« Использование интерактивных образовательных материалов при организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»
статья

Дубинина Елена Александровна

 « Использование интерактивных образовательных материалов при организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_praktiki_obucheniya_detey_s_ovz.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

 « Использование интерактивных образовательных материалов при организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»

В современных условиях происходит формирование  специальной образовательной среды, в которой ребенок с нормативным уровнем развития и ребенок с особыми потребностями получают максимальное для каждого из них развитие и социализацию. Необходим качественно новый подход к их обучению. Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в учебную деятельность каждого воспитанника важно использовать современные инновационные образовательные технологии. Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса. Активные методы обучения – это методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к учению.

Можно выделить основные методы обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

-методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

-методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;
  • фронтальные, групповые или индивидуальные;
  • итоговые и текущие.

Все методы обучения делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.

Считаем приоритетным среди методов организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности – наглядные и практические.

Практические методы.

 Используем частично-поисковый (лабораторный) метод как можно чаще, как элемент урока. Работая с натуральными объектами, проводя эксперимент,  учащиеся приобретают практические умения и навыки. Кабинет биологии нашей школы располагает достаточным количеством лабораторного оборудования, наглядных пособий, натуральных объектов,  что позволяет осуществлять частично-поисковый  метод. Большое количество проблемных вопросов на уроках учащиеся решают благодаря просмотру видеофильмов, слайд – фильмов, презентаций.

Наглядные методы.

Использование в организации образовательной деятельности большого количества иллюстраций хорошего качества, цветные изображения, широкое многообразие интерактивных материалов на печатной основе помогают восприятию материала. Типология таких материалов:

  • Памятка;
  • Лэпбук;
  • Карточки – гармошки;
  • Карточки – липучки;
  • Вклейки в тетрадь;
  • Дидактическая игра;
  • Рабочий лист.

Что может включать в себя рабочий лист? Прежде всего, он не должен быть перегружен информацией. Так как основная цель – достижение предметных и метапредметных результатов, то учитель должен в содержании рабочего листа предусмотреть и отобразить ключевые этапы для достижения цели. Материалы, используемые педагогом в рабочем листе, призваны расширить кругозор, повысить интерес к предмету, мотивировать на изучение. Задания должны быть грамотно сформулированы.

Рабочий лист — это педагогическое пособие на печатной основе, предназначенное для работы ученика. Представляет собой несколько страниц с иллюстрациями и интерактивными заданиями по одной теме.

Часто рабочие листы украшены иллюстрациями (отражающие его содержание), содержат полезные материалы и инструкции, которые ребёнок тут же применяет на практике.

Рецепт хорошего рабочего листа:

  • Рабочий лист как дидактическое средство рассчитан в среднем на 10-15 минут работы.
  • Минимум заданий 3-4.
  • Формат листа А 4.
  • Указан изучаемый предмет, Ф.И.ученика, класс, дата.
  • Записана тема урока.
  • Креативное оформление  (иллюстрации высокого качества, читаемый шрифт).
  • Разнообразные механики (отметь, обведи, раскрась, вставь, соедини, подпиши, ответь, заполни ).
  • Отсутствие ошибок.
  • Рефлексия.

Рабочие листы  необходимы при работе с детьми с ОВЗ, т.к. учащиеся быстро утомляются, их внимание снижается, они не могут сосредоточиться на материале урока.

Необходимо предлагать детям такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку.  Например, при заполнении рабочего листа, обучающийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.

Достоинства рабочих листов:

        вовлеченность каждого ученика в учебную деятельность;

        есть возможность включать задания разного уровня и вида;

        повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;

        облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;

        возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения);

        учитель не выполняет главную роль,  а становится консультантом, координатором и наблюдателем.

Рабочий лист – это, на мой взгляд, эффективный инструмент организации учебной деятельности, способствующий формированию самообразовательных умений. Его применение методически оправдано: процесс взаимодействия учителя и обучающихся становится более продуктивным, свободным, увлекательным. Для детей создаётся ситуация успеха, что способствует повышению интереса к учебным дисциплинам и улучшению результатов обучения.

Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Считаем, что рабочий лист является эффективным инструментом в работе учителя,  при организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью,  который помогает решать множество задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

«Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ»

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной на современном этапе. Как социальная группа в обществе дети с ОВЗ нуждаются, главным образом, в создании реал...

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ ...

Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения детей (практические занятия «Гимнастика мозга »)

Мастер-класс для педагогов и специалистов образовательных организаций: «Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения детей   (практические занятия «Гимн...

Выступление на городском педагогическом совещании Тема «Организация обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»

 В МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы обучаются 56 детей с ОВЗ, что составляет 8,1 % от общего количества обучающихся школы.Школьная группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определ...

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Внедрение современных образовательных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с детьми, имеющими интеллектуал...