Изучение личностных особенностей.
презентация к уроку на тему

Петухова Наталья Анатольевна

Педагогические технологии диагностики личностных особенностей отлично помогут педагогу справиться с изучением обучающихся в его классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Модернизация и инновационное развитие – путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе.

       На фоне проблем, возникающих у наших детей как следствие потери нравственных ориентиров либо из-за попадания в неблагоприятную среду, либо в условия материального достатка в отсутствии должного внимания и любви, особое значение приобретает дальнейшее развитие   системы духовно- нравственного воспитания.

  Изучение личностных характеристик нынешних учащихся, формирования межличностных отношений необходимая составляющая педагогического процесса.

 Педагогические диагностики - это способы тонкого исследования социально- психологических характеристик ребенка, его личностной структуры, выявляемых путём особых методик, организуемых  в контексте естественно протекающей жизнедеятельности. Это позволяет педагогу корректировать  воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

  Диагностики не решают педагогических проблем воспитания личности, не могут заменить необходимости работы с детьми. Они лишь фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности школьника.

Педагогическое диагностирование является вспомогательным  

элементом профессиональной воспитательной системы. Диагностика педагога носит скрытый характер, чтобы дети не чувствовали себя объектом исследования. Поэтому она всегда принимает формы занимательные, интересные, лаконичные. С другой стороны, увлечённость диагностикой порождает издержки психологического плана.

После проведенного исследования в практике выдвигается один вопрос: а что делать теперь, после того как характеристики выделены и они сообщают о плодотворности или бесплодности профессиональной деятельности педагога с детьми? Надо признать, что именно этот вопрос реже всего ставит педагог-практик, взявшийся за диагностические методики, и уж меньше всего  о нем думают некоторые администраторы, спускающие приказы о проведении всеобщего и незамедлительного диагностирования, например эфемерного «уровня воспитанности».

 Содержание воспитательного процесса определяют наивысшие ценности жизни человека. Это значит, что содержание организуемых диагностик будут ценностные отношения: их присутствие или отсутствие, их глубина и широта, распространенность или узость, слабость или устойчивость…

 Мы не говорим о частных значимых предметах, которые есть

 с р е д с т в о жизни. Мы говорим о наивысших ценностях, проживание которых составляет с о д е р ж а н и е жизни.

  Ценность-то, что значимо для жизни. Наивысшей ценностью является сам Человек и его жизнь. Природа и общество как социальное  условие существования человека на земле. Добро, Истина и  Красота – характерологичекие ценности, определяющие основания человеческой жизни. Свобода, Справедливость, Счастье, Совесть, Равенство – ценности,  описывающие достойное человека общество. Труд, Познание, Общение, Игра – деятельность человека, способствующая созданию достойной жизни на основании вышеназванных ценностей.

МЕТОДИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

  1. Ситуация поведенческого выбора.

Когда рождается острая надобность в уточнении хода развития личностных образований или в том, чтобы выявитбь причины необъяснимого поведения школьников, классный руководительможет прибегнуть к кране простому внешне, но достаточно сложному по его последствиям методу создания ситуации поведенческого выбора.

 В ситуации свободы выбора человек, как правило, обнажает свое истинное отношение, поведение его становится адекватной формой внутреннего отношения.

Итак, «Кто хочет?» С таким вопросом обращается педагог к детям, когда предлагает что-либо сделать, выполнить, совершить:

- Кто хотел бы помочь малышам?

- Кто хотел бы выполнить трудную работу?

- Кто хотел бы изменить мир вокруг себя?

- Кто хотел бы изменить сам себя?

- Кто хочет создать вокруг обстановку, достойную самого себя?

Фиксирование количественного выбора чрезвычайно важно, так как со временем, если воспитательная работа ведется в группе, количество откликов будет возрастать. Но эти цифры не оглашаются ни в коем случае! Исключается агитация, психологическое и административное давление и, конечно, педагогическая оценка,  как в адрес добровольцев, так и в адрес отказавшихся. Но непременно сохраняется оповещение всего коллектива о произведенном добром деле и дается оценка в адрес дела, а не лиц его исполнивших.

  1. «Альтернативный выбор»  педагог предлагает детям два варианта проведения, исключающие друг друга. Например:  

     - решить четыре легкие задачи или две трудные;

- самим вымыть классную комнату или на деньги родителей нанять уборщицу;

- приготовить к празднику выступление для малышей или подарить им видеокассету;

- провести семинар или объявить день свободным для отдыха и т.д.;

 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: проводить только при уверенности педагога в реальности позитивного выбора достаточно качественной величины.

  1. ОПРОСНИКИ  значимы только тогда, когда помогают детям осмысливать себя в мире и рождают их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

«Мои социальные роли»

Детям предлагается отвечать на вопросы, последовательно звучащие один за другим в одной и той же формулировке: «Кто я?». Первое  недоумение пройдет, и дети с радостью обнаруживают все новые и новые социальные роли, которые играют в обществе, в мире, в семье, классе, городе и т.д. Достаточно десятка вопросов, и завершенный опросник можно анализировать; какие роли актуальны для детей, какая роль находится в центре их сознания, какая на периферии.

«Много ли нужно для счастья?»

Данный вопрос ставится обычно для выявления меры соотношения материальных и духовных ценностей. Предлагается ответить на вопрос, что улучшило бы счастье жизни, или чего не хватает для полного счастья, или что сейчас немедленно могло бы сделать меня счастливым человеком. Не исключен вариант противоположный: что сделало бы сразу меня несчастным? Что меня расстраивает и огорчает? Что в этой жизни досаждает мне постоянно?

Что хотелось бы мне исключить из моей жизни во имя большего счастья?

  1. ТЕСТЫ

Форма тестирования имеет самые удивительные вариации, но суть остается: респондента ставят в ситуацию напряженного мысленного выбора. Для классного руководителя тест всегда содержит в себе проблему аксиологического плана.

Рисунок символического содержания

Рисунок тоже может стать эффективным тестом. Сегодня дети часто обращаются к «рисунку-смайлику».

  • Иду в школу
  • Вижу товарищей по классу
  • Звенит звонок на урок
  • Никого нет дома
  • Пришли родители домой

Или обобщенного плана:

  • Моя жизнь
  • Весна
  • Гляжу на себя в зеркало
  • Домашнее задание

«Я-позиция»  разновидность рисунчатого а вернее графического теста. Его схематическое вычерчивание самое разнообразное: рисуется геометрическая фигура и по отношению к ней располагается «Я» респондента. Например, если коллектив обозначить кругом, то позиции могут иметь три варианта:

Я и                 Я и

Графическим способом предлагается обозначить отношение к объекту, например урокам:

Я        литература        история        и другие…

Дистанционное расположение явно обнаружит тенденцию учебно-познавательных интересов школьников.

Знаковый рисунок поможет отразить какое-то положение дела,- «на его взгляд», «согласно его мнению, с его точки зрения», «как ему кажется». При этом  испытуемому предлагают некоторые условные значки: например фигура учителя- треугольник, а фигуры детей- кружки, тогда как выглядит картинка их типичного взаимодействия?

 

 Если предложить такую картинку нарисовать трижды:

  • Так бывает
  • Так хотелось бы
  • Так бы я выстраивал отношения, то заодно выясняется отношение респондента к динамике меняющихся отношений «педагог- ребенок».

Картинка, созданная испытуемым говорит о многом: дистанция педагога слишком далека, педагог занимает явно ошибочную позицию: «далёкая» и «сверху». Но как выяснилось, именно такая позиция свойственна сегодня школьному педагогу.

В пространстве моего «Я»

В центре листа испытуемый пишет местоимение «Я». Далее ему предлагается написать вокруг все, что он хочет или что бы ему хотелось из совокупности жизненных ценностей, - то, что приходит на ум. Испытуемый открывает невольно те ценностные предпочтения, которые для него актуальны.

«Дактилограмма»  Эта графическая методика используется для выявления характера взаимоотношений в семье. Определения роли и места ребенка при установлении межличностных отношений в группе, для изучения наиболее значимых для него сверстников или взрослых на данном этапе жизни, а также для изучения темпов адаптации к новому коллективу.

Во время исследования ребенку предлагается обвести руку (кисть с отведенными в стороны пальцами), приложив её к листу бумаги. При этом не будут лишними замечания экспериментатора о том, какая  замечательная ручка или «фотография» получается. Сначала нужно написать на одном из пальчиков букву «Я», затем назвать людей, которые располагаются рядом,  или на некотором удалении. Если пальчиков одной руки недостаточно, то можно нарисовать рядом «веер» другой руки.  

«Я» - средний палец. Располагает себя в центре внимания (комфортное ощущение в этих социальных группах).  

«Я» - указательный или безымянный палец. Незначительное отклонение от нормы, неуверенность, незащищённость, заниженная самооценка.

«Я» - мизинец или большой палец. Явный дискомфорт, обособленность и неуверенность.

Если указаны только члены семьи, то это свидетельствует о том, что ребенок еще не адаптировался в новой для себя группе.

Для старших детей процесс можно сопровождать дополнительными вопросами:

  • Почему ты расположил этих людей именно так?
  • Как бы ты мог объяснить, что рядом с тобой (или в отдалении) оказался именно этот человек?
  • Что бы ты хотел изменить в этой картинке?
  • Что бы ты сам сделал, чтобы этот человек оказался рядом?

Тест выборочного решения рассчитан на старшего подростка, потому что его содержание требует развитой способности к абстрагированию.

«Это сладкое слово – “свобода”»  Анализ становится отправной точкой для последующей содержательной работы с детьми.

вопроса

Содержание  вопроса

Обведите нужный вам ответ

1

Я считаю себя свободным человеком

да

нет

частично

2

Большей свободой, чем я обладает

волк

тот, кто

сильнее

тот, кто

умнее

3

Я свободный тогда, когда

делаю что хочу

мне разрешают всё

осознаю, что делаю

4

Я, конечно, не свободен, когда

мне запрещают

не умею ставить цели

обстоятельства мешают

5

Научиться быть свободным можно, если

сопротивляться воле других

развивать физическую силу

уметь мыслить

6

При виде гуляющей кошки я думаю

она свободна

она не свободна

ей не нужна свобода

7

Чем выше положение человека в обществе, тем

больше у него свободы

меньше у него свободы

он вообще свободен от всего

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Исходным материалом для обработки служит ориентация на духовные ценности, которые диктовали избранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится на свободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо- действенном), а выбор есть не что иное, как выявленное предпочтение определенной ценности, то обсчет материала производится через   г р у п п и р о в а н и е высказанных и выявленных разных предпочтений.

Если результаты свидетельствуют о тенденции изменений, то они обретают форму графика, показывающего меру временных изменений возрастных, либо временных периодов – от одной четверти к последующей, от начала года до конца учебного года.

Если сопоставлялись результаты разных групп или разных периодов одной группы, то адекватной формой станет диаграмма.

Соединение двух функций –тенденции к изменению и сопоставление изменений- порождает необходимость обратиться к таблице.

Важна и фиксация результатов в виде описательных характеристик. 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Исходным в нашей проблеме является не сама диагностика с её методиками диагностирования, а программа воспитания  , задающая профессиональную необходимость в достижении запланированных и профессионально желательных результатов. Но, как ни странно, когда говорят о диагностике, вовсе не вспоминают о программе воспитания. И это необъяснимо, а значит, абсурдны все многочисленные усилия педагогов по внедрению в воспитательную систему диагностики как элемента системы.

Классный руководитель использует диагностики именно потому, что ему необходимо выявить степень эффективности своей профессиональной деятельности по реализации воспитательной программы.

Диагностики должны быть направлены на выявление именно этих ключевых ценностных отношений:

Первоклассники  - «природа»

Младшие подростки – «социальные нормы»

Старшие подростки – «общество»

Старшеклассники – «образ жизни»

Выпускники – «жизненная позиция»

Выстраивая содержание программы воспитания для школы, и вводя в неё индивидуальные коррективы, педагогический коллектив включает для принятой программы диагностическое сопровождение для каждого возрастного периода школьников.

Дело воспитания намного сложнее, чем проверка результативности. Увлечение диагностикой создает иллюзию профессионализма работы с детьми и порождает невольную подмену профессиональных функций, когда педагог, вместо того, чтобы беспокоиться о духовном развитии личности школьника, заботится об оправдании своей профессиональной беспомощности, ссылаясь на печальные результаты диагностирования детей.

           МАОУ « Учебно- методический центр»

       Выступление на семинаре-совещании

Тема: Изучение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков

Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....

Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии"

Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии" Цели:познакомить родителей с возрастными личностными особеннос...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

диагностика личностных особенностей младших школьников методом рисуночных тестов

Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным...

Родительское собрание Возрастные личностные особенности подростков и причины подростковой агрессии

Презентация предназначена для проведения родительского собрания учащихся 7 класса и знакомит с психологическими особенностями подросткового возраста, типами семейного воспитания, а также содержит прак...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Эмоционально-личностные особенности детей младшего школьного возраста"

Используется при проведении круглых столов для педагогов и родителей с целью психологического просвещения и профилактики возможных проблем адаптации первоклассников, обучения и воспитания учащихся мла...

Изучение индивидуальных особенностей ребенка-первый этап личностно-ориентированного подхода

Что нужно знать учителю о психофизиологических особенностях детей, чтобы успешно решать задачи личностно-ориентированного обра­зования?Что мы не учитываем, организуя процесс обучения?...