Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по здоровьесбережению "Психогимнастика как средство активизации учебной деятельности и профилактики переутомления учащихся".
презентация к уроку ( класс) на тему

Кречетова Татьяна Владимировна

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. В ходе выступления участникам предлагался небольшой спихофизиологический эксперимент, а также выданы памятки с набором наиболее эффективных и удобных для применения на уроке психогимнастических упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психогимнастика как средство активизации учебной деятельности и профилактики переутомления учащихся.

Педагог-психолог МБОУ «КСОШ №1»

 Кречетова Т.В.

План выступления:

  1. Понятие психогимнастики
  2. Назначение психогимнастических упражнений
  3. Эксперимент с педагогами
  4. Виды упражнений (Раздать распечатку)
  5. Возможности применения в учебной деятельности

1. Термин психогимнастика появился в начале 1960-ых годов. Он имеет широкое значение, так как разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание. Слайд 2

Во-первых, это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (познавательной, эмоционально-личностной). Самыми известными являются психогимнастические методики Ганы Юнова и Маргариты Ивановны Чистяковой.

Во-вторых, психогимнастика – это курс специальных упражнений и игр, проводимых учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий.

2. Главная цель применения психогимнастики в учебно-воспитательном процессе – сохранение психического и физического здоровья детей, профилактика стрессов, вызванных перегрузками нервной системы. Слайд 3

Использование этой техники на уроках и во внеурочной деятельности способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе учения и взаимодействия с педагогами и другими детьми.

Нейропсихологами доказано, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев руки. Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур, что делает это не только полезным, но и приятным.

Соединение правильного дыхания с движениями способствует оптимизации кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений на уроках успокаивает и способствует концентрации внимания. Релаксационные упражнения помогают снять мышечное напряжение.

Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребёнка, но и способствует развитию его познавательной и эмоционально- личностной сферы.

Во время психогимнастики можно использовать вспомогательные средства. Они облегчают возможность продуктивного контакта с детьми. К таким средствам относятся рисование и музыка. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к урочной деятельности.

3. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Я предлагаю Вам определить состояние своего межполушарного взаимодействия (Слайд 4):

  • Одна рука за спиной. Напарник 3 раза притрагивается к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого) в произвольном порядке.
  • Затем необходимо показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге какого пальца и в каком порядке было прикосновение.
  • Ошибки свидетельствуют о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Существует и клинический экспресс-тест на сенсомоторную координацию. Давайте, попробуем его выполнить. Слайды 5 и 6

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин следующих нарушений (Слайд 7):

  • трудности в усвоении новой информации, чтении, письме;
  • рассеянное внимание, плохая память;
  • трудности в обобщении понятий;
  • логопедические нарушения;
  • несформированность самостоятельной речи;
  • нарушения пространственной ориентации;
  • физическая неловкость;
  • неправильный рост зубов;
  • дистонии (когда часть групп мышц находится в гипертонусе, а часть в гипотонусе).

4. Что же делать? Тренировать свой мозг и тело с в том числе и с помощь психогимнастики.

У вас на столах лежат распечатки с набором упражнений, выполнение которых не требует никаких особенных условий, и поэтому их удобно применять в классе. В этот набор входят следующие виды упражнений (Слайд 8):

  • Дыхательные: активизация стволовых отделов мозга, энергетизация организма, повышение иммунитета;
  • Глазодвигательные: профилактика миопии и переутомления глазных мышц;
  • Кинезиологические: развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности;
  • Релаксационные: отдых, снятие мышечного и эмоционального напряжения;
  • Активирующие: мобилизация, концентрация.

Эти упражнения можно комбинировать, облекать в любую игровую и образную форму.

Под влиянием психогимнастических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

5. Психогимнастика может использоваться на любом этапе урока для активного отдыха, концентрации и переключения внимания. Это занимает не более 5 минут и не требует материальных затрат. Эти игры и упражнения удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное -  обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является  немаловажным для роста мотивации в обучении. Слайд 9

Правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, предупреждению переутомления и активизации учебной деятельности. Слайд 10


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"

Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Духовно-нравственное воспитание школьников (выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы)

Выступление педагога-психолога школы на Песовете на тему: "Духовно-нравственное влспиатение школьников"...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

Выступление педагога-психолога на ШМО кл. руководителей по теме: «Профилактика сексуального насилия среди учащихся»

Сексуальное насилие над детьми — одна из самых табуированных тем в России. И одна из самых страшных.Согласно отчёту по насилию и здоровью Всемирной Организации Здравоохранения примерно 20% женщи...