педагогическая поддержка- это..
методическая разработка по теме

Лисова Светлана Владимировна

методическая разработка семинара для педагогов по работе с понятием "педагогическая поддержка"(по Газману)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka-eto.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

педагогическая Поддержка -что это такое? Занятие для педагогов Подготовила педагог-психолог Лисова С.В

Слайд 2

«Солнце способностей» Задача каждой группы -создать солнце своих способностей : на листах с изображением солнца дорисовать необходимое количество лучей и написать на них свои способности, умения, отвечая на вопрос: «Мы умеем, мы можем...».

Слайд 3

-Кто испытывал неловкость, затруднения? -Кому показалось, что кто-то хвастается? -Узнали ли вы что-то новое о людях

Слайд 4

Психологическая поддержка — это процесс: в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки; который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; который помогает ребенку избежать ошибок; который поддерживает ребенка при неудачах.

Слайд 5

сущность явления “педагогическая поддержка”, Педагогическая поддержка детей, по О.С.Газману , состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве.

Слайд 6

Технология осуществления педагогической поддержки Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации .

Слайд 7

механизм педагогической поддержки ребенка I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности , диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, Задача педагога на данном этапе: помочь школьнику сформулировать саму проблему, то есть проговорить. Самостоятельное вербальное оформление проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение

Слайд 8

механизм педагогической поддержки ребенка II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “ глазами ребенка ”);

Слайд 9

механизм педагогической поддержки ребенка III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

Слайд 10

механизм педагогической поддержки ребенка IV этап ( деятельностный ) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

Слайд 11

механизм педагогической поддержки ребенка V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности

Слайд 12

основные принципы для оказания эффективной поддержки: восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы; конгруэнтность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками; безусловно положительное отношение педагога к ребенку; эмпатийное понимание ребенка воспитателем; ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Слайд 13

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Слайд 14

Четыре тактики педагогической поддержки (по О.С.Газману ): “ защита”, “помощь”, “содействие” “взаимодействие”. Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи.

Слайд 15

Тактика защиты Её кредо: “Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств”. Педагог: а) через позицию “педагогической адвокатуры” защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию “буфера” смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.

Слайд 16

Тактика помощи Тактика “помощи” рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо “узнать вкус успеха”. Тактика “помощи”, в основном, рассчитана именно на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой.

Слайд 17

Тактика содействия Кредо тактики “содействия”: “Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!”. Педагог в тактике “содействия” “не работает на будущее ребёнка”, а создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Не учился “умозрительно” фантазировать по поводу жизни, а жил, но при этом постепенно осознавал, что самой своей жизнью он постоянно делает выбор себя для себя.

Слайд 18

Тактика взаимодействия Кредо тактики взаимодействия: “Договор – это испытание свободой и ответственностью”. Дети уважают умных взрослых, но им очень скучно с теми, кто очень разумен. Они ищут взрослых, которые могут с ними вместе жить, не мешая им оставаться “самими собой”, уважая и признавая их самостоятельность.

Слайд 19

Педагогические ситуации Задание На основе одной из педагогических ситуаций попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана Ситуация 1. Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету. Ситуация 2. Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло. Ситуация 3. Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой. Ситуация 4. Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой. Ситуация 5. Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?

Слайд 20

Упражнение «цветок моей души» предлагается написать каждому члену группы тайную записку соседу справа (на нарисованном цветке), в которой описываются, в чем и как отправитель может поддержать адресата. Записки складываются в коробочку, и каждый ищет «послание для себя».

Слайд 21

«Дерево мыслей» напишите слова поддержки педагогическому коллективу школы прикрепите стикеры на дерево.

Слайд 22

Литература и интернет-ресурсы Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005. Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов – н /Д, 1995. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М., 2001. Роджерс К.Р. Становление человека: Взгляд на психотерапию. М., 2001. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2008. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001. Педагогическая поддержка ребенка Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации Педагогическая поддержка в творчестве учащихся Социально-педагогическая поддержка дезадаптированным подросткам в школьном коллективе Индивидуализация ребенка в образовании: преодоленные и не преодоленные барьеры Концепция педагогики индивидуальности в русле оказания педагогической поддержки школьникам Педагогическая поддержка: гарантия права на риск Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Бровин, Александр Николаевич. Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01

Бровин, Александр Николаевич. Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бровин Александр Николаевич; [Место защиты: Рос. ...

Возможность использования средств педагогической поддержки в педагогической деятельности по преодолению неуверенности у подростков.

Педагогическим средством является то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели.При решении конкретной проблемной ситуации, педагог использу­ет одну из так...