духовное состояние общества;

3)человек, качество его жизни(прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма)

1.4.Представления о мире и месте в нем человека называют:

1)идеологией;

2)мировоззрением;

3)философией;

4)наукой.

1.5.Кто из мыслителей развивал теорию«общественного договора»?

1)А.Смит, Р.Оуэн,Т.Гоббс;

2)Т.Гоббс, Дж.Локк,Ж.Ж.Руссо;

3)А.Сен – Симон,Ш.Фурье, Р.Оуэн.

1.6.Для благосостояния государства,по мысли А.Смита,нужны:

1)ограничение личной инициативы;

2)мир;

3)легкие налоги;

4)вмешательство государства в экономику;

5)терпимость в управлении.

1.7.Какие из приведенных характеристик свойственны традиционным обществам?

1)экстенсивная технология;

2)тесная связь человека с природой,приспособление к окружающей среде;

3)активная преобразующая роль человека;

4)важная роль традиций, обычаев в общественной жизни;

5)интенсивное производство;

6) «власть выше закона»

7) «закон выше власти»

1.8.Какое из определений понятия «богатство»наиболее точно отражает современные научные представления?

1) «труд – отец богатства,земля – его мать»

2) «все, что не является «результатом труда», есть природа и в качестве такой не является социальным богатством»

3) «богатство– это все, что люди ценят: и профессиональное знание, и природные ресурсы, и природные способности,и свободное время»

1.9.Социальная справедливость– это:

1)обобщенная оценка отношений между людьми,их группами и слоями;

2)один из основных общечеловеческих идеалов;

3)один из принципов,провозглашаемых в качестве основы деятельности властных структур,общественных организаций или движений;

4)все перечисленное выше.

1.10.Термин «нация»появился в годы Великой французской революции концаXVIIIвека.Что означало тогда это понятие?

1)объединение единомышленников,выступавших против старых порядков, за демократическое переустройство общества

2)народ, достигший высокого культурного уровня;

3)граждане государства.

2.Приведите по три примера характеризующие понятия «национальное»и «националистическое»(6баллов).

1.Национальное:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Националистическое:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней,приведенных ниже.(6баллов).

3.1.Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение импорта иностранных изделий.

_____________________________________________________________________________

3.2.Принятие новой конституции государства,выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ.

_____________________________________________________________________________

3.3.Выражение изысканных вкусов определенной части общества,сложность и противоречивость,расчет на узкий круг знатоков.

_____________________________________________________________________________

4.Заполните пропуск в ряду(6баллов)

4.1.Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления средней тяжести, ________________, тяжкие преступления,не более 10 лет,особо тяжкие,более 10 лет.

4.2.Партия, победившая на выборах и сформировавшая правительство,- правящая партия;партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя, -

________________; партия,предлагающая альтернативную правительственной программу общественного развития, -оппозиционная партия.

4.3.Гносеология– теория познания,онтология -_______________, аксиология– теория ценностей.

5.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащих мыслителям,ученым, политикам и запишите эти понятия (15баллов)

1.«Наставница всех добродетелей»,«высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

___________________________________________________________________________

2. «Не столько способ правления,сколько способ ограничить правительство»(Р.Рейган).

___________________________________________________________________________

3. «Институт или механизм,который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл,С.Брю).

___________________________________________________________________________

6. «Да» или «нет»?Если вы согласны с утверждением,напишите «Да»,если не согласны– «Нет». Внесите свои ответы в таблицу (10баллов)

1.Художественный образ может носить как визуально определенный,так и визуально не определенный характер.

2.Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий,срединный материк – особый исторический и этнографический мир.

3.Исследованием сущности человека занимается особая отрасль знания – социальная философия.

4.Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго– Восточной Азии, М. много времени посвятил изучению синтоизма в надежде на месте лучше познакомиться с многочисленными памятниками этой религии.Его надежды будут оправданы.

5.Проведя сравнительный анализ мифологии различных народов, учащиеся пришли к выводу,что образ первоправителя для мифов не характерен.Этот вывод является верным.

6.К скрытой безработице можно отнести наличие таких рабочих мест в экономике,труд на которых в течение полного рабочего дня не обеспечивает работнику даже прожиточного минимума.

7.Студент Вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок – направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

8.Образ своего«я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия

9.Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории,они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

10.В ходе обыска у задержанного по подозрению в разбое Д. были обнаружены различные сфальсифицированные материалы(видео-, аудио-,письменные тексты), с помощью которых он хотел оклеветать своего знакомого К. Теперь Д. будет привлекаться к уголовной ответственности также и за клевету.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.Установите соответствие(3балла)

А)унитарное государство

Б)федерация

В)конфедерация

1)объединение самостоятельных государств,создаются совместные органы для координации действий.

2)единое государство,которое делится на административно– территориальные части, не обладающие суверенитетом,государственные органы подчинены центральным органам государства,действует единая конституция и единое гражданство

3)объединение нескольких равноправных государств,наряду с общими высшими органами власти и управления каждое государство имеет свои органы власти и управления.

8.Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию(5баллов)

Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие.Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: « Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое законодательство ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение– закон».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.(20баллов)

Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальнойдеятельности(1),а учительство– одна из самых крупных, устойчивых во временипрофессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.

В первобытном обществе (3)единственным,пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уже в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных,старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовкимолодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов.

В древнем миредифференциация(5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов,как правило,из рабов. Что касается учителей,то в Древней Греции, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока– жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники,священники,а позднее – и представители других сословий,прежде всего,горожане.Индустриальное общество (7)вызвало к жизни потребность в распространении грамотности.Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых.

Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной,духовной составляющих в деятельности учителя.

Исследуя процесс зарождения профессий,Г.Спенсер отмечал,что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозныхинститутах(8). Причина, по мнению ученого,заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало-помалу самым праздным.Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования,жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям,которые необходимы для профессиональной деятельности.Иначе говоря,наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.

1. Дайте определение всем выделеннымкурсивом и пронумерованным терминам.

2. Автор пишет о первобытности и древности.Назовите известные вам признаки,отличавшие древность от первобытности.

3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Перед вами две диаграммы.Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм. (20баллов)

1. Главный мотив,заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления,– это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов«Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов,удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин,существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают,что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления

(по данным опроса,1924 г., в % к числу опрошенных)

Мужчины

Женщины

Совесть не позволила. Из отвращения к поступку.

Страх наказания. Неловко перед людьми

Из принципиальных соображений. По нерешительности

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Ответьте кратко на вопрос(4балла)

16-летний подросток решил стать предпринимателем без образования юридического лица. С этой целью он пришел в регистрационную палату по месту жительства с заявлением,паспортом и фотографией.Однако там ему сказали, что не хватает еще одного документа.

Что еще должен предоставить16-летний подросток для того, чтобы его зарегистрировали как предпринимателя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Прочитайте текст. Это отрывок из реферата,раскрывающего суть налоговой политики и основные виды налогов. К сожалению,автор не сумел провести грань между двумя видами налогов.Выполните это самостоятельно.Для этого:

1)озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы,определив названия соответствующих видов налогов;

2)впишите в них порядковые номера предложений,отражающих ту или иную разновидность.(12баллов)

1.Налоги берутся с каждого гражданина и каждой действующей в стране фирмы.

2.Самый распространенный вид – подоходный налог с граждан.

3.Также налоги берутся с тех,кто совершает определенного рода действия,например обмен валютой.

4.Фирмы платят налог на прибыль.

5.Закон может освобождать от налога некоторую часть доходов фирмы, которая идет на расширение производства или, например,на благотворительные цели.

6.Акцизы обычно вводятся на товары, потребление которых устойчиво и легко контролируется.Это могут быть предметы роскоши или те товары,потребление которых не считается полезным. Например,спиртные напитки или табачные изделия.

7.Также налоги могут существовать при продаже любого товара.Например, налог с продаж составляет определенный процент от цены товара.

8.Во многих странах существует налог на наследство,который может быть достаточно высоким.

Желаем успехов!

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

11 КЛАСС.

1.Выберите верный ответ (один или несколько) (10баллов)

1.1В соответствии с прагматической концепцией истинности истина – это:

1)результат соглашения между учеными;

2)свойство знания абсолютно соответствовать действительности;

3)продукт научной деятельности,соответствующий предшествующим знаниям;

4)то, что полезно,что помогает нам успешно решать проблемы.

1.2.Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе:

1)владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы;

2)обладать более высокими моральными качествами,чем другие члены группы;

3)обладать властью над другими членами группы;

4)уметь мотивировать к деятельности других членов группы;

1.3.Определите,какие из перечисленных показателей характеризуют эффективное использование трудовых ресурсов в рыночной экономике:

1)100% занятость населения;

2)100% занятость трудоспособного населения;

3)наличие фрикционной безработицы;

4)наличие структурной безработицы;

5)наличие циклической безработицы.

1.4.Выделите признаки, отличающие общественно-политические движения от политической партии:

1)борьба за политическую власть;

2)непостоянство состава;

3)наличие программы и устава;

4)фиксированное членство.

1.5.Критериями общественного прогресса не может выступать:

1)переход общества от простых,менее развитых форм к более развитым, сложным;

2)развитие производительных сил;

3)прогресс науки и техники;

4)изменение форм правления;

5)возрастание степени свободы,которую общество может предоставлять человеку.

1.6.К отраслям частного права относятся:

1)конституционное право;

2)уголовное право;

3)семейное право;

4)финансовое право;

5)гражданское право.

1.7.Жизнь основной массы населения на грани прожиточного минимума более характерна для экономики:

1)плановой;

2)смешанной;

3)командно-административой;

4)традиционной.

1.8.Положение индивида в группе или обществе определяется его социальным(ой)

1)ролью;

2)авторитетом;

3)статусом;

4)активностью.

1.9.Правильная иерархия источников права в РФ:

1)Федеральный закон – закон субъекта Федерации– Федеральный Конституционный закон – распоряжение губернатора;

2)Федеральный Конституционный закон - Федеральный закон – закон субъекта Федерации- распоряжение губернатора;

3)Федеральный Конституционный закон – закон субъекта Федерации– Федеральный закон – распоряжение губернатора;

4)Федеральный закон - Федеральный Конституционный закон – распоряжение губернатора- закон субъекта Федерации.

1.10.Идеологии консерватизма соответствует высказывание:

1)общество заинтересовано в сильном государстве;

2)человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно;

3)человеческая личность имеет абсолютную ценность;

4)государство не должно вмешиваться в экономику.

2.Что является лишним в ряду?Лишнее слово подчеркните и объясните,почему вы так решили.(9баллов)

1.Административное право, гражданское право, семейное право.

_____________________________________________________________________________

2.Теория, гипотеза,восприятие,понятие, сопоставление.

_____________________________________________________________________________

3.Либеральные партии, консервативные партии, оппозиционные партии, социал-демократические партии.

_____________________________________________________________________________

3.Заполните пропуск в ряду.(8баллов)

1. 1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,

«Капитал»;____________________________,«Общая теория занятости,процента и денег».

2. Н.Макиавелли,«Государь», _________________________________, «Два трактата о

государственном правлении», Ж.Ж.Руссо , «Об общественном договоре».

3.Платон,«Государство»;______________________- «О духе законов»;Ф.Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

4.Пророк, «сверхчеловек»,герой – харизматическое лидерство,монарх и (или)глава церкви_____________________________, избранное должностное лицо – легальное лидерство.

4. «Да» или «нет»?Если вы согласны с утверждением,напишите «Да»,если не согласны– «Нет». Внесите свои ответы в таблицу (10баллов)

1.Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой – либо идеологии в качестве государственной.

2.Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

3.Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

4.Чем выше квалификация,тем ниже величина предложения на рынке труда.

5.Тип личности,характеризующийся признанием целей общества или группы и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей,называется конформистом.

6.Семнадцатилетний подросток уволен с работы,так как не прошел испытательный срок. Это является нарушением трудового законодательства.

7.Стоимость выпускаемой фирмой продукции возросла на12% из-за роста цен на сырье и энергию. Можно утверждать,что имеет место кредитная инфляция.

8.После Февральской революции1917г.в России создавались такие профессионально– политические объединения,как Советы депутатов трудовой интеллигенции.Можно утверждать,что это является примером социального конформизма.

9.Понятие «альтруизм»логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

10.В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Установите соответствие между именами мыслителей и принадлежащими им высказываниям.Ответы перенесите в таблицу.(18баллов)

1)Н.А.Бердяев

2)Конфуций

3)В.И.Ленин

4)К. Маркс и Ф.Энгельс

5)Ж.Ж.Руссо

6)Ж.П.Сартр

7)А.Смит

8)Г.Спенсер

9)Б.Франклин

А) «…в соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает»

Б) «…дай мне то, что мне нужно,и ты получишь то, что тебе нужно»

В) «страх перед живыми поддерживается государством,а «страх перед мертвыми» -церковью.

Г) «…человек совершенно свободен в своей внутренней жизни»

Д) «…без революционного насилия невозможно сломить сопротивление эксплуататоров»

Е) «…история не может иметь смысла, если она никогда не окончится,если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению,к исходу»

Ж) «будь великодушен,не делай другим того, чего себе не желаешь»

З) «помни , что время – деньги»

И) «история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6.Замените выделенныйкурсивомфрагмент обществоведческим термином. (6баллов)

1.Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

____________________________________________________________________________

2.На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество,которое он занимает в соответствии со своим возрастом,полом, происхождением,профессией,семейным положением.

___________________________________________________________________________

3. «Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим,в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальныхсистем последовательно подчиненных элементов,расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение».

____________________________________________________________________________

7.Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя мыслителя,ученого. Понятно,что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век,когда жил каждый из них, и область(-и)социального знания, которую он представляет.Прокомментируйте(раскройте смысл) первого отрывка. (20баллов)

1. ……… раскрыл истории законы,

пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)

_____________________________________________________________________________

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ………и поэт. (А.С.Пушкин.)

_____________________________________________________________________________

3. Прочел он Гиббона,…… ,

Манзони, Гердера,Шамфора,

Madame de Staёl, Биша, Тиссо,

Прочел скептического Беля,

Прочел творенья Фонтенеля,

Прочел и наших кой-кого…(А.С.Пушкин).

___________________________________________________________________________

4. Мы диалектику учили не по………. .

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)

___________________________________________________________________________

8. Ответьте кратко на вопрос (6баллов)

Президент США Ф.Д. Рузвельт,характеризуя общественный прогресс,подчеркивал:«Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех,кто уже имеет много, а тем,способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

1. Что такое прогресс?

2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?

3. Какие иные критерии прогресса вам известны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Прочитайте текст. Это отрывок из реферата,в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Автор, к сожалению,не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию,от аргументов и оценок, отражающих иную позицию. (18баллов)

Ваши задачи:

1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;

2) вписать в них порядковые номера предложений,отражающих соответствующие позиции;

3) предположить,какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы)безработицы.

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики,страны в целом.2. Она неизбежный спутник рыночной экономики,подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства– закон рынка,а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников,на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?).4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом,заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину.5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности,маргинализации и даже люмпенизации части населения.6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7.Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности.8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы,которую можно задействовать в любой период для расширения производства.9. Медики, со своей стороны,добавляют:безработица подрывает психологическое здоровье нации.10. Им вторят политологи,усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.

10. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными таблицы. (16баллов)

1. На протяжении1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.

2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижение темпов прироста производственных фондов.

3. Можно предполагать,что новая техника внедрялась в производство,но заинтересованности во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.

4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах прироста национального дохода.

Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг.

1971 – 1975

1976 – 1980

1981 – 1985

1986 – 1990

Произведенный

национальный доход

Производственные

основные фонды

Фондоотдача

5,7

6,7

–2,7

4,3

7,4

–3,1

3,2

6,4

–3,3

1,3

4,8

–3,5

Примечание.

Фондоотдача– это произведенный национальный доход на один рубль производственных основных фондов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации(6баллов)

1.После окончания10 класса Никита Иванов хотел поработать летом и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолгой: владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде, и Никита был уволен.

Законно ли увольнение Н.Иванова? Обоснуйте свой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Губернатор Н-ского автономного округа, входящего в состав более крупной области России, издал указ о выходе из состава этой крупной области и непосредственном вхождении в состав Российской Федерации.

Правомерен ли указ губернатора?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!(20баллов)

«Глобальный мир – это не_____________________. Наоборот,это возможность развития различных национальных политических и экономических моделей, которые могут информировать о себе остальной мир, а также возможность для ______________ политических культур.

Контролировать мир становится все сложнее.Однако соблазн глобального_________ не происходит.Это таит в себе серьезные опасности –одна сторона претендует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным членам мирового сообщества,что неизбежно провоцирует серьезные_____________. В итоге мы наблюдаем парадокс – мир после окончания__________________стал не безопаснее,а, наоборот,намного рискованнее.Линий ___________________ появилось существенно больше, а ________________только умножила риски. Например,создание в Европе открытого рынка рабочей силы привело к резкому росту_________________ из исламских стран, которые стали требовать культурной и религиозной__________________. В контексте нарастающих противоречий между христианской и исламской цивилизациями Западная Европа сама стала заложницей своей _______________________.

( К.В.Симонов,российский обществовед)

1)Автономия

2)Политика «большой дубинки»

3)Конфликт

4)Демократия

5)Федерация

6)Политика «открытых дверей»

7)Мигрант

8)Размежевание

9)Единообразие

10) «Умиротворение агрессора»

11) «Холодная война»

12)Коренное население

13)Доминирование

14)Взаимопроникновение

15)Полярность

16)Глобализация

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

9 КЛАСС.

ОТВЕТЫ.

1.Выберите верный ответ (10 баллов)

1.1. 3

1.2. 3

1.3. 4

1.4. 1

1.5. 3

1.6. 1

1.7. 4

1.8. 2

1.9. 4

1.10.1

2.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. По 1 баллу за правильно определенное слово.

Всего-9 баллов.

Большое распространение в ___9________ получила классификация,выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения_____13________членства кадровые и

___7________ партии.Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических___18_________ , а основой их строения является комитет активистов.Кадровые партии формируются обычно «сверху»на базе различных___14__________фракций, объединений партийной бюрократии.Такие партии обычно активизируют свою деятельность только на время____11_______. Другие партии представляют собой централизованные,хорошо дисциплинированные организации.Большое значение в них придается__16__________ единству членов партии.Такие партии чаще всего формируются«снизу», на основе профсоюзных и иных _____2_____ движений,отражающих интересы различных социальных______10________ .

3.«Да» или «нет»?Если вы согласны с утверждением,напишите «Да»,если не согласны– «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. По1баллу за правильное утверждение или отрицание.Всего- 10баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

да

да

нет

нет

нет

да

нет

да

нет

4. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2баллов за объяснение(6 баллов).

4.1.Общение– социальная потребность,остальные –первичные(физиологические)потребности человека.

4.2.Деньги,все остальное– виды ценных бумаг.

15. 4балла за правильное название колонок,по 1 баллу за верное соотнесение.

Всего-15баллов

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

1, 4, 5, 7, 8, 10

2, 3, 6, 9, 11

6.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям,ученым, политикам,и запишите эти понятия. По4балла за правильно определенное понятие. Всего-12 баллов.

6.1.Государство 6.2.Общество 6.3.Общественное мнение.

7.Установите соответствие.По 1баллу за правильное соответствие.Всего-7баллов

1

2

3

Г, Е

А, В, Д

Б, Ж

8.Установите понятия и впишите в строчки, расположенные под каждым отрывком. По5 баллов за правильно определенное понятие. (15 баллов)

1.Роль. Социальная роль.

2.Творчество.

3.Человек.

9.Лингвистический конструктор.По 2 балла за составленное слово и по 3балла- за определенный термин. Всего-10 баллов.

1.Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей –совесть.

2.Специфическая для человека форма активности,направленная на целесообразное преобразование окружающего мира – деятельность.

10. До 3 баллов за верное определение. По 2 балла за верно названный канал социализации.Всего – 31балл.

1)1.Сословие –социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

2.Социальный институт –форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

3.Личность –индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности,обладающий совокупностью социально значимых черт,свойств и качеств,которые он реализует в общественной жизни.

4.Стереотип –привычное отношение к определенному объекту, сложившееся под влиянием жизненных условий, социального окружения и предшествующего опыта.

5.Культура –вся преобразовательная деятельность человека.

6.Традиции –элементы социального и культурного наследия,передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах,классах и социальных группах.

7.Деспотизм –самовластие и произвол,подавляющие всякое проявление чужой, свободной воли.

(Могут быть даны иные определения,отражающие суть понятий).

2)В тексте названы следующие каналы социализации:

- приобщение к французской языковой культуре;

- усвоение определенных поведенческих моделей, манеры одежды;

- сословная система образований;

- государственная служба;

- семья, семейные традиции и порядки.

11. Правильное утверждение.6 баллов

1.Пример влияния с помощью власти.

2.Пример влияния через силу.

3.Пример влияния через авторитет.

12.Попробуйте закончить фразы, принадлежащие мудрым людям.По 5 баллов за верное окончание фразы. Всего- 25 баллов.

1. «В безнравственном обществе все изобретения,увеличивающие власть человека над природой,не только не благо, но несомненное и очевидное_________________________»

(Л.Н.Толстой)

2. «Национализм– это не любовь к своей нации,а ненависть к _____________________»

( И.Н.Шевелев)

3. «Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы незнаем еще,что такое___________»

(Конфуций)

4. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду,и от этого выигрывает_________________________________________________»

( А.Смит)

5. «Человек не станет господином природы, пока он не стал господином____________»

( Г.Гегель)

1 –зло

2 –к чужой

3 –жизнь

4 –все общество

5 –самого себя.

Максимальное количество баллов - 156 .

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС.

ОТВЕТЫ.

1.Выберите верный ответ (один или несколько). 10баллов

1.1. 3

1.2. 1

1.3. 3

1.4. 2

1.5. 2

1.6. 2, 3, 5

1.7. 1, 2, 4, 6

1.8. 3

1.9. 4

1.10. 1

2.Приведите по три примера характеризующие понятия «национальное»и «националистическое»(6баллов).

Национальное:

- национальное самосознание;

- национальные традиции;

- равноправие народов и свободное их развитие;

- сотрудничество всех народов на принципах демократизма и гуманизма.

Националистическое:

- национальное превосходство одной нации над другой;

- провозглашение национальной исключительности;

- национальная замкнутость и обособление;

- крайняя форма выражения и защиты национальных интересов.

(Могут быть приведены иные позиции.)

3.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней,приведенных ниже. По 2 балла за правильную позицию. Всего-6баллов

3.1.Протекционизм.

3.2.Политическая деятельность.

3.3.Черты элитарной культуры.

4.Заполните пропуск в ряду.По 2 балла за правильно заполненные пропуски.

Всего6 баллов.

4.1.Не более 5 лет.

4.2.Революционная.

4.3.Теория бытия.

5.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащих мыслителям,ученым, политикам и запишите эти понятия.

По 5 баллов за верно определенное понятие. Всего- 15баллов.

1.Философия.

2.Демократия.

3.Рынок.

6.«Да» или «нет»?Если вы согласны с утверждением,напишите «Да»,если не согласны– «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. По1баллу за правильное утверждение или отрицание.Всего- 10баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

да

нет

нет

нет

да

нет

да

нет

нет

7.Установите соответствие. ( 3 балла)

А – 2, Б – 3, В – 1.

8.Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию(5баллов)

Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий,учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

9.Прочитайте текст. Выполните задания к нему.По 2балла за понятия, по 2балла за ответы на вопросы.Всего – 20 баллов.

1.1.Деятельность– такая форма активности,для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира.

2.Профессиональнаягруппа –совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием,как профессия.

3.Первобытноеобщество –самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства.4.Молодежь –социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик,особенностей социального положения.

5.Дифференциация– разделение целого на различные части. формы и ступени.

6.Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах.

7.Индустриальноеобщество –стадия развития общества, сменяющее традиционное общество.

8.Институт –исторически сложившаяся,устойчивая форма организации совместной деятельности,направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2.Переход к производящему хозяйству,усложнение социальной структуры,возникновение городов, появление государства,писаного права,письменности.

3.Г.Спенсер(1820 – 1903), английский философ и социолог.Учащимся известен как представитель позитивизма.

10.Работа с диаграммой.По 5 баллов за правильный ответ. Всего– 20 баллов.

Ответ:

1. Нет, данные диаграммы показывают,что страх перед наказанием удерживает от преступления19,6% мужчин и 20% женщин(примерно пятую часть).

2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение,нужно включить также респондентов,ответивший«Совесть не позволила»,«Из отвращения к поступку». В сумме с позицией«Из принципиальных соображений»это примерно75% мужчин и 76% женщин.

3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки).Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку«Совесть не позволила»,мужчины – более сдержанную«Из принципиальных соображений».

4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают,что большое значение имеют меры воспитательного,профилактического характера,формирование правовой культуры.С другой, то обстоятельство,что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием,может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость наказания.

11. За правильно решенную задачу– 4 балла.

В соответствии с действующим ГК РФ (ст.27) гражданин,не достигший18 лет, может заниматься предпринимательством,если получил согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности.Подростку нужно представить соответствующее заявление родителей или законных представителей в регистрационную палату.

12.По 2балла за правильное название колонок,по 1 баллу за правильное распределение позиций. Всего– 12 баллов.

Прямые налоги

Косвенные налоги

1, 2, 4, 5

3, 6, 7, 8

Максимальное количество баллов - 117

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

11 КЛАСС.

ОТВЕТЫ.

1.Выберите верный ответ (один или несколько). 10баллов

1.1. 4

1.2. 4

1.3. 3, 4

1.4. 2

1.5. 4

1.6. 3,5

1.7. 4

1.8. 3

1.9. 2

1.10. 1

2.Что является лишним в ряду?Лишнее слово подчеркните и объясните,почему вы так решили. По 1баллу за указанное лишнее понятие,по 2балла за объяснение.

Всего - 9баллов.

1.Административное право, т.к. все остальные –отрасли частного права.

2.Восприятие,т.к. это форма чувственного познания, а остальное -формы рационального познания.

3.Оппозиционные,т.к. это тип партии по отношению к правящему режиму, а остальные-по идеологическому признаку.

3.Заполните пропуск в ряду.По 2 балла за правильное заполнение пропусков.

Всего- 8 баллов

1.Дж.М.Кейнс.

2.Д.Локк.

3.Ш.Монтескье.

4.Традиционное лидерство.

4.«Да» или «нет»?Если вы согласны с утверждением,напишите «Да»,если не согласны– «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. По1баллу за правильное утверждение или отрицание.Всего- 10баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

нет

да

нет

да

нет

да

да

да

5.Установите соответствие.По 2балла за правильное соответствие.Всего – 18 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Е

Ж

Д

И

А

Г

Б

В

З

6.Замените выделенныйкурсивомфрагмент обществоведческим термином. По2 балла за правильное понятие. Всего- 6баллов.

1.Инфляция. 2.Социальный статус 3.Иерархия.

7.Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя мыслителя,ученого. Понятно,что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век,когда жил каждый из них, и область(-и)социального знания, которую он представляет.Прокомментируйте(раскройте смысл) первого отрывка.

По5 баллов за каждый правильно заполненный пропуск с указанием века и области знания. По 2 балла только за указанное имя. Всего – 20баллов.

Ответ:

1. К.Маркс, XIXв., экономист,социолог, философ.Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов(соответствия производительных сил и производственных отношений,классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата.

2. И.Кант, XVIII– начало XIXв., философ.

3. Ж.Ж.Руссо, XVIIIв., философ.

4. Г. Гегель, вторая половина XVIII– начало XIXв., философ.

8.Работа с текстом. По2балла за правильный ответ на вопрос.Всего – 6 баллов.

Ответ:

1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному.

2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения.

3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству,д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы,которую общество в состоянии предоставить индивиду, з)все, что способствует возвышению гуманизма.

Возможны другие правильные критерии.

9.По 2балла за правильное название колонок,по 1баллу за правильное распределение позиций. По2балла за правильный ответ на вопрос.Всего – 18 баллов.

Защитники безработицы

Критики безработицы

1, 4, 6, 8

2, 3, 5, 7, 9, 10

3.Защитники –скорее всего,представители частного предпринимательства;критики – большинство населения и общества в целом.

4.Типы (формы)безработицы- фрикционная,сезонная,структурная,циклическая.Возможны иные классификации.

10.Проанализируйте таблицу. По 4балла за каждый правильный ответ. Всего– 16 баллов.

Ответ:

1.Да, об этом свидетельствует динамика показателей в первой строке таблицы (5,7, 4,3, 3,2, 1,3% соответственно).

2. Нет, темпы прироста производственных фонтов в 1970 – 1990гг., напротив,росли (вторая строка таблицы).

3. Да, о внедрении новой техники свидетельствую темпы прироста производственных фондов (вторая строка). О низкой заинтересованности во внедрении достижений НТП может говорить сравнение второй и третьей строк таблицы(фондоотдача падала, что говорит о неполучении государством как собственником производственных фондов дополнительной прибыли и об увеличении себестоимости продукции).

4. Да, вывод подтверждает сравнение третьей и первой строк таблицы.

11.Анализ ситуации.По 3 балла за каждую задачу.Всего – 6 баллов.

1.Увольнение Н.Иванова законно,т.к. статья 265Трудового кодекса РФ запрещает«применение труда лиц в возрасте до18 лет на работах с вредными и(или) опасными условиями труда».

2.Указ губернатора не имеет законной силы, так как по Конституции Российской Федерации отношения автономного округа, входящего в состав области,регулируются федеральным законом и договором между органами государственного автономного округа и органами государственной власти области( гл. 3 ст.66 Конституции РФ).

12.По 2 балла за каждое верно указанное слово. Всего– 20 баллов.

«Глобальный мир – это не__9___. Наоборот,это возможность развития различных национальных политических и экономических моделей, которые могут информировать о себе остальной мир, а также возможность для ___14__ политических культур.

Контролировать мир становится все сложнее.Однако соблазн глобального__13__не происходит.Это таит в себе серьезные опасности –одна сторона претендует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным членам мирового сообщества,что неизбежно провоцирует серьезные___3___. В итоге мы наблюдаем парадокс – мир после окончания___11___стал не безопаснее,а, наоборот,намного рискованнее.Линий ___8___ появилось существенно больше, а ___16___только умножила риски. Например,создание в Европе открытого рынка рабочей силы привело к резкому росту__7___из исламских стран, которые стали требовать культурной и религиозной___1___. В контексте нарастающих противоречий между христианской и исламской цивилизациями Западная Европа сама стала заложницей своей___6___.

( К.В.Симонов,российский обществовед)

Максимальное количество баллов – 147.

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк заданий к олимпиадам 9-11 класс

Система заданий к олимпиадам по математике для 9-11 классов с решениями. Помогут преподавателям и учащимся в подготовке к олимпиадам....

Банк заданий к олимпиадам по истории

Задания разной сложности...

Банк заданий к олимпиадам по праву

Банк заданий к олимпиадам по праву...

Банк заданий по подготовке к олимпиаде по биологии

В данном банке собраны примеры олимпиадных заданий по биологии для 6-11 классов. В банке имеются задания. матрицы ответов и ключи....

Открытый банк заданий ФИПИ. Обществознание. ОГЭ.

Открытый банк заданий ФИПИ. Обществознание. ОГЭ....

Задания школьной олимпиады по обществознанию 10-11 классы

Этот материал может быть использован для работы с наиболее мотивированными  к изучению обществознания учениками...

Задание к олимпиаде по Обществознанию

Олимпиадные задания для 1 тура...