«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).
статья на тему

Абанина Елена Владимировна

Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.

Активное применение приемов и методов  данной технологии , фрагменты уроков русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx111.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

        Березовская средняя общеобразовательная школа

Выступление на районном методическом объединении

учителей русского языка и литературы по теме:

«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы  в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).

        

Подготовила : учитель русского языка

                                                       и литературы  Абанина Е.В.

Ноябрь,2016 г.

У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-то относится к ученикам-зрителям.., других можно назвать «аудиоучениками»..Кто-то «печатно ориентирован»: учится, читая книги.

 Кто-то «интерактивен»: учится, взаимодействуя с другими.

(Г.Драйден, Д.Вос)

  Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.

ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции.

      Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

   Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик..

  1.    Работая с детьми,  постоянно находишься в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Работа в качестве учителя русского языка и литературы на протяжении нескольких  лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы в школе.

Соответственно, снижается грамотность учащихся, их общая культура; речь у многих косноязычна, бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Ученики все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе — механическое заучивание, «зубрежку», — что снижает активность их мыслительной деятельности.

  Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления.

   Методы и приемы технологии критического мышления не потеряли своей актуальности и сегодня в свете внедрения государственных стандартов второго поколения.

     Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

       Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения  технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка,  обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

   Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

      Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно прийти  к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

Цель данной технологии:        

-формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

-развитие таких базовых качеств личности как коммуникативность, креативность, мобильность,

самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

-развитие аналитического, критического мышления. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Задачи:

научить учащихся:

• выделять причинно-следственные связи;

• рассматривать новые идеи, знания вкупе с  уже имеющимися;

• отвергать ненужную или неверную информацию;

• определять ложные стереотипы, ведущие к неверным выводам;

• отделять главное от второстепенного;

• обходиться без категоричности в утверждениях.

Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми, что немаловажно в преподавании в условиях ФГОС ООО.

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Фаза вызова   Фаза осмысления  Фаза рефлексии

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах

этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

«Мозговой штурм» Прием «корзина идей»  Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

Прием «Кластер» - по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте.

1.«Инсерт»  Прием «Чтение с пометами»   способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

+

материал знаком

V

это ново для меня

-

думал иначе

?

требуется дополнительное разъяснение

2.  Прием «Толстые и тонкие вопросы» (Толстые: кто главный герой рассказа? – тонкие: почему вы считаете, что мальчик совершил плохой поступок?)

Чтение со стопами.        

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально, также делаются записи в рабочей тетради ( литература)

Чтение с остановками

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

Приём«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии

Итак, на сегодняшний день технология критического мышления является самой простой для реализации в тех условиях, в которых мы находимся.

Считается, что в русле компетентностного подхода к обучению данная технология является не только актуальной, но и результативной.

Некоторые приемы  и методы РКМ, широко применяемые на уроках русского языка и литературы  в 5,6 классах

Кластер

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

  Как показал опыт работы, учащимся  это под силу и активно используется

практически на каждом уроке.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

 Фишбоун

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

                

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/s72771529.jpg Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Формы работы на уроке

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Использование Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

«Чтение с пометками INSERT».

V

+

-

?

Я это знал

Новое для

меня

Я думал иначе

Интересно

Непонятно

Нужно разобраться

 Данный прием и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

Чтение с остановками

        Примерные вопросы

По названию предположите, о чем будет рассказ?

▪ Какие события могут произойти в описанной

обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас

имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие

ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было

неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы

бы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Поэтому данный прием начала практиковать при изучении таких рассказов И.С.Тургенева «Муму» (5 класс), «Бежин луг», Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» и др. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.

Достоинства данного приема сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков,  становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Неважно, что их предположения могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных ответов), важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.  

Можно работать , используя этот прием, параллельно с рабочей тетрадью по литературе. Там уже составлены вопросы, которые предполагают во время чтения произведения или статьи делать остановки, анализировать , давать письменные лаконичные ответы, размышлять.

        

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Тонкие

вопросы

Толстые

вопросы

  Кто...?

  Что...?

  Когда...?

  Как звать...?

  Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...? 

Прием Двойной дневник».

Фразы из текста, которые

произвели

наибольшее

впечатление

(согласие, протест или

непонимание)

Комментарий: что

заставило записать

именно эту фразу?

Какие мысли,

вопросы, ассоциации

и воспоминания она

вызвала?

Текст

Текст

5-минутное эссе.

 Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Приём «Верите ли вы?» 

Может быть использован при работе с биографией любого писателя. Например:

  • - Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге.
  • - Получил образование в Царскосельском Лицее.
  • - Служил секретарём в суде.
  • -Написал поэму «Бородино».
  • -Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием слушать лекцию

Приложение

Практическое применение        

Урок русского языка в 5 классе по теме «Глагол» с применением технологии

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цели урока : повторение и углубление знаний о глаголе, формирование умения употреблять глаголы в речи, развитие критического мышления.

  1. Стадия вызова.

Прием «Верные и неверные утверждения». На доске записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию, указать верные по ним сформулировать тему урока.

-Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по падежам.

Дети указывают верные утверждения и по ним формулируют тему урока.После этого ставим цели, т.е. спрашиваем: чему должны научиться на уроке? И что должны знать в конце урока?

2.Дети чертят таблицу:

Знаю

узнал

хочу узнать побольше

Заполняют первый столбик.

  1. Этап осмысления. Дети составляют схему-кластер «Глагол».
  2. Работа с текстом. Обучающиеся читают текст и делают пометки:  « ^» - знаю;

« - « -противоречит моему мнению;  « +» -это для меня новое; « ! « -нравится или не нравится.

Текст:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? И что сделать? В предложении обычно бывает сказуемым. Глаголы изменяются по временам: в настоящем времени, прошедшем и будущем. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и в прошедшем – по родам и лицам. Глаголы , отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? – это глаголы, стоящие в неопределенной форме. Неопределенная форма так и называется, потому что она не показывает ни числа, ни рода, ни  лица глагола.  Глаголы делятся на два вида: совершенного вида и несовершенного. Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Глаголы, которые употребляются в речи, могут обозначать трудовые процессы (садить, пахать), цвет предметов ( небо голубеет), также глаголы обозначают динамику, движение предметов (бежит).

После работы с текстом дети заполняют второй и третий столбики таблицы. Затем идет обсуждение в парах. Третий столбик может быть заполнен в ходе обсуждения.

Из этого столбика можно взять темы для сообщений и поставить цели на следующие уроки по изучению темы «Глагол».

  1. Закрепление новой темы: упр. 606, 607, 608.
  2. Рефлексия. Дети получаю карточки, в которых они должны дописать предложения.

1.Тема урока - ……

2.Значение глаголов в речи -……

3.Сегодня на уроке мне понравилось -….

4. Сегодня на уроке мне было трудно -….

  1. Домашнее задание задается индивидуально после просмотра карточек , что вызвало затруднения у обучающихся.

Фрагменты урока «Понятие о временных формах глагола»

Стадия вызова.

-Как вы думаете, что такое время глагола?

-Сколько временных форм у глагола в русском языке?

-Какие вы знаете временные формы глагола?

-Обдумайте свои предположения и запишите на листочках. Обсудите со своим соседом и подготовьте ответ.

"Дерево предсказаний"

Ребята не просто высказывают предположения, но и аргументируют их: "Я так думаю, потому что…"

   По ходу выступления детей учитель фиксирует на доске предположения учащихся. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные мнения.

Стадия осмысления.

Прием "Инсерт"

На столах у каждого ребенка листы с текстом.

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

V - эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Временные формы глагола.

В русском языке существуют формы трех времен: настоящего времени, прошедшего и будущего времени.

Формы времени глагола выражают отношение действия к моменту речи.

Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?

Например: На всех парах несется (что делает?) поезд, колеса вертит (что делает?) паровоз. (Б. Пастернак)

Формы прошедшего времени показывают, что действие предшествует моменту речи.

Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал? Что сделала? Что делали? Что сделали?

Например: Река (что сделала?) вышла из берегов. Она (что сделала?) затопила прибрежные луга.

Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдет после момента речи.

Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: Что сделает? Что будет делать? Что сделает? Что будут делать?

Например: Настанут (что сделают?) холода, осыплется (что сделает?) листва и льдом покроется (что сделает?) река.

- А сейчас вернитесь к своим предположениям и, если необходимо, внесите изменения.

Давайте и с доски уберем неверную информацию.

- Какие новые сведения для себя вы отметили?

«Лови ошибку"

-Прочитайте пословицы. Найдите и исправьте ошибки.

Слайд

Найди и исправь ошибки.

Трус своей лени боится.

Яйца куницу не учат

Терпение и пруд все перетрут.

Нашла коза на камень.

Стадия рефлексии.

Составление кластера.

Изменение глагола

число

Рабочий лист (Повторение по теме «ЛЕКСИКА»6 класс  )

1) Впишите термин, которому даётся определение:

_____________________- это слова, противоположные по значению.

_____________________- это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб – «шарообразная летучая дымчатая масса» (клуб дыма) и клуб – «культурно-просветительское учреждение» (клуб железнодорожников).

_____________________- это слова, близкие друг другу по значению, например: предположение - гипотеза - догадка –допущение.

2) Какой из названных выше разряд слов выполняет следующую роль в речи:

______________________  используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

3) Стрелочками покажите, как упорядочить эту информацию:

многозначные  и однозначные слова

  • научные термины (бинт, гастрит)
  • имена собственные (Петров Николай)
  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются        
  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак)
  • Прямое и переносное значение слова

4) В русском языке выделяют различные разряды слов, например:

  1. по происхождению
  2. по стилистике
  3. по характеру функционирования

Ниже приведены группы слов, каждая из них относится к определённому разряду (A, B или C). Вам предлагается систематизировать информацию. Напишите возле каждой группы букву (A, B или C)  , определив, к какому разряду она относится.  

  • исконно русские слова, к которым относятся индоевропеизмы (дуб, волк, мать, сын), общеславянская лексика (береза, корова, друг), восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня), собственно русская лексика (каменщик, листовка);
  • заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста - старославянизмы, борщ - украинское заимствование, вензель - польское заимствование) и неславянских языков (скандинавские - якорь, крюк, Олег; тюркские - шалаш, сундук; латинские - аудитория, администрация; греческие - вишня, фонарь, история; немецкие - бутерброд, галстук; французские - батальон, буфет и т.д.)
  • стилистически нейтральные или общеупотребительные слова (могут использоваться во всех стилях речи без ограничения);
  • стилистически окрашенные слова (они принадлежат к одному из стилей речи: книжным: научному, официально-деловому, публицистическому - или разговорному; их употребление «не в своем стиле» нарушает правильность, чистоту речи; нужно быть крайне осторожным в их употреблении); например, слово «помеха» принадлежит к разговорному стилю, а слово «изгнать» - к книжным.
  • общеупотребительная лексика (используется без каких-либо ограничений);
  1. Тема: И.А.Крылов. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
  2. Цель применения ПРКМ: восстановить у обучающихся их знания из истории России через восприятие художественного текста и показать, что И.А.Крылов – патриот и гражданин своей страны.
  3. Прием «Инсерт» - на стадии осмысления.

На слайде таблица, которую обучающиеся переносят в тетрадь.

Значок

Пояснение        

№ вопроса

V

Уже знал

+

Новое

-

Думал иначе

?

Есть вопросы

Вопросы для заполнения таблицы так же на слайде. После прочтения текста басни «Волк на псарне» обучающиеся заполняют таблицу. Работают в парах, обсуждают записи.

Вопросы:

1.) Басня рассказывает о животных - волке, овцах, собаках.

2.) О войне 1812г.

3.) Наполеон в России.

4.) «Огня-огня»- по приказу Кутузова Москва была сожжена.

5.) «Я ваш старинный сват и кум»-письмо Наполеона Александру 1.

6.) «Ты сер, приятель, а я - сед» - Кутузов и Наполеон.

7.) «Вмиг ворота на запор» - русская армия закрыла перед Наполеоном пути отхода.

8.) «Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку» - армия хотела сражаться.

9.) «Ощетинил шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех их съесть» - не удалось завоевать Россию.

10.) Волку пришел черед «расчесться за овец» - после освобождения России русская армия совершила заграничный поход и освободила Европу.

  1. Этап урока - процессуальный. Через чтение текста и работу с ним заполнили таблицу, обсудили коллективно, а затем был сделан вывод самими обучающимися  об И.А Крылове как патриоте своей страны.

Тема: Второстепенные члены предложения. 5 класс

  1. Цель применения РКМ – научить работать с информацией через её осмысление.
  2. Приём «Зигзаг»

А) Ученики делятся на четыре группы по количеству материала, который должны усвоить:

  1. Второстепенные члены предложения;
  2. Дополнение;
  3. Определение;
  4. Обстоятельство.

Б) От каждой группы работает эксперт-консультант, который вместе с другими учениками из других групп прорабатывает материал отдельно от своей рабочей группы.

В) В это время рабочая группа также прорабатывает свой рабочий материал (определение понятия, примеры из упражнений).

Г) Эксперт возвращается в группу, обучает остальных участников группы своей части материала. Группа имеет право задать своему эксперту вопросы по изучаемому ими материалу.

Группа выражает общее представление о проблеме и докладывает её остальным группам. Другие группы также докладывают свои результаты.

  1. Этап урока – процессуальный. (Этап реализации построенного проекта, этап обобщения затруднений во внешней речи, этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и этап включения в систему знаний и повторения).

Эталон на доске (для доклада группы)

  1. Что такое второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство)?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Чем выражается?
  4. Как подчёркивается в предложении?
  5. Примеры.

Тема: Устное народное творчество, фольклорные жанры (5 класс).

  1. Цель применения РКМ: Познакомить обучающихся с вариативностью фольклора и преображением действительности в духе народных идеалов через восприятие и осмысление художественного текста.
  2. Приём «Корзина» (идей, понятий, имён).

А) Знакомство со статьёй в учебнике «Устное народное творчество» - запись в рабочую тетрадь основных понятий с приведением своих примеров из жанров устного народного творчества.

Б) Обмен информацией в парах.

В) Обмен информацией по теме со всем классом.

Г) Учитель делает записи на доске:

Малые фольклорные жанры:

- Пестушки

- Потешки

- Загадки

- Пословицы

- Поговорки

- Частушки

- Колыбельные

- Скороговорки

- Колядки

Д) Коллективное исправление ошибок обучающихся, которые неверно определили фольклорный жанр или привели примеры.

  1. Мотивационно-целевой этап урока.

1 фаза – вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации). Задача учителя – вызвать имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Обучающийся систематизирует информацию до её изучения. Методы и приёмы: составление списка известной информации

  • .

Выводы

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  надпредметные умения, такие как:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Свое выступление хочу закончить притчей:

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.

- Что ты делаешь, старик? – спросил человек.

-Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

    -  Верно! – удивился человек.

- Так бери с собой мудрость: если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.

- Как я это сделаю, если сам не умею летать?

- А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

- Я возвращаю ребенка крылатым!  –  сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

- А меня больше радуют твои крылья…

Всем слушателям желаю, чтобы выросли такие крылья.

Литература:

  1. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
  3. И.О. Загашев, С.И.Заир–Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
  4. Е.А. Генике,  Е.А. Трифонова  Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова . — М.: БОНФИ, 2002
  5. С.В. Столбунова, Как построить нетрадиционный урок русского языка / С.В. Столбунова  //  Русский язык – 2005. – № 19
  6. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17. — С.14-18.
  7. Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. —  2004. —  № 17. — С. 56-61
  8. Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. — М.: ЦГЛ, 2005. —  С. 5-13.
  9. .Павлова, А. И.   О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в шк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...