Формирование и развитие творческой личности ученика в процессе обучения и воспитания как субъекта русского национального самосознания
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В работе представлена проблема формирования и развития творческой личности ученика как субъекта возрождения русского национального самосознания через обучение и воспитание. Исходя из поставленной проблемы, главные задачи в процессе образования – овладение учащимися духовным и культурным наследием русской культуры и участие в процессе культурного творчества в парадигме национальной традиции. Решаются эти задачи через формирование компонентов русского национального самосознания у учащихся, формирование мировоззренческих ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями на уроках и во внеурочной деятельности. В данной работе рассматриваются также основные идеи, цели и принципы формирования русского национального самосознания,  условия для личностной самореализации учащихся, методология формирования русского национального самосознания на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с инновационными образовательными технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

на тему: «Формирование и развитие творческой личности ученика в процессе обучения и воспитания как субъекта возрождения русского национального самосознания»

Автор: Финогентова Евгения Вячеславовна, учитель истории, обществознания МБОУ КСОШ №6 г. Кингисеппа Ленинградской области

г. Кингисепп

2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Культурологический аспект исследования……………………………7
  2. Философский аспект исследования……………………………………..9
  3. Функции учебного процесса в парадигме формирования русского национального самосознания……………………………………………15
  4. Философия новых технологий…………………………………………..17
  5. Технология развития критического мышления при личностно-ориентированном подходе………………………………………………..20
  6. Компьютерное сопровождение и применение ТСО на уроках истории, обществознания, ОДНКНР и во внеурочной деятельности…………24
  7. Изучение исторических личностей……………………………………...25
  8. Формы контроля…………………………………………………………..26
  9. Внеурочная деятельность учащихся……………………………………27
  10. Ресурсы школьного краеведческого музея как средство формирования и развития русского национального самосознания.............................29

Заключение…………………………………………………………………….35

Введение

«Храни огонь родного очага,

И не позарься на костры чужие!

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!»

Проблема возрождения русского национального самосознания вызвана социальными противоречиями современности. Ориентируясь в своих реформах на Запад, мы не желаем понимать, что все их успехи не сводятся к либеральной демократии, но стоят на прочном фундаменте выверенных веками культурных традиций. Россия же, пережившая в ХХ веке две глобальные социокультурные катастрофы (1917,1991), фактически лишена теперь самого жизненно необходимого – ясной и конкретной системы позитивных этических ценностей, органичных ее великому прошлому и в равной мере соответствующих ее настоящей и будущей исторической жизни.

В условиях нравственного и идеологического кризиса России в начале XXI века, когда происходит ломка прежних традиций, детям особенно трудно противостоять развитой сети насаждаемой сейчас американской «псевдокультуры». При этом мы забываем одну простую истину:  для нас ценно все, что создано богатейшей  русской культурой за несколько веков. Потеря связи со своей малой Родиной, отрыв от культуры предков – это обнищание нашего народа, упадок морали, ожесточенность, рост преступности, проблемы алкоголизма и наркомании.

Существует также ряд противоречий, связанных с реализацией целей и задач обучения и воспитания творческой личности ребенка в соответствии с требованиями современного общества. Это, прежде всего, противоречия между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражением и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы; между необходимостью увеличения объема информации и возможностями человека в ее усвоении.

В  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания утверждается, что важнейшей целью современного отечественного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В Концепции отмечаются главные источники нравственности. Это, безусловно, Россия, российский многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому определяются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и т.д.

В связи с вышепоставленной проблемой, цель данной работы – найти  то гармоничное сочетание традиционных устоев формирования творческой личности ученика как субъекта возрождения русского национального самосознания  и инновационных образовательных  технологий, которое решило бы проблему приобщения  детей к истокам русской истории и культуры в современном мире.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные идеи, цели и принципы формирования русского национального самосознания.
  2. Рассмотреть методологию формирования русского национального самосознания на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с инновационными образовательными технологиями.

Ленинградский профессор И.Ф. Гончаров сказал: «Сегодня ничего не нужно изобретать, нужно только по-хозяйски подойти к подлинному изучению родной культуры. Сегодня каждая школа должна расти из русской культуры, традиций, из русской истории, языка, краеведения».

Идея воспитания русского национального самосознания может быть воплощена только в органическом сочетании учебного процесса и воспитательной работы. Таким образом, главная задача школы – соединение обучения и воспитания. При этом главным воспитателем ребенка является семья, а учителя помогают воспитывать детей.

Главная задача школьного воспитательного процесса – привить ученику прилежание и добросовестность, скромность и трудолюбие, честность и откровенность, развить его национальное самосознание как понимание себя частицей одной из наций, несущих свет православной веры, патриотизм, самоотверженность, нравственную принципиальность, соборность и самостоятельность. Эти качества прививаются, прежде всего, в школьном коллективе. На уроках истории основной приоритет отдается изучению русской истории и русской культуры при полном сохранении интереса к истории других народов, иным культурам и языкам.

Не менее важным для формирования и развития русского национального самосознания является изучение основ духовно-нравственной культуры народов России. Включение этой дисциплины в образовательную программу направлено на развитие у подростков основ общей культуры, уважительного отношения к культурам и обычаям различных народов, нравственным ориентирам и ценностям отдельной нации, народности, личности. Кроме того, изучение дисциплины воспитывает моральные основы поведения личности, утверждает ценность отдельного индивида в многонациональном государстве, формирует представление о том общем, что объединяет все народы страны: история становления государства, этапы исторического развития, гражданские ценности, нормы и традиции, история формирования общечеловеческих ценностей и культурного наследия. Этому способствуют цели и задачи внедрения дисциплины в образовательную программу школы.

Таким образом, в образовательном аспекте формирование русского национального самосознания происходит через изучение истории России, основ обществознания, основ духовно-нравственной культуры народов России, краеведения, как в качестве дополнительной программы, так и в рамках гуманитарных дисциплин. В воспитательном контексте формирование «Я», как понимания своей сущности каждым учеником, происходит через различные внеклассные мероприятия, проектную и выставочную работу учащихся, участие в государственных и православных праздниках и т.д.

Результатом соединения учебно-воспитательного процесса и воспитательной работы в процессе формирования и развития русского национального самосознания должно стать формирование личности человека, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования, сохраняющего интерес к познанию мира на протяжении всей своей жизни, осознающего свои права и обязанности и признающего права и обязанности  других людей, знающего традиции и обычаи предков, ориентированного на ведение здорового образа жизни.

\

  1. Культурологический аспект исследования

Русский философ Н. Бердяев определил идею русского национального самосознания «как чувство единства каждой причастности к культуре своего народа, его историческому прошлому и настоящему», как «осознание своего права на независимость и свободу, любовь к Родине». Понятие «национальное самосознание» включает в себя способность «Я» осознавать самого себя как индивидуальность и как члена определенной общности. Национальное самосознание, основанное на осознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. Оно включает в себя следующие компоненты: осознание своих прав и обязанностей как гражданина России, приобщение к русской истории, культуре, ее основным ценностям, знание исторического прошлого своей страны, знание и владение русским языком.

Для русской культуры характерно свое специфическое понимание и переживание таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, свобода, справедливость, смысл жизни, любовь и другие. Чтобы их усвоить в процессе обучения и воспитания, необходимы специфические приемы и методики. Самый лучший способ овладения русской культурой и, параллельно с ним, - формирования русского национального самосознания – это участие в процессе культурного творчества в парадигме национальной традиции.

  1. Философский аспект исследования

Формирование национального самосознания на уроках истории и во внеурочной деятельности - это организованный целенаправленный процесс, который включает в себя:

- сообщение учащимся знаний о человеческом сообществе, народах и религиях мира о России, населяющих ее народах, общности их жизненных интересов, истории и культуре родного края как неотъемлемой части мировой истории и культуры;

- организация эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения;

- организация позитивного опыта внутриэтнических отношений, культуры общения с людьми разных наций.

Национальное самосознание не является врожденным, а формируется на протяжении жизни человека в процессе его социализации. На основе анализа ряда исследований (А.В. Ахмерова, Ю.В. Лазарев) были выделены критерии и показатели национального самосознания, а также три уровня его сформированности.

На основании выделенных критериев выделены цели, направленные на  формирование русского национального самосознания и уровни сформированности национального самосознания.

Первый блок – цели, направленные на формирование компонентов национального самосознания, связанные с познанием:

- формирование у учащихся общих теоретических знаний о феномене этничности и национальности представлений о процессах этнического формирования и развития народа во взаимосвязи с другими народами;

- формирование системы знаний о родной истории, природе, географии, целостных представлений об образе жизни своего народа, знаний основных народных обычаев, традиций, праздников;

- формирование знаний об особенностях национального характера русского народа.

Второй блок – цели, направленные на формирование компонентов национального самосознания, связанных с отношением:

- формирование интереса, уважения, любви к родной истории, культуре, к своему народу;

- воспитание национального единства;

- понимание собственной ответственности за лицо своей нации, причастности к судьбе своего народа;

- воспитание ценностного отношения к культуре своего народа, гордости за нее.

Третий блок – цели, направленные на формирование компонентов национального самосознания, связанного с деятельностью:

- формирование психологической готовности к реализации своих функций как представителя этноса, т.е. готовности действовать или реагировать в соответствии с этносоциальными и этнокультурными потребностями и нормами своего народа, осуществлять готовность к самореализации в области национальной культуры и за ее пределами;

- формирование опыта соблюдения народных обрядов, традиций;

- формирование навыков коллективного труда, характерных для русского народа;

- воспитание национальных черт характера учащихся (доброта, трудолюбие, гостеприимство и т.д.).

Уровни сформированности русского национального самосознания.

Низкий уровень: у учащегося не сформированы представления о своей национальной принадлежности, национальной культуре и  истории своего народа и других национальностях; он не проявляет интереса к своей национальной культуре, не испытывает позитивных чувств к людям разных национальностей; не умеет общаться на родной языке.

Средний уровень: представления учащихся о своей национальной принадлежности, национальной культуре и истории своего народа и других национальностей нечеткие, неконкретные, поверхностные; отношение к себе как к представителю определенной национальности, к родному языку ситуативное. Ученик  не проявляет интереса к истории своей страны, национальной культуре, относится к объектам и явлениям национальной культуры с позиции наблюдателя, проявляет интерес лишь к отдельным общественным и культурным событиям в жизни своего народа; испытывает затруднения в общении на родной языке.

Высокий  уровень: у учащегося сформированы знания о своей национальной принадлежности, национальной культуре; он проявляет активность в изучении объектов и явлений национальной культуры, испытывает огромный интерес к истории своей страны, применяет свои знания на практике, умеет общаться на родном языке, имеет опыт позитивных межэтнических отношений.

Достижение высокого уровня сформированности русского национального самосознания – это высокий показатель результативности деятельности учителя.

Основу процесса формирования русского национального самосознания составляют следующие принципы:

  1. Принцип целостности и гармоничного восприятия национальной культуры. Целостность восприятия определяет необходимый набор элементов национальной культуры. Гармоничность же восприятия культуры обозначает, что элементы культуры в процессе формирования русского национального самосознания вводятся не разрозненно, а суммативно, посредством синтеза, содержательного обобщения и систематизации.
  2. Принцип национальной самоидентификации. Целенаправленно соотнесение собственного «Я» с образом своего народа структурирует национальное самосознание, делает его функциональным.
  3. Принцип взаимосвязи национальной культуры с мировой культурой. Взаимосвязь и взаимопонимание является условием успешного функционирования национального самосознания. Отношение учащихся к культурным ценностям других народов оборачивается отношением к культуре своего народа, а, в конечном счете, - к самому себе.
  4. Принцип творческой направленности личности. Чем выше уровень национального самосознания, тем полнее реализуются творческие возможности личности, и наоборот, ярко выраженные задатки представляют собой благоприятную основу для становления и развития национального самосознания. Творческая личность не просто усваивает национально-культурное наследие, но в свою очередь обогащает его, вносит в него новые элементы, способствует его дальнейшему развитию и приумножению.
  5. Принцип гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса. Личности ученика и учителя открыты для общения. Отношение педагога к учащимся строится как отношение к ответственным субъектам собственного развития. Стратегия взаимодействия учитель-ученик основывается на субъект-субъектных отношениях.
  6. Принцип интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса. Национальная культура – не только источник содержания образования, но и мощная целостная система, призванная вывести систему образования на новый качественный уровень.

Особенностью формирования русского национального самосознания является необходимость создания особой среды проживания полученных знаний, т.е. формирования культурологического пространства – особой культурно-исторической среды.

Академик Д.С. Лихачев сказал: «Под культурным пространством я понимаю в данном случае не просто определенную географическую территорию, а, прежде всего, пространство среды, имеющее не только протяженность, но и глубину. Культура – это святыни народа, святыни нации». Традиционно считается, что педагогический процесс протекает лишь в стенах школы, а его участниками являются учителя и учащиеся. В действительности образование и воспитание осуществляется и во внешкольной среде. Педагогический процесс является в данном случае управляемым процессом совместной деятельности учителей, учащихся и родителей, обеспечивающих условия для развития личности ребенка в системе урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, наиболее эффективному формированию национального самосознания учащихся в процессе изучения истории и обществознания способствуют следующие педагогические условия:

  • Актуализация национально-регионального компонента исторического образования;
  • Систематический учет сформированности национального самосознания на основе выделенных критериев и показателей;
  • Создание единого культурологического пространства.

  1. Функции учебного процесса в парадигме формирования и развития русского национального самосознания

  1. Образовательная. Реализация учителем знаний, обеспечивающих восприятие и усвоение учащимся соответствующего объема знаний. Кроме того, учитель должен создать условия не только для владения учащимися определенной суммой исторических знаний, но и для понимания и умения ими давать объективную оценку историческим событиям и явлениям, развития исторического мышления школьников.
  2. Воспитательная. Реализация различных видов занятий, обеспечивающих выработку у учащихся морально-нравственных качеств. При отработке каждой темы курса необходимо сначала увидеть те элементы, на которых может быть сконцентрировано внимание учащихся
  3. Практическая. Реализация возможностей, обеспечивающих выработку у учащихся навыков применения исторических знаний в жизни. Сюда входят:

- применение знаний на практике (осознание практического смысла исторического материала, коррекция своих действий, поступков на основе исторического опыта);

- приложение знаний к практике.

4. Методическая. Реализация возможностей, обеспечивающих выработку у учащихся соответствующих методических навыков и умений. Реализация методической функции находит отражение на лекциях, групповых занятиях, самостоятельной работы и т.д.

Содержание образовательных областей учебного плана, реализуемые в классно-урочной системе, организуются в целостную образовательную систему циклом факультативных занятий, систему урочно-внеурочной деятельности на базе культурно-исследующих, культурно-анализирующих предметов: истории, обществознания, литературы, уроков мировой художественной культуры, основ духовно-нравственной культуры народов России, основ православной культуры.

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православной культурой. Поэтому – православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры невозможно, а приобщение к ним затруднено.

Ознакомление учащихся с духовно-нравственными идеалами и нормами православной культуры как существенной части отечественного духовного и культурного наследия, знакомство с историей других религиозно-культурных традиций способствуют формированию объемного, целостного видения нашего общества в историческом временном пространстве, оптимизируют процессы социализации, дают возможность активизировать духовно-нравственную и гражданско-патриотическую направленность воспитания и образования.

Изучение основ православной культуры в школе способствует защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействует сохранению и укреплению культурного и образовательного пространства, социальной и  культурной интеграции российского общества.

Важно, что изучение культурологических основ истории религии не принуждает ученика к выбору определенной веры, а прежде всего, способствует осознанному выбору мировоззрения.

Также ошибочно сводить изучение истории русского народа и страны к изучению истории государства. Воспитание русского национального самосознания невозможно без обращения к истокам своеобразия русской культуры, которая формировалась под влиянием множества факторов: от  языческой системы ценностей к культурному дуализму божественного и мирского.

  1. Философия новых технологий

В новой образовательной парадигме обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

В современном обществе на смену обучающим практикам приходят образовательные технологии. Образование тематизируется как процесс формирования субъекта русского национального самосознания, а не как передача определенных знаний по истории и обществознанию, формирование умений и навыков, например, работы с историческими картами. Формируется такая концепция образования, когда образовательный процесс рассматривается как культурный процесс. Он сопровождает субъекта на всем протяжении процесса социализации, образовательные институты выступают лишь как трансляторы культурных ценностей и норм.

Таким образом, одной из главных задач современной школы становится создание условий для развития творческих способностей учащихся и приобретения ими опыта деятельности. И эта задача не столько содержания образования, сколько компетентностного подхода и современных технологий обучения. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества. Наиболее важные из них – ценностно-смысловые, исследовательские компетенции, социально-личностные и коммуникативные компетенции, организаторская деятельность и сотрудничество.

Ценностно-смысловые компетенции определяют мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях.

Социально-личностные компетенции включают в себя познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и общества, а также отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

Коммуникативные компетенции – это знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе и т.д.

Компетенции включаются в образовательный процесс посредством технологий обучения, содержания образования, типа взаимодействия учитель-ученик.

Для формирования и развития русского национального самосознания важную роль в современном обществе играют следующие педагогические технологии.

  1. Проблемное обучение.

Сущность технологии состоит в последовательном и целенаправленном выдвижении перед обучающимися познавательных задач. Данная технология способствует развитию познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.

  1. Технология развивающего обучения. При такой технологии учебный процесс ориентирован на наиболее полную реализацию потребностей обучающихся, развитию их личностных качеств.
  2. Игровое обучение. Это творческая  познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации, обеспечивающая личностно-деятельностный характер усвоения информации.
  3. Развитие критического мышления. Цель данной технологии – развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Учащиеся в процессе обучения ставят новые вопросы, разрабатывают разнообразные аргументы, принимают самостоятельные решения, применяя полученные результаты как к стандартным ситуациям, так и к нестандартным.

  1. Технология развития критического мышления при личностно-ориентированном подходе

Цель личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании – создание условий для проявления познавательной активности ученика, для появления у учащихся мотивации к самоизменению, личностному росту.

Реализуется эта цель через:

  • Использование различных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • Оценку деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • Создание педагогической ситуации общения на уроке, позволяющей каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

При этом личность ребенка выступает как субъект образовательной системы. Учитель и ученик, постоянно взаимодействуя, находятся в состоянии творчества, направленного на создание новых неповторимых духовных и материальных ценностей. Стиль руководства учителя утверждает ценность общения, способствует развитию критического мышления учащихся.

Структура технологии развития критического мышления включает в себя 3 этапа:

  1. Первый этап - вызов. Этот этап позволяет актуализировать у обучающегося знания по данной теме или проблеме, вызвать его устойчивый интерес, мотивировать к активной учебной деятельности.
  2. Второй этап – осмысление позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
  3. Третий этап – рефлексия дает целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирует у каждого обучающегося ценностное отношение к информации.

На каждом из этапов урока я использую различные методы и приемы. Так, на стадии осмысления можно использовать прием «инсерт» (маркировка текста различными значками). На стадии рефлексии эффективно работает метод синквейна (стихотворения, состоящего из пяти строк,  представляющего собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятий и осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Основные методы, используемые в технологии развития критического мышления – это активные и интерактивные методы обучения, в основе которых лежит диалог.

Диалог в данном случае: является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала; способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся; развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на уроках и во внеурочной деятельности способствует интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь групповые, коллективные методы работы. Диалог может быть внутренним, т.е. рефлексивным, может быть и внешним, т.е. направленным на взаимодействие.

Важную роль играет также диалог ученик – родитель (другой родственник), что обеспечивает связь поколений и обеспечивает наиболее более глубокое эмоционально-личностное восприятие.

Гибкость структуры нетрадиционного занятия заставляет искать активные методы обучения, в основании которых лежит диалог. Среди множества таких методов я отдаю предпочтение таким методам, как  эвристическая беседа, дискуссия, метод учебного мозгового штурма.

Все вышеперечисленные методы требуют использования коллективных, групповых форм работы и индивидуальных форм обучения.

  1. Компьютерное сопровождение и применение ТСО на уроках истории, обществознания, ОДНКНР и во внеурочной деятельности

Эмоциональное восприятие знаний невозможно без художественности в преподавании, использования учителем и учащимися яркого стиля изложения материала на уроках, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету. На современном этапе  развития образования большую роль в учебно-воспитательном процессе играет применение технических средств обучения (ТСО) с целью повышения эффективности и качества изучения исторических дисциплин. Это широкое использование мультимедийной и компьютерной техники на всех уровнях образовательной лестницы.

Форма проведения урока с использованием мультимедийной техники предоставляет возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, выбирать из огромного материла наиболее важную информацию. Использование мультимедиа позволяет разнообразить урок, сделать его нестандартным.

Особую роль на уроках и во внеклассной работе играют учебные фильмы, как документальные, так и художественные.  Интересным и новым для учащихся, а также важным для духовно-нравственного воспитания является просмотр цикла фильмов об истории русской православной церкви «Земное и небесное».

  1. Изучение исторических личностей

История России всегда была богата явлениями и личностями, которые могли бы послужить детям примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Отечество.

На уроках истории, ОДНКНР, прослеживая процессы в обществе, события определенной эпохи, невозможно не обратиться к личности, с которой связана эта эпоха, как к носителю определенных свойств.

При изучении личностей Дмитрия Донского и Сергия Радонежского (внеклассное мероприятие «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский: пророк и вождь») учащиеся, работая в творческих группах, раскрывали философское понятие о роли личности в истории. На основе оценок современников и историков они формировали образы личностей Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, выстраивали их психологический портрет, давали оценку их деятельности.

Такие мероприятия дают большие возможности для развития творческого потенциала учащегося, выработке ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа.

Материалы внеклассного мероприятия по теме «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский: пророк и вождь» опубликованы на сайте Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» www.festival1september.ru.

  1. Формы контроля

Реализация деятельностного подхода в организации учебного процесса предполагает особое внимание к отбору форм текущего и итогового контроля учащихся, делая акцент на творческих и аналитических  заданиях (разработка проектов, написание рефератов и эссе, проблемные задания), что может быть оценено в традиционной системе или в форме составления портфолио.

  1. Внеурочная деятельность учащихся

Восстановление национальных культурных традиций, доминирующих в семейном воспитании – обычай, обряд, ритуалы, реликвии, церемониалы, - именно в них обобщается опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы, нормы поведения, привычки и т.д.  В передаче опыта были запрограммированы нравственные качества личности, которые отвечали той или иной ступени развития общественных отношений. На этой основе в жизнедеятельность школы, например, могут вводиться социально-значимые события – календарно-обрядовая культура, система праздников. На культурном пространстве России важную роль играют православные праздники: Пасха, Рождество Христово и др. Циклическая структура воспитательных мероприятий и массовых форм воспитательной работы – это проведение общекультурных праздников, способствующих восстановлению культурных национальных традиций (Рождество, Святки, Масленица, Троица, Праздник урожая, День здоровья и т.д.).

В организации данных массовых форм внеурочной деятельности выделяются две позиции:

  1. Превращение воспитательного мероприятия в событие школьной жизни (принцип событийности в воспитании);
  2. Повторение дел, признанных коллективом (воспитание на традициях).

Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство сопричастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. При реализации предметной области предполагается безотметочная система обучения. Оценку знаний обучающихся целесообразно проводить в форме индивидуальных и коллективных проектов, творческих работ обучающихся и их обсуждения в классе.

Тематические праздники «Мемориал воинской славы», «Русская ярмарка», «Русское гостеприимство» знакомят учащихся с различными историческими событиями, дают широкое представление о всемирном вкладе России в разные области человеческой деятельности, прививают любовь к Родине, гордость за ее победы и свершения.

На протяжении 3-х лет команда учащихся школы являлась активным участником военно-исторического форума «Александровский стяг». Темы форума были связаны с юбилейными датами (200-летие Отечественной войны 1812 года, памяти святого благоверного князя Александра Невского и др.) Учащиеся школы на этом форуме с удовольствием представляли свои проекты, принимали участие в викторинах и военных реконструкциях. Работа ученицы 11 класса, основанной на краеведческом материале в сотрудничестве с Кингисеппским краеведческим музеем, «Карл Иванович Бистром» была удостоена диплома 2 степени.

  1. Ресурсы школьного краеведческого музея как средство формирования и развития русского национального самосознания

Современные требования, предъявляемые  к выпускнику общеобразовательной школы, - это  обладание такими качествами, как духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, патриотизм. В полной мере эти задачи российского образования в рамках формирования и развития русского национального самосознания помогают решить ресурсы школьного краеведческого музея. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения в области политики, культуры и науки сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по воспитанию учащихся.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих познавательную и воспитательную цели.

Школьный музей призван способствовать:

- формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств (тем самым, происходит формирование компонентов русского национального самосознания);

-расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей (формирование творческой личности учащихся, выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей);

- овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

- служить целям совершенствования образовательного процесс средствами дополнительного обучения.

Историко-краеведческий музей в Кингисеппской средней школе №6 был открыт 1 февраля 1994 года в день 50-летия освобождения г. Кингисеппа от фашистских захватчиков. Открытию предшествовала большая кропотливая работа по сбору экспонатов.

Экспонаты для нового школьного музея были переданы Залом Боевой славы Кингисеппского городского Дома культуры и районной администрацией.  Свои военные фотографии и другие документы Великой Отечественной войны передали в фонд музея представители Совета ветеранов.

Профиль школьного музея МБОУ КСОШ №6: исторический.

Основные разделы музея:

  1. Крепость Ям.
  2. Старый Ямбург.
  3. Великая Отечественная война.
  4. Послевоенный Кингисепп.
  5. Работники народного образования Кингисеппского района - участники Великой Отечественной  войны.
  6. Старинные предметы народного быта.

На сегодняшний день  в музее находится 538 экспонатов, из них – 288 экспонатов основного фонда.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны.

 Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны.  Тем самым учащиеся приобретают навыки исследовательской деятельности, проектной деятельности.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать ресурсы школьного музея  при проведении уроков и внеклассных мероприятий. Документальные материалы музея, используемые на уроках, значительно оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

 Большая роль музея состоит  и в организации общественно-полезных дел. Ежегодно проводятся экскурсии и походы по местам боевой славы, Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры.

Активисты музея ведут большую работу среди учащихся школы: проводят экскурсии для учащихся школы, ветеранов, гостей. Члены лекторской группы рассказывают гостям музея о героических событиях Великой Отечественной войны и ее отдельных героях. Ежегодно проводятся краеведческие викторины, посвященные истории г. Кингисеппа. В школу приглашаются ветераны Великой Отечественной войны и локальных войн, проводятся Уроки мужества. 

 Поисковые группы собирают материалы об участниках  Великой Отечественной войны, предприятиях города, его почетных гражданах. Эти материалы составляют основу оформления музея  в памятные даты.

Учащиеся школы ухаживают за закрепленными за школой воинскими обелисками: «Камень переправы» и Памятник малолетним узникам концлагерей.

Отличительной особенностью школьного музея является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живет ребенок. Понятия «Родина», «Отчизна» обычно ассоциируются с тем местом, где находится родной дом, учебное заведение, то есть с конкретным городом, поселком. От того, насколько люди хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина их патриотического чувства. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал: «Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Педагогическая ценность работы в музее заключается в том, что информация в музее конкретна, эмоциональна и, кроме того, сама необычность музейной обстановки разрушает стереотип занятия, дает возможность активизировать восприятие учащихся.

В отличие от обычных занятий, где учитель оперирует в своей деятельности, главным образом, абстрактно-логическими понятиями и его главный инструмент – слово, в музее педагог опирается на музейный предмет, который оказывает эмоционально-чувствительное воздействие на обучающегося.

Исследовательская работа школьников в музее  направлена на изучение  истории и культуры родного края.

Так, учащиеся школы в 2021 году заняли призовые места на региональной олимпиаде по краеведению с исследовательскими работами на темы «Ветераны Великой Отечественной войны – наши земляки» и «Копорская крепость как важный фортификационный пункт XIII века». В этих работах были изучены и проанализированы документы по истории нашего края.

При исследовательской работе в музее важен следующий подход: исследовательская тема не должна быть навязана ученику.  Ученик сначала осознать проблему, пропустить ее через себя, соотнести с реальностью.  Эту задачу помогают решить фотографии, альбомы, материалы стенда и экспонаты музея, книги, письма.  Затем начинаются поиски, найденные сведения систематизируются, оформляются и используются при проведении экскурсий, уроков, внеклассных мероприятий. При навязывании темы исследовательской работы творческий процесс сведется к формальному выполнению необходимых действий.

Результаты поисково-исследовательской деятельности обучающихся могут быть представлены не только в письменном или печатном виде. Продуктом поисково-исследовательской деятельности может стать новая экспозиция или вспомогательные материалы для неё (таблицы, фотографии, пояснительные тексты), уточнённый текст экскурсии, сценарий открытого урока, театрализованной постановки и т.д.

Ведение проектно-исследовательской работы на базе музея образовательного учреждения, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность учащегося, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности.  Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, ученики реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

Работа в музее способствует формированию ключевых компетенций школьников: выявлению взаимосвязи прошлых и настоящих событий,  умению дискутировать, отстаивать свое мнение, сотрудничать, договариваться, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем и т.д.

Взаимопроникновение основного и дополнительного образования ставит целью создание единого культурологического пространства, в котором происходит духовно-нравственное развитие, образование и оздоровление через художественное творчество самих детей.

      Таким образом, образовательно-воспитательный потенциал школьного музея и формы его работы в основном и дополнительном образовании становится нравственно-воспитательным ресурсом, активно влияющим на цели и смысл ученической деятельности. В формате музейных уроков также реализуется личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Нестандартность ситуации учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы, но и способствует всестороннему развитию творческой личности ученика как субъекта формирования и развития русского национального самосознания.

Заключение

Основная цель современного образования – развитие творческой личности ученика, что предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы. Уроки истории должны ставить ученика перед  проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Таким образом,  ученик получает право на субъективность и пристрастности, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Чтобы решить проблему приобщения детей к русской культуре и истории в современных условиях, необходимо отойти от скучного пассивного запоминания исторических фактов и их оценок, дат и т.д.

Наоборот вся образовательная и воспитательная деятельность сегодня должна быть направлена на применение нетрадиционных методов и технологий, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого ученика, формирующих умения самостоятельно добывать знания, самостоятельно ориентироваться в массе исторических  сведений, отделять существенное от второстепенного.

Этому способствуют различные инструменты в образовании и воспитании, начиная от традиционных (проведение мероприятий, религиозных и государственных праздников) и заканчивая инновационными методами и технологиями (использование информационно-компьютерных технологий, нетрадиционные формы уроков и т.д.). Немаловажную роль играют ресурсы школьного музея. Через использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности,  эмоционально-чувственного восприятия информации, самостоятельного поиска и критического анализа материала решается задача формирования ценностной позиции ученика, ориентированной на общечеловеческие ценности. А это в свою очередь определяет формирование и развитие творческой личности ученика как субъекта возрождения русского национального самосознания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

В работе раскрыты особенности творческой личности, психологические процессы, влияющие на формирование личности, рассмотрена методика формирования творческой личности при изучении математики....

Приёмы повышения познавательной активности учеников в процессе обучения и воспитания

В статье обосновывается необходимость повышения  познавательной активности учеников  в  процессе  обучения  и  воспитания. Предложенные интерактивные  методы...

Программа воспитательной работы 5-11 класс «Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе»

Программа воспитательной работы 5-11 класс  «Формирование и развитие творческой личности  учащихся в классном коллективе»...

Развитие творческой личности ученика посредством композиции.

   В настоящее время проблема формирования и развития творческой активности учащихся одна из актуальных в педагогической науке и практике. Она связана с потребностью современного обще...