Методическая разработка по английскому языку
методическая разработка

Фёдорова Елена Вениаминовна

Методическая разработка по английскому языку на тему:

 «Применение современных технологий при обучении английскому языку для повышения мотивации к предмету и качества образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_e.v.docx63.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гатчинская СОШ №8 «Центр образования»

Методическая разработка по английскому языку на тему:

 «Применение современных технологий при обучении английскому языку для повышения мотивации к предмету и качества образования»

Работу выполнила Федорова Елена Вениаминовна,

учитель английского языка

г. Гатчина, 2024

Введение

«Чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть» обучение, а прожить его нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтоб оно имело жизненный смысл для учащегося»                                                                                                         А.Н. Леонтьев

В российской концепции модернизации образования современный класс определяется как многофункциональная единица образовательного процесса, в которой сосредоточены и реализуются все педагогические воздействия. Общение учителя и ученика направлено как на активизацию познавательных способностей, так и на целенаправленное изучение индивидуальных достижений каждого ученика.

ФГОС вводит новое понятие как учебная ситуация, то есть такая единица учебного процесса, в которой ученики определяют предмет своей деятельности при помощи учителя, исследуют его, ставят цели и вырабатывают план по ее достижению. Взаимодействие учителя и учеников меняются, так, в рамках такого деятельностного подхода, они становятся партнерами. Центром внимания становится ученик, то есть его личность. Поэтому целью современного педагога становится выбор оптимальных методов и форм организации учебной деятельности, соответствующие поставленной цели развития личности.

Однако для функционирования ФГОС и достижения запланированных результатов необходимо наличие мотивации к изучению и освоению иностранного языка (английского).

Основная часть

Проблема мотивации является одной из основных и фундаментальных проблем в психологии. Этому вопросу посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых. Мотивация является одним из важнейших элементов любой деятельности и представляет интерес для многих дисциплин. В.Г. Асеев отмечает, что «в динамике развития личности скрыты устойчивые закономерности, раскрытие которых является основной задачей психологии. Важнейшая из них - закономерность развития мотивации, которая является высшей регулятивной формой психических процессов и движущей силой человеческой деятельности».

Под мотивацией учебной деятельности понимаются факторы, обеспечивающие проявление учебной деятельности, такие как удовлетворение целей и потребностей, возникновение чувства долга или интереса. При изучении психологической литературы разные авторы выделяют различные типы мотивации учебной деятельности; П.М. Якобсон определяет мотивацию, связанную с результатами обучения, следующим образом.

Когнитивная мотивация - непосредственно связана с процессом учебной деятельности. «Положительная мотивация - ориентирована на успех деятельности. Стремится к успеху любыми средствами, ищет условия, необходимые для выполнения деятельности, и четко придерживается цели. Негативная мотивация - стремление избежать неудачи, боязнь критики и провала. Неудача в выполнении того или иного задания вызывает негативные эмоции».

Существование множества различных классификаций говорит о том, что в психологии нет признанного стандарта для классификации мотивации учебной деятельности. Однако большинство классификаций основано на распределении внешней и внутренней мотивации. Таким образом, все мотивы учебной деятельности можно разделить на две основные категории. Первая категория связана с содержанием и процессом осуществления учебной деятельности и включает в себя познавательные интересы учащихся, потребность в интеллектуальной деятельности и приобретении новых знаний, умений и навыков.

Вторая категория рассматривает отношения между ребенком и окружающей средой, то есть желание ребенка общаться с другими людьми, быть оцененным и признанным другими, играть определенную социальную роль в общественных отношениях - все это внешние мотивы. Можно утверждать, что внутренняя мотивация учебной деятельности является более естественной и приводит к наилучшим результатам.

Однако не стоит забывать, что сам процесс обучения в большей степени стимулируется факторами, относящимися к категории внешней мотивации. Причин присутствия вне личностной мотивации в процессе обучения может быть несколько. Причина в том, что процесс обучения связан с социально обусловленными процессами и условиями.

Очевидно также, что главная задача учителя - стимулировать внутреннюю мотивацию учащихся к обучению. Внутренняя мотивация является необходимым элементом для создания внутренне согласованной предметной структуры учебной деятельности и оптимальной организации всего процесса ее выполнения. При преобладании внешней мотивации формируется не адекватная, инвертированная субъектная структура учебной деятельности, а объект целевого поведения, то есть субъект учения, меняет свой статус и становится условием или средством реализации важной внешней мотивации личности. Таким образом, в основе большинства классификаций лежат две основные категории: внутренняя и внешняя мотивация. Внешняя мотивация связана с отношениями между учеником и окружающей средой, в то время как внутренняя мотивация непосредственно связана с самим процессом обучения. Внутренние мотивы - это те, которые приносят наилучшие результаты в процессе обучения, поэтому все преподаватели должны ориентировать свою деятельность на формирование мотивов, связанных с познавательными интересами учащихся.

Также стоит отметить, что необычные формы подачи материала, приятные демонстрации, эмоциональность речи учителя, опора на жизненный опыт, обсуждение личной и социальной значимости изучаемого, уместное использование поощрения и наказания - все это создает положительную мотивацию к обучению.

К.Д. Ушинский писал: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике  охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Для одних учеников процесс изучения языка важен, значим, и они мотивированы учить язык (хотя их мотивы могут быть разными: самореализация, высокая мотивация достижения, ориентация на достижение цели, бегство от неудачи или поражения). Для другого ученика язык - это тяжелая ноша, и он не скрывает своей скуки, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и, честно говоря, часто винит ученика в неправильном поведении или неспособности выучить иностранный язык. Однако критически мыслящие учителя могут взглянуть на эти ситуации совершенно иначе. Это знак, который отвечает на вопрос: "Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, отвечают ли они потребностям учеников?". То, что умение мотивировать учеников - важный навык для учителя, - это само собой разумеющийся факт.

Учебная мотивация означает сосредоточенность ученика на определенном аспекте учебы и связана с его внутренним отношением к учебе (то есть с тем, ради чего он учится и что побуждает его к учебе).

К ним относятся авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предметам, желание получить высшее образование и расширить свой кругозор.

В начальной школе ученики плохо понимают, для чего они учатся. Часто это делается для родителей, учителей или для получения оценок. Это затрудняет обучение осознанному приобретению знаний. Однако, с другой стороны, остается мощная мотивация: оценка.

К концу начальной школы должен быть сформирован хотя бы первый этап учебно-познавательной мотивации, то есть интерес не только к новым знаниям, но и к способам их добывания.

Младшие классы - это этап освоения самостоятельных форм работы и период интеллектуально-познавательной деятельности, стимулируемой соответствующими учебно-познавательными мотивами.

Учебная мотивация детей младшего школьного возраста заключается не только в получении новой информации и знаний, но и в поиске общих закономерностей и, самое главное, в том, чтобы научиться самостоятельно добывать знания. Такое развитие познавательной деятельности возможно только в том случае, если интерес к учебе связан с формированием смысла жизни.

Условиями, благоприятствующими переходу к среднему образованию, являются потребность стать взрослым, общая активность, желание осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к независимости и самоутверждению.

В то же время у этой возрастной группы есть и негативные стороны. К ним относятся незрелые оценки себя и других, конфликтность, безразличие к мнению учителей, отсутствие понимания значимости обучения и его возможного использования в будущем.

Детям часто приходится выбирать между "хорошим учеником" и "хорошим одноклассником". В начальной школе учителя формируют самооценку на основе успеваемости, в то время как в средней и старшей школе учитываются не академические характеристики и качества, проявленные в  общении.

В результате неудовлетворенность собой и негативная самооценка распространяются и на учебную деятельность.

Взрослые должны предпринимать активные действия. Учителя должны смотреть глазами подростков, чтобы понять, с какими проблемами они сталкиваются при взаимодействии со сверстниками, и при необходимости помочь им.

Мотивация к обучению - это внутренняя психологическая черта личности, которая, как внешнее проявление, выражается в отношении человека к окружающему миру и различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация учащихся средней школы - это положительное отношение к учебе и стремление добиваться успехов в учебе. Для того чтобы у ребенка была сильная мотивация к обучению, каждый должен уметь сказать себе: "Я могу это сделать! И я сделаю!"

Существует еще пять типов мотивации:

1. мотивация цели: человек полностью осознает, что влечет за собой деятельность, какова ее цель и с помощью чего она будет достигнута.

2. мотивация успеха: мотивация к обучению удваивается, если предмет обучения "успешен". Перспектива применить полученные знания не только на уроках, но и во внеклассной работе значительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

3. национальная мотивация: язык быстро реагирует на любые социальные изменения в жизни страны. Он отражает обычаи страны. Все это имеет большое значение для понимания социальной природы языка.

4. эстетическая мотивация помогает превратить изучение языка в удовольствие.

5. инструментальная мотивация учитывает темперамент обучаемого и дает возможность каждому ученику проявить себя в любимом деле. (Искрин С.А. 2004, № 2;-с.95)

Вопрос в том, почему одни дети с удовольствием учатся, а другие равнодушны? Как мотивировать каждого ученика учиться и добиваться успеха? Ответ на эти вопросы заключается в работе с мотивацией учащихся к обучению.

Формирование мотивации к обучению не означает, что учителя "вдалбливают" в головы учеников готовую мотивацию и заданные извне цели. На самом деле, формирование мотивации к обучению - это  создание условий для развития у учащихся внутренней мотивации и к  обучению (мотивов, целей, эмоций), осознания и дальнейшего развития себя в плане мотивации к обучению. В этом случае учитель не просто наблюдает за тем, как формируется мотивация к обучению у ученика, а мотивирует его с помощью  комплекса продуманных психологических приемов.

Ученики начальной школы не имеют единой мотивации к обучению, у них есть мотивы разной природы, которые можно разделить на следующие категории:

учебно-познавательные мотивы (интерес к учебе, желание знать, познавательные потребности, любопытство и т.д.); и непосредственные облегчающие мотивы (например, жизнерадостность, новизна, развлечение, страх наказания и т. д.); и способствующие перспективы (например, чувство ответственности, чувство долга).

Многочисленные исследования показали, что необходима целенаправленная работа по развитию у учащихся подлинной мотивации к обучению. Учебно-познавательная мотивация занимает особое место среди вышеперечисленных категорий мотивации и может быть сформирована только в процессе активной учебной деятельности.

Существует множество способов побудить учеников к изучению английского языка.

Энтузиазм, оптимизм и создание атмосферы, в которой дети верят в свои силы, - вот составляющие успеха.

Без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры в способности детей невозможно вызвать у учеников желание изучать иностранный язык и общаться на нем. Очень важно воспитать в детях дух оптимизма, который является результатом реалистичного мышления. Для этого учителя должны подавать живой пример оптимизма своим ученикам и коллегам. Важно и необходимо ставить перед детьми реалистичные и достижимые цели и задачи, давать им проблемные задания с предсказуемым и успешным результатом. Акцент должен быть сделан на упорстве и старании детей при выполнении задания, а не на конечном результате как таковом.

Необходимо внушить детям мысль о том, что в основе успеха лежат неудачи. Важно научить детей ценить коллективные достижения также, как и свои собственные.

Игры.

Игры - самое мощное средство мотивации, удовлетворяющее потребность школьников в новизне и разнообразной практической деятельности, связанной с содержанием обучения. Игры, то есть ролевые игры, предоставляют широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра - это методический прием, который относится к активным методам обучения практическим навыкам на иностранном языке. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение участниками реальной практической деятельности и создает условия для реального общения. Обучающий эффект ролевой игры достигается в основном за счет мотивации и повышения интереса к изучаемой теме. Она эффективна как на начальном, так и на среднем уровне обучения.

Ролевая игра стимулирует речевую активность, ставя учеников в ситуации, когда им нужно говорить, спрашивать, исследовать, доказывать или делиться с партнером. Дети начинают верить, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует потребность детей в общении друг с другом и с учителем, создает равные условия для партнеров по диалогу и разрушает барьеры между учителем и учениками.

Эта игра дает  возможность застенчивым и неуверенным в себе ученикам выступить и таким образом преодолеть барьер неуверенности. В ролевой игре каждый играет свою роль и должен быть активным партнером по вербальному общению. В ходе игры ребята учатся таким элементам общения, как умение инициировать диалог, поддерживать диалог, перебивать, соглашаться с собеседником, спорить в нужный момент и задавать уточняющие вопросы.

Ролевая игра основана на межличностных отношениях, реализуемых в процессе общения. Как способ межличностного общения, ролевые игры вызывают потребность в общении и стимулируют желание участвовать в иноязычной коммуникации.

Ниже рассмотрим некоторые варианты ролевых игр.

Игра «Покупатели»

Класс делится на 2 команды. Одна команда может «покупать» только слова, в которых буква "с" читается как [s], а другая – слова, в которых эта буква читается как [к]. Учитель в быстром темпе показывает детям карточки со словами count, country, carrot, clock, cat, cycle, cinema, nice, close, welcome, city. Задача команды - успеть озвучить слово («купить» его).

Игра «В магазине игрушек»

На полке, на столе, под столом, в коробке, на коробке, на стуле и под стулом разложены разные игрушки. Я объясняю детям: «Ребята! У меня сегодня болит голова. Так что помогайте мне».

Покупатель: Good afternoon! Can I have a pink doll, please.

Продавец: Oh, where is my pink doll, I wonder?

Покупатель: It's on the shelf.

Продавец: Oh, here it is. Here you are!

Покупатель: Thank you. Good-bye!

Продавец: You’re welcome. Bye!

И так в магазин заходят несколько покупателей-учеников.

Игра служит средством активизации лексики и грамматики, а также развития навыков и умений во всех видах деятельности. Она обеспечивает хорошую практику произношения, активизирует лексику и грамматику и развивает навыки аудирования и говорения. Игра развивает творческие способности и мышление детей. Игры предполагают принятие решений о том, как действовать, что говорить и как победить. Обучающие игры помогают сделать процесс изучения иностранного языка веселым и увлекательным.  Чувство равенства и доброжелательная атмосфера дают детям возможность преодолеть застенчивость и стереотипы,

устранить языковой барьер и усталость. Игровой элемент можно включить в любой вид деятельности на уроке, чтобы даже самые скучные занятия стали увлекательными. Игры - один из самых сильных мотиваторов для изучения иностранного языка.

Игровая деятельность в учебном процессе выполняет следующие функции:

1) образовательная функция: развитие памяти,  внимания, распознавания информации и общих учебных навыков, которые также способствуют развитию навыков владения иностранным языком.

2) воспитательная функция заключается в развитии таких качеств, как забота о других и отношение к миру, а также чувство взаимопомощи. Школьники могут изучить этикет и клише импровизированного общения на иностранном языке и развить такие качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция направлена на то, чтобы задать настроение аудитории, превратив ее в интересное и необычное событие, захватывающее приключение, а иногда даже в сказку.

4) Коммуникативная функция предполагает создание атмосферы иноязычного общения, сплочение коллектива учеников, установление новых эмоциональных и коммуникативных отношений на основе иноязычного взаимодействия.

5) Релаксационная функция заключается в снятии эмоционального напряжения, вызванного напряжением нервной системы в процессе интенсивного изучения иностранного языка.

6) Психологическая функция предполагает формирование навыков, физическую подготовку к более эффективной деятельности, а также реорганизацию психики для усвоения большого объема информации.

7) Развивающая функция направлена на согласованное развитие личностных качеств с целью активизации резервных возможностей личности.

Для ребенка игра - это веселое и увлекательное взаимодействие с учителями и сверстниками, и в некоторой степени эти рассуждения обусловлены внутренней потребностью в игре.

Конечно, необходимо помнить, что игра на уроке иностранного языка - это не просто коллективное времяпрепровождение, а главное средство достижения конкретных целей обучения на данном этапе (от небольших разговорных навыков до умения вести самостоятельный диалог).

Требования к игре как средству достижения целей обучения.

1) должно быть ясно, какие навыки и умения отрабатываются в игре, что ребенок не смог бы сделать до игры и чему он научился в игре. Если ребенок повторяет песню, стихотворение или повторяет заученную строчку во время игры, это не значит, что он приобрел новый навык во время игры. Если ребенок научился менять слова местами, выбирать правильное слово по смыслу или самостоятельно строить группу слов, предложение или фразу, значит - он приобрел новый навык;

2) игры должны предполагать умственные усилия со стороны ребенка. Нет необходимости устанавливать строгие правила для игр. (Матухина М.В. 1984;-с.144).

Игры принимают самые разнообразные формы.

В зависимости от типа деятельности игры можно разделить на следующие категории:

- физические (двигательные)

- интеллектуальные (умственные)

- трудовые

- социальные

- психологические игры.

В зависимости от характера образовательного процесса, игры можно разделить на следующие категории:

1) воспитательные, обучающие, контрольные, обобщающие;

2) познавательные, обучающие, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4) коммуникативные, диагностические и профориентационные.

Исходя из характера методов, игры можно разделить на следующие категории:

- предметные

- эпизодические

- ролевые

- коммерческие

- пародийные;

- театрализованные игры.

Существует шесть основных целей использования игр на уроках иностранного языка:

1. Для развития конкретных навыков;

2. развитие разговорных навыков;

3. тренировка коммуникативных навыков;

4. развитие необходимых способностей и психических функций;

5. познание (в соответствующих областях формирования языка);

6. память на языковой материал.

В соответствии с этими целями существует несколько групп игр, развивающих интеллектуально-познавательную деятельность детей.

1.грамматические игры.

Цель этой группы игр - научить использовать фонологические примеры, содержащие определенные грамматические трудности, создать естественные контексты для использования этих фонологических примеров, развить фонологическую творческую активность и самостоятельность ребенка.

2. игры на развитие словарного запаса

Цель этих игр - тренировать употребление лексики в ситуации, приближенной к естественной среде, знакомить детей со словосочетаниями, активизировать речевую и мыслительную деятельность, развивать речевую реакцию.

3.Игры на постановку произношения

Отработка и развитие артикуляционных навыков, включая интонирование предложений и фонем.

4. Орфографические игры

Цель этих игр - отработать правописание английских слов. Некоторые игры направлены на развитие навыков запоминания, другие - на определенные орфографические модели английских слов.

5. творческие игры.

Цель игр - помочь ученикам понять смысл предложения, научиться выделять ключевые моменты в потоке информации и развить слуховую память.

Этот тип игр развивает навыки аудирования и говорения. Одной из задач таких игр является обучение вербальным реакциям в процессе общения.

Применение компьютерных информационных технологий.

Развитие информационных технологий внесло значительный вклад в использование компьютеров в процессе обучения. Компьютер стал неотъемлемым учебным пособием, облегчающим процесс обучения, включая изучение английского языка. Использование компьютера при преподавании и изучении языка приносит ряд преимуществ по сравнению с другими методами:

1. Превосходная интерактивность, в отличие от магнитофона, кинопроекторов и даже обычной маркерной доски;

2. Возможность для компьютера выступать в роли учителя или репетитора, предоставляя материал, помогая ученикам усвоить его, а также предоставляя дополнительную информацию и объяснения;

3. Гибкость компьютера как обучающего инструмента. Компьютер не только предоставляет учащимся информацию о правилах и правильных ответах, но и способен анализировать ошибки, сделанные учениками, и реагировать соответствующим образом, помогая им прийти к правильному решению. Участие в дистанционном обучении требует от учеников активного участия, выполнения упражнений, обсуждения идей, а также обеспечивает непрерывный процесс обучения без ограничения по времени.

В качестве вспомогательной технологии люди с ограниченными возможностями могут использовать его для устного общения. Даже если они не умеют говорить или писать, компьютерные системы позволяют им общаться с широкой публикой и в традиционных классах. Без использования этого вида технологий в классе многие люди с ограниченными возможностями не смогли бы участвовать в традиционном учебном процессе. Учителя также могут обучать учеников, выполняя задания в Интернете. Компьютеры могут играть роль учителя или репетитора, предоставляя учебные материалы, помогая ученикам их изучать и предоставляя дополнительную информацию и объяснения. Компьютер может стать партнером ученика в совместной игре в образовательные игры. Его также можно использовать для создания примеров, объяснения определенных операций или для поддержания беседы.

От современных учителей требуется эффективное использование ИКТ в процессе преподавания и обучения. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Например:

(a) Презентации используются очень часто. Они полезны как для учителей, так и для учеников. Помимо текста, презентации могут содержать фотографии, диаграммы, таблицы, видео и музыку.

б) Очень распространены компьютерные тесты. Этот метод вызывает определенные эмоции у учащихся, поскольку является нетрадиционным способом контроля знаний.

(c) Эффективным способом повышения интереса школьников к изучению иностранного языка является использование электронных учебников в классе. Это позволяет повысить наглядность и привлекательность уроков, которые визуализируются с помощью мультимедийных элементов и, в отличие от плакатов, могут быть адаптированы по мере  необходимости.

Проектная педагогика (проектная технология) - это методика в области образования, в том числе иностранных языков, которая основана на моделировании социального взаимодействия в группе в процессе обучения. По сути, проектная технология - это обучение в процессе обучения и в системе социального взаимодействия. Учащиеся получают, исполняют и разыгрывают различные социальные роли (организаторов, лидеров, исполнителей и т.д.) в процессе решения проблем и готовятся к ним в аутентичных интерактивных ситуациях.

В основе проектной методики лежит развитие когнитивных навыков, способности самостоятельно конструировать знания, умения ориентироваться в информационном пространстве и навыков критического мышления" (Е.С. Полат). Метод проектов как образовательная методика представляет собой серию исследовательских, поисковых и проблемно - поисковых методов, которые носят творческий характер".

Проекты - идеи, планы, программы строительства, механизмы, проекты документов.

Типы проектов

В зависимости от «предметной области» проекты можно разделить на два типа.

Одиночный проект. Обычно такие проекты выполняются в одной предметной области. Выбирается наиболее сложная часть или тема. Конечно, в одиночном проекте для решения проблемы могут быть использованы знания из других дисциплин. Однако сама проблема находится в рамках одной области знаний. Этот тип проекта также требует тщательной организации уроков, причем не только с точки зрения целей и задач проекта, но и с точки зрения знаний и навыков, которые должны приобрести ученики. Логика каждого урока планируется заранее для каждой группы (распределение ролей внутри группы осуществляется самими  учащимися), а формат презентации выбирают сами участники проекта. Работа над проектами обычно продолжается во внеурочное время (например, в рамках студенческих научных семинаров) в виде индивидуальных или групповых проектов.

Междисциплинарные. Как правило, такие проекты проводятся во внеучебное время. Такие проекты могут быть как небольшими, включающими две-три дисциплины, так и крупными, общешкольными и  долгосрочными. Такие проекты требуют сотрудничества многих творческих групп, очень умелой координации со стороны экспертов, четкой программы исследования и хорошо продуманного формата промежуточных и итоговых претентаций.

Типы школьных проектов

Однопредметные проекты - это проекты, выполняемые в рамках одного предмета (дисциплины) и хорошо подходящие для классно - урочной системы обучения.

Междисциплинарные проекты - это проекты, в которых используются знания из двух или более дисциплин. Они обычно служат дополнением к аудиторным занятиям.

Внедисциплинарные проекты - это проекты, которые выполняются на стыке областей знаний, за границами дисциплин. Они дополняют учебную деятельность и носят исследовательский характер.

В зависимости от характера связи проекты могут быть региональными или международными.

В зависимости от количества участников проекты можно классифицировать как индивидуальные или групповые.

Что касается продолжительности проекта, то он может быть краткосрочным (завершается за несколько занятий), среднесрочным (от одной недели до месяца) или долгосрочным (от одного месяца до нескольких месяцев).

Конечно, в реальной жизни чаще всего встречаются гибридные проекты, которые сочетают в себе черты исследовательских, творческих и других проектов. Однако исследовательский проектный подход является самым центральным и в то же время самым сложным. Он основан на развитии способности понимать окружающий мир на основе научной методологии и является одной из важнейших задач общего образования.

Проектный подход требует изменения позиции учителя. От роли передачи готовых знаний учитель переходит к роли организатора познавательной деятельности учащихся. Меняется и психологическая обстановка в классе, учитель должен корректировать свою учебную деятельность и деятельность учащихся, отдавая приоритет разнообразной самостоятельной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности учащихся.

Музыка.

Музыка - один из самых мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песни неоценимы для изучения английского языка. Песни мотивируют учащихся и являются веселым и увлекательным способом узнать об иностранном языке и культуре. В отличие от грамматических структур, которые исчезают после одного урока, песни остаются в памяти надолго и становятся частью культуры человека. Так в чем же преимущества песен в методике преподавания английского языка?

Песни содержат новые  слова и выражения, поэтому они являются средством активизации изучения лексики и расширения словарного запаса.

Песни помогают активизировать словарный запас, вводя знакомые слова в новые контексты. Песни помогают выучить и активизировать грамматические структуры.

Песни помогают улучшить произношение.

Пение способствует эстетическому воспитанию учащихся и сплочению коллектива. Пение дает учащимся возможность расслабиться и отвлечься от обычных учебных занятий в классе. Это одна из форм релаксации, которая необходима во время и после занятий для снятия напряжения и восстановления работоспособности.

Видеокурс

При выборе контента важно, чтобы материал был эмоциональным и запоминающимся. Материал должен содержать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин социальной жизни, культур, стран и людей, они будут изучать только словесные представления, лишенные жизненного содержания, и вскоре забудут их. В дополнение к учебникам и программам для учителей следует использовать видеоуроки, используя возможности для обогащения учащихся.

Изучение стихов, песен и сказок.

Известно, что каждая страна имеет свою культуру, духовные ценности и мировоззрение, которые отражаются в ее языке. Преподаватели иностранных языков - это, прежде всего, преподаватели культуры иностранного языка, и их задача - познакомить своих учеников с культурой страны родного языка. Одним из способов достижения этой цели является изучение литературного и песенного наследия страны изучаемого языка.

Сказка.

Сказки оказались благодатной почвой для раннего обучения иностранным языкам. Сказки очаровывают детей. Сказки влияют на эмоциональное состояние детей. Сказки снижают тревожность и негативные эмоции, способствуют развитию восприятия, сопереживания, общения с любимыми героями и собственного творчества. Использование сказок на уроках позволяет детям познакомиться с героями и традициями сказок, найти сходство с русскими сказками. В этом процессе важно использовать аутентичные учебные материалы. С помощью сказок учитель может развить практически все навыки и умения, научить их прогнозировать и пересказывать содержание сказок.

Важно также наглядно представить быт, традиции и языковую реальность страны изучаемого языка. Сказки помогают выполнить важнейшее требование коммуникативной методики: представить процесс обучения языку как постижение живой иноязычной действительности.

Эффективность использования сказок в обучении речи зависит не только от четкого определения их места в системе обучения, но и от рациональной организации структуры курса и согласования возможностей изучения сказок с целями обучения.

Структуру учебной программы по обучению устной речи можно разделить на четыре этапа:

1) подготовительный этап - начальный этап устранения языковых и лингвокультурных трудностей;

2) восприятие первого чтения сказки - развитие навыков восприятия информации;

3) контроль понимания основного содержания

4) развитие языковых и речевых навыков.

Четвертому этапу может предшествовать повторное прочтение. Определим эти этапы.

1. Подготовка.

Скажите детям название сказки и попросите их угадать, о чем она. Затем введите новую лексику, необходимую для понимания сказки, и попросите их активно ее освоить. Вводите новую лексику перед чтением каждой сцены вслух.

Особое внимание уделите фразам со страноведческими пометками.

2. Понимание сказок (по частям). Перед чтением каждой части (каждой сцены) дайте учащимся следующие установки:

- Кто главный герой?

- Что они думают о главном герое?

- Что он сделал?

3. Проверить понимание основного содержания

Сначала, перед чтением, учащиеся должны ответить на вопросы, заданные учителем.

Затем они могут использовать такие упражнения, как "выбор правильного ответа" и "логическое построение предложений".

4. Развитие навыков устной речи.

Навыки устного общения можно стимулировать с помощью различных заданий.

К примеру:

- Опишите главных героев.

- Разыграйте диалоги между персонажами.

- Прокомментируйте поведение персонажей.

- Какие идиомы используются для описания главных героев?

В силу своей специфики сказки следует использовать в качестве основы для изучения содержания. Сказки содержат вымысел и фантазию, поэтому с методической точки зрения они более ценны, чем другие литературные жанры.

Когда дети в начальной школе слушают сказки, они чувствуют, что воображаемый герой реален, они сопереживают ему и переживают то, что изображено в сказке. Это сопереживание и воображение порождают фантазию - самостоятельную творческую деятельность ребенка. Вымысел, который всегда присутствует в сказках, дает детям возможность дать полную волю своему богатому воображению. При работе со сказками педагог может опираться не только на опыт детей, но и на их воображение, что помогает расширить содержательный аспект общения.

Сказки – это, прежде всего, вымысел. Однако этот основной принцип художественного подхода к сказкам не отрицает их связи с реальностью, которая определяет их идейное содержание, сюжет, образность, детали повествования и язык. Вымысел в сказках, как правило, очень конкретен и основан на реальности. Каждая сказка, как бы фантастично ни было ее содержание, рисует реалистическую картину народной жизни. За приключениями сказочных героев стоит судьба человечества, а конфликты в сказках передают сложные семейные и общественные отношения. Авторы сказок рассказывают юным читателям о трудностях выбора честного пути, о горечи одиночества и радостях дружбы, о том, что искренность и доверие - основа мира и счастья на земле. В сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и эмоциями, такими как жизнь и смерть, любовь и ненависть, предательство и неверность.

Образовательный потенциал сказок в преподавании английского языка.

Сказки, написанные или адаптированные учителями или специалистами по педагогике с целью использования их для решения конкретных педагогических задач в процессе обучения, можно назвать дидактическими сказками.

Такие сказки широко используются при обучении фонетике в начальной школе. Детей можно познакомить с известными персонажами русских сказок, чтобы помочь учащимся понять разницу между русским и иностранным произношением.

Сказки также играют важную роль в обучении лексике. Использовать персонажей сказок для обучения - это весело и познавательно. Перевоплощаясь в знакомых с детства персонажей, студенты могут преодолеть языковой барьер. Сказки расширяют словарный запас учащихся и облегчают понимание и изучение грамматических вопросов. Заучивание рифмованных предложений из сказок, создание иллюстраций к сказкам, разыгрывание сказок перед родителями или во время каникул - все это способствует развитию коммуникативных навыков учащихся и повышает их интерес к предмету "английский язык".

В обучении иностранным языкам чтение сказок рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности, который доминирует по своей значимости и доступности.

При подготовке уроков по сказкам необходимо определить место сказок в учебном процессе и сформулировать задачи:

1. определить, какие навыки (лексика, грамматика, фонетика) будут в центре внимания;

2. выявить навыки, которые будут в центре внимания; и

3. как и с помощью каких упражнений помочь детям сконцентрироваться;

4. как использовать музыку, картинки и физические наглядные пособия.

Существуют несколько типов сказок. Давайте их рассмотрим.

Фонетические сказки.

Суть использования фонетических сказок на уроках английского языка заключается в развитии речевого слуха, слухового внимания и произносительных навыков. Фонетические сказки также можно использовать для введения и закрепления новой лексики.

Рассмотрим пример такой сказки.

Сказка об Английском Языке:

Утром Mr. Language  проснулся (дети трут глаза, как бы «просыпаясь»), встал, открыл шторы на окне [w-w-w-w]

Погода стояла солнечная и он воскликнул [a:], [о:]

Mr. Language  решил убрать в квартире. Он выбил ковры [p]-[b], немного пропылесосил [t]-[d], протер зеркало [h]-[h], позавтракал и решил попить чаю, но чай был слишком горячим и Mr. Language подул [f]-[v].

После завтрака Mr. Language отправился погулять. Во дворе он заметил птичку с птенцами, мама-птичка звала их [vi]-[vi]-[vi].

Под деревом сидела свинка с поросятами и звала их [wi]-[wi]-[wi].

Вдруг навстречу ему выбежала злая собака и зарычала [r]-[r]-[r].

Mr. Language сказал в ответ [br], топнул ногой и собака убежала.  

Грамматические сказки.

Суть таких сказок заключается в передаче грамматического правила путем рассказа истории, в хорошо знакомой детям сказочной форме, где герои принимают на себя функции грамматических понятий, а их действия  отражают грамматическое правило. Эффективность использования грамматических сказок объясняется соответствие  данного приема психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.  

Сказка наглядно демонстрирует грамматический материал, она способствует глубокому осознанию грамматического явления.

Примером грамматической сказки может служить «Сказка о том, как бегемотик нашел своих друзей».

Жил был бегемотик – a hippo. Однажды бегемотику стало скучно и грустно одному, и он решил подружиться с другими животными. Долго он искал друзей, но поиски были неудачными. Пока он не набрел на целое стадо своих сородичей, но он не знал, как к ним обратиться, слово годиться только чтобы назвать одного бегемотика a hippo, а как назвать нескольких? И тогда он решил добавить в конце слова букву «s» и они стали называться  –  hippos. Другие слова стали делать также.

Лексические сказки.

Для учащихся любого возраста формирование словарного запаса требует многократного повторения действий, основанных на лексике. При обучении младших школьников необходимость повторения еще более возрастает в силу особенностей их памяти, которая является преимущественно кратковременной.

Ученики должны:

1) понимать иностранные слова, запоминать их значение, произношение и форму

2) подбирать слова в конкретных коммуникативных ситуациях для решения конкретных коммуникативных задач;

3) сочетать слова с другими словами в диалоге.

Словарный запас является важным фактором в развитии языковой компетенции, поскольку, с одной стороны, лексика неразрывно связана с грамматикой, а с другой стороны, лексика изучаемого языка может вступать в противоречие с лексикой родного языка, так как лексические значения родного и иностранного языков часто не совпадают. Сказки способствуют формированию языковой компетенции учащихся. Содержание сказочных текстов помогает учащимся активно расширять свой словарный запас.

Персонажи сказок обладают специфическими личностными качествами и ведут себя по-разному в определенных условиях. Отсутствие лишней информации позволяет четко обозначить языковой материал. Сказки дают возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и представляют собой простой наглядный формат для донесения информации до детей младшего школьного возраста. Диалог в сказке обеспечивает повторение необходимого языкового материала, что достигается за счет сюжетной структуры сказки. В сказках появляются новые персонажи, которыми являются, например, животные.

Примером лексической сказки может служить хорошо известная ребенку сказка «Репка» на английском языке: Grandpa planted a turnip. The turnip grew bigger and bigger. Grandpa came to pick the turnip, pulled and pulled but couldn't pull it up! Grandpa called Grandma. Grandma pulled Grandpa, Grandpa pulled the turnip. They pulled and pulled but couldn't pull it up! Granddaughter came. Granddaughter pulled Grandma, Grandma pulled Grandpa, Grandpa pulled the turnip. They pulled and pulled but couldn't pull it up!  

The Doggy came. Doggy pulled Granddaughter, Granddaughter pulled Grandma, Grandma pulled Grandpa, Grandpa pulled the turnip. They pulled and pulled but couldn't pull it up! A kitty came. Kitty pulled Doggy, Doggy pulled Granddaughter,  Granddaughter pulled Grandma, Grandma pulled Grandpa, Grandpa pulled the turnip. They pulled and pulled but couldn't pull it up! A mouse came. The mouse pulled kitty, Kitty pulled Doggy, Doggy pulled Granddaughter, Granddaughter pulled Grandma, Grandma pulled Grandpa, Grandpa pulled the turnip. They pulled and pulled and pulled the turnip up!

По мере того как образование становится все более гуманным, а человеческая личность все чаще оказывается в центре всей образовательной и развивающей деятельности, поиск эффективных методов и методик обучения, в том числе и преподавания иностранных языков, вызывает пристальный интерес многих ученых, методистов и педагогов. Одним из таких эффективных методов обучения является использование поэзии и песен на уроках иностранного языка.

Педагоги и воспитатели, обучающие детей на разных этапах изучения иностранного языка, придают большое значение поэзии и песням. Некоторые учебные материалы основаны на настоящих или специально сочиненных стихах. Важность этой работы невозможно переоценить.

Все учителя стараются сделать свои уроки творческим и интересными, чтобы мотивация и интерес учеников младших классов, только начавших изучать иностранный язык, не угасли в последующие годы.

Задача учителя - сделать этот интерес постоянным и устойчивым. Где есть интерес, там есть и успех.

Английские песни, стихи и детские песенки выполняют не только педагогические, но и воспитательные и развивающие задачи. Они обогащают умственный мир детей, расширяют их словарный запас и помогают лучше усвоить лексический и грамматический материал. Поэзия способна стимулировать творческое воображение детей и оказывать важное эмоциональное воздействие.

Методика изучения поэзии зависит от возраста ребенка, его творческих способностей и задач, поставленных педагогом.

Многие задания преподаются вместе, включая фонетику, грамматику, лексику и перевод. Стихи и песни обычно разучиваются в течение нескольких уроков. Это зависит от количества, незнакомых слов и грамматических структур. Песни и стихи можно использовать для отработки произношения, закрепления лексики и грамматики, а также как способ расслабиться во время или после уроков. Песни очень нравятся детям.

Внеклассные мероприятия.

Этот вид деятельности помогает ученикам преодолеть трудности в обучении и повышает их самооценку, поскольку позволяет им раскрыть свои способности и таланты. Внеклассные занятия предоставляют дополнительные возможности для развития творческой и познавательной активности учащихся и реализации их лучших качеств. Все это создает благоприятную среду для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно сказывается на учебной деятельности.

Дистанционные олимпиады

Участие в телеолимпиадах - это эффективный способ обучения, самореализации и повышения уровня образования школьников. Телеолимпиады мотивируют школьников проверить свои знания, заявить о себе, подготовиться к экзаменам и реализовать свой творческий потенциал.

Участие в дистанционной олимпиаде позволяет углубить изучение школьных предметов, развить творческие способности, интерес к английскому языку и мотивацию к углубленному изучению иностранного языка в старшей школе. Школьники, участвующие в Телеолимпиаде, будут заинтересованы в развитии собственного образования, чтобы разрабатывать собственные творческие продукты, актуальные для жизни в современном информационном обществе, без необходимости готовить ответы на задания.

Онлайн - общение между студентами и их англоязычными сверстниками.

Переписка студентов с англоговорящими сверстниками - это непрямой вариант, который действительно подходит многим студентам. Студенты не только получают интересную информацию из первых рук о культуре, истории и образе жизни, но и имеют возможность практиковать свой английский с носителями языка. Перевод писем, написанных грамотными американскими студентами, может быть очень сложным для учащихся.

Написание писем может помочь учащимся значительно улучшить разговорные идиомы. Это происходит потому, что читая и переводя письма своих сверстников, ученики понимают, что мы часто выражаем одни и те же мысли по-разному. В письме они часто узнают клише и структуры, на изучение которых обычно уходит урок или два. Такая переписка расширяет их словарный запас. Кроме того, они могут узнать наиболее подходящую лексику от своих сверстников, которые обычно используют ее чаще.

Онлайн - игры также являются популярным средством изучения иностранного языка. В игровой среде дети быстро учатся говорить более бегло и улучшают свое произношение.

Заключение

Выше мы проанализировали процесс формирования у учащихся средней школы желания изучать иностранный язык с точки зрения педагогической теории и практики.

Люди вовлекаются в учебную деятельность практически во все периоды развития своей личности, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями. Получение образования - одна из главных целей каждого человека, поэтому проблема мотивации к обучению является одной из основных проблем педагогики.

Рассмотрим конкретные условия, необходимые для стимулирования интереса учащихся к учебной деятельности.

Методы раскрытия материала. Как правило, учебные темы представляются учащимся в виде ряда частных явлений. По каждой теме объясняются явления и даются приемы работы с ними. Ребенку остается только запомнить явления и выполнить их указанным способом. Если материал преподносится таким образом, он, скорее всего, потеряет интерес к предмету. Верно и обратное, то есть ученикам показывают суть всех частных явлений, на которую они опираются при самостоятельном обращении к частным явлениям. При этом и содержание предмета, и метод обучения стимулируют положительное отношение к изучению предмета. В последнем случае мотивацию обеспечивает сам процесс обучения.

Организация предметного обучения в малых группах. При организации группового обучения принцип набора учеников очень важен для мотивации. Помещение нейтрально мотивированных учеников вместе с учениками, которым не нравится предмет, положительно влияет на первых. Помещение менее мотивированных учеников вместе с учениками, которым нравится предмет, не изменит отношения первых.

Цели, поставленные учителем, должны быть и целями учеников. Для успешного взаимодействия целей и мотивации важно, чтобы учащиеся ощущали собственные результаты, успехи и перспективы. Проблемная мотивация и задания должны использоваться на всех этапах обучения. Таким образом, преподаватели могут поддерживать мотивацию учащихся на достаточно высоком уровне.

Стоит отметить, что содержание обучения является когнитивным, то есть внутренне присущим. Это в совокупности способствует формированию у детей познавательной мотивации. Если учитель замечает снижение мотивации к обучению, важно выявить причины и провести коррекционную работу. Коррекционная работа должна быть направлена на устранение причины снижения мотивации к обучению. Если причина не в учебных навыках, коррекционная работа должна начинаться с выявления слабых мест. К таким навыкам относятся общие знания и умения, которые необходимо проверить.

Слабые места следует устранять постепенно. Обучение должно быть адаптировано к ученику и включать увлекательные сюжетные задания. Во время занятий преподаватели должны отмечать успехи учеников и демонстрировать их прогресс. В противном случае ученики могут почувствовать, что их способности недооценивают.

Наличие всех необходимых средств обучения гарантирует, что учащиеся усвоят материал наилучшим образом и успешно выполнят все задания. Таким образом, учащиеся будут удовлетворены пройденным материалом и будут мотивированы развивать его. Использование нестандартных  заданий имеет решающее значение. Конечно, мотивация учащихся не всегда будет внутренней, но у них обязательно сформируется положительное отношение к предмету.

Список литературы

  1. ФГОС официальный сайт https://fgosonline.ru/
  2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М., 2002.
  3. Новикова Т.Г. О технологии портфолио в российской школе // Пед. диагностика. – 2006. = № 3. – с. 93.
  4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников // - М., Педагогика, 1984.
  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.
  6. Чусовская И.В. Компьютер в обучении иностранным языкам // Информатика и образование. – 2000. - № 9. – С. 35-36.
  7. Ларионова И.В. Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы методики и технология. – Спб., 2011.
  8. Преподавание иностранного языка в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы всерос. науч.-практ. конф. – М., 1998. – 120 с.
  9. Алексейчук М. И. Проектная методика-средство обучения английскому языку.
  10. Барменкова О. И. О работе над проектом. // Иностранные языки в школе. - 1997. - №3
  11. Денежкина Т. А. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы.
  12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2, 3
  13. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов (Отв.ред. М.К. Колкова) . – Спб.: Каро, 2008.
  14. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991.
  15. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избранные психологические произведения. – М., 1983.
  16. Леднева В. С. и др. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. – Москва, ТЦ Сфера, Прометей,1998 – с.226
  17. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с. 49-51
  18. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 8 классе по УМК «Английский язык»

Books in our Life/Методическая разработка урока английского языка в 8 классе по УМК «Английский язык», авторы: О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, издательство «Просвещение»/ Цель: Формирование ...

Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна, учитель английского языка

Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...

Методическая разработка по английскому языку на тему: Сценарий школьного спектакля на английском языке «Happy Prince».

Данная творческая работа может быть использована как сценарий заключительного мероприятия недели английского языка в средней школе или как сценарий видеофильма. При составлении сценария использован ра...

Методическая разработка урока английского языка по теме "Почему ты изучаешь английский язык?"

Тема урока: "Почему ты изучаешь английский язык?".Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.Цель урока - развивать навыки коммуникативной компетенции учащихся.Здачи урока:-практиковать учащихся в...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...