Проект «Модель инклюзивного образования в рамках преподавания биологии»
методическая разработка

Дубинина Елена Александровна

Проект «Модель  инклюзивного образования  в рамках преподавания биологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Проект

«Модель  инклюзивного образования

в МБОУ   «Шарлыкская СОШ №2»  

в рамках преподавания биологии»

Выполнил:  Дубинина Елена Александровна, учитель биологии-химии, МБОУ « Шарлыкская СОШ№2»,  Шарлыкский район  

Руководитель:  Самсоненко Людмила Сергеевна, к. пс.н.,

Оренбург, 2015

Содержание

  1. Актуальность ………………………………………3
  2. Контингент и его краткая характеристика…......... 4
  3. Цель ………………………………………………...6
  4. Задачи ………………………………………………7
  5. Планируемые результаты………………………….8
  6. Формы работы………………………………………9
  7. Условия реализации………………………………..12

Актуальность

     В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

    Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

    Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Чем больше партнеров у ОУ, тем более успешным будет ученик.

     Не подлежит сомнению, что инклюзивная образовательная среда формируется учителем, причем непросто учителем, а целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве. В развитии инклюзивного образовательного пространства сегодня должны участвовать учителя начальных классов, учителя-предметники, логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, инструктор по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

    В рамках государственной программы  Р Ф « Доступная среда»  МБОУ  « Шарлыкская  СОШ №2» в 2015 году определена в числе базовых, в которой до конца 1015года должна быть создана без барьерная среда для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация мероприятий в учреждении по созданию доступной среды началась только в марте 2015 года и продолжается до настоящего времени.

В нашем учебном заведении наблюдается увеличение количества  детей, с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в  нашей школе – 11 учащихся имеют заключение ПМПК;  10 учащихся получают образование по адаптированной образовательной программе VIII вида, 7 учащихся из них  находятся на индивидуальном обучении, 1 ребенок обучается  по общеобразовательной адаптированной программе VII вида на дому.

Актуальность введения инклюзивного образования  обусловлена  профессиональными потребностями  педагогов, работающих  с детьми с особыми образовательными потребностями. Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр.

Осмысление актуальности поднятой проблемы послужило основанием для выбора темы данной работы.

Контингент и его краткая характеристика

В нашей школе в 6 «А» классе обучаются трое учащихся с легкой умственной отсталостью. Все они были направлены на ПМПК, где было рекомендовано обучение  по программе 8 вида. Двое детей способны самостоятельно устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми на вербальном уровне. У одного ребенка возникают трудности при налаживании контакта.

Лиза  может читать, но с затруднением отвечает на вопросы по тексту. Для того, чтобы она смогла ответить на вопросы требуется повторное чтение, но и то отвечает только киванием головы положительно или отрицательно, смотря прямо в глаза учителю. Читает не выразительно, монотонно, быстро, делает ошибки в ударениях. Может списывать текст, но при этом точки в конце предложения не ставит, заглавные буквы не пишет.

 Выводы делает с помощью наводящих вопросов учителя. Работает только по образцу. Постоянно требуется помощь учителя: стимулирующая, организующая и обучающая. Домашние задания выполняет не систематически. У  Лизы низкий уровень кругозора, недостаточный запас слов не позволяет точно и связно выражать свои мысли, интеллектуальные умения и общеучебные навыки недостаточно сформированы. Очень любит рассматривать картинки, на вопросы дает однозначные ответы.
К концу урока работоспособность у девочки  снижается. К оценкам ,в основном, равнодушна. Со сверстниками ведет себя тихо.

На замечания реагирует,  как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. В меру переживает замечания учителя, любит доброе, хорошее отношение, похвалу, даже за незначительные успехи.

     Ильфат  не ориентирован на познавательную активность, по предметам успевает слабо. Уровень обученности низкий. Отмечаются нарушения внимания, низкий уровень концентрации, распределения. На уроках отвлекается на внешние раздражители. При выполнении учебных заданий не способен переключаться с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, исправить ошибку, если на неё указано. Читает мальчик  монотонно, по слогам и замедленно, пропускает буквы и слоги, читает неправильно окончания. Прочитанный текст из-за ошибок понимает до конца не всегда. Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы, решить примеры логической направленности. Словарный запас незначительный. Записи в тетрадях делает неаккуратно, небрежно, пишет с множеством ошибок. В учебной деятельности подросток нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока. Предпочитает игровую деятельность. Ильфат эмоционально неуравновешен, склонен к конфликтам. В последнее время стала наблюдаться развязность на уроке, возможно,  он пытается таким образом выделить свою личность. В сложных ситуациях возможны импульсивность, агрессивность, которые носят защитный характер. Активен в общении со сверстниками, но взаимоотношения поверхностны. У ученика не сформированы санитарно - гигиенические навыки, подросток неопрятный, за собой не следит и к своему внешнему виду равнодушен.

 Алеша имеет по основным предметам хорошие и удовлетворительные оценки. Проявляет  потребность в одобрении со стороны окружающих. Проявляет интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Легче понимает инструкцию невербального характера. Способен  действовать по образцу, пошаговой инструкции. Мальчик  может читать, но с затруднением отвечает на вопросы по тексту. Для того, чтобы он смог ответить на вопросы требуется повторное чтение, но и то отвечает только киванием головы положительно или отрицательно. Читает не выразительно, монотонно, быстро, делает ошибки в ударениях. Возможны простейшие самостоятельные действия. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль при выполнении задания отсутствует. Волевые усилия недостаточно сформированы. Алеша не очень общителен, контактирует в основном с мальчиками. Также у школьника есть друзья вне школы.  Со сверстниками противоположного пола взаимоотношения сдержанные. Взаимоотношения с учителями бесконфликтные, грубость не проявляет, на оценки реагирует понимающе. 

Исходя из выше сказанного данным детям постоянно требуется помощь учителя: стимулирующая, организующая и обучающая; повышенное внимание, доброе  отношение , похвала за незначительные успехи.

Цель: Формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью доступных биологических знаний умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

Задачи:

  • сформировать представления о мире, который окружает человека;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  • развивать познавательные интересы, творческие способности в процессе наблюдений, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитывать любовь к своей местности, своей стране, взаимопонимание с другими народами; толерантности; экологической культуры, бережное отношение к окружающей среде;
  • применять биологические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории;  самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Преподавание биологии   для  учащихся  8 -го вида направлено:

  • на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
  • в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой,
  • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

  ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
  • отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
  • расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

Учащиеся должны уметь:

  • Обращаться с простым лабораторным оборудованием;
  • определять температуру воздуха, воды;
  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Планируемые результаты

Согласно Приказу Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850)

Биология.

Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

  • предметные

1) начальные представления о единстве растительного и животного миров, мира человека;

2) практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;

3) знания о строении тела человека; формирование элементарных навыков, способствующих укреплению здоровья человека.

  • Личностные
  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2.  овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  3.  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  4.  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  5. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Формы работы

В современных условиях, когда дети с различными формами ОВЗ обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах и классах, вместе с их нормально развивающимися сверстниками, необходим качественно новый подход к их обучению. Активные методы обучения – это методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к учению. Все методы обучения делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.

Считаем приоритетным среди методов организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности – наглядные и практические. Используем частично-поисковый (лабораторный метод) как можно чаще, как элемент урока. Работая с натуральными объектами, проводя эксперимент,  учащиеся приобретают практические умения и навыки. Большое внимание уделяем наглядным методам. Опыт работы с такой категорией учащихся убедил нас, что необходимо использовать на уроке большое количество красочного дидактического материала (в том числе, из рабочей тетради), наглядных пособий, натуральных объектов. Кабинет биологии нашей школы располагает достаточным количеством лабораторного оборудования, что позволяет осуществлять частично-поисковый ( демонстрационный метод). Большое количество проблемных вопросов на уроках учащиеся решают благодаря просмотру видеофильмов, слайд - фильмов.

 Кроме этого используем

  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

  • методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

     Одними из важнейших моментов мы считаем создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись. Кроссворды – это и учебный процесс и минутка для отдыха, расслабления. А такие формы работы необходимы при работе с детьми с ОВЗ, т.к. учащиеся быстро утомляются, их внимание снижается, они не могут сосредоточиться на материале урока.

Собственный опыт показал, что полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ. Существенным, на наш взгляд, является факт, что задания «Нарисуй фантастический музей полезных ископаемых» вызывают у учащихся оживление. Ребята не считают подобные задания сложными, воспринимая их,  как игру. При этом формируется очень важное умение — выявляются физические признаки полезных ископаемых.

В своей практической деятельности мы учитываем, что для учащихся с умственной отсталостью важно постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания). Учащимся важно предлагать достаточное число заданий, которые рекомендуется выполнять с помощью учебника. Анализ школьной практики и собственный опыт показали, что данные задания доступны всем учащимся .

Важным, на наш взгляд, является частое переключение с одного вида деятельности учащихся на другой, используя работу с учебником, с приложениями, заполнение схем, рисунков и т. д.

 Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка. Например, отвечая на вопрос: «Расширяется или сжимается вода при нагревании или охлаждении» учащиеся получают элементарные знания по физическим свойствам воздуха (сжимаем и упруг), которые могут быть использованы в жизни.

Выполняя задание: «Можно ли сжать воздух?», учащиеся не только усваивают теоретические знания о свойствах воды, но и практически доказывают это: после выдвижения гипотезы идет проверка ее правильности практическим путем.

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися с умственной отсталостью необходимо многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниямиЗадания на повторение необходимы на каждом этапе урока. Например, повторение как материала, изученного недавно (например, изучение полезного ископаемого происходит в сравнении с другим ископаемым, изученным на предыдущем уроке), так и ранее изученного материала.

Для облегчения работы учащихся важно, на наш взгляд, использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом  учебный материал вначале нужно разобрать с ребятами по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради. Чтобы не снизить познавательную мотивацию, рисунки учебника и тетради должны отличаться.

      Следующим важным принципом, по моему мнению, является использование большого количества игровых методов и форм. Например, это могут быть задания по конструированию объектов живой природы. Подобные задания воспринимаются учащимися как игра, они всегда выполняют их с удовольствием. Дети любят играть. Играя, познают много нового и по возможности применяют на практике приобретённые знания. Игровые формы наиболее приемлемы на уроках с детьми с умственной отсталостью. При изучении материков в 6 классе мы используем игры-путешествия.

     Для воспитанников такая форма урока необычна, она поддерживает интерес к происходящему в течение всего урока, легко и ненавязчиво даёт возможность проверить их знания, умения и навыки. Наблюдение учебного процесса доказывает, что данные задания учащиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • Личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

Условия реализации

Учебно-методическое обеспечение

  • адаптированная общая образовательная программа. ( Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.)
  • Учебник. Никишов А.И.Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида./ А.И.Никишов.-2-ек изд. – М.: Просвещение,2011.-200 с.: ил.

Материально-техническое и информационное оснащение

  • Компьютер
  • Проектор
  • Интерактивная доска
  • Интернет
  • Видеодиски
  • Лабораторное оборудование
  • Микроскопы, микропрепараты
  • Коллекции объектов неживой природы
  • Влажные препараты живых организмов
  • Набор таблиц и гербарии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии и химии в рамках модернизации образования (из опыта работы)

Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. П...

Инклюзивное образование в рамках преподавания русского языка

Статья-обобщение опыта работы в классах, где есть обычные дети и дети с ОВЗ...

Деятельностный подход преподавания биологии в рамках ФГОС.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоо...

«Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»

В данном методическом семинаре рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности на уроках ОБЖ и реализации национального проекта "Образование"....

«Проблемы и основные пути повышения качества образования в преподавании биологии»

Качество образования – это одна из основных проблем современного образования. Это процесс постоянного совершенствования в процессе обучения. Из чего же оно складывается?...