Игровой прием "Шапка вопросов"
статья (8 класс) по теме

В данной статье я расскажу, как можно использовать игровой прием «Шапка вопросов» на уроке литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль". Читать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_priem_shapka_voprosov.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Кочеткова О.А.

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 21 г. Владимира

Игровой прием «Шапка вопросов»

В данной статье я расскажу, как можно использовать игровой прием «Шапка вопросов» на уроке литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Прием «Шапка вопросов» описан в книге В.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя».

Этот вид работы, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом, можно попробовать применять по любому учебному тексту на любом уроке.

 Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по тексту тексту). На каждой записке свой тип вопроса:

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами-записочками.Смысл задания заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в три разные позиции: а) проверяющего, б) не знающего, в) советующегося.

Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки.

Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» как самого вопроса, так и ответа на него. Поэтому данное задание имеет своеобразную связь с художественным воспитанием.

Итак, мы попробовали применить данный вид работы во время изучения комедии Д.И, Фонвизина «Недоросль». Вопросы, которые дети приготовили дома, складывались в три « шапки». Класс делился на несколько команд. Выдвигался представитель от команды, который должен был вытащить по одному вопросу из каждой шапки. Далее, обсудив вопросы в течение 3 минут, команда давала ответ. Это очень оживило работу, наблюдался большой интерес.

Любопытно было проверить, насколько внимательны дети, что позволили сделать вопросы 1 группы. Среди них встретились:

Сколько лет было Стародуму?

 Кого Простакова хотела женить на Софье?

Кем по национальности является Вральман?

Кому принадлежат слова: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?

Зачем в дом к Простаковой приехал Правдин?

Что произошло с Простаковой в конце комедии?

Какой учебник доучивает Митрофан  и какой будет следующий?

В каком чине отставлен из гвардии Скотинин?

Особый интерес представлли вопросы 2 и 3 группы. Многие из них вызвали споры, горячую защиту своей точки зрения, ассоциации с современной жизнью.

Что чувствовал Стародум, когда узнал, что его бывший друг был возведен в чин ни за что?

Митрофан хуже своей матери. Почему?

Почему Цыфиркин отказался от денег за обучение Митрофана?

Справедливо ли поступил Правдин по отношению к госпоже Простаковой в конце произведения?

Какими словами Стародум подчеркивает первостепенную важность духовного воспитания?

Виноват ли Митрофан, что он такой?

Скотинин и Митрофан любили Софью?

Почему Скотинин любит свиней?

Зачем Правдин приехал в дом к Простаковой? Что вы можете сказать об этом герое?

Почему Стародуму понравился Милон?

Митрофанушка – маменькин сынок?

Здесь оценивался и сам вопрос, его значимость и ответ на вопрос. Обратите внимание, многие вопросы содержат и собственную позицию, и обращение к точке зрения другого, многие вызывают на диалог, многие содержат проблему. Сам факт того, что вопрос исходит не от учителя, пробуждает активность и желание работать.

В 3 группу попал вопрос: Для чего Фонвизин написал пьесу?

Вопрос позволил нам логично перейти к обсуждению идеи комедии.

Попробуйте и вы! У вас получится по-другому. Это-то и здорово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концертно-игровая программа "Мульти-пульти вопрос"

Программа расчитана на детей в возрасте 7-10 лет....

Игровые моменты на уроках ИЗО викторины, шуточные вопросы

Занимательные игры помогут в разработке сценария внеклассных мероприятий и на уроках ИЗО...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»

Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...

Час вопросов и ответов с элементами игрового практикума «Ответственность несовершеннолетнего за правонарушение»

Данное занятие построено в рамках профилактической работы с несовершеннолетними и направлено на формирование у них правовой грамотности и правовой культуры.Овладение знаниями в области законодательног...

База вопросов для игровых занятий «Самый умный» внеурочной деятельности учащихся по курсу «Методы решения творческих задач»

35 вопросов из разных областей знаний предназначен для учащихся, обладающих широким кругозором, смекалкой и определённой базой знаний для игр "самый умный"....

Подборка вопросов для игрового занятия внеурочной деятельности учащихся «Кулинарная ЧтоГдеКогдайка»

План-конспект занятия содержит 40 вопросов с ответами и комментариями. Предназначен для игрового заняти в формате телеигры "Что? Где? Когда?"...