Технология проектов на уроках химии
статья

Мангатаева Елена Цыреновна

«Использование проектных технологий на уроках химии»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. В настоящее время очень важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проектных технологий на уроках химии»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. В настоящее время очень важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний.

Цели изучения химии

Преподавание химии – составная часть общей системы образования, и поэтому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Развивающее обучение средствами химии достигается за счет вовлечения учащихся в активную познавательную и творческую совместную деятельность при решении одной общей проблемы. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявить познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями. Проектная работа обладает уникальными возможностями в этом плане. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить и работать творчески.

         При работе над проектом создаются все условия для вовлечения в учебную деятельность не одного, а большинства, если не всех, учащихся. Такая работа, которая включает объяснение полученных результатов и выводов, внесение ясности в появившееся неожиданно для учащегося непонимание, активизирует устную речь учащихся, так как требует от них быстрой реакции, т.е. непосредственного соединения химических знаний с мыслительной деятельностью. Затрагивание непосредственного опыта учащихся повышает их заинтересованность в участии в происходящем. У учащихся появляется возможность выразить свои собственные идеи. Они могут по-новому взглянуть на себя и на реалии каждодневной жизни. Все это, в конечном счете, призвано способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

   

Проект – метод оценивания знаний химии

Проектная методика позволяет решить проблему оценивания достижений учащихся по химии. Ведь в каждый этап проекта вовлечен тот или иной вид речевой деятельности, т.е. учащиеся используют свои реальные знания и умения, совершенствуют их, а учитель, выступая в роли помощника и координатора, имеет возможность оценить их достижения во время работы над проектом.

Проект как метод оценивания результата обучения химии имеет огромную значимость.

Учебный проект – интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования. Ведь в ходе работы над проектом учащиеся применяют на практике знания, умения и навыки не только по одной теме, но и ценные коммуникативные умения, полученные на уроках. В ходе выполнения проектного задания - самостоятельного решения, поставленной перед школьниками проблемы, учащиеся не только привлекают уже имеющиеся навыки, но и приобретают жизненно важные навыки. Следовательно, можно прийти к выводу о том, что проект позволяет развить ряд специфических умений, необходимых для проведения проекта и представления результатов по проекту; развить большее число умений, навыков и компетенций, что и предполагает Государственный Образовательный стандарт по химии.

Виды проектов

Спектр проектной деятельности может быть широк и разнообразен, включая:

•        демонстрация моделей с комментированием;

•        буклеты по темам;

•        сложные тематические плакаты, постеры, презентации;

•        дистанционное взаимодействие с разными школами в своем городе и за его пределами в рамках общей тематики исследования;

Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Цели проектной деятельности

Основными целями введения в школьную практику метода проектов выдвигаются развитие познавательных и творческих способностей учащихся, развитие и поддержание мотивов учебной деятельности, формирование потребности общения и обеспечение условий для удовлетворения этой потребности. Главные задачи проектной деятельности школьников:

•        показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

•        реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

•        формировать у школьников желание и умения самостоятельного изучения английского языка доступными им средствами;

•        продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

•        подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития социальной зрелости.

Обязательным условием реализации проектной деятельности можно считать:

а). Определение интересной тематики проектной работы, ограничивающей рамки и направления исследования, с одной стороны, и достаточно широкой для «маневра» в ее пределах, с другой. Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;

б). Степень готовности учащихся к осуществлению данного вида деятельности, то есть сформированность необходимых и достаточных информационно-коммуникативных умений, связанных с получением и обработкой информации, а также с умениями работать самостоятельно и в группе планировать собственную деятельность, следить за соблюдением намеченных сроков выполнения отдельных этапов работы. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений ребят в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения, т.е. тем коммуникативным шагам, которые научили бы школьников высказываться логично, связано и продуктивно.

 в). Ориентация учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации.

г).         Вовлечение в работу над проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом.

д). Наличие методических рекомендаций и памяток-инструкций по осуществлению различных типов проектных заданий, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

е). Мониторинг данной работы, проведение текущего и промежуточного контроля в процессе проектной деятельности со стороны учителя.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания химии. К ним относят: решение проблем, вариативность или разнообразие, учение с увлечением, личностный фактор и адаптация знаний. Остановимся подробнее на них.

  • Решение проблем. В курсе химии метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой. Проблемность означает, что учащиеся используют химические знания для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют детей думать, думая, они учатся.
  • Вариативность или разнообразие. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе. Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую форму работы.
  • Учение с увлечением. Безусловно, важно, чтобы школьники учились с удовольствием. Учащиеся учатся продуктивно, много узнают и усваивают, если они учатся свободно, без принуждения, испытывая радость. Получение удовольствия, развлекательность – это одна из особенностей проекта, одно из главных условий эффективности обучения.  
  • Личностный фактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, имеет огромное значение. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с их личным опытом. В процессе общения обсуждаются события, происходящие в жизни учеников, в школе, городе, в жизни страны. Ученику хочется и есть, что сказать, когда речь идет о некоторых реальных событиях или переживаниях, имеющих место в его жизни. Посредством проектной работы ребенку предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях.
  • Адаптация заданий. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте, при этом обучение направлено на предоставление на уроке химии возможности получения новых знаний каждому ученику с учетом его способностей, возможностей и задатков.

Типология проектов

В настоящее время учеными-методистами и учителями-практиками предлагаются различные варианты проектов. В практике преподавания наибольшее распространение получила следующая типология проектов.

Проект может быть индивидуальным или коллективным, каждый из которых может являться устно-речевым, письменным, видовым или Интернет-проектом.

По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка.

  • Информативно-исследовательские проекты, например, изучениехимических свойств, химических производств.
  • Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов, буклеты.

Исследовательский проект может быть по содержанию: монопредментым (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения. Выполнение определенных проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Групповые формы проектов

Групповое взаимодействие является не только формой обучения, но и естественным компонентом учебного процесса. Состав участников группы определяется такими критериями: а) уровень обученности, б) коммуникабельность, в) инициативность, г) работоспособность, д) интересы учащихся, е) место жительства и др. В зависимости от темы проекта и интересов школьников состав участников может меняться. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3-х – 4-х человек. Учитель может дать совет по формированию групп детей с разными способностями.        

Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной форме» обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это – верно, а это неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, но никто им не говорит, как и что необходимо делать. Учащиеся учатся брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность, ощущать себя членом команды – подчинять свой темперамент, характер, время интересам дела.

Этапы подготовки к проекту

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при проектной работе она выходит за пределы класса.        

Полномасштабный проект, включает несколько шагов-этапов работы. Выделим эти этапы и рассмотрим значимость учителя на каждом этапе.

1 этап – подготовительный. Приступая к созданию учебного проекта, следует определить его тему и цели, уточнить исходное положение, выбрать рабочие группы. Учитель мотивирует учащихся и наблюдает.

 2 этап – планирование в классе. Школьники обсуждают содержание и характер проекта, составление интервью, способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.); распределяют обязанности. Учитель помогает в анализе и синтезе, наблюдает со стороны.

  3 этап – принятие решения. Этот шаг связан с поиском новой дополнительной информации, обсуждением альтернатив (мозговой штурм), выбором оптимального варианта. Учитель наблюдает на большем расстоянии, становится «маленьким».

 4 этап – выполнение проекта. Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, делают аудио- и видеозаписи, собирают печатный и иллюстрированный материал. Главная задача на этом этапе – сбор информации. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие создаются в классе. Учитель не вмешивается, наблюдает, стоит в стороне. По просьбе ребят учитель советует, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материалы как проект группы. Главное – не подавить инициативу ребят, с уважение относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

 5 этап – защита, презентация проекта. Весть отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта. Ребята могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку и т.д. Остальные группы делают записи. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Учитель участвует в оценке вместе с учащимися, он наравне с ними. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

 6 этап – оценка результатов. Проводится самоанализ и самооценка проделанной работы, анализ удач и неудач. Учитель наблюдает и направляет.  

Роль учителя в проектной деятельности учащихся

Рассмотрение взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Приступая к внедрению метода проектов в образовательную деятельную практику школы необходимо помнить, что наряду с преимуществами работа проектом содержит определенные трудности.

•        Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

•        Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

•        Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям – к последующему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.

•        При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.

•        Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. При традиционной системе обучения вопросы воспитания рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны: моральные принципы должны быть правильно изложены и поняты. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы – взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».

Трудности обусловлены следующими факторами:

- недостаточным уровнем подготовки в отдельных группах;

- нехваткой времени;

- непривычностью этой формы работы;

- недостаточной подготовленностью учителя к проектным формам работы;

- невысокой мотивацией к данному виду деятельности;

- трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию;

- риском трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.

Хочется еще раз подчеркнуть: чем вдумчивей учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы или школьников в отдельности, тем продуктивнее проходят занятия.

Итак, подведем итог всему выше сказанному. Повторимся, что в настоящее время очень важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Проектная работа обладает уникальными возможностями в этом плане. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить и работать творчески.

Изучение опыта использования проектной технологии на уроках химии показало ее эффективность в практике обучения.

Список использованной литературы

1. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа. – 1997г. –№

2. Полат Е.С. и др. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Издательский центр «Академия», 2010г.

3. Сборник «Intel. Обучение для будущего» Intel Corporation, 2004г.

4. Ширшина Н. В. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград , 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Применение метода проекта на уроках химии

Статья содержит небольшой теоретический материал о плюсах проектоног метода обучения, предложен способ из личноо опыта применеия данного метода на уроках химии, данные о результатах применеия метода п...

Проекты на уроках химии

Приведены примеры проектов, выполненных учащимися дома с использованием различных источников информации. Проекты краткосрочного выполнения....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Мини-проект на уроках химии как способ формирования УУД

В форме презентации описаны этапы урока по работе над проектом по теме "Вода". Презентация поможет учащимся  работать с материалом учебника, формулировать тему, цели, задачи, проблему  проек...

Использование "Метода проектов" на уроках химии.

В данной методической разработке описывается "Метод проектов", который, я считаю необходимо использовать для проведения качественных, интересных, познавательных, современных уроков. Предлагаемый мною ...

Учебный проект на уроке химия в 7 классе

Проблемный вопрос: Можно ли построить молекулу простого и сложного вещества, зная качественный и количественный состав молекулы?...