Анализ урока
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ — ЗДОРОВАЯ РОССИЯ»

Здоровьесберегающее образование

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

  • Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут.
  • Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
  • Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
  • Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
  • Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.
  • Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
  • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. 

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Анализ урока с позиции здоровьесбережения

Класс ______    Предмет ________________        Учитель _______________________

Дата__________________

№п/п

Критерии

 Уровень соответствия

1.

Обстановка и гигиенические условия в классе

2

Число видов учебной деятельности  

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности

4

Число видов преподавания

5

Чередование видов преподавания.  

6

Наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся

7

Место и длительность применения ТСО

8

Позы учащихся, чередование поз  

 

9

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты ни уроке  

10

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

11

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке  

12

Психологический климат на уроке

13

Наличие на уроке эмоциональных разрядок

14

Плотность урока  

15

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности

16

Темп и особенности окончания урока:

Ваши замечания  по уроку

С П А С И Б О !

Критерии   анализа урока с позиции здоровьесбережения

Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 мин.

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех

Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут

Наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются из "потребителей знаний" в субъектов действия по их получению и созиданию. К таким методам относятся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения

Позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы)

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты ни уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации

Психологический климат на уроке

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60% и не более 75-80%

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 мин в 1-м классе; 35-40  мин – в  начальной школе; 40 мин – в  средней и старшей школе; 30 мин – для учащихся классов компенсирующего обучения

Темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене)

   Самоанализ проведения урока с позиции здоровьесбережения.

 

Здоровьесберегающие аспекты

Показатели, подлежащие самоанализу

.+ или -

1. Гигиенические условия в классе.

Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.

 

2. Число видов учебной деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др.

 

 

Норма: 4–7 видов за урок

 

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

 

 

Норма: 7-10 минут.

 

4. Число использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.

 

Норма: 3 и более за урок. Чередование видов преподавания: через 10–15 минут.

 

 

 

5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д. Активные методы: ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др. Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др.

 

 6. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.

 

 

 Норма: 8–10-мин.

 

 7. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

 

 

Правильная осанка. Подставки для ног. Возможность работать стоя.

 

8.Физкультминутки и физкультпаузы как обязательная составная часть урока.

Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.


 

 

9. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

 

10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке.

Интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.


 

 

11. Благоприятный психологический климат на уроке.

Умение учителя предупредить эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать.Отсутствие на уроке «микроконфликтов» между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.п.

 

12. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу.

 

 

Рекомендуемые показатели: в диапазоне от 60% до 80%.

 

13. Учет зрительных возможностей слабовидящих учащихся.

Паузы для глаз. Выполнение рекомендаций ПМПк (лист психолого-медико-педагогического сопровождения). Использование на уроке специальных средств наглядности.

 

14. Окончание урока.

Неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»; Отсутствие времени на вопросы учащихся; Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену.

 

 

 

    Даже упрощённое оценивание показателей знаками + и – может помочь учителю увидеть реальную обстановку на уроке и грамотно выстроить дальнейшую работу по здоровьесбережению учеников, руководствуясь в своей деятельности как девизом словами Никиты Константиновича Смирнова: «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».

 



Предварительный просмотр:

А Н А Л И З       С В О Е Й       П Е Д А Г О Г И Ч Е С К О Й    

Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И

1 .Педагогические задачи:

  1. Какие конкретные задачи были поставлены перед уроком:развивающие, обучающие, воспитывающие.
  2. Частью какой общей задачи они являлись?
  3. Все ли задачи были решены на уроке?
  4. Изменились ли задачи по ходу урока? Если да, то почему?

2. Педагогические средства и способы:

  1. Учитывались ли особенности данного класса и отдельных учеников?
  • уровень их умственного и психического развития,
  • потенциальные возможности,
  • знание предмета,
  • эмоциональное состояние и готовность к уроку,
  • как учитывались? Если –нет , то по какой причине?
  1. Какой был эмоциональный настрой учителя на работу с данным классом ?Уровень подготовки к уроку?
  2. Какие методы и приемы использовались на уроке?
  3. Как было распределено время на уроке ? Оказалось ли это целесообразным?
  4. Привлекался ли дополнительный материал для решения педагогических задач?Какой? С какой целью?
  5. Перестраивался ли обязательный по теме урока материал? Имело ли это положительный результат? Если нет, то почему? Были ли неожиданные ситуации на уроке? Какие? Как они решались?

3. Общая оценка урока:

  1. Как работали ученики? Удалось ли создать творческую атмосферу? Какие трудности и проблемы обнаружились у отдельных учеников и класса в целом? Что удалось сделать из запланированного? Что не удалось? Почему?
  2. Получил ли учитель удовлетворение от работы с детьми?
  3. Причины удачи ( неудачи ) в правильном ( неправильном ) выборе средств решения педагогической задачи? Каких именно средств? Или другие причины?
  4. Были ли трудности на уроке? Какие? Как преодолевались?
  5. Как будет учтен опыт данного урока в дальнейшей работе?

К л а с с н ы й      час

  1. Тема, воспитательное значение, соответствие возрасту.
  2. Умение определить цель, задачи,, актуальность классного часа в системе работы.
  3. Использование ТСИ, наглядности, дополнительной информации.
  4. Участие ребят в подготовке и проведении классного часа.
  5. Рефлексия воспитанников.
  6. Рефлексия классного руководителя.

Р О Д И Т Е Л Ь С К О Е                         С О Б Р А Н И Е

  1. Умение выявить проблему родительского собрания, определить его вид и форму.
  2. Организация педпросвещения родителей в системе в соответствии с планом классного руководителя.
  3. Компетентность классного руководителя в школьных вопросах и способность рекламировать школу.
  4. Механизм выявления эффективности решения проблемы, вынесенной на родительское собрание.
  5. Характер общения с родителями.

В Н Е К Л А С С Н О Е                      М Е Р О П Р И Я Т И Е

  1. Разработка и оформление сценария с учетом методических требований.
  2. Внеклассное мероприятие в системе воспитательной работы класса, школы.Реализация воспитательных задач.
  3. Оригинальность, музыкальное оформление, ТСИ.
  4. Участие детей в представлении.Психолого-педагогический подход к распределению ролей участников мероприятия.
  5. Рефлексия воспитанников, классного руководителя.

С Т А Т Ь Я

  1. Актуальность выбранной темы, ее новизна, глубина педагогического раскрытия.
  2. Теоретическое и научное обоснование с примерами из опыта работы, отражающими результативность.

Диагностическая анкета успешности учителя

п а р а м е т р ы

успешно

решаю

затрудня-

юсь, но

могу решить

могу поделиться

 опытом

необходи-

ма помощь

1.

Планирование работы

Тематическое  планировани е

Поурочное планирование

Планирование воспитательной работы

Планирование работы по самообразованию

Планирование работы по совершенствованию педмастерства

2.

Организация деятельности

Овладение содержанием новых программ и учебников

Использование разнообразных форм работы на уроке

Обеспечение внимательной и активной работы учащихся на протяжении всего урока

Использование методов развивающего обучения

Формирование навыков учебного труда

Использование межпредметных связей

Организация внеклассной работы по предмету

Использование разнообразных форм внеклассной работы

Нестандартные формы обучения

Дифференцированное обучение

Обратная связь с учащимися на уроке

Новые технологии преподавания

3.

Контроль за деятельностью учащихся

Учет и оценка  знаний, умений и навыков

Организация и проведение зачетов

4.

Педагогика сотрудничества

Психолого-педагогическое изучение личности школьников

Опора на ученическое самоуправление

Демократический стиль общения

5.

Работа с родителями

Обеспечение единства действий учителей и родителей

Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

Организация и проведение родительских собраний

6.

Обобщение и использование передового  педагогического опыта в своей практике



Предварительный просмотр:

Оценка эффективности урока


предмет

количество отвечавших

Ф.И.О. учителя        

Класс        Тема урока

Количество присутствующих _
вильных)        . Количество видов деятельности


количество ответов (в том числе и непра-

В таблице напротив каждого требования поставьте соответствующий балл: «2» - полное выполнение требований; «1»- частичное выполнение требований; «О»- отсутствие данных требований.

Эффективность уроков: Э у=Сумма баллов по всем показателям х 1,25

№ п/п

Организаторская деятельность учителя

Обучающая деятельность учителя

Воспитательная деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Реализация плана урока

Реализация принципа научности

Мировоззренческая направленность

Активность

2

Подготовленность ТСО

Целесообразность использования ТСО

Формирование учебных навыков

Интерес

3

Психологические и гигиенические требования

Знание учащимися предыдущего материала

Профориентация

Самостоятельность

4

Дифференцированный

подход

Посильность и доступность

Самостоятельность учащихся

Выделение опорных понятий

5

Достижение понимания у всего класса

Принцип проблемности

Гигиенические требования. Посадка

Уровень аналитического мышления

6

Документация

Связь обучения с жизнью

Эстетическое воспитание

Культура взаимодействия с другими учащимися

7

Речь, мимика, жесты

Достижение цели урока

Связь с жизнью

Речь учащихся

8

Темп урока

Эффективность методов обучения

Объяснение поставленных оценок

Культура письменных и графических работ

9

Внешний вид учителя. педагогическая культура

Уровень требований

Доброжелательность учителя

Организованность и дисциплина

10

Правила по ТБ

Домашнее задание

Авторитет учителя

Внешний вид

Сумма

баллов

Эффективность уроков: Э у=Сумма баллов по всем показателям х 1,25
Критерии эффективности:

85% и выше -урок проведен отлично;

65-84% - урок проведен хорошо;

45-64% - урок проведен удовлетворительно.



Приложение 6 Исследование частоты применяемых методов

Дата

Предметы

Методы

Методы устного изложения знаний учителем и активизация познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, иллюстрации и демонстрации

Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа над учебником

Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа над учебником, лабораторные работы

Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: письменные и практические упражнения, лабораторные занятия

Методы проверки и оценки знаний: устный опрос, к/р, проверка домашней работы, самооценка, оценивание одного учащегося другим

Приложение 7

Исследование частоты использования различных форм обучения на разных предметах в одном классе в течение учебной недели. (Отмечается факт наличия)

Дата

Количественные показатели

Предметы

Формы

С целым классом

С группами учащихся одинаковых способностей

Индивидуальная работа

Ролевые и организационно-деятельностные игры

Учебные задания

Репродуктивные

Репродуктивные и практические

Репродуктивные, практические

и частично-творческие

Обязательные

Обязательные и по выбору

Дифференцированные по уровню сложности

Учебная информация

Соответствует стандарту

Дополнена фактами из научно-популярной литературы

Дополнены  проблемами из истории науки и практической деятельности

Создана занимательная ситуация с помощью кроссвордов, ребусов и пр.

Использована творческая задача с интересным содержанием


Схема анализа и самоанализа урока

Общие сведения:

  • школа, класс, дата проведения урока;
  • тема урока, задачи урока.
  • Оборудование урока:
  • какие средства обучения использовал учитель;
  • подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
  • как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока:

  • соответствует ли содержание программе, задачам урока; проведена ли его дидактическая обработка;
  • формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
  • с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
  • как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
  • какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
  • как осуществлялись межпредметные связи;
  • соблюдались ли внутрипредметные связи;
  • способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

  • какой тип урока избран, его целесообразность;
  • место урока в системе уроков по данному разделу;
  • как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
  • каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
  • соответствие структуры урока данному типу;
  • как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

  • принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
  • в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
  • как реализовывался принцип доступности обучения;
  • с какой целью использовался каждый вид наглядности;
  • как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
  • как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;
  • как осуществлялось руководство учением школьников;
  • в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
  • какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
  • как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
  • как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

  • в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
  • какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
  • какие методы способствовали активизации учения школьников;
  • как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
  • какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

  • как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
  • как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная; осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
  • как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
  • правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
  • как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
  • какие приемы использовал учитель для организации учащихся; как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

  • умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому,

  • управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
  • показ учащимся рациональных способов учебной работы;
  • определение объема учебного материала на урок;
  • поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
  • роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

  • организованность и активность на разных этапах урока;
  • адекватность эмоционального отклика;
  • методы и приемы работы, уровень их сформированности;
  • отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
  • уровень усвоения основных знаний и умений;
  • наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
  • Общие результаты урока: выполнение плана урока;
  • мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;  уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся;
  • общая оценка результатов и эффективности урока;
  • рекомендации по улучшению качества урока.

Многообразие структур урока

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  • первичное закрепление, под руководством учителя .посредством прямого повторения частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • проверка выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • проведение проверочных упражнений;
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • упражнения на их освоение;
  • упражнения на их закрепление;
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • упражнения творческого характера;
  • итог урока;
  • задание на дом.

Структура урока повторения:

  • организация начала урока;
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся); сообщение темы урока и его задач;
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  • творческое применение знаний и умений;
  • упражнение по отработке навыков;
  • домашнее задание;
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент;
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).
  • Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей): организация начала урока;
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;
  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;
  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; подведение итогов и результатов урока;задание на дом;
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

1.        Типология уроков СБ. Иванова:

-        вводные уроки;

-уроки первичного ознакомления с материалом;

-уроки образования понятий, установление законов, правил;

  • уроки применения знаний на практике;
  • уроки навыков (тренировочные);
  • уроки повторения и обобщения;
  • контрольные уроки;
  • смешанные или комбинированные уроки.

2.        Типология уроков И. Н. Казанцева;

  • уроки с разнообразными видами занятий;
  • уроки в виде лекций;
  • уроки в виде беседы;
  • уроки-экскурсии;
  • уроки с использованием телефильма;
    -уроки самостоятельной работы;
  • лабораторные и др. практические занятия.

3.        Типология урока В.А. Онищука:

  • урок усвоения новых умений и навыков;
  • урок усвоения новых знаний;
  • урок комплексного применения знаний;
    -урок обобщения и систематизации знаний;
  • контрольный урок;
  • комбинированный урок.

4.        Типология уроков Л.В. Маховой:

  • рассказ обзорного типа по всей теме;
  • урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений;
  • урок - практическая работа;

  • урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных эле-
    ментов учебного материала;
  • заключительный опрос по теоретическому материалу;
  • решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

5.        Типология уроков, разработанная Н.П. Гузиком:

  • уроки теоретического разбора материала учителем;
  • уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам,
    алгоритмам;
  • уроки-семинары;
  • уроки-практикумы;
  • уроки контроля и оценки.

6.        Типология уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанктым:

-урок-лекция по всей теме;

  • уроки решения ключевых задач;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет.

Требования к уроку

I.        Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в обшей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированность умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

II.        Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  1. проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшест-
    вующей работе;
  3. предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечи-
    вающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1)        определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
  • выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2)        особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  • педагогический такт (случаи проявления);
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.). Организация познавательной деятельности учащихся:
  • определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
    планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  • использование установок в форме убеждения, внушения;
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
  1. организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
    определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представ-
    лений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
  • Организованность учащихся:
  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
  1. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания инди-
    видуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

III.        Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

IV.        Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  1. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический
    такт и педагогический оптимизм;
  1. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  1. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы
    обучения;
  1. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
  2. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.



Предварительный просмотр:

                        Примерная схема анализа     практического занятия

1.Методика организации практического занятия.

а/ достаточно ли ясно и правильно была дана целевая установка для проведения практического занятия,  хорошо ли поняли это

учащиеся;

б/  какой инструкцией пользуются учащиеся- из  учебника,  других
руководств
-  для практических занятий, памяткой и т.д.

Обоснованность выбора учителем типа инструкции;

в/   какова  форма проведения практической работы/ индивидуальная, общеклассная  ;  насколько она эффективна /;

г/  осуществляется ли индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся во время практического занятия;

д/ какие используются  средства наглядности /таблицы, кадры диафильма т.д./;

е/  разрешает ли учитель во  время практического занятия пользоваться различными источниками информации /учебником, тетрадями и т.д.

ж/ достаточен ли инструктаж  учащихся о соблюдении правил техники безопасности во  время  проведения практических занятий ;

 з/ какая форма отчета предложена учителем, несколько она  отвечает целям практической  работы.

2.    СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

а./ соответствует ли содержание работы целям и задачам практического   занятия?

б/ учтены ли реальные учебные возможности школьников при отборе экспериментальных задач?            

 3. Наблюдение за работой отдельных учащихся

а/ работа с инструкцией, памяткой ;

б/ проявляется ли интерес к  работе;

в/ подготовлены ли  учащиеся к выполнению практического занятия;

г/ усвоение учащимися содержания работы / обратить внимание на уровень самостоятельной работы/;

д/ правильность сборки прибора для проведения опыта, использование лабораторного оборудования;

е/ соблюдение правил техники безопасности при обращении с реактивами, оборудованием;

ж/ состояние рабочего места;

з/ оформление отчета: до опыта, после или во время работы, творческий подход;

  г/ дисциплина.

4.  Роль учителя во время  проведения работы:  организация наблюдения. за учащимися; реакция на массовые и индивидуальные ошибки.


  1. Методы проверки знаний,  умений и навыков учащихся:

        а/ наблюдение во время работы;

        б/ беседа  с учащимися в процессе работы;

       в/ проверка отчетов.

Оценивая учащихся,   учитывает ли учитель: химические знания,  практические умения и навыки, технику  и методику химического эксперимента,   соблюдение  правил техники безопасности,  степень самостоятельности,  отчет о проделанной работе.

6. Роль лаборанта во  время проведения практического занятия.

  1. Подготовка учебного оборудования к практическому занятию.
  2. Общие  выводы:  какова степень  достижения цели,  уровень
    реализации на практическом занятии
     комплекса учебно- воспитательных задач.


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА    НАБЛЮДЕНИЯ      НА      УРОКЕ При опросе:

I.Создается ли атмосфера доброжелательности в классе?.

2. Разрешается ли уч~ся перед  ответом  у доски пользоваться пособиями?

3. Разрешается ли план ответа, разрешается ли пользоваться планом,  составленным дома?

4.Концентрируется ли внимание на главном?

5.Обращается ли внимание на типичные ошибки уч-ся.?

6.Подбадриваются ли уч-ся при ответе, создается ли ситуация уcпexa ?

При объяснении нового материала:

1. •Доступен ли темп изложения для слабо- успевающих уч-ся?

 2.Акцентируется ли внимание на главных моментах новой темы?

3.Выясняет ли учитель степень понимания нового материала слабыми уч-ся,

Стимулируют  ли вопросы?

4. Используются ли средства, возбуждающие интерес к теме, ТСО, наглядность?

5.Вовлекаются ли слабые уч-ся в беседу?

В ходе упражнений:

I.Удачно ли подбираются упражнения для с/р?

2.Оказывается ли оперативная помощь    слабым уч-ся в ходе с/р?

3.Учитываемся ли темп работы уч-ся?

4.Приучаются ли ученики осуществлять самоконтроль в ходе с/р?

При выдаче домашнего задания:

 I.Насколько оптимален объем д/з?

2.Скоординировано ли д/з с другими уроками?

3.Включает ли д/з работу над ошибками?

4.Осушесмвляет  ли учитель инструктаж о выполнении д/з, предупреждает ли

о возможных затруднениях?

 5. Подбираются ли индивидуальные задания для слабо успевающих учеников?


I Блок добывания знаний и умений:

- «рядовые»задания,

-дополнительные усложненные задания,

-дополнительные задания для удовольствия/выполняются выборочно/,

-творческие задания,

-итоговые задания после завершения темы.

11.Блок самоконтроля и взаимоконтроля:     /для с/р учащихся/.

-как вы объясните ?/простые вопросы/,        

-как вы думаете?/более сложные,не содержат прямого ответа в тексте/, -знаете ли вы?/тесты/, можете ли вы? /п/р/.

III.Работа со статистическим, конструктивно-справочными таблицами.

1V.Работа с картографическим, графическим и фотоиллюстративным материалом V/ Работа с "методическими ключами":

-"Что нужно вспомнить?"/вопросы-отсылки. ВПС/.

-"Что нужно усвоить?"/главные идеи, ЗУН, ведущие общие понятия курса,

ключевые слова каждой темы/.

-"Что нужно уметь?" /перечислить основные интеллектуальные и прикладные умения/,

-"инструкции и планы по овладению навыками с/р уч-ся".

VI.Работа с литературой.

VII. Работа по развитию устной речи:

-учебный монолог; рассказ, описание, характеристика, сообoение, доклад,

заочная экскурсия и др. учебный диалог:  обсудите с товаришами по классу»? обсудите ответ в парах.

оцените ответы, посоревнуйтесь в том, чтобы....

-учебный полилог- коллективное обсуждение: конференция, дискуссия -диспут.

VIII. Работа по формированию общих научных    понятий и терминов:

-понятия- одноэтапного раскрытия вводятся сразу и упоминаются в после-

дующих темах как уже известные уч-ся и не нуждаются в дополнительных
разъяснениях.           
-        -

-понятия многоэтапного/многоступенчатого /раскрытия идет на основе
внутрикурсовой преемственности.                

-научные термины вводятся сразу по одноэтапной схеме, иногда с соответствующим разъяснением .

/Задание уч-ся: покритикуйте следующее определение…/.



Предварительный просмотр:

                                    Протокол посещения урока

Класс

Дата        

Предмет        

Учитель        

Количество учащихся на уроке        

Поурочное планирование (наличие, отсутствие)

Готовность к уроку        

Цель посещения: ___________________________________________

___________________________________________________________

Тема урока: ___________________________________________________

______________________________________________________________

Цель, задачи урока

Образовательные:

Развивающие:( навыки работы с текстом, память, речь, анализ)

Воспитательные: (умение работать в коллективе, воспитывать потребность в ЗОЖ)

Цель урока обсуждается, согласуется с учащимися, задается учителем, ставится проблема.

Тип урока: изучение нового, закрепление, обобщение и повторение, контроль знаний.

Форма урока: исследование, аукцион идей, игра, путешествие, традиционный, семинар, зачет, другое (например, традиционная 1-я часть урока, основной этап - практическая, исследовательская работа):

Организация урока, этапы урока: опрос -        минут, актуализация

знаний -        минут, объяснение нового материала -        минут, закре-
пление изученного -        минут, домашнее задание -        минут.

Другие этапы:        .

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный тестирование.

Формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя,
стимулирующий характер оценки, сочетание количественной и качествен-
ной оценки фронтального опроса, графический диктант):        .

Количество опрошенных учащихся:.


Используемые методы (выбраны оптимально, рационально, нет):

Методы

На каких этапах урока используются

Объяснительно-иллюстративные (рассказ, описа-

ние, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы)

Репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с книгой)

Проблемно-сообщающие (объяснение причин раз-

личия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов)

Частично-поисковые (эвристическая беседа с по-

следующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)

Исследовательские методы (работа с книгой по

поиску метода, самоанализ нескольких таблиц по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности)

Другие методы, приемы

Формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные), дифференцированный подход, рациональное сочетание форм работы.

Организация самостоятельной работы (индивидуальная, парная, груп-
повая, дифференцированная), на каком этапе урока:          ,

подведение итогов, выступление учащихся        .

Эффективность -        , количество времени -        , уровень (ре
продуктивный, частично-поисковый, исследовательский), подготовлена
предшествующими этапами урока -        .

Организация работы со способными учащимися        более сложное

задание.

Использование ТСО, ИКТ (соблюдение санитарно-гигиенических норм,
ТБ, целесообразность применения, вид ИКТ):        .

Наглядность плакатов, дидактического материала, .карточки с зада-
ниями, текстами:        .

Другое:        

Здоровьесберегающие технологии (физминутка, релаксация, гимна-
стика для глаз):        .

Композиция урока (логичность в подаче материала, наличие выводов
и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершен-
ность, итог урока):        .        .

Практическая направленность урока:        .

Эрудиция -        , речь        .

Темп ведения урока (оптимальный, доступный для слабоуспевающих):        .

Плотность (достаточная):        .


Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, вопросы на сравне-
ние, акценты, повторение:        .

Психологический климат, учет РУВ, особенностей учащихся (уровень
сформированности мыслительной деятельности, внимания, памяти, тре-
вожности, др.);        

Домашнее задание (наличие инструкции, методические советы по вы-
полнению, запись на доске, в дневниках, дифференцировано, опережающие
творческие задания):        .

Активность и работоспособность учащихся (высокая, средняя, низкая),
вопросы учителю:        .

Интерес учащихся, увлеченность познавательной деятельностью:        .

Уровень знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение в
сходной ситуации, в новой ситуации):        .

Работа над формированием общих учебных навыков (развитие речи,
работа с книгой, картой, в тетрадях), практические навыки:        .

Учет учителем при организации урока дня недели, места в расписа-
нии, степени утомления учащихся:        .

Урок окончен вовремя / после звонка:        .

Рекомендации, общие выводы:        

 --------------------------------------------------------------------------------------------------

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------               -------------------------------------------------------------------------------------------------- -------   -          --------------------------------------------------------------------------------------------------

  --------------------------------------------------------------------------------------------------.

Содержание урока (организационный этап, этап проверки домашнего
задания, этап актуализации субъектного опыта учащихся, этап изучения но-
вого материала, этап первичной проверки новых знаний и способов дея-
тельности, этап закрепления новых знаний и способов деятельности, этап
применения знаний и способов деятельности, этап обобщения и системати-
зации знаний и способов деятельности, этап контроля и самоконтроля, этап
коррекции, этап информации о домашнем задании, этап рефлексии):        .



Предварительный просмотр:

С П Р А В К А

I I

по итогам диагностики учебных результатов

Предмет                       Х И М И Я

Учитель        

Класс                    

Тема диагностирования  

Цель проверки:

На каком уровне проводилось диагностирование (минимальном, базовом, продвинутом):

базовом

Какие знания и умения проверялись:  

 

СВОДНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ГРАФИК

   100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

  5

4

  3

2

1

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ

Класс

В классе по списку

Выполняло работу

Верно выполнили всю работу

% выполнивших на оптимальном уровне

% выполнивших на допустимом уровне

% выполнивших на критическом уровне

% выполнивших на недопустимом уровне

Не выполнили ни одного задания

Западающие темы в классе:

Допустили ошибки, %

Не приступили

к выполнению, %

Выводы и предложения по итогам диагностирования:

Качество знаний-      %

Уровень обученности –       %.

Дата написания справки

Учитель



Предварительный просмотр:

Классические типы урока

  1. Вводный.
  2. Тренировочный.
  3. Контрольный (проверочный).
  4. Закрепления ЗУН.
  5. Урок самостоятельной работы.
  6. Урок с использованием ТСО и ЭВТ.
  7. Урок практической работы.
  8. Комбинированный урок.
  9. Повторительно- обобщающий урок.
  10. Урок повторения.
  11. Урок овладения ЗУН.
  12. Предметный урок ( характерен для начальных классов)

Типы нестандартных уроков

  1. Уроки-погружения.
  2. Уроки пресс-конференции.
  3. Уроки типа КВН.
  4. Уроки взаимообучения учащихся.
  5. Уроки творчества.
  6. Уроки, которые ведут учащиеся.
  7. Уроки- аукционы.
  8. Уроки- зачеты.
  9. Компьютерные уроки.
  10. Уроки- творческие отчеты.
  11. Уроки- формулы.
  12. Уроки- «суды».
  13. Уроки- лекции.
  14. Урок- концерт.
  15. Уроки- ролевые игры.
  16. Уроки- конференции.
  17. Уроки- семинары.
  18. Интегральные уроки.
  19. Уроки- «круговая тренировка».
  20. Межпредметные уроки.
  21. Урок- практикум.
  22. Урок- исследование.
  23. Учебный диспут.
  24. Литературная гостиная.
  25. Урок- аукцион.
  26. Урок Панорам.
  27. Урок смотра знаний.
  28. Аудио урок.
  29. Кино-теле урок.
  30. Урок предметного тренинга.
  31. Урок бенефис.
  32. Урок одной задачи.
  33. Урок защиты рефератов.
  34. Уроки соревнования.
  35. Урок с групповыми формами работы.
  36. Уроки конкурсы.
  37. Уроки- обобщения.
  38. Уроки- игры.
  39. Уроки- диалоги.
  40. Уроки- экскурсии.
  41. Урок анализа письменных работ.
  42. Урок проверки ЗУН.
  43. Урок- викторина.
  44. Урок развития творчества.
  45. Урок проверки навыков тестирования.
  46. Урок- путешествие.
  47. Театрализованные уроки.
  48. Уроки- консультации.
  49. Бинарные уроки.
  50. Уроки- фантазии.
  51. Уроки- сомнения.
  52. Уроки поиска истины.
  53. Урок «Следствие ведут знатоки».

Выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:

  • Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.
  • Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
  • Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.
  • Все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы.

Триединая задача урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

РАЗВИВАЮЩАЯ : при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности- речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Основные компоненты современного урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ- организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. ЦЕЛЕВОЙ- постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. МОТИВАЦИОННЫЙ- определение значимости изучаемого материала как на данной теме, так и во всем курсе.
  4. КОММУНИКАТИВНЫЙ- уровень общения учителя с классом.
  5. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ- подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.д.
  6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ- выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса.
  7. КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫЙ- использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  8. АНАЛИТИЧЕСКИЙ- подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.


Предварительный просмотр:

СХЕМА

самоанализа урока в рамках обобщения опыта апробации введения ФГОС ООО

Цель самоанализа:

Установить степень результативности урока по отношению к запланированным результатам и выявить факторы, оказавшие влияние на их достижение, оценить необходимость корректировки планов на следующие уроки и внеурочные занятия.

Последовательность вопросов для самоанализа

  1. Часть 1. Оцените степень достижения предметных, личностных и метапредметных результатов на уроке:
  1. Зафиксируйте достижение результатов учащимися на основе проведенных оценочных действий.
  2. Оцените количественно продвижение учащихся класса к результатам  по теме: «Результаты демонстрируют менее 50% учащихся, или более половины учащихся, или более 65% учащихся».
  3. Оцените недостаточность / достаточность демонстрируемых результатов всеми учащимися, группами учащихся, отдельными учащимися.
  4. При необходимости особенно подчеркните наличие тех результатов, без которых продвижение в теме дальше для учащихся является критичным.
  1. Часть 2. Оцените степень влияния на достижение/ недостижение запланированных результатов следующих факторов:
  1. Подбор содержания учебного материала:
  1. степень соответствия содержания учебного материала целям урока;
  2. степень соответствия сложности учебного материала возможностям учащихся;
  3. степень соответствия объема учебного материала возможностям и ресурсам учащихся.
  1. Организация учебной деятельности учащихся
  1. выбранная форма взаимодействия учащихся на уроке (фронтальная с учителем, фронтальная самостоятельная, групповая под руководством учителя, групповая самостоятельная, парная под руководством учителя, парная самостоятельная, самоорганизация);
  2. выбранные способы учебной работы учащихся.
  1. Часть 3. Сформулируйте выводы:
  1. Какие действия по достижению учащимися результатов по теме необходимо предусмотреть при планировании следующего урока или группы уроков (для личностных и метапредметных результатов, возможно на уроках следующей темы).
  2. Выделите элементы положительного опыта о взаимосвязи результатов и подобранного содержания и организации учебной деятельности учащихся.
  3. Выделите элементы отрицательного опыта о взаимосвязи результатов и подобранного содержания и организации учебной деятельности учащихся.


Рекомендации по проведению самоанализа урока

в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО

Уважаемый учитель!

Настоящие рекомендации призваны помочь Вам в повышении эффективности самоанализа урока, как основного механизма апробации введения ФГОС в основной школе.

Самоанализ учителя направлен на формирование методической базы и опыта проведения результативных уроков в соответствии с требованиями ФГОС. В центр внимания учителя ставиться направленность педагогической деятельности на достижение учащимися запланированных результатов.

Часть 1. Самоанализ результативности урока

Первая часть самоанализа должна зафиксировать оценку - насколько ожидаемые результаты достигнуты.

При оценке достижения целей (планируемых результатов) урока учащимися всего класса необходимо предусмотреть методы контроля и оценки, позволяющие проявить достижение результатов специальными приемами. Так, это могут быть:

  • анализ выполнения тестовых заданий с возможностью сверить результат с правильным самими учащимися и накоплением количества баллов за урок для итоговой оценки и анализа по отдельным действиям;
  • анализ продуктов деятельности учащихся по окончанию урока – записи в тетрадях, ведение дневниковых записей, учебные работы (предметы, рисунки, и т.д.);
  • фиксация результатов устного фронтального опроса;
  • анкетирование;
  • взаимоконтроль и взаимооценка с опорой на лист контроля и оценки, где сформулированы показатели выполнения учебных действий и критерии их оценки;
  • заполнение учащимися листов самооценки и т.п.

Зафиксированные результаты обучения можно считать объективными, так они осуществлялись с применением запланированных методов оценки учебных достижений учащихся и имеют материализованную форму представления результатов.

Выводы о результативности урока необходимо делать на базе того количества учеников, у которых достижение результатов фиксировалось на данном уроке, при условии, что учитель периодически осуществляет мониторинг результативности всех учащихся в границах темы, раздела, полного цикла обучения.

Часть 2. Анализ оказания педагогического влияния на достижения учащимися результатов учебной деятельности

Для оценки эффективности влияния на достижение учащимися результатов подобранного содержания учебного материала, форм взаимодействия учащихся на уроке и способов учебной деятельности, в схеме самоанализа предлагается осуществить качественный анализ. Материал для анализа - это наблюдения учителем на уроке за действиями учеников, а также анализ выполненных заданий, упражнений и продуктов учебной деятельности (рисунки, работы, схемы, и т.п.).

Так, например, при анализе зафиксированных результатов, учитель выделяет группу учеников (3 учащихся), которая не справилась с упражнением. В тетради двух учеников присутствуют записи, но есть ошибки, учитель определяет, что учащиеся усвоили порядок выполнения действий неправильно, что и приводит к ошибкам. Однако в тетради у третьего ученика отсутствуют записи, он не приступал к выполнению упражнения, что требует допонимания причин. В корректирующих действиях учитель намечает работу с двумя учащимися через организацию их работы в парах с учащимися, освоившими порядок действий правильно, которые выступят в роли наставников. Для третьего ученика учитель запланировал беседу до начала урока. Тем не менее, наличие только трех учащихся, не справившихся с упражнением, в целом для учителя в самоанализе позволяет сделать вывод, что данное упражнение подобрано верно, оно достаточной степени сложности и фронтальный способ организации работы с разбором порядка выполнения действий у доски с одним из учащихся, позволяет достичь запланированного результата – освоение всеми учащимися порядка выполнения действий в сотрудничестве с учителем. На следующем уроке учитель планирует проведение небольшой самостоятельной работы для достижения учащимися предметного результата – освоение порядка выполнения действий самостоятельно. При организации самостоятельной работы  те ученики, которые справляются с работой первыми, отдают работу на контроль учителю и при условии, что они справились с заданием, становятся контролерами-наставниками. Учитель для них ставит задачу: помочь тем, кто затрудняется в выполнении упражнений найти ошибку в порядке выполнения действий. Наставникам запрещено подсказывать правильный порядок, можно только указать на ошибку. Фиксация ошибки стимулирует учеников к самоконтролю, что является одним из условий формирования самостоятельности в выполнении действий.

Часть 3. Использование материала анализа результативности урока в корректировании последующей педагогической деятельности

Наиболее важной частью самоанализа является использование результатов самоанализа в проектировании последующих уроков, внесение корректив на основе результатов анализируемого урока.

Корректирование намеченных методических планов реализации рабочей программы учителя по предмету может касаться целеполагания, выбора содержания учебного материала, предлагаемого ученикам и организации учебной деятельности учащихся в последовательности уроков.

Рассмотрим это на примере.

На уроке после задания прочитать задачу про себя и нарисовать в тетради схему к задаче, вы, проходя между партами через 5 минут после начала выполнения задания насчитали, что только 12 из 26 учащихся приступили к схематизации, остальные либо читали, либо делали вид, что читали. Вы провели блиц-опрос открытым голосованием. Вопросы:

Выберите из трех предлагаемых ответов тот, который наиболее близко описывает ваше состояние:

Мне сложно выполнить задание, потому что:

  1. Я не понимаю, что значит нарисовать схему к задаче
  2. Я не понимаю некоторых терминов в тексте задачи
  3. Я боюсь сделать ошибку

По результатам опроса вы получили, что из 14 учащихся

  1. Я не понимаю, что значит нарисовать схему к задаче – 2 ученика (14%)
  2. Я не понимаю некоторых терминов в тексте задачи – 5 учеников (36%)
  3. Я боюсь сделать ошибку – 7 учащихся (50%)

Вы попросили сформулировать те трудности, которые не были отражены в опросе.

Из 14 учащихся 5 ответили, что они не понимают, как рисовать схемы и при этом боятся ошибиться, но ответили, что боятся ошибиться.

Таким образом, можно присоединить к первому варианту 5 человек, что составит 50% от числа затрудняющихся в выполнении задания, что фиксирует наличие трудностей у учащихся в схематизации и определяет ведущую мотивацию – избегание неудач.

При проектировании следующего урока учитель постарался учесть результаты.

Вы предложили на уроке выполнить три типа схематизации, разделив класс на группы по 4-5 человек в течение 3 минут. Общее время с докладами – 20 минут.

Первый – интерпретировать схему движения автомобиля на перекрестке (одно из дорожных правил, для учащихся, затруднявшихся в схематизации).

Второе – нарисовать схему выхода из класса в случае пожара для первоклассников (2-3 группы сильных учащихся, задание можно дополнить заданием по внеурочной деятельности: объяснить схему ученикам первого класса после занятий).

Третье – составить схему, которая иллюстрирует взаимоотношения Беллы, Джейкоба и Эдварда, а также их родственников из фильма «Сумерки» (для учащихся, испытывающих страх неудачи).

Анализ данного примера позволяет обратить внимание экспертов на несколько аспектов анализа.

Как видим, учитель при корректировании в комплексном задании создал для учащихся условия, позволяющие им во взаимодействии и общении с друг другом, продвинуться в понимании сути схематизации как знаковом выражении содержания смысла (значения). Задания сформулированы на практическом содержании, направленном на освоение основ безопасности жизнедеятельности – поведения на дороге и при пожаре.

Задание на материале фильма, который смотрели все подростки, призвано снять психологический барьер страха неудачи и оценки через создание позитивной ассоциации процесса схематизации.

Задания по сложности разные и у учителя есть возможность распределить ребят по группам, чтобы создать достаточное для учебной деятельности напряжение.

Форма организации выполнения задания – групповая с докладами также способствует формированию коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

  (  Стрикун Н.Г., Шелкунова Т.В. Методические рекомендации по самоанализу учителем урока в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО   Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Научно-методический центр содержания образования, 2014 ).



Предварительный просмотр:

 Карта оценки  уроков

_________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество педагогического работника, должность, место работы)

Показатели и критерии оценки

Оценка

 в баллах

Дата

Дата

Дата

1.Целеполагание

Баллы

Баллы

Баллы

0-10

0-10

0-10

Учитель формулирует содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету)

2

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

4

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам

6

Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)

8

Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата

10

2.Мотивация

0-10

0-10

0-10

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания

2

В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся

4

Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает на уроке "точку удивления", условия ("ловушки") для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием

6

Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке атмосферу сотрудничества

8

Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке атмосферу сотрудничества и "ситуацию успеха" для каждого ученика. Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей

10

3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)

0-10

0-10

0-10

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

2

Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией

4

Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение и т. д.) представлена учащимся наглядно

6

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяет учащимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

8

Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение и т. д.) не дается учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата

10

4.Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД)

0-10

0-10

0-10

Работает с классом фронтально на всех этапах урока

2

Использует парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или в группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

4

Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

6

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

8

Исходит из того, что каждый учащийся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний

10

5.Методы обучения (МО)

0-10

0-10

0-10

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения

2

Применяет современные наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу - в график, диаграмму) и т.д.

4

Организует самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталонам

6

Применяет интерактивные методы обучения: поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию

8

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления и т. д.

10

6.Рефлексия

0-10

0-10

0-10

Оценивает работу учащихся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся

2

Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

4

Организует экспресс-диагностику результатов урока, так, чтобы и учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать

6

Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку или серии уроков критериям)

8

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащимися их деятельности на уроке

10

Сумма оценок в баллах по каждому уроку

х

Средняя оценка за каждый урок (определяется делением суммы баллов за урок на 6)

х

Средняя оценка по итогам диагностики всех уроков (сумму средних оценок за урок разделить на количество уроков) -

Дата проведения урока

Класс

Тема урока

Рекомендации

Фамилия, имя, отчество

эксперта (полностью)

Должность

Подпись

Заключение: по качеству проведенных уроков набрано____________ балл___.

        

        Руководитель экспертной группы                             ______________  _______________________________________________

                                                                    подпись                                             расшифровка подписи

             Члены экспертной группы                                         ______________  _______________________________________________

                                                                    подпись                                             расшифровка подписи

                                                                                                   ______________  _______________________________________________

                                                                    подпись                                             расшифровка подписи

Дата составления  «____» ____________________ 201__ г.

        С заключением ознакомлен(а)            _____________        ___________________________

                                                 дата,  подпись                        расшифровка подписи



Предварительный просмотр:

Схема самоанализа урока

  1. Каковы цели и задачи урока, насколько они были реализованы?
  2. Чем обоснован выбор проектного метода именно на данных уроках, при изучении данной темы?
  3. К какому типу относится проект?
  4. На сколько уроков он рассчитан?
  5. Какие этапы проектной деятельности представлены на уроке?
  6. Насколько четко структурирована деятельность учащихся на уроке?
  7. Какие исследовательские методы использованы в ходе работы над проектом и на каких этапах?
  8. Какова степень самостоятельности учащихся ( коллективности принятия решений учащимися)?
  9. Как учитывались индивидуальные особенности учащихся в ходе работы над проектом?
  10. Использовались ли метод работы учащихся в группах, сотрудничество?
  11. Насколько полно были реализованы межпредметные связи?
  12. Использовались ли современные информационные технологии?
  13. Лежит ли в основе проекта актуальная, значимая проблема?
  14. Насколько грамотно была сформулирована гипотеза?
  15. Насколько глубоко учащиеся проанализировали проблему?
  16. Какие знания, способы деятельности усвоили учащиеся в ходе выполнения проекта?
  17. Достигнуты ли в ходе выполнения проекта поставленные учителем цели?
  18. В чём преимущества и недостатки использования метода проектов на уроке? Когда и как часто целесообразно его применять?

Н.Н.Поддубецкая .Об организации проектно – исследовательской деятельности.//Химия в школе, № 3-2015, с.29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

Конспект урока английского языка во 2 классе по УМК "Английский с удовольствием" М. З. Биболетовой с аспектным анализом урока

Раздел 2, урок 27 "Спортивные игры" по УМК "Английский с удовольствием" М. З.Биболетовой....

Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"

Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить,  систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...

Конспект урока с презентацией "Изготовление мешочка для семян с аппликацией" анализ урока, приложение

Тема урока: «Изготовление мешочка для семян с аппликацией».Количество учащихся в группе: 6 человек, возраст 10-13 летДлительность урока: 2 занятия по 35 минутТип урока: комбинированный с элементами ин...

Анализ урока и оценка эффективности урока

карта может использоваться при анализе урока и оценки его эффективности....

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...