Дифференцированный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
учебно-методический материал

Савчук Людмила Васильевна

Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с требованиями ФГОС в основу разработки АООП О УО для обучающихся с нарушением интеллекта заложен дифференцированный подход, применение которого обеспечивает разнообразие содержания, предоставляющее обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и согласия родителей школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Для определения какого уровня овладения предметными результатами может достичь обучающийся в процессе наблюдения и обучения можно воспользоваться дифференциацией Воронковой В. В.

 По каждому предмету состав группы разный.

 1) Первую группу составляют ученики, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно, полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь.

2) Во вторую группу входят ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

 3) К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Значительно снижены у школьников способности к обобщению.

4) Четвёртую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Элементарные знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Основное содержание тех или иных предметов для них затруднено и недоступно. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений. Некоторых таких детей необходимо обучать с целью их социальной поддержки.

 Опираясь на дифференциацию Воронковой В. В., обучающиеся 1 и 2 группы могут освоить предметные результаты достаточного уровня, по индивидуальному плану или варианту 2 АООП могут обучаться учащиеся 3-4 группы. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

 Во время обучения целесообразно поощрять и стимулировать работу учеников, используя качественную (0-первое полугодие 2 класса) и количественную (второе полугодие 2 класса-4 класс) оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Критерии оценивания для двух уровней одинаковы, но предметные результаты освоения у уровней различны. Поэтому необходимо дифференцировать оценивание в соответствии с принадлежностью обучающегося к определённой группе.

Всё это необходимо для повышения мотивации к учению, самооценки обучающихся. Для этого необходимо разработать дифференцированные задания, которые можно использовать на протяжении нескольких лет обучения. Данные задания у обучающихся вызывают интерес, позволяют детям выполнить их до конца, так как объём и содержание соответствует их уровню усвоения содержания предмета. Дифференцированные задания можно разделить на следующие группы: ‒ по степени трудности (по уровню овладения материалом), ‒ по содержанию, ‒ по объёму содержания (количество одинаковых заданий), ‒ по количеству инструкций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Деятельностный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС.

В статье приводятся практические методы и приемы по обучению детей с умственной отсталостью (вариант 2)....

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

Традиционные и нетрадиционные технологии обучения детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

знакомство педагогов с традиционными и не традиционными методами обучения...

Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения"Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарно...

Индивидуальный и дифференцированный подход, применяемый на уроках географии при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

В обучении географии в специальной (коррекционной) школе осуществляется дифференцированный подход к учащимся с интеллектуальными нарушениями, учитывая их разные познавательные возможности по освоению ...