Кроссенс как методический прием на уроках английского языка
учебно-методический материал

Ковтуненко Олеся Владимировна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кроссенс на уроках английского языка как методический прием

Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся. Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат.

Понятие «кроссенс» означает «пересечение смыслов», он разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Впервые «Кроссенс» был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, предназначенное для определённой аудитории.

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

• Научность: имеет научное обоснование;

• Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

• Гуманностьулучшает качество образования и облегчает процесс обучения;

• Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

• Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставляются таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок.

Перед обучающимися стоит задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

План действий примерно таков:

1. Определить тему.

2. Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.

3. Найти связи между образами

4. Определить последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».

5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).

6. Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).

7. Заменить выбранные элементы (образы) картинками.

Применение кроссенса на уроках иностранного языка имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образцы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание.

В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

— формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать) – school.

— проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы) – The UK (рисунки на доске);

— раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

— обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, обучающиеся по ним обобщают материал и делают вывод) – Предметный кроссенс по теме «Здоровый образ жизни».

— организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп) – работа в группах – 1 группа (Шекспир)

— творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе) – работа в группах – 2 группа (США)

Кроссенсы могут быть двух уровней:

–«базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс)

– кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика – разгадать кроссенс).

Применение методического     приёма кроссенса   на уроках позволяет повысить мотивацию обучающихся.

Этот приём    позволяет на практике воплотить    в     деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для     самостоятельного творческого поиска ученика.

Что даёт использование данной технологии?

  1. Появление устойчивой мотивации обучающихся к урокам.
  2. Развитие креативности, логического, нестандартного мышления и творческих способностей моих учеников.
  3. Повышение качества знаний, обучающихся по предмету.
  4. Стабильность этих результатов.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический прием «Кроссенс» Ковтуненко О. В.

Слайд 2

Разработан Владимир Бусленко доктор технических наук, художник и философ Сергей Федин писатель, педагог и математик Впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь»

Слайд 3

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ Научность : имеет научное обоснование; Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения; Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения; Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития; Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

Слайд 4

«Улитка» 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 5

«Солнце» 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 6

«Крест» 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 7

Определить тематику (общую идею). Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме. Найти связи между элементами. Определить последовательность элементов по типу связи «крест », «улитка» или «солнце». Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат). Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы). Алгоритм создания кроссенса

Слайд 8

Формулировка темы и целей урока

Слайд 9

Работа с текстом / проверка д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку английского языка в 7 классе "Environmental Protection\'\'.

Методическая разработка к уроку английского языка в 7 классе "Environmental Protection\'\'....

методическая разработка открытого урока английского языка для 2го класса

Данная разработка урока может использоваться на этапе обобщения знаний во 2м классе о буквах и звуках английского алфавита, а также на этапе отработки изученной лексики....

Методическая разработка открытого урока английского языка «Новый год по-английски!»

Методическая разработка урока английского языка для вторых классов "Новый год по- английски"...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the types of dwellings", построение синонимических рядов.

Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the...

Методическая разработка для урока английского языка по теме "Сравнения в английском языке".

Методическая разработка для урока английского языка по теме "Сравнения в английском языке", на основетекста песни (Lenka,  "Everything at once")Цель: знакомство и отработка ст...

Мастер-класс "Кроссенс как инновационный прием на уроках русского языка и литературы".

Мастер-класс "Кроссенс как инновационный прием на уроках русского языка и литературы"....