Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»
материал по теме

 Зачетная курсовая работа по теме "Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке  русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiyskiy_gosudarstvennyy_gumanitarnyy_universitet.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Российский государственный гуманитарный университет

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Покровка муниципального района Кинельский Самарской области

 П Р О Е К Т

Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке

русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»

                                                                                                    Работу выполнил:

                                                                                                    Жукова Татьяна Анатольевна,

                                                                                                    учитель русского языка

                                                                                                    Работу проверил:

                                                                                                    Куропаткина Татьяна Ивановна,

                                                                                                    д.п.н., профессор кафедры

                                                                                                    гуманитарных и социально-                        

                                                                                                    экономических дисциплин

Самара,  2012

Российский государственный гуманитарный университет

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Покровка муниципального района Кинельский Самарской области

 П Р О Е К Т

Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»

                                                                                                    Работу выполнил:

                                                                                                    Жукова Татьяна Анатольевна,

                                                                                                    учитель русского языка

                                                                                                    Работу проверил:

                                                                                                    Куропаткина Татьяна Ивановна,

                                                                                                    д.п.н., профессор кафедры

                                                                                                    гуманитарных и социально-                        

                                                                                                    экономических дисциплин

г.о. Кинель,   2012

Содержание

  1. Теоретическое обоснование необходимости использования

морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка. ….. 4

  1. Разработка урока в 8 классе по теме «Повторим орфографию»………….   9

Используемая литература  ……………………………………………………15

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОРФЕМНОГО ЧТЕНИЯ И МОРФЕМНОГО ПИСЬМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.Особенность русской орфографии.                                                                                                                                                                                      

Главной особенностью русской орфографии является то, что основные трудности лежат не в разделе «Орфография», а в других разделах   русского языка  («Фонетика», «Морфемика и Словообразование», «Морфология», «Синтаксис»). Но все-таки  основные трудности лежат в области «Морфемики» и «Морфологии». Причем знание других разделов должно быть качественно иным, т.е. ребенок должен мгновенно членить слово на морфемы и уметь определять части речи.

2.Как сделать так, чтобы ребенок мгновенно членил слово на морфемы и умел определять части речи.

Модель обучения разбора слова по составу:

1.Сообщаем ребенку понятия приставки, корня, суффикса, окончания.

2.Самостоятельный  поиск морфемы.

I. Данная модель противоречит лингвистической теории, психологической теории и практики обучения. ( Данная модель не работает, она не научит ребенка разбирать слова)

1)Противоречие с лингвистической теорией выделения морфем в слове.

Корень – это общая часть родственных слов, в которых заключено общее лексическое значение.

1-ый ориентир: общая часть родственных слов (буква к букве), а на самом деле эти же лингвисты говорят, что существуют чередования в корнях слов. В русском языке 80% слов  с чередование гласной в корне.

2-ой ориентир: лексическое значение: корень и слово должны совпадать, но общее значение проявляется по- разному в значении целого слова: оно может быть очень близко (сад – садовник – садик); значение корня в составе слова может ослабляться (поглощение – глотка); значение может выветриваться (взять, взимать, взаймы, принимать, принять, возьму, вынуть).

Ни 1-ый, ни 2-ой ориентиры не помогут. Значит, самостоятельно ребенок найти морфему не в состоянии. А кто поможет это сделать? Поиск морфемы – это работа лингвистов, которые свои находки фиксируют в словарях:

1.     А.И.Кузнецова, Т.Ф.Ефремова «Словарь морфем русского языка» М., «Русский язык», 1986.

2.     З.А.Потиха «Школьный словарь строения слов русского языка» М., «Просвещение», 1999.

3.     А.Н.Тихонов «Школьный словообразователный словарь» (2-х томный) М., «Просвещение», 1980.

4.     Лопотухин, Снегова и др. «Школьный толковый словарь».

Функции учителя:

- объяснить ученику, что задача нахождения морфемы – это не его задача, а задача ученого-лингвиста.

- положить словари на стол и научить ими пользоваться учащихся. (Обучающиеся должны придерживаться версии ученых).

- организовать работу по изучению морфем.

Функции ученика:

- учить, учить, учить и никакой самостоятельности не должно быть.

II. Данная модель противоречит психологической теории формирования навыка выделения морфемы в слове (Д.Н.Богоявленский «Психология усвоения «Орфографии» М., «Просвещение», 1957)

Сделаем небольшой экскурс в закономерности освоения детьми устной формы языка.

В 1 класс к нам дети приходят со 100% формой освоения устной формы языка. Почему письменную речь дети не осваивают на 100%? Успешное освоение устной формы заставило Д.Н.Богоявленского обратиться  к изучению закономерностей освоения устной формы речи. К этому времени уже была книга А.Н.Гвоздева  «Дневник Жени Гвоздева», в которой Александр Николаевич день за днем описывал освоение языка своим сыном, некоторые работы по детской речи. Удалось понять, что:

- 1 этап освоения устной речи – ребенок говорит целыми словами (освоение слова на уровне слова),

- 2 этап – освоение слова на уровне морфемы.

Как это обнаружено? По массовому словотворчеству детей от 3 до 5 лет.(«Ем ложком» - ребенок сначала схватывает значение, а потом форму, «Дай копатку» - ребенок понимает значение корня, «Дай мне маленькую ложонку»- ребенок выделяет суффиксы, «Лодка вытонула» - понимает значение приставки вы-). Почему ребенок со слова «соскользнул» на морфемы? Потому что морфем в тысячи раз меньше, чем слов. Если бы ребенок не перешел на морфемы, то сотни тысяч слов не позволили бы ему адаптироваться в обществе. Когда ребенок переходит на морфемный этап, у него словарный запас начинает расти в геометрической прогрессии.

Вывод: Нужно «спустить» детей на уровень морфем в письменной речи.

Работать на уровне морфем вынуждает нас морфологический принцип русской орфографии и правила, которые сформулированы на основе морфологического принципа. Почему ребенок, освоивший морфемику до школы в устной форме, не может применить своих знаний при освоении письменной речи? Д.Н.Богоявленский ставит опыты. Рассказывает сказку с использованием слов: ларь, лариха, ларенок, ларище и т.д. Чем отличается «ларь» от «ларенка»? (от значения переводит на форму). Значение морфем ребенок осваивает в устной речи в составе целого слова, т.е. ребенок работает на низком уровне абстракции. Для того, чтобы освоить письменную форму речи такого уровня абстракции недостаточно, необходимо из слова «вынимать» морфемы. А это возможно сделать только на другом, высоком, уровне абстракции. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы перевести ребенка с низкого уровня абстракции на другой, более высокий. Как это сделать?

1.Необходимо сообщить детям понятия: приставка, корень, суффикс, окончание и их выучить.

2. Но освоение понятия автоматически не приводит и не может привести к верному выделению морфем  в слове (индивидуальное изучение).

Для того, чтобы правильно выделить морфему в слове, необходимо создать индивидуальные ассоциативные связи между значением морфемы и формами её выражения (устной и письменной), т.е. создать все связи между морфемами (около 6000 морфем).

III. Реализация данной 1 модели обучения в школе.

Если самостоятельно морфему ребенок найти не может, нужно формировать это умение. Как это сделать? Каждую модель реализует ряд методических приемов обучения ( «Разбери слово по составу», «Подбери однокоренные слова», « По схеме составь слова», « Найди лишнее слово», «Собери слово» и др.)

Для того чтобы реализовать модель Д.Н.Богоявленского, необходимо ввести в практику обучения другие методы:

1.     Морфемное чтение (выделение голосом определенной морфемы).

Данный метод обучения ввела в практику Генина Нора Владимировна. Как она объясняет? Для того чтобы освоить любую абстракцию, необходима чувственная основа. Слово – это тоже абстракция, и для освоения слова тоже нужна чувственная основа. Основной чувственной основой являются кинестетические ощущения (работа речевого аппарата). Основное – проговаривать хором после орфоэпического чтения (Тоцкий «Орфография без правил».) Но проговаривать нужно не по слогам, а по морфемам. Потому что основной принцип русской орфографии – морфологический (единообразное написание морфем). У нас орфография семантическая, а наименьшее значение заключено в морфеме, а не в слоге. При использовании морфемного чтения улучшается грамотность.

+ морфемного чтения:

1.На уроке можно прочитать все слова по морфемам.

2.Морфемное чтение не мешает теме урока.

3.Не изменяет стиля ведения урока.

4.Сразу исправляются ошибки

- морфемного чтения: искусственное чтение (смешит детей, трудно воспринимается текст).

2.     Морфемное письмо (вписывание корня другой (зеленой) ручкой).

+ морфемного письма:

1.Можно разбирать слова и дома, что позволяет проследить выполнение задания детьми.

2.Не мешает теме урока.

3.Не мешает стилю ведения урока.

4.Высокая скорость запоминания.

5.Легко проверять тетради (по вертикали).

6.Реальная картина знаний.

- морфемного письма:

1.Искусственная запись.

2.Неудобство в использовании ручек разных цветов.

3.Встречаются ошибки в переносе слов.

РАЗРАБОТКА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ»

Цель урока:

повторить и обобщить знания обучающихся по повторению  изученного в 5-7 классах.

Задачи урока:

  1. организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфографии, изучаемых в 5-7 классах;
  2. вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
  3. развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;
  4. ввести в задания морфемное письмо и морфемное чтение.

                                   Ход урока.

Организационный момент:

Я предлагаю Вам такую форму работы, когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока.

Начинается деловая игра « Я - учитель» .

   Проблемная задача урока: подготовить текст для контрольного списывания с морфемным письмом. Этим текстом будут пользоваться одноклассники.

Требования к готовому заданию: текст  должен помочь проверить, как учащимися освоен  пройденный материал. Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того. Нужно самим показать образец выполнения всех заданий, проявить  необходимые морфемы.  Прочитать, выделяя голосом морфемы текста. Работать будем в группах по 5 человек.

Я предлагаю Вам недеформированный текст (без пропуска букв и знаков препинания).

 Вместе с учениками вырабатываем порядок работы:

  1. подчеркнуть в тексте самые « ошибкоопасные» места в тексте, по мнению  учеников; проявить корни, прочитать выделяя голосом морфемы текста .
  2. эту работу сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению.

Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные.

                                              Текст.

  СОЛНЦе  УЖЕ  выГЛЯнуло сЗАДи из-за ГОРОДа и ТИХо, без ХЛОПОТ приНЯлось за СВОю РАБОТу. СНАЧала,  ДАЛеко вПЕРЕДи, где НЕБо сХОДится с ЗЕМЛею, ОКОЛО  КУРГАНчиков и  ВЕТРяной  МЕЛЬНицы, КОТОРая изДАЛи поХОЖа на  МАЛенького ЧЕЛОВечка, разМАХивающего  РУКами, поПОЛЗла по ЗЕМЛе  ШИРокая ЯРКо-ЖЕЛТая ПОЛОСа; ЧЕРЕЗ  МИНУТу  ТАКая же  ПОЛОСа заСВЕТилась неСКОЛЬКо БЛИЖе, поПОЛЗла вПРАВо и оХВАТила  ХОЛМы;  ЧТО-то  ТЕПЛое  КОСнулось ЕГОРушкиной  СПИНы,  ПОЛОСа  СВЕТа, подКРАвшись сЗАДи, ШМЫГнула  ЧЕРЕЗ  БРИЧКу и  ЛОШАДей, поНЕСлась наВСТРЕЧу  ДРУГим  ПОЛОСам, и  ВДРУГ  ВСя  ШИРокая  СТЕПЬ сБРОСила с  СЕБя  УРТеннюю полуТЕНЬ,  УЛЫБнулась и заСВЕРКала  РОСой.

                                                                            ( А.П.Чехов)

2 ученика на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.

3 других ученика на отдельном листе выполняют дополнительные задания: разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.

  Далее ученики меняются листками и проверяют выполненную товарищем работу.

  После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков

( при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).

  Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.

Выполненная работа выглядит примерно так:

                               Первый справочный листок.

                   Безударные гласные, проверяемые ударением:

Выглянуло ( гл я нуть)

Далеко (даль)

Засверкала  ( посверкивать)

Росой  ( росы)

Засветилась (свет)

                 Чередование гласных в корне:

Коснулось (касаться)

                      Правописание суффиксов:

Ветряной  ( мельницы) – ветер

Утреннюю (полутень) – утро

                     Правописание окончаний:

Сходится (сходиться, на –ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание –ит).

Размахивающего (человечка) окончание определяется по вопросу- какого? Без ударения после шипящей окончание –его.

                      Правописание предлогов :

Из-за – сложный предлог.

Понеслась навстречу другим полосам- производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.

                       Правописание сложных слов :

Ярко-желтая – прилагательное, обозначает оттенок цвета.

Полутень – полу- всегда пишется слитно.

                     Правописание наречий:

Сзади, впереди – запомнить

Сначала – нет зависимого слова: с начала урока

Издали – нет зависимого слова: из дали моря

Сначала, вправо

                   Правописание местоимений:

Что-то – неопределенное местоимение

                    Второй (справочный ) листок

            1                               /                

Сзади  - 2 слога, сза-ди   [зади]

С-

     [З ]-согласный, звонкий ( парный),твердый (парный)

З-

        /

А-[ А ]- гласный, ударный

Д-[ Д ,]-согласный, звонкий ( парный),мягкий (парный)

И-[ И ]- гласный, безударный

5 букв, 4 звука

2

Размахивающего ( человечка) –причастие  (от глагола «размахивать»)

3

Коснулось (что сделало?)- глагол.

Обозначает действие предмета.

Н.Ф. коснуться

Морфологические признаки :

Постоянные: совершенный вид, невозвратное, 1-е спр.

Непостоянные: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род.

Что-то ( что сделало?) коснулось

                                   _________________

                                   _________________

   сущ      нар         гл.       нар     пр.   сущ.    С нар   пр.    сущ       гл           пр                

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо без хлопот принялось за

              -.-.-=========-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.========

  Мест    сущ

свою работу.

~~~~ -----------

[- = и =  ]

( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами)

4

Морфемное чтение текста обучающимися.

5

 Деформированный текст, подготовленный учащимися:

Солнце уже выгл…нуло (с)зади1 (из) за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу4. (С) начал… д…леко (в)переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н,нн)ой мельницы, которая (из)д…али похожа на маленького человечка, размахивающего2 руками, поползла по земле широкая (ярко) желтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы: что(то) теплое к…снулось3 Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с) зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с, з) бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.

Выполненные задания сдаются учителю.

- Благодарю вас за работу. Эти тексты пригодятся мне для уроков в следующих классах.

Домашнее задание:

1уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.

2 уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника и приготовить к нему только справочные листки.

3 уровень: выполнить упражнение из учебника.

- Ребята, выскажите свое мнение о проделанной работе?

( высказывают свое мнение по очереди)

- Оцените свою роль в выполнении общего задания.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение; 1974

2.Генина Н.В. Поморфемное проговаривание как способ усвоения орфографии. М.; 1980

3.Куропаткина Т.И. Теория и практика обучения орфографии в школе. Самара, 2006

4.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение;2000

5.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 8 классе. М.: Вако; 2011

6.Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М.: Рольф; 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» (с использованием технологии морфемного чтения и письма)

Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка. 1.Особенность русской орфографии.Главной особенностью русской орфографи...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...

Использование ТРКМ через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД.

Выступление на научно-практической конференции с сопутствующей презентацией. В материалах представлены особенности ТРКМ, примеры из опыта работы. В работе говорится о приемах и стадиях урока по ТРКМ, ...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

    Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....