Исследовательская деятельность обучающихся по математике
статья

В статье раскрываются методы и формы работы с обучающимися по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maksiyan_ov.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Максиян Ольга Валерьевна,

учитель математики,

МБОУ Снежногорская СОШ,

п.Снежногорский, Зейского района, Амурской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

«Для современного общества характерна сложность социальных, культурных, экономических условий, поэтому оно остро нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными.

Таким образом, сегодня школа должна решить непростые вопросы: как применить новую модель образования и как, наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса, изменить свою работу с целью выполнения социального заказа, и, что очень важно, сделать привлекательной эту модель для самих учащихся.

 Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств у будущих выпускников[2:1]».

«Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей обучающихся. Способность обучающихся к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учителя. Успех исследовательской деятельности обучающихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью[1:1]»

Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение специальных исследовательских задач на уроке или через внеурочную исследовательскую  работу по определенной теме.

«Учебные исследования учащихся принципиально отличаются от научных экспериментов: по степени новизны, по используемой аппаратуре, по сложности, по допускаемым погрешностям в измерениях и т. п. Однако, важно, чтобы учащиеся в своих исследованиях проходили все стадии, которые характерны для «взрослых» исследований:

 1) мотивация. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы.

2) этап формулирования проблемы — самый «творческий» компонент мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными.

3) сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры, каких-либо параметров и т. д. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений, чертежей и т. п. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала.

 4) систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т. п. — они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.

5) выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.

 6) проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки.

 7) доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.

Такая «цепочка» — неотъемлемая принадлежность исследовательской деятельности, норма ее проведения. В этапах исследования воплотилась система мышления человека, последовательность мыслительных действий по «поиску истины», созданию нового знания как интеллектуального продукта. Прохождение учениками указанных стадий познавательной деятельности формирует исследовательский стиль мышления и соответствующие умения.

Данный способ деятельности характерен для внеурочной деятельности, но его элементам необходимо обучать на уроке, что способствует развитию мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе)[2:2]».

В своей педагогической работе использую исследовательский метод в урочной и внеурочной деятельности. Выполнение исследований проходит на различных уровнях самостоятельности.

На первом этапе обучающиеся приобщаются к исследовательской деятельности в ходе решения задач - исследований. Так в курсе математики 5 класса (автор учебника Е.А.Бунимович) обучающие решают задачи – исследования по геометрии с двумя и тремя пересекающимися прямыми, с углом с вершиной на окружности, «опирающегося» на диаметр. Задачи на исследование суммы последовательных четных и нечетных чисел, на нахождение делителей числа и др. Задачи – исследования активизируют мыслительную деятельность, развивают логическое мышление и умение делать выводы, мыслить нестандартно. На уроках были проведены мини-исследования по теме: «Старинные меры длинны», «Инструменты для измерения», «Многоугольники в окружающем мире», «План классной комнаты», «Модели многогранников».

Во внеурочное время обучающиеся выполняют исследовательские работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном материале. Например, на уроке математики в 5 классе была изучении тема «Простые числа», в которой обучающиеся познакомились с таблицей простых чисел. Во внеурочное время была проведена исследовательская работа по нахождению простых чисел  методом Эратосфена, рассмотрены свойства простых чисел. Результаты оформлены в исследовательской работе «Простые числа».

На следующем этапе обучающиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема исследовательской работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности обучающихся в реализации всех этапов исследовательской деятельности. Результат работы рассматривается  на уроке обобщения, систематизации знаний. Например, в 7 классе изучается тема «Статистические исследования». Обучающиеся применили статистические методы исследования при изучении проблемы выполнения домашнего задания, проблемы курения среди подростков школы и использовании школьниками сотовых телефонов. Результаты исследовательской работы были представлены на школьной конференции и общешкольном родительском собрании.

За последние семь лет под моим руководством, обучающиеся 5-11 классов, выполнили исследовательские работы по темам: «Простые числа» 5 класс;  «Удивительные числа», «Математика в различные профессиях»,  «Окружность и круг в декоративно-прикладном искусстве», «Старинные русские меры длинны» 6класс; «Статистические исследования» 7 класс;  «Математика в семейной экономике. Бюджет семьи» 8 класс; «В мире иллюзий», «Статистическое исследование проблемы курения среди подростков» 9 класс; «Золотое сечение» 11 класс. Все работы были представлены на ежегодной школьной научно-практической конференции «На перекрестке наук».

Выполняя исследовательскую работу, обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения работы – от рождения замысла до итоговой рефлексии. В ходе исследовательской деятельности, обучающиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания. Обучающиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в других предметных областях.

Исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.

Список литературы:

  1. В.А. Далингер. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики. Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Выпуск 2007. http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-195.pdf
  2. Фролова Е.Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1202-1205. http://moluch.ru/archive/113/29264/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики

Основная задача среднего образования - подготовка обучающихся к дальнейшей деятельности, активных членов современного общества, умеющих самостоятельно анализировать, принимать решения идостигать желае...

Программа «Исследовательская деятельность обучающихся по математике»

Программа "Исследовательская деятельность обучающихся по математике" предназначена для учащихся 10 -11 классов. Занятия проводятся во внеурочное время. Рассчитана на 34 часа. Проектно-исследовате...

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектно-исследовательским формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания опреде...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

в данной статье изложены возможности исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики...

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики

Исследовательская деятельность обучающихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для обучающихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности....

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...