"Светлана Силуянова: экзамен, который длится всю жизнь"
статья по теме

Силуянова Светлана Викторовна

Это публичная  презентация  педагогического опыта, своей педагогической философии. Обращение к истокам, воспоминанию о выборе профессии, изложение системы профессиональных и общечеловеческих ценностей.  Осмысление результатов своей деятельности. Взгляд в будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetlana_siluyanova.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Силуянова: экзамен длится всю жизнь.

Билет № 1

Семья

        Родилась в семье врача и инженера-конструктора. С шести месяцев от роду меня растила бабушка, Александра Павловна (маму вызвали на работу). Родом она была из Рыбинского района Ярославской области. Человек из народа, очень одарённый, она знала много песен, сказок, прибауток. В г. Перми она оказалась в августе 1941 г., когда вместе с мужем и двумя маленькими детьми была эвакуирована в уральский город на Каме. Прожила здесь всю оставшуюся  жизнь, полную труда, горя, лишений. Мой дед, Рыбаков Василий Григорьевич, погиб в мае 1942 г., защищая свою малую родину, Ленинградскую область,  на Северо-Западном фронте. Бабушка не сломалась, растила детей, много работала, помощи ждать было неоткуда. Очень любила читать хорошие книги, пела в хоре, бывать в других городах. В нашей семье бабушка была с нами 30 лет. Всегда жили дружно, проблемы борьбы поколений, тяги к жизни «отдельно» в нашем доме никогда не было. Бабушка обогатила нашу жизнь, украсила добротой, лаской, житейской мудростью.

        Мои родители вместе 52 года. Папа, Виктор Тимофеевич, инженер-конструктор, главной ценностью считает познание и любимое дело, которому отдана вся жизнь. Мама, Маргарита Васильевна, замечательный доктор. По окончании Пермского медицинского института в 1958 г., оказалась по распределению в селе с поэтичным названием Щучье Озеро Октябрьского района (где не было ни озера, ни щук), стала главным врачом больницы. Человек очень смелый, решительный, целеустремлённый, за короткое время превратила медицинское учреждение села в центр просветительской  культуры здоровья и гигиены для всех жителей. Более 40 лет проработала в Орджоникидзевском районе, пройдя путь от практического врача до руководителя в системе здравоохранения.

        В моей семье все стали профессионалами, мастерами своего дела. Я всегда мечтала быть врачом, как мама, лечить телесные недуги, но получилось, что приходится врачевать душевные. Помогать моим ученикам стать крылатыми, парить над рутиной и скукой, помочь полюбить всё то, что дорого мне: родной русский язык и литературу, окрылить писателем,  очаровать книгой, художественным словом.

Билет № 2

Школа.

        В 1975 году пошла в первый класс школы № 16. Моя первая учительница – Людмила Созонтьевна Марданова, человек солнечный и необыкновенно добрый. Училась я одинаково хорошо по всем предметам. Любила учиться с удовольствием, познание всегда доставляло мне радость.

        В старшей школе мне встретилась учительница математики и классный руководитель Лидия Афанасьевна Колбина. Умела любить и жалеть всех своих учеников: и самых способных, ярких, и обычных школьников, не очень-то и разбирающихся в математике. Искренняя, непосредственная, настоящий самородок из маленькой деревни Горьковской области, Лидия Афанасьевна, единственная из своего поселения,  получила высшее образование, всю жизнь проработала учителем средней школы, добивалась прекрасных результатов.

        Замечательными   учителями истории были у меня Наталия Николаевна Мальцева, Светлана Семёновна Микова, Алексей Александрович Мальцев. Алексей Александрович намного опередил своё время. Он учил нас размышлять, а не повторять чужие высказывания. Интересными были его уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачёты, где все ученики были вовлечены в разнохарактерную деятельность.

        Так как я собиралась быть врачом, то участвовала много лет подряд в олимпиадах по химии и биологии. Любила эти предметы, любила преподавателя химии В.С. Сидоренко, нравились уроки учителя биологии Н.И. Афониной.

        Всегда вызывала неизменное восхищение директор школы Марта  Семёновна Туржецкая. Человек необыкновенной силы, потрясающего трудолюбия, очень требовательный к себе и к людям. Эрудиция, знание истории и литературы, стремление идти в ногу со временем, управленческая культура – вот что отличало её от других. Умение быть последовательной в принятии решений, все дела доводить до конца, вести за собой коллектив, быть всегда подтянутой, в великолепной форме – всё это навсегда осталось в моей памяти.

        Школу я окончила с отличием.  Получила золотую медаль.

Билет № 3

Выбор профессии

        С самого детства учила и лечила кукол. Играла в Людмилу Созонтьевну и в маму-доктора. Готовилась к экзаменам в медицинский институт. В день подачи документов произошло удивительное: отправившись в мединститут, приехала в приёмную комиссию педагогического,  документы подала на филфак.

        Экзамен принимала доцент кафедры советской литературы Вера Евгеньевна Кайгородова. Высоко оценила мой ответ о лирике Маяковского.

        В институте тоже не было ни одной «четвёрки.  Была старостой группы. С 3-го курса получала Ленинскую стипендию – 130 рублей. Участвовала в городском студенческом конкурсе стихов на французском языке, во всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе в г. Красноярске. Учиться отлично всегда было моим естественным состоянием.

Билет № 4

Школьная учительница

        В 1989 г. стала учителем  русского языка и литературы в своей родной школе. В начале профессионального пути было очень трудно: четыре  10-х класса предложила мне администрация. Почти 100 человек ершистых десятиклассников, не очень понимающих, зачем надо приносить на урок текст изучаемого произведения, говорить, размышлять над прочитанным, высказывать свои суждения устно и излагать на бумаге. Почти 100 человек, готовых в любой момент жёстко и довольно жестоко испытать юную учительницу, сказать грубость, обидеть. Казалось порой, что надо всё бросить, что выбранная профессия – моя роковая ошибка. Но было и много хорошего: участие с ребятами в областном литературном празднике, посвящённом 165-летию восстания декабристов, интересные мероприятия по предмету, события в своём  классе, много дней труда,  занятий, творчества. Всё время придумывать новые хорошие уроки – вот это казалось мне самым главным. Результат был прекрасный. Выпуск стал поистине «звёздным» для всего педагогического коллектива: 17 медалистов. Радостно, что в этот результат внесена и моя скромная  лепта.

Билет №5

Преподаватель вуза

        Получив «боевое крещение» в школе, стала работать ассистентом кафедры современного русского языка на своём родном филологическом факультете ПГПИ.  Вела разные предметы: современный русский язык на 2 и 3 курсах (морфемика и морфология), историю русского литературного языка (4 курс), культуру речи у студентов математического факультета и факультета физического воспитания.

        Стала соискателем, начала сдавать экзамены кандидатского минимума. Реферат по философии написала на «отлично», экзамен по философии тоже сдала на «5».

        Но учиться в аспирантуре не пришлось. Пазлы  яркого пестрого  поля  профессиональной  жизни не оформились в гармоничный узор мой вузовской судьбы.

 

Билет № 6

Наставники

        Мне очень повезло с учителями. На кафедре русской и зарубежной литературы трудятся люди, которыми я всегда восхищалась: Галина Николаевна Толова, мой научный руководитель Наталия Александровна Петрова, Марина Владимировна Воловинская. Всю душу в нас вкладывали преподаватели кафедры методики: Лариса Сергеевна Фоминых и Марина Алексеевна Лебедева. Но главными моими помощниками стали мои коллеги по кафедре русского языка: Иван Алексеевич Подюков, Алла Сергеевна Возилло, Елена Константиновна Мисюра, Ольга Евгеньевна Соловьёва, Лариса Викторовна Фёдорова, Клавдия Николаевна Прокошева, Тамара Ивановна Доценко. Они очень тепло относились ко мне, помогали добрым советом. Я была счастлива, я находилась в развивающей среде.

Билет № 7

Учитель в российской глубинке

        В 1992 г. я стала учителем русского языка и литературы в крохотной школе военного городка в далёкой российской глубинке  Читинской области. Мои ученики – дети военнослужащих авиационного городка и местные жители. Холод, промёрзшее насквозь здание школы, бытовые трудности – ничто не сломило тягу этих удивительных  детей к ученью. Я работала в 4, 6-7,  10-11 классах. Какие у нас были уроки! Какие праздники в классе! Как они хотели учиться, как замечательно готовились к занятиям, мечтали поступить в институты, вернувшись в родные города.

        Именно в г. Борзя я впервые аттестовалась по новому порядку на первую квалификационную  категорию. Профессиональные испытания никогда не пугали  меня. Мне хотелось пробовать и добиваться успеха. Всё получалось.

Билет № 8

Заместитель директора

        В 1996 г. директор школы № 16, где я снова работала учителем,  Ольга Николаевна Истомина, назначила меня заместителем по научно-методической работе. Должность вызывала больше вопросов, чем радости. Но потихоньку началась разработка программы развития школы по экологическому образованию, вовлечение учителей в инновационную деятельность, сложилась система работы по продвижению педагогов в ходе аттестации, участия в профессиональных и творческих конкурсах. Началось сотрудничество с вузами и учебными центрами города по созданию для педагогов развивающей среды.

Билет  №9

Единомышленники

         Никогда в никаком деле  ничего не получится без единомышленников. Мне довелось работать в коллективе опытных завучей: Зои Сергеевны Кивериной, Валентины Викторовны Торбенко. Всегда ощущала их поддержку, принимала необходимую помощь.

        Моим учителем в области экологического образования стала Вера Григорьевна Эршон,  заведующая лабораторией по ЭкО в ПОИПКРО. Она щедро делилась с нами опытом, открыла педагогам  смыслы педагогической деятельности в сфере экологического воспитания детей, приобщила к творческой деятельности.

Билет № 10

Благодарность губернатора

        В декабре 2007 г. мне была вручена благодарность Губернатора Пермского края О.А. Чиркунова за личный вклад в образование, творчество и высокие результаты педагогической деятельности.

        Первая в своей школе я  стала победителем регионального конкурса лучших учителей по приоритетному национальному проекту «Образование» (2007), победителем всероссийского конкурса лучших учителей по ПНПО (2008).

Билет № 11

Жизненное кредо

        От творчески работающего учителя – к творчески работающему ученику. Для меня большая радость – увлечь ребёнка своим  предметом, побудить выйти за рамки учебника, понять,   что стать языковой личностью в современном мире – действенный способ успешной социализации и позитивной жизненной программы.

Билет № 12

Принципы

  1. Главное, чтобы двигалось дело, которому ты служишь.
  2. Быть всегда и везде профессионалом, работать качественно.
  3. Делать добро.
  4. Быть снисходительными к людям, создавать для них развивающую среду.
  5. Стремиться ставить новые цели и достигать их.

Билет № 13

Педагогическое творчество

        Это многочисленные проекты уроков. Это поиск новых тем, новых текстов, новых способов эффективного обучения. Это разработка инструментария к урокам, чтобы он был нескучным, ярким, запоминающимся.  Несколько лет назад я оформила все свои педагогические  находки в создание собственной методической системы «Восхождение к вершинам  Слова».

        Это обобщение  педагогического опыта в статьях, сборниках научно-практических конференций (в 2009-2013 г.г. – 17 статей по различным проблемам образования), это участие в разных профессиональных и творческих конкурсах. Вот некоторые из них. Всероссийский конкурс «Заместитель директора-2010», дипломант, проект «Здоровье учителя». I Международный конкурс образовательных проектов «Братья-славяне, опыт работы «Моё литературное Прикамье» (2011), II Международный конкурс образовательных проектов «Братья-славяне», опыт работы «Как войти в мир театра» (2012), III Международный конкурс образовательных проектов «Братья-славяне», проект фестиваля детского музыкального творчества «Орс, полян!» (Играй, дудочка!) имени А.И. Клещина (2012), Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Урок-2020», призёр (2012). В 2012 г. представила опыт на Международном конгрессе «Современное образование – современное общество» (Республика Болгария).

        Это разные творческие конкурсы. В том числе и семейные. В 2007 г. мы победили в городском конкурсе «Лучшее признание в любви» и получили памятный подарок нашего любимого Парка культуры и отдыха им. Горького. В 2010 г. я и мои близкие стали призёрами I краевого фестиваля «Лучшая семья театральных зрителей», призёром (2 место) краевого конкурса «Пермская романсиада», дипломантом городского конкурса «Минута славы педагога».

        Проекты, которые мне сегодня интересны, очень разные. Это участие в работе Центра «Искусство быть зрителем» при Союзе театральных деятелей РФ (Пермское отделение), создание краевого проекта «Интеграция образования и культуры в области театра». Это Музыкальные вечера в Доме Грибушина, где мне интересно попробовать себя с программой художественного чтения.  Это различные образовательно-культурные проекты для учащихся «Уроки музыки с Пермской краевой филармонией», «Памятник Алёше Щукину».

        Мне очень нравится вовлекать своих учеников в конкурсное движение: различные олимпиады, предметные и творческие конкурсы. Успешная самореализация личности в хорошем деле, переживание положительных эмоций, рост уверенности в себе, своих силах, интеллектуальное развитие – всё это поможет растущему человеку в будущем в любом деле, которому он решит посвятить свою  жизнь. У многих моих учеников есть печатные работы разных лет: стихотворения в городском сборнике о Перми «Город света и любви», в региональном сборнике детского творчества «Лешачок», в поэтических сборниках  Пермского отделения Фонда мира  «Посвящаю маме», «Мы рождены не для войны», «Маленький герой большой войны», отзывы о театральных спектаклях ТЮЗа, Пермского театра кукол, оперного тетра, театра «Карабаска» в сборнике «Путь к театру». Школьники, участвующие в конкурсах исследовательских работ, имеют возможность ежегодно печататься в сборниках тезисов их первых научных конференций.

        Педагогическое творчество бесконечно. Оно не даёт стоять на месте, побуждает всё время идти вперёд, подниматься над рутиной и монотонностью будней, помогает не отчаяться в трудные минуты жизни.

Билет № 14

Близкие люди

        Супруг Дмитрий. Достойно несёт миссию мужа педагога: помогает готовить инструментарий для уроков, делает  видеосъёмку, фотографии, поддерживает на разных мероприятиях, участвует в подготовке различных материалов, сопровождает всюду и везде. Человек, с детства увлечённый множеством занятий, многое умеющий, быстро осваивающий новый опыт.

        Дочь Дарья, студентка 2 курса факультета музыки моего родного института, вновь поменявшего статус,  – теперь это ПГГПУ. Лауреат нескольких международных и всероссийского конкурсов, известная в городе юная пианистка. Отличница, стипендиат губернатора по проекту «225 баллов». Рада, что она живёт интересной насыщенной жизнью, вокруг неё находятся мастера искусств, мастера своего дела, интересные ребята-студенты, занятые творчеством, наукой, познанием. Ей всё интересно: путешествия и конкурсы, ученье ремеслу  и новые высоты, общение с разными людьми и значительные события жизни. Она любит природу, искусство, мир людей. Умеет видеть жизнь светлой, доброй, она неиссякаемая оптимистка.

Билет № 15

Новые горизонты

        Это работа, где мой экзамен длится всю жизнь. Помогать детям становиться культурными носителями родного языка, воспитанными читателями, показывать, что интересно и радостно жить – это увлекательно. Это сделает их тоньше, лучше, чище, возвышеннее, поможет в жизни стать достойными и успешными людьми.

        Я верю: будут новые конкурсы и новые проекты. Новые ученики, которые пойдут за мной и будут откликаться на интересные инициативы. Это родители, которые непременно станут моими союзниками в деле воспитания и развития наших детей. И если хватит на всё сил, то хотелось бы сохранить традиции  гуманитарного образования в школе, которое сегодня исполняет  роль спасательного круга,  бросаемого культурой в водоворот конфликтов, раздирающих общество.

***

Идея оформления собственного опыта в формате экзамена заимствована из статьи пермского журналиста Н. Семёновой (газета  «Звезда», 21.02.2013).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

45+5 уроков, которые преподала мне жизнь

По сети бродит очень мощный список «45 уроков, которые мне преподала жизнь». К нему в Рунете имеется такое предисловие: Написано Региной Бретт, 90 лет от роду, Кливленд, Огайо. Желая отметить свое 45-...

ЗОЖ. Привычки, которые изменят Вашу жизнь

Советы о здоровом образе жизни....

Гимназия №1529 имени А.С. Грибоедова - школа, в которой обучают искусству жизни

Уважаемые родители!В "Учительской газете" № 42 от 16 октября 2012 года опубликованы материалы о нашей гимназии. 1. "У Христа за пазухой"2. "Счастливый директор"3. "Исток" успешности 4. "Праз...

7 советов родителям, у которых дети готовятся к экзаменам

У выпускников наступает жаркая пора: начало сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Волнительное время не только для школьников, но и для их родителей. Надо поддерживать ребенка. Не допустить у него нервного срыва....

: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…»Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»

Урок с использованием приёма  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)...

«Навек светла адмиралтейская игла или рассказ о ленинградке, которая стала героиней военного фильма»

Классный час посвящен героическому прошлому спецбригады государственной инспекции по охране памятников г. Ленинграда; подвигу Фирсовой О.А.Учащиеся знакомятся с  работой спецбригады ГИОП, в...