Проблемно-поисковые методы на уроках музыки
статья по музыке

Макеева Наталья Михайловна

Подробное описание применения некоторых проблемно-поисковых методов на уроках музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблемно-поисковые методы на уроках музыки

Проблемный метод обучения   ставит своей целью развитие эвристических умений учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. Это организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить и творчески усваивать знания.

         «Метод проблемного изложения материала» направлен на привлечение учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен познакомиться. Существует ряд тезисов, при опоре на которые, метод работает наиболее успешно:

1. Опора на самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний о музыке в любом виде деятельности;

2. Проблемная ситуация должна включать три компонента:

─        необходимость в новом музыкальном действии;

─        неизвестное, которое должно быть открыто;

─        возможность учащихся в выполнении

3. Принятие проблемы большинством класса;

4. Любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения;

5. Музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.

 «Метод моделирования художественно-творческого процесса»  (Л.В.Школяр)-  позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.  

 Цель метода – повышение активного деятельностного освоения музыкальных произведений через развитие творческого воображения, способ усвоения - индивидуальная интерпретация процесса создания музыкального произведения - от рождения замысла до его воплощения. «Смысл этого метода заключается в том, чтобы вывести наружу то, что «спрятано» за строчками, и превратить это в детские переживания, в действо».  

«Сочинение сочинённого» (В.О.Усачевой)

Метод выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочиненный») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочиненного. Суть метода – в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего ее рассмотрения. Развития и обобщения – вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения.

          «Метод сочинения и импровизации» - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.

  «Метод отождествления», то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами.  В 7 классе тема «Образ борьбы и победы в Эгмонте» Л.Бетховена помогает учащимся прочувствовать внутреннее состояние графа Эгмонта, который призывал свой народ на борьбу с захватчиками своей страны. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы Й.Гете «Эгмонт».  

           «Метод переинтонирования» направлен на формирование музыкального   мышления на интонационной основе. Суть предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии.

Ключевым моментом в этом методе является такое изучение произведения и его тем, при котором достигается вычленение характерных для композитора «тон-ячеек», «зерна-интонации», излюбленных «речений». Так, изучая темы П.Чайковского, учащиеся постигают такие явления в его творчестве, как «песенность», «мелодизм», «текучесть», «закругленность тем», «мягкие и нежные окончания», «вершинаисточник». Такие вычленения решают одновременно две задачи: 1) способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора;

2) способность сочинять темы в стиле известного автора.

    «Метод создания шедевров» направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения». Метод требует достаточно кропотливой работы как в рамках интонационного развития тем, так и в рамках композиционного, структурно-аналитического постижения музыки, вводит учащихся в творческую лабораторию композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером. Реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».

Метод состоит из нескольких этапов:

  1. Введение тем, их анализ (жанровость, яркость тематизма, характерность для творчества композитора);
  2. Исполнение каждой темы (голосом или на инструменте) и выявление заложенных в ней возможностей развития;
  3. Этап определения порядка появления тем, т.е. поиск формы, в которой все темы могут реализоваться, с учетом логики композиции форм, соотношения частей. Этот этап следует готовить на каждом уроке, при введении любой формы. Начиная с куплетной (в песне) и периода (в инструментальной музыке) дети должны выявлять закономерности соотношения вступления, начала, развития и окончания темы, а также те характерные особенности, которые присущи всем простым и сложным формам;
  4.  «Сочинение» утверждения порядка тем в логике, присущей данному композитору. Логическое окончание работы – слушание произведения и открытие себя нового («Я тоже могу!»).

Применение методов, выводит учащихся на качественно новый уровень музыкального развития. Не следует использовать на уроках лишь одну из перечисленных групп методов, будь то развитие мышления или активизация внимания. Грамотно и своевременно примененный метод всегда несет только пользу и учащимся, и учителю, и всему педагогическому процессу в целом.

 

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение арт-терапевтических методов на уроках музыки

Применение арт-терапевтических методов  в урочной и внеурочной деятельности педагога.. Формирование музыкально – релаксационной культуры, умений и навыков использования музыки для са...

Интерактивные методы на уроках музыки

методические рекомендации и сценарии уроков из опыта работы и обучения на курсах повышения проыессиональной квалификации...

Креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки

Проблема над которой работает учитель на уроках и во внеурочной деятельности...

Формы и методы проведения уроков музыки (нестандартные уроки)

Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки...