Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке математики.
материал

Комлева Елена Валерьевна

Коммуникативные умения – это умения организовать эффективное взаимодействие с другими людьми. В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особенно актуальна. Данная категория обучающиеся испытывают следующие трудности формирования коммуникативных навыков: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. Как нельзя лучше для формирования коммуникативных учебных действий подходит такая форма организации работы на уроке математики, как групповая работа. 

Переходным этапом к реализации метода групповой работы является работа в парах, которую начинаем с первых дней обучения в среднем звене, а именно с 5 класса. Учащиеся учатся работать в парах. Они знакомятся с правилами общения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Групповая работа19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке математики.

Коммуникативные умения – это умения организовать эффективное взаимодействие с другими людьми.

Коммуникативные умения являются частью коммуникативной культуры, а именно знаний, умений и навыков в области организации взаимодействия людей, позволяющие устанавливать психологический контакт с партнерами по общению, добиваться точного восприятия информации и взаимопонимания в процессе общения, прогнозировать поведение партнеров по общению и направлять его к желаемому результату.

В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна. Данная категория обучающиеся испытывают следующие трудности формирования коммуникативных навыков: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой важные факторы, влияющие на развитие коммуникативных умений у умственно отсталых учащихся. Основная задача в работе с умственно отсталыми учащимися максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции. Овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

Адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья к социуму, процесс интеграции, зависят не только от приобретенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально – трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально – личностного развития. При этом несовершенство таких умений связано с использованием главного средства общения – речи, которое у учащихся с легкой умственной отсталостью носит характер общего недоразвития всех компонентов. Важный фактор, необходимый для осуществления коммуникативной деятельности – наличие у партнеров определенных коммуникативных умений. Их сформированность предполагает, как владение средствами коммуникации, так и умение адекватно использовать эти средства в условиях естественного живого общения, при их постоянных изменениях. Недостаточность элементарных коммуникативных умений приводит к затруднению общения ученика со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию уровня его тревожности, что может нарушить процесс в целом. На низком уровне развития у учащихся с легкой умственной отсталостью находятся оперативные коммуникативные средства т.е. действия, направленные непосредственно на передачу сообщения. Такие учащиеся приобретают речевые навыки с достаточной задержкой. Отмечается и задержка понимания обращенной к ним речи. Речь школьника с легкой умственной отсталостью не может достаточно обеспечить ее коммуникативную функцию, не способна полноценно формировать навыки общения, что негативно сказывается на всех видах деятельности.

Отсутствие инициативы в речевой деятельности может являться причиной возникновения у школьника с легкой умственной отсталостью стереотипности и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций, замкнутости, речевого негативизма. Важнейшая особенность этой категории учащихся проявляется в снижении активности во всех видах деятельности. Данное обстоятельство является главной причиной низкого уровня их коммуникативных способностей с одной стороны, а с другой дефицит в общении с окружающими серьезно осложняет имеющиеся у этих детей нарушения познавательной деятельности. Как правило у учащихся с легкой умственной отсталостью длительно и с большим трудом формируется потребность во взаимодействии с коллективом учеников. Выявляются и специфические особенности при выборе учащимися с легкой умственной отсталостью партнеров из детского коллектива. Предпочтения обычно отдаются учащимся одного и того же пола и без выраженных неврологических нарушений. Учащиеся не вступают в коммуникацию друг с другом и не вырабатывают план совместного выполнения действия. Конфликты возникают и в ходе попытки достичь единого мнения и договоренности по вопросу разработки единого мнения и договориться по вопросу разработки совместного сценария действий. Педагоги в подобных ситуациях выделяют такие недостатки, как: отсутствие контроля совместной деятельности; а при наличии контроля применяются малоэффективные меры воздействия на сверстника с целью убедить его поступать в соответствии с намеченным планом; нерациональность, при использовании средств совместной деятельности; отсутствие или низкий уровень взаимопомощи. В то же время в процессе развития коллективных взаимоотношений учащихся, часть начинают воспринимать нарушения дисциплины как смелость, самостоятельность человека, при этом пытаются подражать его позиции. Это связано еще и с тем, что наибольшие трудности для учащихся коррекционной школы, представляет разграничение личностных и деловых взаимоотношений.

Для более успешной социализации умственно отсталых учащихся необходимы следующие коммуникативные умения:

-умение передать информацию собеседнику;

- умение логически правильно выстроить фразу;

-умение понимать и осмысливать информацию, которую передаёт учащийся или взрослый собеседник;

-умение общаться и взаимодействовать с собеседником планируя с ним совместную деятельность.

Современные психологи рассматривают возможность использования полноценного межличностного общения для активизации познавательной активности школьников. Подобные проблемы могут быть решены в условиях коллективного взаимодействия.

Как нельзя лучше для формирования коммуникативных учебных действий подходит такая форма организации работы на уроке математики, как групповая работа. Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой из учащихся класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания. Для организации групповой работы класс можно поделить на группы по 3– 6 человек. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Формируются группы по разным признакам: по желанию, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога.

Данная форма работы школьников предполагает свои правила:

- нельзя принуждать детей к групповой работе или выражать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее можно будет выяснить причину отказа);

- совместная работа не должна превышать 10–15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;

- не стоит требовать от учащихся абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием.

Переходным этапом к реализации метода групповой работы является работа в парах, которую начинаем с первых дней обучения в среднем звене, а именно с 5 класса. Учащиеся учатся работать в парах. Они знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом этапе урока. В случае выполнения парами одного и того же задания – работа единая. Пары формируются таким образом, чтобы дети могли помогать друг другу. Развитие учеников при использовании групповой формы работы происходит не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске ответа на вопрос, в выполнении полученного задания, включения в работу по мере своих возможностей. На уроке учитель создает условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, проявить познавательный интерес. Преимуществом работы в паре в том, что ученик может делать нечто, что в другое время не разрешается, например, свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. А так как дети ограничены во времени и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться и общаются по теме урока. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. Можно предложить использовать для выполнения в паре на уроках следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени работу товарища; составь задачу по краткой записи; «отгадай фигуру по определению; опиши устно порядок действий в примере; «объясни...».

После того, как дети научатся выполнять задания в парах, учитель переходит к организации работы в группах. Данную форму работы по формированию коммуникативных учебных действий, с успехом можно использовать при взаимопроверке классных самостоятельных работ, при повторении правил, при счете предметов на уроке математики. Такая работа очень полезна: она побуждает обучающихся вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища, повышает внимание. А это способствует как прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки, так и формированию коммуникативных учебных действий. Особенно эффективно используется прием групповой работы на этапе обобщения изученного материала.

Групповая форма работы, применяемая как на уроке, так и во внеурочной деятельности – эффективный способ формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью для обучения их сотрудничеству. При такой форме работы возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность, сплочённость класса. У детей формируются умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, т.е. они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.

Групповая работа позволяет ребенку с умственной отсталостью получить навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи; учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию, т. к. у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (собственное понимание решения поставленной задачи). В результате общения со сверстниками достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности. Какой бы «пестрой» ни была группа, она сделает больше, чем один человек. Совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива. Групповая работа улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению. Грамотно организованная работа в группе работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося, повышает вклад и участие каждого члена группы. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам обучения.

Таким образом, формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью чрезвычайно актуальная проблема, имеющая свои особенности, которые следует учитывать педагогу, использующему метод групповой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся

.   Школа должна научить учится всю жизнь.Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать н...

Педагогическая концепция "Формирование и развитие коммуникативных умений учащихся"

В данной статье описываются методы формирования и развития коммуникативных умений учащихся. Также к статье прилагается презентация....

Развитие исследовательских умений учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации для учителей математики по развитию исследовательских умений учащихся на уроках....

Обучение чтению – дорога к развитию коммуникативных умений учащихся

Познавательная активность – одна мотиваций, позволяющих детям развивать свои коммуникативные умения на уроках иностранного языка. Для развития коммуникативных умений необходимо создание проблемных сит...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других д...