Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы. Безопасная образовательная среда (из опыта работы)
статья

Путинцева Ирина Петровна

статья о моих находках в интерактивных ресурсах при подготовке к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22 КБ
Файл konferentsiya_tsio.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы. Безопасная образовательная среда (из опыта работы)

Каждый преподаватель сталкивается с тем, что сейчас обучающихся очень трудно заинтересовать и удивить, т. к. наши УЧЕНИКИ все дети информационного века и имеют огромные (почти неограниченные) возможности к доступу различной информации. А каждый преподаватель озабочен качеством результатов своей деятельности и регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Как сделать урок интересным и полезным?». К сожалению, уроки русского языка любимы далеко не многими детьми, потому что это сложно, нудно, много исключений, на одной зубрежке без понимания не уедешь. Если в литературе можно заинтересовать содержанием, проблематикой, злободневностью и возможностью высказывать свое свободное мнение, то в русском языке ответ всегда подчинен нормам, правилам.

Вот тогда к нам на помощь и приходят различные интерактивные сервисы, с помощью которых можно разнообразить свой урок, сделать процесс выполнения домашнего задания интересным и легким, заинтересовав тем самым не только обучающихся, но и самих себя! При интерактивном обучении педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

Разнообразить и во многом изменить уже существующие формы организации учебного процесса мне помогает использование в работе следующих интерактивных средств обучения.

Онлайн сервис Study Stack для создания дидактических материалов для образования. Набрав один раз комплект вопросов и ответов, вы получаете несколько вариантов для генерации дидактических материалов в игровой форме. Педагог создает задание на своём компьютере, а учащиеся могут выполнять его индивидуально со своих мобильных устройств, имеющих доступ к Интернету (смартфонов, планшетов). Готовые работы легко можно встроить на странички сайтов, блогов, поделиться информацией в социальных сетях. Для начала работы необходимо зарегистрироваться или воспользоваться аккаунтом от Facebook.

Сервис поддерживает кириллицу. Помимо ваших работ вы можете воспользоваться коллекцией работ, созданных педагогами мира.

Так, посредством данного сервиса, были созданы игры на время по литературе по повести «Барышня-крестьянка» с целью проверки знания содержания произведения. На уроках русского языка применялись флеш-карточки при изучении темы «Фразеологизмы».

Genially - один инструмент для создания всех видов дидактических ресурсов, презентаций, игр, интерактивных изображений, карт, иллюстрированных процессов, инфографик и т.д.

Работать в нем можно просто и быстро, т.к. он предлагает различные шаблоны для создания ресурсов, большой выбор интерактивности. Интерактивность позволяет давать комментарии к объектам, открывать всплывающие окна, делать гиперссылки на слайды проекта и внешние ресурсы. Ученики могут использовать приложение для создания проектов, описания биографии или творчества деятелей науки или культуры.

Данный сервис мне показался наиболее удобным при составлении интерактивного плаката. Огромный спектр иконок, возможность прикреплять ссылки на сторонние ресурсы, накладывать аудио, выполнять многостраничные плакаты- все это позволяет возможным рассматривать данный сервис как альтернативу экскурсии в условиях дистанционного обучения в том числе. Примеры созданных плакатов вы видите на слайде, сделаны они были для уроков литературы по темам «Стихи о Великой Отечественной войне» и «Мир русской усадьбы в повести «Барышня-крестьянка». На плакатах представлены списки рекомендованной учащимся литературы, видео и аудио для яркого дополнения в изучении данных тем.

Еще один онлайн сервис, заслуживший моего внимания, это Interacty. Этот сервис имеет русскоязычный интерфейс, в арсенале содержатся шаблоны для изготовления презентаций, рабочих листов, тестов и других интерактивных форм. Готовые проекты тоже имеются, но спектр не настолько широк, как у предыдущих сервисов. Являясь экспериментальной площадкой, наша школа реализует деятельность по информационной безопасности во внеурочной деятельности. Но так как на внеурочную деятельность ходят не все учащиеся, то элементы можно включать и в урок как раз-таки при помощи интерактивных форм. На уроке литературы при изучении произведения «Дети Подземелья» В. Короленко была поднята тема буллинга и связанного с ним кибербуллинга. На этапе закрепления знаний было предложен тест, созданный на платформе Interacty. Результаты программа выдает сама, каждый учащийся мог вернуться к непонятным вопросам, посмотрев учебное видео. На уроке литературы при изучении темы «Пословицы и поговорки» использовала форму «Печенье с предсказаниями» на этапе включения в урок. Учащиеся получали эмоциональный заряд, читая пословицу, а на этапе рефлексии возвращались к ним и делали выводы, насколько продуктивно прошел урок для каждого из них.

Кроме того, современное образование должно развивать еще и функциональную грамотность, которая подразумевает работу с разными видами представления информации. Сервис Infogram позволяет создавать различную инфографику. В этом сервисе меня привлекло именно создание динамичной инфографики, это может быть важно для показа изменения показателя. Работать в этой программе просто, несмотря на англоязычный интрфейс, шаблонов великое множество. Данные для диаграмм и графиков экспортируются из Excel. С инфографикой учащиеся работали на уроках русского языка при изучении стилей речи. Предложена была инфографика об использовании смарт-часов в жизни человека, а к ней даны задания: составить текст научного стиля, используя данные инфографики; выписать порядковые и количественные числительные; сравнить модели, составить текст типа рассуждения «Смарт-часы: польза или вред?».

Завершая краткий обзор используемых мною средств, можно выделить следующие общие характеристики:

  • не требуется установка на компьютер, для доступа к ним достаточно наличия подключения к сети Интернет;
  • свободный доступ к сервису из любой точки мира (при наличии подключения);
  • поддержка групповой работы с документами;
  • возможность обсуждать и оценивать опубликованные материалы внутри сообщества;
  • объединение материалов в тематические группы;
  • развитая система поиска (по тематике, по ключевым словам);
  • необходимость регистрации для публикации материалов.

 Перечисленные средства можно использовать на разных этапах урока: актуализация знаний, контроль и самопроверка, самостоятельная работа или же домашнее задание. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют подобные задания и сохраняют учебный интерес к предмету.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальность темы При интерактивном обучении педагог становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

Слайд 2

Интерактивные сервисы Study Stack – удобный онлайн-сервис для создания викторин, опросов, тестов, игр. Чем Study Stack будет полезен для педагога? Одно и то же задание можно представлять в разной форме (игра, тест, мемо и т.д.) Возможность проводить соревнование на время Возможность использования готовых работ и создание собственных

Слайд 3

Интерактивные сервисы

Слайд 4

Интерактивные сервисы Genially - один инструмент для создания всех видов дидактических ресурсов, презентаций, игр, интерактивных изображений, карт, инфографики и т.д . Чем Genially будет полезен для педагога? Создавать интересные формы заданий (игры, инфографики , опросники и пр.) Большой объем информации представлять структурировано и в одном месте в виде интерактивного плаката

Слайд 5

Интерактивные сервисы https://view.genial.ly/618276edc6b4160def3068e7/interactive-image-interactive-image https://view.genial.ly/5925f79f2c0c7e0da46920bc/interactive-content-vojna-proshla-skvoz-nashi-dushi

Слайд 6

Интерактивные сервисы interacty – онлайн платформа для создания интерактивного контента, такого как тесты, слайд-шоу, интерактивный плакат и другие интерактивные форматы. Чем interacty будет полезен для педагога? Большой выбор форм интерактива Русскоязычный интерфейс Мгновенная обработка результатов Возможность отслеживания статистики просмотров опубликованных материалов

Слайд 7

Интерактивные сервисы

Слайд 8

Интерактивные сервисы Infogram- к расивый и простой сервис для создания динамичной инфографики . Чем infogram будет полезен для педагога? Создание динамичных диаграмм, инфографики или карты Огромный выбор разных шаблонов Формирование функциональной грамотности учащихся

Слайд 9

Интерактивные сервисы

Слайд 10

Интерактивные сервисы Можно выделить следующие общие характеристики веб-сервисов: не требуется установка на компьютер, для доступа к ним достаточно наличия подключения к сети Интернет; свободный доступ к сервису из любой точки мира (при наличии подключения); поддержка групповой работы с документами; наличие различных режимов доступа к материалам (закрытый, открытый, по запросу и т.д.); возможность обсуждать и оценивать опубликованные материалы внутри сообщества; объединение материалов в тематические группы; развитая система поиска (по тематике, по ключевым словам); необходимость регистрации для публикации материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В настоящий момент происходят глубокие из...

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...