Квази - исследование: сущность и принципы.
статья

Кобылянская Елена Павловна

В данной статье речь идет о редко используемой форме работы на уроке, как квази-исследование.Квази-исследование даёт возможность подготовить учеников к более серьезной исследовательской работе, выполняемой с учителем,как с научным руководителем,во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvazi_issledovanie.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Квази исследование: сущность  и принципы.

Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм по изучению химических и физических явлений, экологических проблем. Она позволяет значительно расширить знания, полученные при теоретическом изучении естественнонаучных дисциплин, развивать самостоятельно - познавательные умения и навыки школьников, вырабатывает умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам.

В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы.

В основе квазиисследовательской деятельности лежит теория проблемного обучения, авторы которого Оконь В., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Матюшкин А.М..

«Квази» происходит от лат. quasi «якобы, почти, словно», приближенное понятие-это почти исследование. Выполнять возможно учеником в рамках урока или внеурочного занятия. Учебный материал дается не в готовом виде, а как объект поиска.

На урока и во внеурочной деятельности я предлагаю ребятам квазиисследования, что приносит свои положительные результаты .Тот или иной ученик уже осмысленно делает выбор тематики исследовательской работы, все ребята получают первоначальные навыки исследования,  развиваются коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные умения и навыки.

Квази исследовательская деятельность определяется как поисково-исследовательская и является тем типом учебной активности, который отвечает цели и содержанию развивающего обучения. В основе квазиисследовательской деятельности лежит теория проблемного обучения, авторы которого Оконь В., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Матюшкин А.М..

Осуществляется данная деятельность с помощью преподавателя, основная задача которого в том, чтобы организовать, направлять и корректировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, используя схемы: учитель-помощник, учитель-партнер, учитель-тьютор. Овладение  способом квазиисследование выражается в умении ученика ,столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия, отвечающие условиям данной задачи. Для этого ученику предстоит научится исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. Именно такая поисково-исследовательская ( «квазиисследовательская» ,по определению В.В.Давыдова ) деятельность является тем типом учебной активности, который отвечает цели и содержанию развивающего обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы организовать, направлять и корректировать  учебно-исследовательскую деятельность, помогая ученикам искать неизвестный способ действия, т.е. включаясь в осуществляемую ими поисковую деятельность в качестве одного из ее участников.

  Ориентация на «квазиисследование» предполагает ,что в учебном предмете должна быть отражена не сама по себе логическая связь между элементами произвольно выбранной системы понятий, а логика развертывания предметного действия, опирающегося на ту или иную систему понятий.

В рамках  «квазиисследования» учащиеся становятся субъектом учения, которое, обогащая и расширяя его возможности самостоятельно решать разнообразные задачи, приобретает для него смысл  особой деятельности по самоизменению.

Учебный материал дается не в готовом виде, а как объект поиска. Включение учащихся в процесс добывания знаний и нахождения способов его получения позволяет формировать  активность, самостоятельность и инициативу.

   Поисково-исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как субъекта учения. Именно это побуждает его активно включаться в процесс решения учебных задач ,действовать самостоятельно. По мере того как ученик благодаря  возникающей рефлексии начинает содержательно оценивать то расширение своих возможностей, к которому приводит успешное решение учебных задач, у него возникает интерес не только к процессу их решения, но и к его результатам.

   «Выполнение усваиваемого действия, - по словам И. И. Ильясова, - состоит в преобразовании объекта некоторой конкретной предметной области действительности ( физической, математической, биологической и т.п.),а процесс усвоения данного действия в учении состоит в преобразовании самого учащегося из субъекта, не владеющего данным действием, в субъекта, овладевшего им ».

   Учебная деятельность каждого ученика приобретает характер внутреннего диалога с автором ( источником ) учебной информации, а обсуждение результатов этой работы в классе все больше перерастает в учебную дискуссию, в ходе которой каждый ученик может оценить и внести необходимые коррективы в свое понимание учебной задачи и найденные им способы ее решения

Основными принципами и правилами организации квазиисследования являются следующие:

  • Учитель помогает учащимся искать неизвестный способ действия, то есть включается в поисковую деятельность в качестве одного из ее участников;
  • В рамках квазиисследования учащиеся становятся субъектами учения, которое обогащает и расширяет их возможности самостоятельно решать разнообразные задачи;
  • Учебный материал дается не в готовом виде, а как объект поиска;
  • Включение учащихся в процесс добывания знания и нахождения способов его получения позволяет формировать активность, самостоятельность и инициативу;

Учебная деятельность приобретает характер внутреннего диалога учащегося с автором (источником) учебной информации

Квазииследовательская деятельность развивает следующие элементы исследовательских умений

  • Ставить цель работы;
  • Уметь критически анализировать условия заданной ситуации;
  • Научить выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • Планировать решения проблемы;
  • Анализировать полученные результаты.

Далее, я хочу привести требования к исследовательской работе. Чтобы преподаватель, занимаясь с учеником квази-исследованием, понимал к какому результату он должен привести ученика и какие умения и навыки можно развивать на этапе квази-исследования и когда уже можно переходить  к серьезной исследовательской работе.

Требования к исследовательской работе учащихся


1.Общие требования

        Исследовательская работа это письменный отчёт о каком- либо явлении или процессе. В ходе исследовательской работы составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования), и как (метод исследования) исследовали и каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе работы.
     
Цель исследовательской работы развитие самостоятельного, критического и логического мышления учащегося.

      Тема исследовательской работы может охватывать любую предметную сферу.
В исследовательской работе нельзя представлять мнения других авторов, не делая ссылок. В исследовательской работе можно использовать выводы других авторов, но, сравнивая и анализируя эти выводы, необходимо сделать собственные.

Исследовательская работа может быть:

  • Описательная
  • Эмпирическая (исследование связей двух явлений)

2. Составление работы

2.1.Выбор темы и постановка цели.

Исследовательская работа начинается с выбора темы. Тему работы ученик выбирает свободно и самостоятельно. При формулировании темы рекомендуется посоветоваться с руководителем работы.

Когда тема выбрана, необходимо определить цель работы - что данной работой хотят выяснить или достичь.

При выборе темы необходимо выяснить, достаточно ли материала по данной тематике, как предметной литературы, так и эмпирических исследований. Тема исследовательской работы должна быть сформулирована конкретно и чётко.

2.2.Построение работы
2.2.1 План работы

Работа состоит из запланированных частей и их подтем. Как правило, в ходе работы начальная схема меняется, но этот этап является важным для логического построения работы.

2.2.2. Введение

Во введении (примерно 1/10 часть работы) автор должен с точки зрения актуальности и новизны обосновать выбора темы и поставить цель исследования. Во введении надо зафиксировать исследуемую проблему, её предполагаемое решение или гипотезу, пути достижения цели или доказательства гипотезы и методы исследовательской работы. Даётся обзор построения исследовательской работы.

2.2.3.Основная часть

Основная часть обычно содержит три части.

В перовой части даётся обзор того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении оно ранее изучалось. Такая характеристика даётся в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа прочитанной литературы, нескольких работ.

Во второй части описывается то, что и как делал автор для доказательства выдвинутой гипотезы, представляет собой методику исследования.

В третьей части описываются результаты, полученные в ходе исследования (рисунки, таблицы, диаграммы т.д.) При эмпирическом исследовании эта часть должна содержать результаты статистических данных и метод определения их достоверности.

Исследовательская работа по истории (первая или вторая часть) описывает общий исторический фон, связанный с исследуемой темой. В третьей части автор обосновывает (интерпретирует) результаты работы. Автор сравнивает результаты, полученные в ходе работы с выводами, сделанными в литературе. В ходе обоснования должно выявиться личное мнение автора к результатам исследования.

2.2.4.Выводы или заключение.

Завершается работа выводами, в которых излагается результаты исследования. Выводы это в своём роде краткие ответы на вопрос - как решены поставленные исследовательские задачи.

2.3.Использованная литература

Количество использованной литературы показывает объём материала, который ученик проработал в ходе исследовательской работы. Источниками могут служить монографии, сборники статей, научные журналы, базы данных в Интернете и т.д. При выборе литературы рекомендуется выбирать более новые издания. В использованной литературе указываются только те материалы, на которые ссылается автор.

2.4.Приложения

Приложения связаны с основной частью работы, это самый интересный первичный и дополнительный материал, представленный чаще всего графически(таблицы, формы анкет и т.д.).

2.5.Язык работы

Работа должна быть написана чётким и ясным литературным языком, присущим для данного предмета. Сленг и фразы из просторечия не допустимы в исследовательской работе.

3. Оформление работы

3.1.Общие требования

Исследовательская работа выполняется на формате А4 в мягком переплёте. Объем работы -не более 10-20 страниц (не считая титульного листа).

Приложения могут занимать до 10 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте на них должны содержаться ссылки.

Работа должна быть выполнена на компьютере. Работа пишется только на одной стороне страницы. Размер шрифта 12 Times NewRoman, обычный, интервал между строк 1,5.Размер полей: верхнего и нижнего 3 см, левого 3 см, правого 2 см.Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы, на титульном листе номер страницы не ставят. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинаются с новой страницы. Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трём интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Логическое построение работы:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • .Введение
  • Содержание по главам
  • Заключение
  • Использованная литература
  • Приложения

3.2.Титульный лист

На титульном листе должны быть следующие данные (см. приложение № 1)

1.название учебного заведения

2.название работы (без кавычек и большими буквами)

3.вид работы (исследовательская работа, реферат ит.д.)

4.имя и фамилия автора

5.имя и должность руководителя

6.город и год выполнения работы

3.3.Оглавление

Оглавление помещается после титульного листа (см. приложение № 3) в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

3.4. Ссылки

Если в работе содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: По мнению Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отчёта [6,с. 22]

4. Защита исследовательской работы

Защита работы представляет собой краткий доклад ученика (примерно 5-10 минут) и ответы на последующие вопросы членов комиссии. Защита работы проходит перед специально созданной комиссией. Доклад ученика должен содержать:

  • Цель работы
  • Описание проблемы
  • Вывода и предложения автора по решению проблемы.

Литература:

  1. Рождественская И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся. Исследовательская работа школьников. – 2006 . - № 1. С. 165-174.
  2. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПК и ПРО, 2000.
  3. Клементьевская, Е.А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми / Е.А. Клементьевская // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 2.
  4. Маслова, Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. / Е.В.Маслова. – М.:АРКТИ, 2006
  5. Шабалина С.С. Проведение творческих исследовательских работ под руководством учителя. Исследовательская работа школьников. - 2005, - №5. - С 115-119.

Интернет - источники

https://schoolfiles.net/1339327

https://www.b17.ru/dic/kvaziissledovatelskaya_deyatelnost/

https://refdb.ru/look/1572657.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы Д.Б. Кабалевского

       В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оп...

Машиноведение 7 класс "Принцип образования челночного стежка. Принцип действия двигателя ткани"

Сокращенная презентация  по машиноведению в 7 классе, в презентация содержит контрольные вопросы по материаловедению и машинным швам....

Доклад "Сущность, структура и принципы деятельности детского коллектива"

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленн...

Сущность, особенности и принципы создания ролевой игры

Квесты и ролевые игры набирают популярность как вид досуга. Но при этом обладают огромным образовательным потенциалом: поиск решений, коммуникация, мотивация на усвоение большого объема информации - э...