Профессиональное выгорание педагогов и как себе помочь
презентация по теме

Валентина Алексеевна Латышева

Причины эмоционального выгорания педагогов, способы коррекции , премы регулирования настроения, способы выхода из затруднительных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon snizh_em_napr_dlya_pedagogov.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы регуляции эмоциональных состояний Автор- составитель: педагог- психолог МОУ гимназия г. Нытва В.А. Латышева

Слайд 2

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда. Уильям ДЖЕМС

Слайд 3

Эмоциональное выгорание Люди коммуникативных профессий: врачи, педагоги, управленцы, менеджеры, психологи, все работники социальных служб- легко назовут признаки эмоционального выгорания. Специалисты коммуникативных профессий эмоционально «выгорают» во всем мире, и это выгорание не связано ни с зарплатой, ни с условиями труда.

Слайд 4

Коммуникаторы - это профессионалы, цель которых в работе установить и поддержать контакт. Однако такие контакты могут быть травматичными, они могут вызвать тревогу, гнев, чувство вины, обиды, враждебности и т. д. И этот выход в эмоциональное выгорание истощает, напрямую влияет на собственное самочувствие, влечет проблемы.

Слайд 5

Профессиональная деформация педагогов Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности . Самое большое влияние на возникновение ПД, как утверждают специалисты, оказывает специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности. Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стили общения.

Слайд 6

Профессиональные деформации личности Уровни деформации 1.Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемыми) 2. Специально профессиональный 1. Особенности личности: У педагогов - синдром назидательности У юристов – синдром «асоциального восприятия У руководителей синдром вседозволенности 2. Каждая профессия имеет свой состав деформаций: У прокурора – обвинительность У следователя - правовая назидательность У адвоката – правовая изворотливость У терапевта – угрожающие диагнозы У хирурга - циничность

Слайд 7

3.Профессионально типологический ( особенности темперамента, способностей, характера ) 4 . Индивидуализированный 3 . Складываются профессионально-личностные комплексы : Деформация профессиональной направленности ( искажение мотивации, перестройка Ц.О., пессимизм, скептическое отношение к нововведениям ) Деформация на основе каких-то способностей: интеллектуальных, коммуникативных Деформация на основе черт характера: властолюбие, равнодушие и др. 4. Развиваются акцентуации : Свер х ответственность Гиперактивность Трудовой фанатизм.

Слайд 8

Что способствует профессиональной деформации ? Изменение мотивации трудовой деятельности Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.) Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда Утрата перспектив профессионального роста Снижение уровня интеллекта специалиста Акцентуации характера личности, которые проявляются в индивидуальном стиле деятельности Возрастные изменения, связанные со старением

Слайд 9

Возрастные изменения, связанные со старением Социальное старение: Перестраивается мотивация Слабеют интеллектуальные процессы Изменяется эмоциональная сфера Возникают дезаптационные формы поведения и др. 2. Нравственно-этическое старение: Навязчивое морализирование Скептическое отношение к молодежной субкультуре Противопоставление настоящего прошлому Преувеличение заслуг своего поколения 3. Профессиональное старение: Не восприятие нововведений Переоценка значения опыта своего поколения Трудности освоения новых средств труда Снижение темпа профессиональных функций и др.

Слайд 10

Уровни профессиональной деформации педагогов Общепедагогический : назидательность, догматичность, ригидность, неадекватная самооценка и др. Типологический: говорливость, неумение слушать, контролерство Спецефический: преувеличение значимости своего предмета Индивидуальный : изменения происходящие со структурой личности. Проявляется в качествах: повышенная тревожность, социальная пассивность, лицемерие, эмоциональная сухость, морализация.

Слайд 11

Стадии развития профессиональной деформации педагогов 1.Стадия измененной эмоциональности: Монотония в поведении: оценивание, претензия на монопольное владение истиной, безальтернативное мышление, контроль, разъяснения в любых ситуациях; «Государственное лицо», голос; Гневливость или обидчивость ; Постоянная неудовлетворенность, раздражительность; Неумение слушать; Плохой сон, частые болезни, апатия.

Слайд 12

2 стадия: многоплановых изменений: Признаки, относящиеся к 1 стадии; Невозможность выполнять многофункциональные действия; Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба)

Слайд 13

Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее к стадии профессиональной стагнации, продуцируется моделью адаптивного поведения учителя, в основе которой лежит подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Изменение механизма профессиональной жизнедеятельности учителя связано с его способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики, за пределы своего эмпирического Я, увидеть процесс своего труда в целом и превратить собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Слайд 14

Учителя – представители стрессогенной профессии – нуждаются в реабилитационных процедурах. Это призывает к необходимости использования новых технологий диагностики физического и психического здоровья и комплексов психологических , психотерапевтических и спортивно-бальнеологических процедур. Речь идет об обучении учителей приемами саморегуляции психических состояний, участия в психотренингах и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Слайд 15

Окружающий мир- это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины проблем нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

Слайд 16

1. Медленный счет до 10 раз Интервал между цифрами должен быть не менее двух секунд. Для удобства считаем 1 ( два, три); 2 ( три, четыре); 3 (пять, шесть) и т. д.

Слайд 17

2. Отсроченное действие. « Сначала помою посуду, прочитаю газету, потом скажу ему(ей) все, что думаю по этому поводу». «Подумаю два дня, а потом приму решение»

Слайд 18

3. Переключаемся на нейтральные темы, представляем лес, пляж, купание в озере.

Слайд 19

4. Самоубеждение. Убедите себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самоубеждения: «Для меня это не важно», « Я все смогу», « Я все выдержу»- помогают выключить отрицательные эмоции на короткое время, не давая им преодолеть управляемость.

Слайд 20

Радость- это, вероятно, лучшее средство преодолеть трудности. Альфред АДЛЕР Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те кто лишен этого чувства.

Слайд 21

5. Дыхательные упражнения :Вдох через нос, а выдох через рот в 3 раза длиннее вдоха. Повторить 6-7 раз. Другой вариант: задержка дыхания Если вы находитесь на грани нервного срыва и не владеете собой, упражнение даст облегчение. Задержку дыхания необходимо производить на выдохе. Сядьте, облокотившись спиной на спинку стула, или лягте на спину. Медленно выдохните и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите как можно дольше, до кругов перед глазами. Вреда от такой задержки не будет. Затем постарайтесь медленно вдохнуть через нос. Медленный вдох – обязательное условие, хотя сделать это будет очень тяжело. После этого медленно выдохните и 1-2 мин. дышите спокойно. Разговаривать в это время нельзя. Повторяйте это упражнение 3 или 4 раза, если необходимо, более раз подряд с интервалом в 1-2 мин. Если вы вовремя вспомните этом способе, то после любого нервного срыва быстро успокоитесь и сможете трезво оценить ситуацию.

Слайд 22

6. Физические упражнения. Устройте генеральную уборку в квартире, поработайте в саду, погуляйте, смастерите что-то и т. д.

Слайд 23

7. Мимические упражнения. Надуйте щеки, и постепенно выдохните через плотно сжатые губы; поочередно надувайте то одну, то другую щеку, то обе щеки вместе.

Слайд 24

8. Расслабление (уравновесьте дыхание, создайте ощущение тяжести в голове, плечах, руках, ногах)

Слайд 25

9. Агрессивное поведение бывает в ответ на нежелательное поведение. Ответьте себе на вопрос : « А что он (а) хочет»?

Слайд 26

10. Прикажите самому себе : « Молчи, не связывайся! »

Слайд 27

11. Ответьте себе на вопросы : « Меня раздражает то-то и то-то, что за этим стоит? Что меня конкретно раздражает? Чего хочу я? Чего хочет партнер? В чем у нас разногласия?»

Слайд 28

12 . Убеждаем себя : « Хочешь, чтоб я разозлился, вышел из «берегов»? Не дождешься!»

Слайд 29

13. Визуализация. Представьте обидчика маленьким, смешным, растрепанным, в баночке из-под майонеза. Утром обидчик ходит в трусах до колен, в носках, растрепанный и его пилит жена.

Слайд 30

14. Принцип айкидо. « Да, я идиот, я бездарь…» - а сами за это время успокаиваетесь и продумываете взвешенный, аргументированный ответ.

Слайд 31

15. Отрицание. Думаем про себя: «Это с вашей точки зрения я идиот, а другие, более авторитетные с моей точки зрения люди, считают меня умным».

Слайд 32

16 .Идентифицирование. « Ругает меня, губы трясутся! Нервная женщина! Так она же бедная, несчастная - детство тяжелое, муж алкоголик, дети непутевые, озвереешь тут!»

Слайд 33

17 .Блокирование. «Я ничего не слышу, ничего не вижу, отстаньте от меня!»

Слайд 34

18 .Замещение. Перенос реакции с недоступного объекта на доступный. Поколотите дерево, порвите фотографию обидчика, нарисуйте портрет обидевшего, и мечите в него дротики, пока не надоест.

Слайд 35

19. Наблюдение за реакцией кричащего. Смотрим как двигаются уши, сужаются глаза, раздуваются ноздри, кривится рот, вздымается грудь, двигаются руки, наклоняется тело, передвигаются ступни. Цель приема- успокоиться, понять, пожалеть обидчика, своим уравновешенным состоянием успокоить оппонента.

Слайд 36

20. Примирение с тем, что уже случилось,- первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья. Уильям ДЖЕМС

Слайд 37

21. Создайте себе комфортные условия работы. Даже милые «пустячки»: фото на столе, несколько сувениров от близких людей- помогут избавиться от формализма, свойственного многим учреждениям и фирмам.

Слайд 38

22. Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотичном беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

Слайд 39

23. Из массы навалившихся на вас дел определите очередность и сроки выполнения каждого.

Слайд 40

24. По возможности радуйте себя тем, что может вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и почувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

Слайд 41

25. Полезно периодически вспоминать, что без многого, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

Слайд 42

26. Научитесь без каких либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.

Слайд 43

27. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а потому, что у нас есть.

Слайд 44

28. Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать вам о том, что им нравится в вас больше всего. Примите сказанное с удовольствием.

Слайд 45

29. Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги (собирайте анекдоты). Попробуйте посмеяться над своим и мрачными мыслями, над плохим настроением.

Слайд 46

30. Откладывание решение возникающих проблем только усиливает стресс, депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь- это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление .

Слайд 47

31. Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

Слайд 48

32. Не слишком увязайте в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружайтесь слишком в мечты о будущем, его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни « здесь и сейчас».

Слайд 49

33. Укрепление физического здоровья- важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле- здоровый дух!

Слайд 50

Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении Встаньте, если нужно, и, извинившись, выйдите из помещения, Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить нос, виски и артерии на руках холодной водой. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо знакомо или выглядит заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

Слайд 51

Затем посмотрите в окно, на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели в небо? Разве мир не прекрасен? Набрав воды в стакан (в крайнем случае- в ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на вдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием, Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямьтесь( действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

Слайд 52

Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

Слайд 53

Всем удачи и здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Системная диагностика профессионального выгорания педагогов

Эмпирическое исследование личностных характеристик и выявление особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ ЮВАО г. Москвы...

Горю на работе! ( Профессиональное выгорание педагога)

«Выгорание» педагога — такое состояние психики педагога, когда он испытывает глубокое негативное чувство к преподаванию. Вероятно, на формирование такого состояния влияет высокий уровень стресса. В та...

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....


 

Комментарии

Спасибо. За интересные подсказки.Замечательный методический материал для проведения практикума и для отчетной работы.Работа выстроена методически верно и оформлена грамотно. Прослеживается высокий уровень овладения автором методами диагностики,умением выстраивать систему психологических тренингов с педагогическим коллективом. С вашего разрешения хотела бы пополнить методическою копилку! С уважением.
Грунина Людмила Валерьевна

Валентина Алексеевна, спасибо за жизненно- необходимый материал! Я в школе с 17 лет. Мой педагогический стаж-27 лет. С интересом проштудировала всю презентацию. Многое взяла себе на заметку. Чему-то улыбнулась. Представить себе "обидчика маленьким, смешным, растрепанным, в баночке из-под майонеза. Утром обидчик ходит в трусах до колен, в носках, растрепанный и его пилит жена" никогда не удосуживалась.
Овсянникова Мария Петровна

Материал достойный. Спасибо Воспользуюсь.