Дидактический синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии
статья на тему

Стрельникова Ольга Ивановна

В работе представлена история создания синквейна, план написания синквейна, актуальность использования синквейна на уроке литературы как приёма технологии  развития критического мышления на стадии рефлексии, примеры синквейна из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_otredakt.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЁМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ

Стрельникова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы, КОУ ВО «Воронежская школа-интернат № 6»

Сегодня большой популярностью в школьной практике у учителей пользуются дидактические синквейны. Их написание на  уроках – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Что такое синквейн?

 Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет  ничего сложного.

Слово «синквейн» в переводе с французского  означает пять.  Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.

Где появился синквейн?

 Родина синквейна – США  начала XX века. Эта стихотворная форма сформировалась  под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, её стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.

Как  пишется дидактический синквейн?

На первой строке записывается одно слово – существительное. Это  тема синквейна.

На второй строке пишутся 2 прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается  фраза из 4 слов,  при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме. Это  может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная  учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме, вывод, итог которое  выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна с точки зрения педагогики -  это свободное творчество, которое требует от ученика умения находить в учебном материале самые важные и существенные моменты,  подводить итоги, делать выводы и резюмировать все сказанное выше. Все это должно быть кратко сформулировано. Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Мои воспитанники – глухие учащиеся, имеющие ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порождённых первичным дефектом – нарушением слуха.

На своих уроках я учу школьников работать с текстом: понимать прочитанное, отвечать на вопросы, пересказывать, грамотно высказывать свои мысли. Учащиеся испытывают трудности в формулировке выводов, заключений, подведении итогов, когда необходимо кратко подытожить прочитанное. В качестве помощи я предлагаю им составить синквейн, в процессе работы над которым они учатся отбирать нужные по теме слова.

 

Примеры синквейнов

Синквейн может использоваться на  всех уроках. (Примеры синквейна на уроках).

1.  дыхание

2. постоянное, необходимое

3. происходит, обеспечивает, влияет

4. свойство жизни живых организмов.

5. жизнь

1. биосфера

2. глобальная, живая

3. взаимодействует, циркулирует, участвует

4.  область существования живого вещества.

5. оболочка

Место синквейна на уроке.

Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы проверить, что находится у школьника на уровне ассоциации.

Учитель приступает к изучению новой темы и в начале урока даёт синквейн: «Что вы уже знаете об этом? Что думаете?» По полученным результатам он может корректировать представление ученика о данном понятии.

Например, перед прочтением рассказа «Зелёная лампа» А. Грина я предложила ребятам составить синквейн на тему: зелёная лампа. Мне важно было понять, какие ассоциации вызывает у них этот предмет.

Середина  урока. Тема трудна для восприятия. Ученики устали.  Можно предложить им написать синквейн по какому-то разделу изучаемой темы. Учитель сразу поймёт, как идёт восприятие детьми нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину, прочность знаний покажет не только опрос, но и синквейн. Это достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочное суждение, ценностные ориентации школьников. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель видит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

На последнем уроке по рассказу А. Грина я снова возвращаюсь к синквейну на тему: зелёная лампа. Мне важно понять, как изменилось отношение ребят к этому предмету, чем стала зелёная лампа в жизни героев, какое влияние оказала на их судьбу.

Таким образом, синквейн – инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

Синквейн развивает логическое, критическое мышление.

Синквейн это средство творческого самовыражения.

Синквейны – способ контроля.

Вариативность синквейна.

Еще одной чертой синквейна является его вариативность. Различные варианты синквейнов часто способствуют разноплановому составлению заданий.

Возможны варианты:

с составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Работа над синквейном имеет коррекционную направленность. Это очень важный момент при проведении уроков в школе глухих. Я включаю в план урока работу над синквейном  как коррекционно-развивающее упражнение, направленное на коррекцию мышления, памяти, психо-эмоциональной сферы учащихся.

Как работать с синквейном?

Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя возможности  парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей идеи, которые они могут сопоставить со своими. Синквейн – это  возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Работать с синквейном можно

  • самостоятельно на уроке или дома,
  • индивидуально
  • в паре
  • в группе

    Работа над синквейном в нашей школе решает одну из важнейших задач – обучение языку глухих детей на основе максимального использования его коммуникативной функции. Для реализации этой задачи я использую на уроке коллективные формы работы. При работе в группе, паре у глухих школьников возникает потребность в общении. В ходе совместной деятельности они задают вопросы, решают поставленные задачи. На уроке я являюсь создателем речевой среды,  используя словесные формы речи и требуя того же от учеников, учу детей общаться языком слов. Совместная работа над синквейном – возможность повысить речевое развитие глухих учащихся.

Почему популярен синквейн?

Почему синквейн пользуется  в последнее время особым вниманием не только в обычных школах, но и в школах для глухих детей? Есть 4 причины, почему его можно и нужно использовать.

 1. Синквейн развивает речь детей, обогащает их словарный запас.

 2. Он учит анализировать учебный материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.

 3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.

 4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым, стать хоть на мгновение творцом.

5. Написать стихотворение – получится не у каждого. Синквейн же получается у всех.

Синквейн на уроках литературы.

Для уроков  литературы синквейн – это настоящее Эльдорадо. Написать синквейн про книжного героя – значит подобрать  единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм,   почувствовать насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет знание содержания текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.  Свой синквейн на уроке представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить. Если задание выполнено правильно, то синквейн получится эмоциональным.

Глухие школьники испытывают недостаток эмоционального опыта. В связи с этим, прочитав и разобрав текст, они часто ошибаются  в оценке характеров, поступков героев, путаются в определении положительных и отрицательных персонажей.

Систематическая работа над синквейном помогает в развитии эмоциональной стороны восприятия художественных произведений у детей с недостатками слуха. Правильно составленные глухими учащимися синквейны – это эмоциональная и психологическая победа в преодолении тяжёлого недуга.

Из опыта работы.

В своей работе я активно использую   синквейн.  Например, на уроках литературы восьмиклассники изучали повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Результатом работы над текстом стало написание синквейнов.  Учащиеся должны были описать героев повести несколькими словами. Вот что из этого получилось.

Синквейн «Пётр Гринёв»

1. Гринёв

2.  честный, добрый

3. служит, любит, защищает

4. Честно служит, любит Машу.

5. герой

Синквейн «Маша Миронова»

1. Маша Миронова

2. скромная, добрая

3. любит, ухаживает, волнуется

4. Потеряла любимых родителей.

5. нравится

Синквейн «Швабрин»

1. Швабрин

2.  лживый, трусливый

3. обманывает, изменяет, предаёт

4. Хочет жениться на Маше.

5. отрицательный герой

Ученикам 8 «Б» класса понравилось писать синквейны, но они испытывали  трудности.

В начале я объяснила ребятам, что такое синквейн, по каким правилам он строится. Всем классом мы писали синквейны  о героях, пользуясь сравнительной таблицей в тетради (Гринёв – Швабрин),  ответами на вопросы, иллюстрациями к повести. Я считаю, что использование данного вида работы поможет ученикам лучше усвоить изучаемый материал.  

Синквейн «Конференция»

(Участникам конференции предлагается составить синквейн «Конференция»)

1. конференция

2. актуальная, обучающая

3. информирует, учит, развивает

4. помогает   творчески подойти к работе.

5. знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии

разработка урока с применением технология развития критического мышления.  Комбинируя  приемы технологии развития критического мышления  учитель может планировать уроки в соответствии с...

Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления

Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, кото...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии

Синквейн - превосходный способ контроля. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои способности: творческие, интеллектуальные, образные....