Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.
статья

Дубинина Елена Александровна

Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_odarennym.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми (из опыта работы).

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Каждый человек в чем-то талантлив. Но добьется он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, представится ли ребенку возможность реализовать свою одаренность. Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученые, деятели культуры, политические лидеры) обучалась в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых обычных, «массовых» школах.

Работа с одаренными детьми – это постоянный и сложный процесс. Он требует от педагогов  новых знаний, гибкости, личностного роста.

Слово «одаренность» происходит от слова «дар». Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

            Выделяют следующие виды одарённости:

● одарённость в практической деятельности;

● одарённость в познавательной деятельности;

● одарённость в художественно-эстетической деятельности;

● одарённость в коммуникативной деятельности;

● одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Организация обучения одаренных детей

 1.Классно-урочная форма

2. Коллективная форма

3. «Свободный класс».

       

…и   Обучение одаренных детей в системе дополнительного образования

Какие же методы и формы работы с одаренными детьми ?

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных материалов.

Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС подразумевает формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий.

Рассмотрим методы работы с одаренными учащимися.

  1. Проблемный метод

Формы проблемного обучения:

– частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах;

– в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.

  1. Поисковый метод

Поисковый метод – один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи.

 

  1. Исследовательский метод

Исследовательский метод – это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

  1.  Информационно-коммуникационные технологии

  1. Проектный метод

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Рекомендуемые формы работы:

1.Факультативные занятия

Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам, а также на активизацию познавательной деятельности, помогают успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам.

2. Элективные курсы

Элективные курсы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника.

В стремлении  к поиску новых подходов в обучении, совершенствованию образовательного процесса, обеспечению его результативности и повышению качества образования  разработана  авторская программа элективного курса «Мир воздуха» для обучающихся 8-9 классов. Экология сегодня является научным фундаментом постоянной эксплуатации, сохранения и восстановления природных ресурсов, охраны среды жизни человека. В современных условиях, когда проблема выживания человечества превратилась в самую актуальную, особое внимание педагог уделяет экологическому образованию и воспитанию. С этой целью Дубининой Е.А.  разработана система практических работ экологического содержания с элементами мониторинга.

Актуальность данной программы заключается в том, что она содержит знания, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для определения обучающимися  профиля обучения в старшей школе. Кроме того данный курс может быть реализован во внеурочной деятельности с целью организации образовательной деятельности с одаренными детьми.

 Темой курса является атмосфера, так как, с одной стороны, она наиболее подвержена загрязнению и легко уязвима, а с другой - мобильна и беспрепятственно протекает в другие оболочки Земли.

Своеобразие и новизна авторской рабочей программы  в том, что серьезные научные методы исследования состояния природы адаптированы к школьному возрасту и при этом не теряют своей научной и социальной значимости. Практикум  позволяет расширить границы развития интеллектуальных  и творческих способностей обучающихся; дает возможность овладеть умения и навыками   проектно – исследовательской деятельности, почувствовать себя молодым ученым, научным исследователем.

Элективный курс «Мир воздуха» гармонично вплетается в процесс обучения, иллюстрируя фундаментальные знания сведениями местного характера. Полученные в результате исследования факты дают представления о природе родного края и что, наиболее значимо, о степени технического воздействия на нее. Оформление результатов своей деятельности,  обучающиеся могут представить  в виде проекта. Перечень выходов проектной деятельности обучающихся: атласы,  практико – ориентированные проекты, видеофильмы, выставки, буклеты, листовки, публикациистатьи и т.д.

             Основы проектной деятельности, полученные при прохождении курса, способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам; формируют умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач; влияют на выбор профиля обучения в старших классах и будущей профессии; навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, являются необходимыми при разработке  и участии с продуктами проектов в научно-исследовательских конференциях (на базе ОрГМУ, ОГАУ, ОГПУ), различных конкурсах, олимпиадах, акциях, профильных сменах, при обучении в очно – заочных школах, в дальнейшем ВУЗах и СУЗах.  

3.Предметные кружки (дополнительное образование)

Кружок – это эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников.

Много лет на базе нашей школы работает Творческое объединение «Введение в агробизнес». Основной его целью создания  является профессиональная ориентация школьников. Учащимися агрокласса являются ученики 8-11 классов. Согласно учебному  плану  комплектуется на начало учебного группа, занятия проводятся согласно образовательной программе.

      Цель программы: создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора профессии сельскохозяйственного профиля, формирование у учащихся основ предпринимательской деятельности.

Программа «Введение в агробизнес» позволяет школьникам познакомиться с мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования. Программа имеет четко выраженную практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах.

     В дни каникул организовываются профильные смены агроклассников «Юные аграрии Оренбуржья» в детских оздоровительных  лагерях в Дубках.

Наши обучающие всегда принимают  активное участие в работе смены. Они вместе с такими  же юными аграриями Оренбургской области проводят исследовательские работы. Особый интерес у юных аграриев вызывает использование лабораторного оборудования.  По итогам соревнований  обучающиеся нашей школы  награждаются грамотами, дипломами победителей  и призеров,  ценными подарками.

В течение учебного года всегда приезжают представители ОГАУ в нашу школу с целью профориентации учащихся.

В мае проводится итоговое онлайн - тестирование агроклассников по курсу обучения «Введение в агробизнес».  Обучающимся выдаются Сертификаты о прохождении программы довузовской подготовки. Что дает 3 балла при поступлении в ОГАУ.

4.Научно-практические конференции.

Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы носят тематический характер.

Задача ученической конференции – привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся умение публичного выступления. Это связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, простоты, научности, доступности, четкости.

     В течение учебного года активные  обучающиеся агрокласса разрабатывают творческую работу  - проект «Мое собственное дело» по направлениям (животноводство, растениеводство и сельская экономика). В апреле отправляем работы на заочный этап конкурса бизнес – планы. Она включает сам проект, презентацию к выступлению и тезисы. По итогам заочного тура победителей приглашают на очный этап – Областную конференцию «Юные аграрии Оренбуржья» на базе Оренбургского государственного аграрного университета. Обучающиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места и дополнительные баллы при поступлении в данное учебное заведение.

В 2016-2017 г  -   7 участников, три призера 2 степени. Темы проектов: «Производство продукции пчеловодства», «Выращивание клубники в  лично-подсобном хозяйстве», «Разведение КРС в личном подсобном хозяйстве». Всем победителям вручены ценные призы. Двое награждены поездкой в детский лагерь в Краснодарский край.

2018-2019 г . – 3 участников, 1 диплом 2 степени на тему: «Выращивание жимолости в личном подсобном хозяйстве», ценный приз.  Одна обучающая за бизнес – план «Разведение пчел в личном подсобном хозяйстве» получила поощрительный приз.

 2019-2020 г. – 3 участника, два диплома 1 степени  «Выращивание кукурузы в личном подсобном хозяйстве», «Разведение перепелок в личном подсобном хозяйстве».

Данные победители были приглашены на областную профильную смену « Агроклассы», в которой предусмотрено обучение по программе «Введение в агробизнес»,  на базе лагеря «Город детства» в дни летных каникул. Затем они прошли итоговое тестирование  и получили сертификаты об успешном окончании агрокласса.  Дипломы победителей данного конкурса и сертификаты об успешном окончании агроклассов являются основанием для присвоения пяти дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при последующем поступлении в ребят Оренбургский ГАУ. Победителей и призеров конкурса этого года включили во всероссийский реестр одаренных детей Министерства просвещения РФ, и в дальнейшем к ним  применялись  все меры поддержки и продвижения, предусмотренные законодательством для одаренных детей России.

2020-2021г. - Трое участников, 1 призер 3 степени, Тема проекта «Производство продукции пчеловодства», ценный приз.

2021-2022 г. - Трое участников , 1 победитель с дипломом 1 степени за бизнес – план «Выращивание винограда в личном подсобно хозяйстве», ценный приз от министерства образования и от спонсоров.

2022-2023 г.- Двое участников, два победителя заочного тура с бизнес – планами «Производство продукции пчеловодства».

С одаренными обучающимися принимаем участие не только в областных, но и региональных конференциях.

На базе Оренбургского государственного медицинского университета в целях довузовской подготовки проводится конференция «Путь в медицину». На данную конференцию обучающие должны предоставить тематический практико – ориентированный проект, тематический альбом или проект - исследование. Она тоже предполагает заочный и очный этап. Мы уже принимали участие в 3 секциях их 7 предложенных.

  • Медико – биологические проблемы (научно-исследовательская работа  «Анорексия. Красота или здоровье?»);
  • Биология в картинках  и рефератах (тематические альбомы « Органы зрения», «Анатомия органов пищеварительной системы», «Заболевания органов пищеварительной системы»);
  • Готовимся к ЕГЭ по биологии (практико – ориентированный проект по теме «Бактерии»).

Обучающиеся нашей школы занимают призовые места и набирают дополнительные баллы для поступления в данный ВУЗ.

2017-2018 г.- диплом 1 степени и дополнительные  5 баллов при поступлении в данный ВУЗ получила обучающая 11класса.

2018-2019г. -  диплом 1 степени и дополнительные 5 баллов - обучающийся10 класса.  

2019-2020 г.- диплом 2 степени и дополнительные 4 балла  - обучающийся 11 класса.

На базе  Министерство просвещения Российской Федерации ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт Естествознания Оренбургской области приняли участие в  региональной молодежной  научно - практической конференции «Экологические проблемы региона», посвященная Всемирному Дню Земли.

Обучающая нашей школы получила сертификат участника за выступление с докладом «Проблема раннецветущих растений».

5.Участие в олимпиадах

Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

 В марте – апреле 2018 года обучающаяся 11 класса  приняла участие в заочном туре областной олимпиаде  школьников по биологии и химии  ( Оренбургский государственный медицинский университет) 2018г. Прошла на очный этап олимпиады по химии и стала призером 2 степени.

В 2024 году обучающийся 7класса стал победителем областной олимпиады школьников по биологии.

6.Обучение в очно – заочных школах.

Обучающиеся нашей школы , пройдя предварительное заочное онлайн - тестирование , обучаются в областной многопрофильной очно – заочной школе  « Академия юных талантов « Созвездие» Министерства образования Оренбургской области и Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной детско – юношеский многопрофильный центр». В дни каникул организованы профильные смены. За достигнутые успехи при изучении химико – биологических наук обучающиеся награждены дипломами 1 и 2 степени.

7.Участие в акциях.

С марта по май 2019года в стенах нашей школы проходила всероссийская акция «Здоровое питание – активное долголетие» в рамках проекта «Здоровое будущее». Как куратором акции,  мною было зарегистрировано три активных лидера. Разработан план мероприятий, который охватил 1-11классы, создана активная личная страничка на сайте движения. Лидеры акции приняли участие в конкурсе отчетов о проделанной работе. Обучающийся 10 класса,  по результатам отбора, стал победителя регионального этапа конкурса «Здоровое питание – активное долголетие» движения «Сделаем вместе!».

В Региональном исполнительном комитете Партии, первый заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по образованию и науке, председатель координационного совета Движения «Сделаем вместе!» Геннадий Онищенко провел встречу с победителями регионального этапа акции «Здоровое питание - активное долголетие» и лично вручил награды.

Обучающийся нашей школы стал победителем сначала регионального, а затем всероссийского этапа конкурса Лидер акции  «Здоровое питание – активное долголетие» движения «Сделаем вместе!» и награжден поездкой в лагерь « Артек» .

Что дает одаренным детям участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня:

  • выход за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга

 общения;  

  • новые впечатления от общения со сверстниками;
  • сравнение собственных достижений с успехами других ребят;
  • расширение кругозора;
  • формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность.

Не стоит забывать о том, что на пути к повышению качества образования много трудностей и преград. Я советую всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы. 

                                                                                                                      В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования

В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе  как фактор повышения качества образования"...

Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных является весьма актуальной. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность дос...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Повышение качества образовательной деятельности является приоритетной задачей стратегического развития школы. Работа по развитию одарѐнной личности будет успешной, если она будет иметь системный ...

«Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования».

laquo;Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования»....

выступление по теме "Одаренные дети как фактор повышения качества образования

Для поддержки одаренных детейнеобходимо использовать: •индивидуальный подход на уроках•дополнительные занятия•участие в предметных олимпиадах•конкурсы, интеллектуальные игры, ...

Доклад на тему: Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования.

Актуальность этой темы в настоящее время обусловлена, во-первых, установкой государства на подготовку и развитие высокообразованной компетентной личности, неординарно мыслящей и готовой решать сложные...