статья
статья на тему

Власова Алёна Олеговна

Технология проектного обучения на уроках истории

как способ повышения качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения на уроках истории

как способ повышения качества образования

Власова А. О.

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

МОУ «Тираспольская средняя школа №11»

Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь

      Современная наука образования приблизилась к тому моменту, когда возникла необходимость в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которые включали бы ученика в развивающую деятельность.

     Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В XXI веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают нас, учителей, к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и применению проектов.

      В современном понимании проектная деятельность - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Технология  учебного проекта применяется  нами на уроках истории в старших классах. Одним из условий реализации этой  технологии  в своей педагогической практике мы считаем корректное «встраивание»  ее в сложившуюся предметную классно-урочную систему. Точками соприкосновения новой  технологии  и классно – урочной системы, на наш взгляд, являются:

  • проблемный и деятельностный подходы к обучению;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • педагогика сотрудничества.

      Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие у учащихся критического мышления.

     Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих новизной, имеющих практическое значение.  Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценированние реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.

      Я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила следующие стадии работы над проектом:

  • подготовка (формулирование темы и целей проекта);
  • планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
  • исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
  • оформление результатов и выводов;
  • представление или отчет;
  • оценка результатов и процесса.

     На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории Родного края, истории России, истории города Тирасполя, истории своей семьи.

      В своей педагогической практике на уроках истории  я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

    Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

     На старшей  ступени обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными:

  • групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 4-6  человек. Например, на факультативе в 8-м классе при изучении темы «Тирасполь город лидер» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по современному городу;
  • индивидуальная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами;
  • коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности».

     Посмотрим технологию проектного обучения на примере внеклассного мероприятия в 9-10 классах на тему: «Первая мировая война: эпоха, люди и судьбы», посвящённое 100-летию первой мировой войны.   Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по патриотическому воспитанию детей в основной школе. Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию учащихся, эффективность и продуктивность внеурочной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся лучше раскрыть свои способности, «раскрепостить» поведение.

     В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач воспитания: формирование патриотизма и твердой гражданской позиции обучающихся.

Цель данного мероприятия: повышение уровня информированности детей и молодежи о первой мировой войне.

Задачи мероприятия:

  • Образовательные:

- ознакомление учащихся с  основными событиями и  ролью России в первой мировой войне;

- помощь учащимся в правильном понимании и осмыслении  событий Первой мировой войны;

- показ антигуманных сторон войны.

  • Развивающие:

- формирование универсальных учебных действий (УУД) – идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- формирование навыков публичных выступлений, защиты собственного мнения обучающихся;

- совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

  • Воспитательные:

- воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающим, к представителям других наций, религий, государств;

- воспитание у учащихся чувство сопереживания, соучастия в судьбах людей, живущих рядом.

     К этому мероприятию велась большая и длительная подготовительная работа учащихся, осуществляемая в форме долговременного, разновозрастного проекта.   Одни дети ведут поисковую историческую работу, другие –  подбирают и репетируют стихи, прозу, песни, третьи – подбирают материал и делают компьютерные слайды, записывают музыку. Все учащиеся дифференцируются по творческим способностям и получают опережающие  индивидуальные задания.  В целом данный урок эмоционального сопереживания – это коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся  9-10 классов.

        Методы, работающие при подготовке урока – исследовательский и поисковый. Такой вид работы воспитывает у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирует творческую мыслительную деятельность.

       Сценарий сопровождается мультимедийным приложением: презентация с фотографиями, песни о первой мировой войны, видеоролики о первой мировой войне. Комплексное воздействие звукового сопровождения и средств визуализации, способствует повышению эмоциональной окраски восприятия, заставляет сопереживать происходящему, вызывая у учащихся чувства и эмоции, позволяющие лучше понять, прочувствовать и осмыслить события прошедшей войны.

      За свою работу ученики получили  сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

      При проведении данного мероприятия удачными оказались следующие моменты:

- форма проведения: был отобран краткий, но в тоже время глубокий материал;

- был соблюден регламент выступления (не более 15 минут);

-задействовали аудиовизуальные средства наглядности: подготовлена презентация;

- использовались костюмы.

       На мой взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута: на сегодняшний день ребята знают и могут рассказать об этой странице истории нашей страны.

       В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в технологии проектного  обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, эта  технология не является универсальной, но она имеет большие преимущества:

• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

• развивает творческие способности и самостоятельность;

• она ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

• она творческая по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

 • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

       Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.

     Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

     Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

     Немало эта технология  дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с учащимися. Технология  проектного обучения  позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Библиографический список

  1. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.
  2. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157
  3. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
  5. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альманах, – 2002. – № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....