Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
консультация на тему

         Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных материалов. Это способствует обучению одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации одаренной  личности.

     Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся и   создаются условия для реализации потенциальных  возможностей   одаренных детей.

     Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей одаренного ребенка.

     Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_raboty_s_odarennymi_detmi.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми.                                                                  Индивидуализация работы с одаренными детьми.

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

     А. Бебель

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных материалов. Это способствует обучению одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации одаренной  личности.

     Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся и   создаются условия для реализации потенциальных  возможностей   одаренных детей.

     Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей одаренного ребенка.

При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, входящих в учебный план.

    При реализации образовательных программ  для одаренных детей в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

   Профессор   Герман Константинович     Селевко   в своей монографии «Современные образовательные технологии» определяет индивидуализацию как организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.

          Для одаренных детей индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ. Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.

        Индивидуализация является новым подходом к образованию, где изменяется позиция ученика: он становится субъектом, а не объектом образования.

Важную роль в организации работы с одаренными детьми играет образовательная программа.

Пассов в 1982  году предложил  принципы создания  образовательных  программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.

 -  Содержание  программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

- Программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

- Программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

- Программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование информационных  источников, поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии, уделять внимание сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Образовательные программы  для одаренных детей должны:

- включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволяет стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности  обучения, а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

- в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

-обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

- включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и  других учреждениях;

- обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов;

- способствовать развитию самопознания.

           Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые должны предусматривать:

-  оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;

-  желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;

- согласие, помощь и контроль  родителей.

        Для одаренных детей  составляется индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленная образовательная программа, которая обеспечивает учащемуся возможность выбора в содержательной,  деятельностной и  процессуальной области  образовательного процесса.

     Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута  в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута характеризует особенности обучения одаренного ребенка, и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер.

       Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу,  потому что он отражает процесс изменения  в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

    Индивидуальный образовательный маршрут  адекватен личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного одаренного учащегося. Причем на стадии разработки маршрута одаренный учащийся выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, а на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования. Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося.

           Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

         Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;

- ресурсными возможностями.

Индивидуальные учебные планы - еще одно условие индивидуализации работы с одаренными детьми.

          В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в части 3 п.18 требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования сказано, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой образовательного учреждения.

    Индивидуальные учебные планы для одаренных детей это, прежде всего, право самостоятельно решать, какие предметы он желает изучать углубленно, а какие – на базовом уровне.  Поэтому у каждого ученика должно быть в идеале  свое индивидуальное расписание уроков. Ясно, что составить при такой системе общешкольное расписание очень сложно,  но вполне  решаемо.

Литература.

1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

3.  Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2004.

5 Электронный ресурс  Министерства образования и науки. Сайт http://standart.edu.ru/.

6. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден  приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. Сайт http://standart.edu.ru/.

7.Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. http://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Проектирование и управление образовательной моделью сопровождения одаренной личности  в образовательном процессе                    ...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....