Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - путь творческого развития личности
методическая разработка

Полещук Елена Борисовна

Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятельности.География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Исследовательская и проектная деятельность учащихся

       География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятельности

Задачи:

        1. Повысить качество преподавания географии в своей школе.

        2. Повысить  уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к  предмету.

        3. Усилить способность детей к исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности

        4. Создать условия для успешной самореализации учеников.

        5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Проектная - исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектно - исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

       С методом проектов я столкнулась несколько лет назад. Сначала  было трудно, но потом с каждым новым проектом становилось понятнее и легче.  Кроме всего прочего метод исследовательской деятельности это, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения  обучающихся представляющая  интерес для меня - учителя  ищущего  эффективные пути в работе и готового к нововведениям. Конечно, данная работа требует от учителя больших усилий, но результаты, порой, стоят того.  Проекты были разные:  выполненные как в урочное, так и во внеурочное время.

  •     Со своими проектами мы выходим на конкурсы различного уровня, так учащиеся 6 класса в октябре 2017г.: выступили с исследовательской работой  «Экологическое состояние пришкольного участка» приняли участие в работе XV  районной краеведческой конференции школьников памяти Ф. Ф. Слуцкого «Это нашей истории строки» - диплом II степени. В этой же конференции только в октябре 2019 года приняли участие: обучающейся 6 класса, с проектом «Сделаем мир своими руками» - диплом III степени и обучающаяся 9 класса, с исследовательской работой «Демографическая картина школы» - сертификат участника.
  • В 2017 году, обучающаяся 11 класса представила на областной конкурс «В равновесии с природой», в номинации «Зеленые друзья человека» буклет «Это что за великаны, словно башенные краны…». Проект посвящен тополям – диплом I степени.
  • В 2018 году  ученица 6 класса с исследовательской работой «Воздух, которым мы дышим»  приняла участие в I межрайонной научно – практической конференции проектных и исследовательских работ школьников «Научный потенциал России», которая проходила в с. Поярково – диплом III степени. И третье место в школьной конференции научного общества школьников «Науки юноши питают»

С чего начинаю работу по организации проектно-исследовательской деятельности школьников?

Во-первых, провожу диагностику по изучению интересов и склонностей учащихся. Далее приступаю непосредственно к осуществлению проекта. Вместе с детьми определяем тематическое поле и тему проекта, ставим цели проекта и выбираем название.

На следующем этапе я предлагаю возможные варианты исследования, затем мы сравниваем предполагаемые стратегии, выбираем способы изучения информации, распределяем обязанности и составляем план работы.

 Далее происходит выполнение запланированных этапов работы, редактирование и подготовка текста и презентации. На последнем этапе анализирую выполнение проекта и оцениваю качество выполнения проекта.     

              Хочу отметить, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах, поскольку от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя также велика, поскольку не всем ученикам под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали.

            В курсе географии метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. В своей практике я чаще всего применяю мини – проекты, рассчитанные на выполнение в течение одного урока и краткосрочные проекты.

         Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисунки, самостоятельно делать записи. Приведу пример проектов, над которыми работали обучающиеся на уроках географии. Практико – ориентированные проекты чаще всего применяю при изучении тем «Мировые природные ресурсы», «Воздействие человека на окружающую среду». На уроках географии можно использовать информационные проекты при изучении экономико - географической характеристики стран мира. При этом на уроке одновременно работают несколько групп обучающихся, каждая над своей темой. Результатом работы стала презентация информационных плакатов. Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения - проблемного изложения, исследовательского метода. Число вопросов и заданий на создание учебных проектов возрастает от 6 к 11 классу. Так в учебнике Ю.Н. Гладкого  и В. В. Николиной «география 10 класс».в конце каждой изученной темы есть задания для выполнения проектов и исследований

       Наряду с проектной технологией я использую и технологию исследовательской деятельности. Исследовательские работы продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. В качестве примера могут служить следующие задания исследовательского характера: Как изменится климат Зарубежной Европы, если течение Гольфстрим остынет? В результате дрейфа материков материк Австралия окажется рядом с материком Евразией. «Атомная энергетика: зло или благо» «Добыча золота в воде мирового океана – утопия или реальность» и многое другое

Так же очень важно научить детей правильно представлять свой проект

Существуют различные формы представления проектов учащихся по   географии:

  1. Макет географического объекта. (глобус)
  2. Путеводитель
  3. Буклет
  4. Презентация
  5. Наглядное пособие
  6. Видеофильм и т.д.

  Результаты диагностики осуществленного проекта позволяют заключить, что организация и проведение исследовательской деятельности по географии:

  • Формирует функциональную и научную компетентность в исследуемой области;
  • Прививает познавательный интерес к географии;
  • Обучает школьников методам исследовательской деятельности;
  • Обеспечивает взаимопомощь и сотрудничество в процессе обучения;
  • Способствует развитию творческой активности через проектную деятельность;
  • Формирует самостоятельность мышления;
  • Осуществляет личностно-ориентированный подход;
  • Дает возможность самореализации каждому школьнику, вне зависимости от интеллектуальных способностей;
  • Направляет профессиональное самоопределение учащихся;

Вместе с тем у этой технологии есть и проблемы 

   1. Увеличение умственной нагрузки на учащихся.

   2. Требование более сложной системы оценивания.

   3. Увеличение объёма работы учителя.

  4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.

  5. Повышение эмоциональной нагрузки.

         6. Нарастание напряжённости к сроку сдачи работы.

  1. Изменение роли учителя.
  2.  Необходимость технического обеспечения рабочего места учителя и ученика.

Результатом моей деятельности по внедрению проектно-исследовательской технологии в учебный процесс являются такие показатели:

          Многие учащиеся проявляют большой интерес к географии, выбирают его в качестве экзамена в форме ЕГЭ и ГИА, получая в ходе аттестации довольно хорошие баллы. За время работы в данной школе двое моих учеников успешно закончили геофак БГПУ. За годы работы в моих классах не было учащихся оставленных на повторное обучение. Учеников старших классов ориентирую на активное участие в олимпиадах разного уровня, в общественной жизни школы, на занятия исследовательской работой, на успешное окончание школы и поступление в средне-специальные и высшие учебные заведения.

              Являюсь руководителем  научного  общества учащихся «Горизонт».  На уроках и внеурочной деятельности уделяю большое внимание экологическим проблемам современности, создаем проекты по экологии родного края. На пример: «Воздух, которым мы дышим», «Краснокнижные птицы Амурской области», «Экологическое состояние территории МОУ СОШ п. Восточный», создали фильм о загрязнении окружающей среды, выпускаем газеты, буклеты, несколько лет руководила работой учебно – опытного участка, два года занимали призовые места в конкурсе – смотре УОУ.  Третий год провожу внеурочную деятельность «Я географ – следопыт», где создаем проекты разные по времени и охвату детей. Второй год работаю над темой по самообразованию  «Развитие познавательной активности и повышение качества обучения  на уроках и во внеурочной деятельности по географии, экологии через проектно-исследовательскую технологию.

  Принимаю  активное участие в проведении недели географии в школе, систематически участвую  со своими учениками в олимпиаде по географии, краеведению на уровне района. Постоянно занимаюсь самообразованием, совершенствованием профессионального мастерства, работаю в соответствии с современными требованиями, владею  формами и методами активного обучения, использует на уроках групповую, парную и индивидуальную работу с обучающимися. Прошла в курсы в 2018 году, в Столичном учебном центре по теме «Проектная и исследовательская деятельность: педагогические основы применения в условиях реализации ФГОС»

              Проектно - исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.   Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Авторский проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии»

Проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии» описывает развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии МБОУ СОШ №174....

Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальных (коррекционных) классах.

Активные формы обучения являются для современных специальных (коррекционных) классов актуальными и перспективными.      Учащиеся наших классов  заниматься проектной деятельностью с...

Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в коррекционных классах со слабой степенью умственной отсталости.

Применение метода творческих проектов в учебной деятельности для обучающихся коррекционных классов 8 вида....

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

Презентация к выступлению: "Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями...