Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»
материал по теме
Зачетная курсовая работа по теме "Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiyskiy_gosudarstvennyy_gumanitarnyy_universitet.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Российский государственный гуманитарный университет
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Покровка муниципального района Кинельский Самарской области
П Р О Е К Т
Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке
русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»
Работу выполнил:
Жукова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка
Работу проверил:
Куропаткина Татьяна Ивановна,
д.п.н., профессор кафедры
гуманитарных и социально-
экономических дисциплин
Самара, 2012
Российский государственный гуманитарный университет
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Покровка муниципального района Кинельский Самарской области
П Р О Е К Т
Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»
Работу выполнил:
Жукова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка
Работу проверил:
Куропаткина Татьяна Ивановна,
д.п.н., профессор кафедры
гуманитарных и социально-
экономических дисциплин
г.о. Кинель, 2012
Содержание
- Теоретическое обоснование необходимости использования
морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка. ….. 4
- Разработка урока в 8 классе по теме «Повторим орфографию»…………. 9
Используемая литература ……………………………………………………15
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОРФЕМНОГО ЧТЕНИЯ И МОРФЕМНОГО ПИСЬМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.Особенность русской орфографии.
Главной особенностью русской орфографии является то, что основные трудности лежат не в разделе «Орфография», а в других разделах русского языка («Фонетика», «Морфемика и Словообразование», «Морфология», «Синтаксис»). Но все-таки основные трудности лежат в области «Морфемики» и «Морфологии». Причем знание других разделов должно быть качественно иным, т.е. ребенок должен мгновенно членить слово на морфемы и уметь определять части речи.
2.Как сделать так, чтобы ребенок мгновенно членил слово на морфемы и умел определять части речи.
Модель обучения разбора слова по составу:
1.Сообщаем ребенку понятия приставки, корня, суффикса, окончания.
2.Самостоятельный поиск морфемы.
I. Данная модель противоречит лингвистической теории, психологической теории и практики обучения. ( Данная модель не работает, она не научит ребенка разбирать слова)
1)Противоречие с лингвистической теорией выделения морфем в слове.
Корень – это общая часть родственных слов, в которых заключено общее лексическое значение.
1-ый ориентир: общая часть родственных слов (буква к букве), а на самом деле эти же лингвисты говорят, что существуют чередования в корнях слов. В русском языке 80% слов с чередование гласной в корне.
2-ой ориентир: лексическое значение: корень и слово должны совпадать, но общее значение проявляется по- разному в значении целого слова: оно может быть очень близко (сад – садовник – садик); значение корня в составе слова может ослабляться (поглощение – глотка); значение может выветриваться (взять, взимать, взаймы, принимать, принять, возьму, вынуть).
Ни 1-ый, ни 2-ой ориентиры не помогут. Значит, самостоятельно ребенок найти морфему не в состоянии. А кто поможет это сделать? Поиск морфемы – это работа лингвистов, которые свои находки фиксируют в словарях:
1. А.И.Кузнецова, Т.Ф.Ефремова «Словарь морфем русского языка» М., «Русский язык», 1986.
2. З.А.Потиха «Школьный словарь строения слов русского языка» М., «Просвещение», 1999.
3. А.Н.Тихонов «Школьный словообразователный словарь» (2-х томный) М., «Просвещение», 1980.
4. Лопотухин, Снегова и др. «Школьный толковый словарь».
Функции учителя:
- объяснить ученику, что задача нахождения морфемы – это не его задача, а задача ученого-лингвиста.
- положить словари на стол и научить ими пользоваться учащихся. (Обучающиеся должны придерживаться версии ученых).
- организовать работу по изучению морфем.
Функции ученика:
- учить, учить, учить и никакой самостоятельности не должно быть.
II. Данная модель противоречит психологической теории формирования навыка выделения морфемы в слове (Д.Н.Богоявленский «Психология усвоения «Орфографии» М., «Просвещение», 1957)
Сделаем небольшой экскурс в закономерности освоения детьми устной формы языка.
В 1 класс к нам дети приходят со 100% формой освоения устной формы языка. Почему письменную речь дети не осваивают на 100%? Успешное освоение устной формы заставило Д.Н.Богоявленского обратиться к изучению закономерностей освоения устной формы речи. К этому времени уже была книга А.Н.Гвоздева «Дневник Жени Гвоздева», в которой Александр Николаевич день за днем описывал освоение языка своим сыном, некоторые работы по детской речи. Удалось понять, что:
- 1 этап освоения устной речи – ребенок говорит целыми словами (освоение слова на уровне слова),
- 2 этап – освоение слова на уровне морфемы.
Как это обнаружено? По массовому словотворчеству детей от 3 до 5 лет.(«Ем ложком» - ребенок сначала схватывает значение, а потом форму, «Дай копатку» - ребенок понимает значение корня, «Дай мне маленькую ложонку»- ребенок выделяет суффиксы, «Лодка вытонула» - понимает значение приставки вы-). Почему ребенок со слова «соскользнул» на морфемы? Потому что морфем в тысячи раз меньше, чем слов. Если бы ребенок не перешел на морфемы, то сотни тысяч слов не позволили бы ему адаптироваться в обществе. Когда ребенок переходит на морфемный этап, у него словарный запас начинает расти в геометрической прогрессии.
Вывод: Нужно «спустить» детей на уровень морфем в письменной речи.
Работать на уровне морфем вынуждает нас морфологический принцип русской орфографии и правила, которые сформулированы на основе морфологического принципа. Почему ребенок, освоивший морфемику до школы в устной форме, не может применить своих знаний при освоении письменной речи? Д.Н.Богоявленский ставит опыты. Рассказывает сказку с использованием слов: ларь, лариха, ларенок, ларище и т.д. Чем отличается «ларь» от «ларенка»? (от значения переводит на форму). Значение морфем ребенок осваивает в устной речи в составе целого слова, т.е. ребенок работает на низком уровне абстракции. Для того, чтобы освоить письменную форму речи такого уровня абстракции недостаточно, необходимо из слова «вынимать» морфемы. А это возможно сделать только на другом, высоком, уровне абстракции. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы перевести ребенка с низкого уровня абстракции на другой, более высокий. Как это сделать?
1.Необходимо сообщить детям понятия: приставка, корень, суффикс, окончание и их выучить.
2. Но освоение понятия автоматически не приводит и не может привести к верному выделению морфем в слове (индивидуальное изучение).
Для того, чтобы правильно выделить морфему в слове, необходимо создать индивидуальные ассоциативные связи между значением морфемы и формами её выражения (устной и письменной), т.е. создать все связи между морфемами (около 6000 морфем).
III. Реализация данной 1 модели обучения в школе.
Если самостоятельно морфему ребенок найти не может, нужно формировать это умение. Как это сделать? Каждую модель реализует ряд методических приемов обучения ( «Разбери слово по составу», «Подбери однокоренные слова», « По схеме составь слова», « Найди лишнее слово», «Собери слово» и др.)
Для того чтобы реализовать модель Д.Н.Богоявленского, необходимо ввести в практику обучения другие методы:
1. Морфемное чтение (выделение голосом определенной морфемы).
Данный метод обучения ввела в практику Генина Нора Владимировна. Как она объясняет? Для того чтобы освоить любую абстракцию, необходима чувственная основа. Слово – это тоже абстракция, и для освоения слова тоже нужна чувственная основа. Основной чувственной основой являются кинестетические ощущения (работа речевого аппарата). Основное – проговаривать хором после орфоэпического чтения (Тоцкий «Орфография без правил».) Но проговаривать нужно не по слогам, а по морфемам. Потому что основной принцип русской орфографии – морфологический (единообразное написание морфем). У нас орфография семантическая, а наименьшее значение заключено в морфеме, а не в слоге. При использовании морфемного чтения улучшается грамотность.
+ морфемного чтения:
1.На уроке можно прочитать все слова по морфемам.
2.Морфемное чтение не мешает теме урока.
3.Не изменяет стиля ведения урока.
4.Сразу исправляются ошибки
- морфемного чтения: искусственное чтение (смешит детей, трудно воспринимается текст).
2. Морфемное письмо (вписывание корня другой (зеленой) ручкой).
+ морфемного письма:
1.Можно разбирать слова и дома, что позволяет проследить выполнение задания детьми.
2.Не мешает теме урока.
3.Не мешает стилю ведения урока.
4.Высокая скорость запоминания.
5.Легко проверять тетради (по вертикали).
6.Реальная картина знаний.
- морфемного письма:
1.Искусственная запись.
2.Неудобство в использовании ручек разных цветов.
3.Встречаются ошибки в переносе слов.
РАЗРАБОТКА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ»
Цель урока:
повторить и обобщить знания обучающихся по повторению изученного в 5-7 классах.
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфографии, изучаемых в 5-7 классах;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;
- ввести в задания морфемное письмо и морфемное чтение.
Ход урока.
Организационный момент:
Я предлагаю Вам такую форму работы, когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока.
Начинается деловая игра « Я - учитель» .
Проблемная задача урока: подготовить текст для контрольного списывания с морфемным письмом. Этим текстом будут пользоваться одноклассники.
Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал. Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того. Нужно самим показать образец выполнения всех заданий, проявить необходимые морфемы. Прочитать, выделяя голосом морфемы текста. Работать будем в группах по 5 человек.
Я предлагаю Вам недеформированный текст (без пропуска букв и знаков препинания).
Вместе с учениками вырабатываем порядок работы:
- подчеркнуть в тексте самые « ошибкоопасные» места в тексте, по мнению учеников; проявить корни, прочитать выделяя голосом морфемы текста .
- эту работу сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению.
Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные.
Текст.
СОЛНЦе УЖЕ выГЛЯнуло сЗАДи из-за ГОРОДа и ТИХо, без ХЛОПОТ приНЯлось за СВОю РАБОТу. СНАЧала, ДАЛеко вПЕРЕДи, где НЕБо сХОДится с ЗЕМЛею, ОКОЛО КУРГАНчиков и ВЕТРяной МЕЛЬНицы, КОТОРая изДАЛи поХОЖа на МАЛенького ЧЕЛОВечка, разМАХивающего РУКами, поПОЛЗла по ЗЕМЛе ШИРокая ЯРКо-ЖЕЛТая ПОЛОСа; ЧЕРЕЗ МИНУТу ТАКая же ПОЛОСа заСВЕТилась неСКОЛЬКо БЛИЖе, поПОЛЗла вПРАВо и оХВАТила ХОЛМы; ЧТО-то ТЕПЛое КОСнулось ЕГОРушкиной СПИНы, ПОЛОСа СВЕТа, подКРАвшись сЗАДи, ШМЫГнула ЧЕРЕЗ БРИЧКу и ЛОШАДей, поНЕСлась наВСТРЕЧу ДРУГим ПОЛОСам, и ВДРУГ ВСя ШИРокая СТЕПЬ сБРОСила с СЕБя УРТеннюю полуТЕНЬ, УЛЫБнулась и заСВЕРКала РОСой.
( А.П.Чехов)
2 ученика на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.
3 других ученика на отдельном листе выполняют дополнительные задания: разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.
Далее ученики меняются листками и проверяют выполненную товарищем работу.
После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков
( при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).
Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.
Выполненная работа выглядит примерно так:
Первый справочный листок.
Безударные гласные, проверяемые ударением:
Выглянуло ( гл я нуть)
Далеко (даль)
Засверкала ( посверкивать)
Росой ( росы)
Засветилась (свет)
Чередование гласных в корне:
Коснулось (касаться)
Правописание суффиксов:
Ветряной ( мельницы) – ветер
Утреннюю (полутень) – утро
Правописание окончаний:
Сходится (сходиться, на –ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание –ит).
Размахивающего (человечка) окончание определяется по вопросу- какого? Без ударения после шипящей окончание –его.
Правописание предлогов :
Из-за – сложный предлог.
Понеслась навстречу другим полосам- производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.
Правописание сложных слов :
Ярко-желтая – прилагательное, обозначает оттенок цвета.
Полутень – полу- всегда пишется слитно.
Правописание наречий:
Сзади, впереди – запомнить
Сначала – нет зависимого слова: с начала урока
Издали – нет зависимого слова: из дали моря
Сначала, вправо
Правописание местоимений:
Что-то – неопределенное местоимение
Второй (справочный ) листок
1 /
Сзади - 2 слога, сза-ди [зади]
С-
[З ]-согласный, звонкий ( парный),твердый (парный)
З-
/
А-[ А ]- гласный, ударный
Д-[ Д ,]-согласный, звонкий ( парный),мягкий (парный)
И-[ И ]- гласный, безударный
5 букв, 4 звука
2
Размахивающего ( человечка) –причастие (от глагола «размахивать»)
3
Коснулось (что сделало?)- глагол.
Обозначает действие предмета.
Н.Ф. коснуться
Морфологические признаки :
Постоянные: совершенный вид, невозвратное, 1-е спр.
Непостоянные: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род.
Что-то ( что сделало?) коснулось
_________________
_________________
сущ нар гл. нар пр. сущ. С нар пр. сущ гл пр
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо без хлопот принялось за
-.-.-=========-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.========
Мест сущ
свою работу.
~~~~ -----------
[- = и = ]
( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами)
4
Морфемное чтение текста обучающимися.
5
Деформированный текст, подготовленный учащимися:
Солнце уже выгл…нуло (с)зади1 (из) за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу4. (С) начал… д…леко (в)переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н,нн)ой мельницы, которая (из)д…али похожа на маленького человечка, размахивающего2 руками, поползла по земле широкая (ярко) желтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы: что(то) теплое к…снулось3 Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с) зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с, з) бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.
Выполненные задания сдаются учителю.
- Благодарю вас за работу. Эти тексты пригодятся мне для уроков в следующих классах.
Домашнее задание:
1уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.
2 уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника и приготовить к нему только справочные листки.
3 уровень: выполнить упражнение из учебника.
- Ребята, выскажите свое мнение о проделанной работе?
( высказывают свое мнение по очереди)
- Оцените свою роль в выполнении общего задания.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение; 1974
2.Генина Н.В. Поморфемное проговаривание как способ усвоения орфографии. М.; 1980
3.Куропаткина Т.И. Теория и практика обучения орфографии в школе. Самара, 2006
4.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение;2000
5.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 8 классе. М.: Вако; 2011
6.Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М.: Рольф; 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» (с использованием технологии морфемного чтения и письма)
Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка. 1.Особенность русской орфографии.Главной особенностью русской орфографи...
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...
Использование ТРКМ через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД.
Выступление на научно-практической конференции с сопутствующей презентацией. В материалах представлены особенности ТРКМ, примеры из опыта работы. В работе говорится о приемах и стадиях урока по ТРКМ, ...
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.
Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....