Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии
методическая разработка на тему

Елизарова Анна Владимировна

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС второго поколения), практически зафиксировавшим те объективные изменения, которые уже произошли в обществе (новые цель и содержание образования, новое целеполагание при проектировании основных образовательных программ, внедрение современных интерактивных образоСовершенно очевидно, что данный подход потребует от учителя переосмысления роли и характера профессиональной деятельности в условиях работы в новой информационно-образовательной среде, четкого понимания дидактических возможностей инновационных педагогических технологий, позволяющих обеспечить системно-деятельностный подход, являющийся основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов. вательных технологий и средств обучения, новые требования ко всем работникам системы общего образования).

В настоящее время формирование метазнаний и метаспособов становится центральной задачей обучения.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organiztsiya_obrazovatelnog_protsessa._novye_tehnologii.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Новый мир имеет новые условия

и требует новых действий.

 Н. Рерих

        В современной социокультурной ситуации, порождѐнной переходом от индустриального к информационному обществу, меняются требования к образованному человеку. Ему необходимо не столько овладеть определѐнной суммой знаний, сколько сформировать умения применить их для решения возникающих жизненных проблем. «Образование в течение всей жизни» – вот девиз сегодняшнего дня. Только в этом случае, постоянно повышая свою квалификацию, а зачастую и осваивая новые пласты знаний, человек сможет добиться желаемых результатов. Для этого образование должно выйти за пределы стандартных типовых задач.

        Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС второго поколения), практически зафиксировавшим те объективные изменения, которые уже произошли в обществе (новые цель и содержание образования, новое целеполагание при проектировании основных образовательных программ, внедрение современных интерактивных образовательных технологий и средств обучения, новые требования ко всем работникам системы общего образования).

        В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития ребенка в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Планирование учебного процесса сегодня – это цепь тщательно отобранных и взаимосвязанных структурных компонентов, предполагающих анализ и отбор актуальных для данного этапа обучения планируемых образовательных результатов, определение видов учебной деятельности, соответствующих образовательным результатам, и средств обучения для реализации этих видов учебной деятельности.

        Совершенно очевидно, что данный подход потребует от учителя переосмысления роли и характера профессиональной деятельности в условиях работы в новой информационно-образовательной среде, четкого понимания дидактических возможностей инновационных педагогических технологий, позволяющих обеспечить системно-деятельностный подход, являющийся основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

        Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Сегодня школе требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов; педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

        В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  (технология продуктивного чтения),  которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

        Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

        Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

        Технология проблемно–диалогического обучения. Автор этой технологии Мельникова Елена Леонидовна. Данная технология применяется на уроках открытия новых знаний. Я использовала её в учебной деятельности, в том числе и на уроках технологии. Не надо детям показывать образец изделия, потому что готовое изделие лишает детей самостоятельной творческой активности.

        Вот здесь и стал вопрос, а как детям донести идею изделия. На помощь пришла проблемно-диалоговая технология, сразу разрешившая все вопросы. Сегодня я хочу показать возможности использования проблемно-диалогической технологии для активизации мыслительной деятельности учащихся и развития творческого мышления в процессе занятий «Пластика бумаги». Для начала хотелось бы коротко познакомить вас с тем, что представляет собой, данная технология. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему.

        Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

        Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

        Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

        Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. При построении проблемно-диалогового занятия надо учитывать, что диалог – это форма общения.

        Поскольку технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:

во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей;

во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология;

в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.

        Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.

         В ОС Школа 2100 одной из технологий является технология оценивания учебных успехов.  

        Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

1-е правило.    ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

 Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? 

По числу решённых задач. 

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? 

По признакам трёх уровней успешности. 

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

        Для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность, современная школа поставлена перед необходимостью активного внедрения различных подходов и технологий.

        В настоящее время формирование метазнаний и метаспособов становится центральной задачей обучения.

        Метапредметный подход в образовании обеспечивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности. Педагог становится «режиссером» новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование метаспособов и освоение метазнаний.

        Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

        Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

        Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

        И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

        Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность обновления содержания воспитательной работы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт.

Статья предназначена для заместителей директора по воспиатетльной работе по работе с ФГОС....

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Перспективы развития ГСКОУ школа V вида №26 в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и роль педагога в этом процессе

Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования обеспечения системы шко...

Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...