Интегрированный урок с программой «Здоровье» В.Н. Касаткина На тему: «Конфликты в обществе»
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Калимуллина Назира Завильевна

Конспект  интегрированного урока по программе В.Н. Касаткина на тему: "Конфликты в обществе" в 8 классе

Цель урока: Добиться усвоения учащимися основных понятий урока.

  • Выявить  сущность, типы,  конфликтов. Охарактеризовать основные виды конфликтов.
  • Научить работать с учебником, составлять схемы.
  • Развивать умение анализировать свои и чужие поступки, приводящие к конфликтам  в обществе.

Воспитать умение избегать и находить пути разрешения конфликтных ситуаций

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

«Школа здоровья и развития»

Интегрированный урок с программой  «Здоровье»  В.Н. Касаткина

На тему:   «Конфликты в обществе»

                                                                              Учитель истории

                                                                             Калимуллина Н. З

                                               

Радужный 2008 г.

Тема урока:   Конфликты в обществе.

Цель урока: Добиться усвоения учащимися основных понятий урока.

  1. Выявить  сущность, типы,  конфликтов. Охарактеризовать основные виды конфликтов.
  2. Научить работать с учебником, составлять схемы.
  3. Развивать умение анализировать свои и чужие поступки, приводящие к конфликтам  в обществе.
  4. Воспитать умение избегать и находить пути разрешения конфликтных ситуаций.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами самостоятельной работы.

Оборудование: Учебник Кравченко А.И. «Обществознание», тексты к самостоятельной работе,  карточки с примерами конфликтных ситуаций, на доске эпиграф к уроку и словарь урока.

Словарь урока: конфликт, конфронтация, конкуренция, соперничество, компромисс, посредничество, арбитраж.

Эпиграф к уроку:

Знай мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть мгновенный

Изливать покуда не спеши.

                                             Р.Гамзатов

                                         ПЛАН

  1. Мотивационно-целевая экспозиция
  2. Представление новой темы.
  3. Проработка нового материала.
  4. Организационно – связующий этап (домашнее задание)
  5. Контроль и оценка овладения новым материалом.

                                        ХОД УРОКА

  1.  Вступительное слово учителя.

Важным этапом в изучении социальной сферы  являются отношения между людьми. Все мы являемся частью одного большого социума. Человек придя на этот свет постепенно социализируется, становиться членом общества. Каждый день мы приходим в школу общаемся, узнаем что-то новое, переосмысливаем усвоенное раньше. И чем больше человек живет,  тем больше он узнает обо всем что его окружает. Важнее всего, наверное для человека  то - кто его окружает. Ведь от этого зависит то,  насколько себя он комфортно будет ощущать.  Но в жизни нередко бывают случаи, когда человек вступает в конфликт с окружающими  по тем или иным  причинам. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

  2.  Итак, запишите тему:  «Конфликты в обществе».

                           - Какое определение вы дали бы понятию конфликт?

                           - Какие вопросы необходимо проработать сегодня на уроке при изучении темы?

                            - Почему вы выделили именно эти вопросы?

По мере ответов на доске определяется план работы на уроке.

  1. Определение понятия конфликт.
  2. Сущность конфликтов
  3. Формы конфликтов
  4. Разряды конфликтов
  5. Виды конфликтов
  6. Способы протекания конфликтов
  7. Способы решения конфликтов
  1. Конфликт  ( от лат. conflictus- столкновение) - это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов ценностей, установок, а также осознанная  практическая деятельность по преодолению этих противоречий.  

             - Приведите примеры противоречий.

             - Назовите в своих примерах субъектов конфликта и предмет конфликта.

          - Что здесь является поводом конфликта?

          - Чем отличается причина от повода конфликта?

А теперь ребята посмотрим, какие формы могут приобрести конфликты . Самостоятельная работа с учебником (стр. 153  1,2,3 абз.) Преобразовать в схему.

                                         

                                                       

3.Раздаются текcты с различными примерами  конфликтов  для проработки на уроке.( Приложения 1,2)

Учитель: Мы с вами узнали, что конфликты можно разделить на три разряда.

Запишите, какому разряду конфликтов присуще 1,2,3,4 примеры.

Учащиеся по ходу урока заполняют таблицу. Работа в паре

Какие виды конфликтов существуют?

Работа в тетради. Оформление схемы с помощью учебника. (Самостоятельно)

 

 

 А теперь запишите в своей таблице, к какому виду относится ваши примеры.

 (Заполняют  третью графу таблицы)

Учитель: Американский ученый К. Томас дает описание пяти различных и типичных стратегий поведения людей в конфликтных ситуациях: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество. А теперь попробуем разобраться в каждом из них.  Работа с учебником (стр. 154)

Записывают в тетради и заполняют  таблицы.

  1. - Чем отличаются межличностные конфликты от межгрупповых?
  2. - Как вы считаете, какие люди могут быть вовлечены в конфликты?

Возможны отрицательные последствия межличностных и межгрупповых конфликтов.

  1. Ухудшают взаимоотношения людей.
  2. Конфликты очевидным образом отрицательно сказываются на самочувствии людей, вовлеченных  в них. Эти люди в конфликтной ситуации переживают отрицательные эмоции, а такие эмоциональные переживания всегда негативно сказываются на психическом или физическом состоянии.
  3. От конфликтов страдают не только сами их участники. Но и окружающие люди, особенно если те близко к сердцу воспринимают возникшую конфликтную ситуацию.
  4.     Конфликты могут не только способствовать, но и препятствовать личностному (психологическому развитию людей. Это в частности, проявляется  в том, что люди   во - первых лишаются поддержки тех. кто находится с ними в конфликте и мог бы оказать  им помощь  в психологическом росте. Во - вторых, человек, вовлеченный в конфликт полностью, поглощен им, ни о чем другом  он не думает.

Но конфликты  имеют и положительные последствия. Например: в межгрупповых конфликтах можно выделить следующие:

  1. Благодаря межгрупповым конфликтам общество не стоит на месте и развивается. История показывает, что  быстрее всего развивались те страны. Которые прошли через множество конфликтных ситуаций как на межгосударственном, так и на внутреннем уровне.
  2. Межгрупповые конфликты, как  и межличностные, позволяют социальным группам лучше осознавать свои интересы, так и интересы других социальных групп.

Учитель: Все мы понимаем,  что конфликты нужно решать.

            - Какие же пути решения конфликтов предложите вы?

Прослушиваем ответы учащихся. Обобщая  их ответы записываем в тетради:

Способы решения конфликтов:

Компромисс-  решение проблемы через взаимные уступки сторон; Переговоры –  мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;   Посредничество -  использование третей стороны в заочном решении проблемы;    

Арбитраж -  обращение к наделенному специальными  полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

 Применение силы, власти. Закона – одностороннее использование власти или  силы той стороны, которая считает себя сильнее.  

     Завершающий этап работы с текстом и таблицей.    Учащиеся самостоятельно прорабатывают 4, 5 графу и сдают работы.

  1. Домашнее задание  прочитать стр. 151-156 , выполнить практикум и проблему стр. 157  

         5.      Учитель подводит итог урока:   «Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг – друга. Иногда это трудно,  потому что не всегда люди видят  проблемы одинаково. Несмотря на это люди должны стараться решать их».

Выставление оценок за урок.                                                                                  


   ПРИЛОЖЕНИЕ  1                            

                                            КОНФЛИКТЫ В ОБШЕСТВЕ

Примеры

Разряд

Вид

Способ протекания

Разрешение конфликта

 (ваше предложение)

1.

2.

3.

4.

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кравченко  А. И.   Учебник «Обществознание» // М., 2007
  2. СгибаеваЕ.П. Классные часы в 10- 11 кл.// Ростов на Дону 2005г.
  3.  Немов Р.С.,  Алтунина И.Р.  «Социальная психология»  //М.,2008г.

?

?

Внутриличностные

    КОНФЛИКТЫ

Межличностные

Социальные

            КОНФЛИКТЫ

политические

экономические

Культурные и религиозные

профессиональные

этнические

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 8-м классе по теме "Конфликты в обществе"

(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознав...

Урок по обществознанию в 8-м классе по теме "Конфликты в обществе"

(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознав...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

8 класс. Обществознание. Тема "Конфликты в обществе".

Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС....

Интегрированный урок (английский язык - право) в 10 классе по теме "Политическая система российского общества"

В школе мы всегда уделяем большое внимание воспитанию у ребят активной гражданской позиции. И радует, что не только на воспитательных мероприятиях можно обратить на  этот вопрос внимани...

Открытый урок по обществознанию в 8 классе на тему:"Конфликты в обществе."

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС.  Файл содержит конспект урока и самоанализ проведенного урока....

Открытый урок по обществознанию на тему:"Конфликты в обществе."

План-конспект по ФГОС к открытому уроку по обществознанию в 8 классе на тему:"Конфликты в обществе", а так же презентация к данному уроку и самоанализ....


 

Комментарии

Калимуллина Назира Завильевна

Рекомендована для использования на уроках обществознания и на классных часах.