«Особые условия для развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
материал

Савчук Людмила Васильевна

При подготовке семинара особое внимание уделялось исследованию отношения педагогов и воспитателей к работе с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития, трудностям, с которыми сталкиваются педагоги, а также вопросам подготовки кадров к осуществлению данного вида деятельности.  Использовались информационные источники таких ученых, как  Л.Б. Баряева, А.Р. Малер, Л.М. Шипицына, С.Д. Забрамная, Л.Ф. Тихомирова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар для педагогов37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Особые условия для максимального развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Цель семинара:

  • формирование методической основы по вопросам организации обучения и воспитания  детей с умеренной, тяжёлой или глубокой  умственной отсталостью,  с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Задачи:

  • создание информационного пространства для обмена  опытом и профессиональной компетентности педагогов;
  • обновление методической базы  по использованию  специальных подходов к обучению  в целях включения в образовательный процесс  обучающихся с особыми потребностями.

Продолжительность семинара: 60 минут.

План семинара.

  1. Введение.
  2.  Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
  3. Особые условия для максимального развития   детей  с  умеренной, тяжелой или глубокой умственной  отсталостью    в процессе обучения.
  4. Подведение итогов семинара.

Перед каждым ребенком открыта своя дорога

                                                               развития, открыты свои возможности.

                                                           Все   дети   требуют   к    себе

                                                               благожелательного, вдумчивого

                                                                  отношения...

1.Введение.

   При подготовке семинара  особое внимание уделялось исследованию отношения педагогов и воспитателей к работе с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития, трудностям, с которыми сталкиваются педагоги, а также вопросам подготовки кадров к осуществлению данного вида деятельности.  Использовались информационные источники таких ученых, как  Л.Б. Баряева, А.Р. Малер, Л.М. Шипицына, С.Д. Забрамная, Л.Ф. Тихомирова.

      Среди важнейших прав и свобод граждан в современном обществе важное место занимает право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. Дети-инвалиды должны быть обеспечены возможностью в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми.

Реализация прав и свобод ребенка с  умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, ТМНР напрямую зависит от объема и качества системы его повседневной поддержки. Эти дети нуждаются в постоянной помощи  на всех этапах своего развития. Нельзя не признать, что большинство педагогов испытывают трудности в организации обучения  и воспитания данной категории учащихся.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Важно понимать, что Т различные нарушения влияют на развитие ребенка в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ему требуется значительная помощь, объем которой  превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объема и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребенка и возможности его участия в жизни общества.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, что препятствует освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи:        фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей  отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Данная категория обучающихся испытывает трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно

препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе.

В связи с выраженными нарушениями  процессов познавательной деятельности    у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают  препятствия в усвоении «академического» компонента  программ школьного образования. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

       Умственная отсталость обучающихся данной категории в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей. Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза - сложные формы ДЦП, вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.

Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.

Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы.  Они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

У третьей группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых - речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.

Для обучения таких детей  в условиях образовательного учреждения требуется  достаточное количество персонала и специалистов для удовлетворения потребностей в физическом сопровождении детей, выбор необходимых технических средств индивидуальной помощи и обучения, планирование форм организации учебного процесса.

        Состав обучающихся в классе должен быть смешанным, включающим представителей разных типологических групп. Смешанное комплектование обучающихся создает условия, где дети учатся подражать и помогать друг другу, при этом важно рациональное распределение учебных, воспитательных, сопровождающих функций персонала.

Наполняемость класса/группы обучающихся по 2 варианту АООП должна быть до пяти человек. Рекомендуется следующее комплектование класса: до 2-х обучающихся из первой группы; 1 обучающийся из второй группы, 2 или 3 обучающихся из третьей группы. Возможно, также, объединение двух классов, но в этом случае увеличивается количество персонала (не менее 4-х педагогов на 10 обучающихся).

Современные научные представления позволяют выделить общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития.

Аспекты реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Время начала образования. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.

Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.)

Применение специальных методов и средств обучения. 

Для коррекционно-развивающей работы с данной категории детей возникает  потребность в построении "обходных путей", в  использовании специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.)

Особая организация обучения. Учитывается        потребность в

качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.

Определение границ образовательного пространства предполагает учет        потребности в максимальном расширении образовательного

пространства за пределами образовательного учреждения. К примеру, формирование навыков социальной коммуникации необходимо осуществлять в естественных условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном транспорте и др.

Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.

Следует учитывать и потребности в пролонгированном обучении, выходящим за рамки школьного возраста. Например, обучение самостоятельному проживанию в условиях квартиры, где продолжается формирование бытовых навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности и организации свободного времени; обучение доступной трудовой деятельности, ремеслу в условиях сопровождаемого трудоустройства или специальных мастерских и т.д. С учетом трудностей переноса сформированных действий в новые условия названный аспект особенно актуален для обучающихся с ТМНР, особенно для поддержания самостоятельности и активности в расширении спектра жизненных компетенций.

Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и др.

Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.

3.  Особые условия для максимального развития   детей  с  умеренной, тяжелой или глубокой умственной  отсталостью    в процессе обучения.

      К  особым условиям для максимального развития   детей  с  умеренной, тяжелой или глубокой умственной  отсталостью    в процессе обучения относятся:

  •  раннее начало коррекционной работы;
  • благоприятная семейная обстановка и тесная связь  образовательного учреждения с семьей;
  • применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих  потенциальным возможностям  детей  с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью и целям их воспитания.

 Раннее начало коррекционной работы.

       Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте.

Связь семьи и образовательного учреждения для успешной реализации особых образовательных потребностей детей   с  умеренной, тяжелой или глубокой умственной  отсталостью.

     Условие благоприятного развития  такого ребенка - правильная организация его семейного воспитания. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако, часто им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления. Так, в ряде случаев приходится наблюдать, как мать делает за ребенка многое из того, что он может выполнить самостоятельно или с небольшой помощью. Ясно, что такие дети  нуждаются в помощи, обучении бытовым навыкам гораздо больше, чем другие дети. Воспитание такого ребенка требует терпения, настойчивости, понимания, часто – педагогической изобретательности. Но повседневное приучение ребенка с умеренной степенью умственной отсталости  к выполнению посильных заданий со временем окупают себя сторицей. Таких детей можно обучить многому: самообслуживанию, умению выполнять поручения и несложные виды труда, общению с окружающими людьми. Следует использовать склонности, привязанности, которые есть у таких детей, – любовь к музыке, прогулкам, интерес к определенным игрушкам и играм, чтобы побудить их к выполнению  менее приятных, но полезных для их развития заданий. Иногда приходится наблюдать, как родители упорно, в течение ряда лет, пытаются учить ребенка бессмысленному механическому повторению чисел до 100 и т. д. В погоне за такими знаниями  родители упускают гораздо более важное: подготовку ребенка к жизни в обществе, к посильному для него труду. Основное внимание родителей  должно быть направлено на следующие стороны психического и физического  развития ребенка:

  • развитие общей моторики и моторики рук и пальцев;
  • самообслуживание;
  • умение подчиняться взрослым и выполнять простые практические инструкции;
  • умение видеть и различать в окружающем мире предметы и  их отдельные свойства, пользоваться предметами практически, соответственно их назначению;
  • развитие речи детей;
  • развитие элементарных трудовых навыков, положительного отношения к труду;
  • привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим.

Практика показывает, что подросток с умеренной умственной отсталостью   может быть воспитан, трудолюбив, опрятен, в определенной мере самостоятелен в быту, приветлив с окружающими его людьми. Расширение контактов вне стен школы (в транспорте, парках, кино и т.д.)  положительно  влияют на развитие таких детей, увеличивают их социальный опыт. Задача учителей школы и педагогов надомного обучения вести разъяснительную работу с родителями данной категории учащихся, оказывать им необходимую помощь в вопросах обучения и воспитания.

Выбор  адекватных программ и методов обучения  детей с умеренной, тяжёлой или глубокой  умственной отсталостью, а также обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

       Обучающиеся с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью, а также обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития получают образование по АООП( вариант 2). На основе АООП, по рекомендации коллегиального заключения ПМПК  для учащихся разрабатывается СИПР. В разработке  специальной индивидуальной программы развития принимают участие педагоги специалисты,  сопровождающие  реализацию данной программы. при участии родителей (законных представителей) обучающихся.

 При разработке СИПР используют такие документы:

  • адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП  вариант 2);
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями);

  • примерные образовательные программы для обучающихся и требования к результатам освоения образовательных программ, учебный план.

СИПР  разрабатываться  на весь учебный год, корректировка  осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики.      

       Важнейшее условие для развития  познавательной деятельности детей с умеренной степенью умственной отсталости  - применение адекватных программ и методов обучения и воспитания. Обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития учащихся, их реальных возможностей, которые определяются  зоной ближайшего развития. Возможно, что некоторые дети не освоят чтение, не овладеют навыками письма и счета, но они научатся другим видам продуктивной деятельности, что также важно для их социальной адаптации.

   Основным методом обучения  является организация выполнения предметно-практических заданий на всех уроках и занятиях. Все видимое, слышимое, тактильно или эмоционально ощущаемое  является бесценной информацией  о мире вещей и людей. Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий. Чтобы правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки, важно знать психосоматическое здоровье ребенка, его работоспособность.  Необходимо обеспечить охранительный режим (чередование занятий с отдыхом, гигиенические условия, предупреждение эмоциональных перегрузок и т.д.).

Привитие навыков культурного и правильного поведения, соответствующего общепринятым нормам.

   Задача коррекционной работы с  детьми  с умственной отсталостью умеренной степени –  личностное, эмоциональное воспитание, формирование у них правильного поведения, соответствующего общепринятым нормам. Наблюдаемые  у  детей негативизм, упрямство, агрессивность двигательное и психическое беспокойство, создают для педагога большие трудности. Эти отрицательные качества – не только следствие органических особенностей ребенка, но и результат влияния среды: отсутствие режима, беспорядочности требований, плохого примера и т.д. для воспитания такого ребенка важную роль играют спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований, т.е. все, что создает и закрепляет у него необходимые привычки. Дети должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение, уметь защитить себя. Необходимо работать над пробуждением у них чувства жалости, радости, сострадания. Большое внимание следует уделять внешним формам поведения. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, благодаря твердым навыкам и привычкам, дети с умеренной или  тяжелой степенью умственной отсталости  могут общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств.  Такое поведение ребенка  с интеллектуальными нарушениями - результат огромной  совместной работы родителей, учителей и воспитателей.

Основные правила общения с детьми  с ТМНР.

1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.

2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.

3. Постарайтесь говорить мало и не быстро.

Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо говорить четко, ясно, коротко и простыми словами.

4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.

Общение – это обмен репликами. Не забывайте оставлять ребенку возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной).

5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.

Общение – это способ повлиять на окружающее, поэтому так важно дать ребенку то, что он просит, или не делать с ним того, от чего он отказался. Без соблюдения этого правила у ребенка не формируется или пропадает мотивация для ответа.

  1. Важно не забывать обращаться к ребенку по имени!

Возможность участия детьми  с ТМНР в деятельности.

  Многим детям с ТМНР сложно включиться в деятельность. Часто такие дети выбирают позицию наблюдателя, не пытаясь активно что-то сделать, повторить за взрослым, попробовать самостоятельно. Иногда это связано с тем, что ребенок не понимает, что происходит или как это можно сделать.

Помочь такому ребенку может метод «рука-под-рукой» либо действия «рука в руке».  Суть этих подходов заключается в совместных действиях взрослого и ребенка. В первом случае рука взрослого подводится под руку ребенка, и он может «наблюдать руками» за движениями взрослого, а может и убрать свою руку, если устал или боится. Во втором варианте рука взрослого

располагается поверх руки ребенка и помогает ему выполнить то или иное действие. Когда ребенок уже может выполнить какую-то часть действия самостоятельно, помощь взрослого должна уменьшаться. В других случаях ребенку сложно организовать внимание, начать движение. Таким детям

может потребоваться много времени, чтобы подготовиться к выполнению действия. Важно не спешить и подстраиваться под индивидуальный темп ребенка. Не все дети способны включиться в деятельность с первого раза. Порой  требуется много повторов, чтобы ребенок мог активно участвовать в том, что предлагает взрослый.

      Известно, что все мы лучше учимся, когда мы заинтересованы и мотивированы. Такие ситуации часто возникают абсолютно незапланированно, когда ребенок увлекается определенным предметом или идеей. Важно заметить эти моменты и постараться их максимально использовать.

       В помощь специалистам и родителям в настоящее время разработаны и внедряются в практику работы с детьми различные системы дополнительной и облегченной коммуникации. Много практических рекомендаций дано в книге Мойры Питерси и Робина Трилора  Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. Преодолению проблем коммуникации посвящена «Книга 3: Навыки общения». Методика обучения при помощи обмена карточками подробно расписана в книге Лори Фрост Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов – М.: Теревинф, 2011. Работе с использованием языковой программы Макатон можно научиться на семинарах «Языковая программа Макатон. Базовый курс» в РБОО «Центр

лечебной педагогики».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что  

реализация особых образовательных потребностей  ребенка  с  умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с ТМНР возможна при правильном выборе  специальных форм, методов и приемов обучения и воспитания. А использование индивидуального и компетентностного подхода позволит формировать жизненно важные компетенции у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в процессе их обучения в образовательном учреждении.

Методические информационные ресурсы:

Российский общеобразовательный портал — http://www.school.edu.ru 

Единое окно доступа к образовательным ресурсам — http://window.edu.ru/

Архив учебных программ и презентаций — http://www.rusedu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про

Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с  тяжелыми и множественными нарушениями развития...

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)

Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).

Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...