Технология учебных циклов
презентация по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Презентация Волковой О. В, учителя математики и информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_uchebnyh_ciklov.ppt620.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ВОЛКОВОЙ Оксаной Викториновной, учителем математики и информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги

Слайд 2

Технология учебных циклов Задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему (учителю) «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель, и у каждого она своя». (Герман Григорьевич Левитас, д.п.н., профессор кафедры образовательной технологии АПКиПРО г. Москва . )

Слайд 3

Сравнительная характеристика Традиционных методик преподавания и Технологии учебных циклов . ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ЦИКЛОВ ОСНОВНОЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД УРОК МОДУЛЬ ИЛИ ЦИКЛ УРОКОВ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Объяснительно – иллюстративный и ,частично, эвристический Объяснительно – иллюстративный , эвристический и программированный ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Беседа и рассказ Беседа и практикум ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ Текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы Текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

Слайд 4

УЧЕБНЫЙ ЦИКЛ – это фрагмент учебного процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают отдельную порцию учебного материала. ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ЦИКЛА. 1. Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового. 2. Сообщение нового. 3. Репродуктивное ( первоначальное) закрепление. 4. Тренировочное закрепление. 5. Опрос по теории. 6. Итоговое закрепление.

Слайд 5

ТИПЫ УРОКОВ В УЧЕБНОМ ЦИКЛЕ. ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (УРОК И) 1. Диктант ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ : 1.Под копирку. 2. Лист перегибается пополам. На верхней половине записывается фамилия ученика, номер варианта и ставятся номера заданий варианта. В нижней части листка выписы- ваются в столбик такие же номера. Выполнив задание 1, ученик ставит полученный ответ как в верхней части листка, так и в нижней. Учителю сдается верхняя часть листка. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ . 1.С помощью записи верных ответов на доске 2. Дети не сдают листки учителю, а передают их товарищам, которые писали тот же вариант. У всех учеников 2 листка, свой «дубликат» и «подлинник» товарища. И в том, и в другом ученик оценивает работу. Когда называется фамилия « Иванов», то Иванов говорит отметку, которую поставил себе, и сразу же, проверяющий называет ту отметку, которую он поставил Иванову. Если отметки совпадают , учитель ставит ее в журнал. Если не совпадают – берет листочки на проверку. 10

Слайд 6

ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (УРОК И) 2. Объяснение нового материала. Требования: 1. Мотивация 2. Научность 3. Доступность, наглядность 4.Структурирование Учитель сопровождает объяснение составлением слева на доске плана, схемы, конспекта. 5. Доведение до решения типовых задач 6. Обеспечение внимания учащихся. 15

Слайд 7

ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (УРОК И) 3. Закрепление: а) Репродуктивное ( воспроизводящее) закрепление состоит в решении учащимися задач, аналогичных тем задачам, которые решались во время объяснения. Новые задачи могут отличаться от прежних лишь не существенными для учеников деталями. ТРЕБОВАНИЯ: 1.Наличие перед глазами учащихся четких предписаний о порядке действий (ООД) в виде описания любого примера. 2. Одновариантность работы 3. Проверка каждого шага деятельности каждого ученика (например, с помощью взаимопроверки соседей по парте, голосование «да – нет» , разноцветными флажками и пр.) Метод « Да- Нет»: на доске слева записывается «Да» , справа – «Нет». Учитель просит поднять левую руку (Да) тех, кто согласен, или правую (Нет) – кто не согласен. Все учащиеся отвечают одновременно и однократно, а значит вполне определенно. После поднятия рук можно продолжить объяснение или обсудить полученные ответы. 15

Слайд 8

ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (УРОК И) б ) Тренировочное закрепление состоит в решении задач, аналогичных решенным учениками ранее. В процессе тренировочного закрепления ученики наращивают технику решения задач : скорость и автоматизм. Требования: 1. Одновариантность работы. 2. Нарастание трудности и сложности заданий. 3. Коллективность работы ( работа в парах) 4. Постоянная помощь учителя. 5. Выставление оценок всем учащимся.

Слайд 9

ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. (УРОК Р) 1. Организация работы. Учащиеся распределяются по парам. Учителю нужно предложить ученикам сесть по парам так, чтобы им было удобно и приятно работать вместе. Только если потом окажется , что та или иная пара неработоспособна (мешают друг другу, или не могут справиться с материалом, или не хотят сотрудничать, или просто не могут включиться в работу), учитель должен их рассадить. Пары рассматриваются как гомогенные ( роли участников одинаковы, точнее – ученики постоянно меняются ролями обучающего или обучаемого) Лишь в крайних случаях ( при наличии в классе особо сильных и особо слабых детей) возможно образование гетерогенных пар («учитель» + « ученик»).Так снимается трудность распределении обязанностей между парами и внутри пар. 2

Слайд 10

ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. (УРОК Р) 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. Учитель наблюдает за работой пар, консультирует, проверяет и оценивает результаты у первых пар. Учащиеся работают в парах, обращаются к учителю за помощью и за оценкой. Задания даются в порядке возрастания трудности, и пусть каждый ученик достигнет доступного ему сегодня уровня. А вот если он показал особо выдающийся или, наоборот, особо слишком низкий результат, тогда и будут нужны особые приемы работы. Чтобы работать со слабоуспевающими учащимися, нужны карточки, на которых в соответствии с теорией Гальперина изложен полный вариант ориентировки и даны задания для каждого, этапа формирования умственных действий. 3. ОЦЕНКА РАБОТЫ. Учитель организует проверку и оценку всех учащихся. ученики, проверенные учителем, проверяют и оценивают работу остальных пар. 30-35 5

Слайд 11

ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ОБЩЕНИЯ. ( УРОК ПРОВЕРКИ ТЕОРЕТИЧЕС-КИХ ЗНАНИЙ С ПРИВЛЕЧЕНИ-ЕМ КОНСПЕКТОВ ) ( УРОК О) 1. Организация работы. Учитель просит учащихся разделиться на пары, сообщает о предстоящей работе. На данном уроке проводится тренировочное закрепление. 2. Изучение материала. Учащиеся изучают материал по учебнику, отвечают друг другу на вопросы, решают задачи в парах, по окончании отвечают учителю и приступают к домашним заданиям. 3. Ответы учащихся . Учитель опрашивает первые две пары, а опрошенные опрашивают других (по указанию учителя). Требования к контролю : в каждой его части он должен быть всеобщим и целесообразным . 5 Различно для разных учеников. 15

Слайд 12

ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОК САМОСТОЯ-ТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ( УРОК С) Обязательное завершение учебного цикла. Самостоятельную работу удобнее составлять из 6 заданий : первые 4 – это типовые задания, пятое – для отличников ( более сложное), шестое – повышенной сложности на отдельную «пятерку». (достаточно одного варианта задания) В двухурочном цикле : 1.Проверка конспектов и опрос у доски. 2. Подготовка к решению первых четырех заданий. 3. Проведение самой самостоятельной работы. Если в учебном цикле был урок Р, то не нужен второй этап, а если урок О, не нужен первый этап. В старших классах, где уроки О и Р становятся системой, самостоятельная работа более продолжительна, занимая весь урок С.

Слайд 13

ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Контроль-ная работа. Анализ контроль-ной работы. Лучше, если работа проводится в несколько вариантов, так, чтобы не только рядом, но и впереди и позади ученика не было учащихся с тем же вариантом работы. По поводу того, как проверять работы, существуют различные мнения. По мнению Левитаса Г.Г., ничего подчеркивать и исправлять в проверяемой работе не следует, а надо только указать на полях, решена ли каждая из задач. При работе над ошибками ученик должен сам найти все свои ошибки, а не найдет — пусть обратится к учителю. Что делать с теми, кто с работой не справился? Левитас Г.Г. предлагает рассадить на следующем уроке всех детей группами по вариантам, которые они писали (иногда для этого полезно передвинуть столы). В каждой группе должен быть ученик, хорошо справившийся с работой. Этот ученик должен обеспечить написание набело всеми учащимися его группы всей работы. Работы собираются и проверяются либо учителем, либо сильными учениками (Можно сделать так, чтобы они проверяли «чужие» группы). Если проверка показывает, что все все поняли, работа с переменой варианта переписывается.

Слайд 14

Схема учебного цикла. Одноурочный цикл ДИКТАНТ 10 МИН. СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 15 МИН. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: а) РЕПРОДУКТИВНОЕ б) ТРЕНИРОВОЧНОЕ 10 МИН. КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ИТОГОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (САМ.Р)- 10МИН.

Слайд 15

ДВУХУРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК С

Слайд 16

ТРЕХУРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК Р ИЛИ УРОК О УРОК С

Слайд 17

ЧЕТЫРЕХ- УРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК Р УРОК О УРОК С

Слайд 18

ЧЕТЫРЕХ- УРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК Р УРОК Р УРОК С

Слайд 19

ЧЕТЫРЕХ- УРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК О УРОК О УРОК С

Слайд 20

ЛИТЕРАТУРА 1. Волович М.Б. Не мучить, а учить. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992г. 2. Волович М.Б. Математика без перегрузок. М.: Педагогика, 1991г. 3. Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике. 5-9 кл. М.: Илекса, 2002г. 4. Левитас Г.Г.Технология учебных циклов. М.: Илекса, 2002г. 5. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов. Ж-л «Завуч», №2, 2002г. 6. Ж-л « Педагогические технологии» №3 , 2004г. 7. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов, или как улучшить классно-урочную систему обучения. М: АРКТИ, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: " Технология учебных циклов"

Данная разработка позволит учителю познакомиться с технологией учебных циклов....

применение технологии учебных циклов в 5 классе (разработки 15 уроков)

Технология учебных циклов используется в преподавании тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это математика, физика, химия, биология, география.Те...

Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)

Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика»....

Описание технологии учебных циклов

В своей работе мне нравится применять особенно в старших классах технологию учебных циклов....

Описание технологии учебных циклов

В своей работе мне нравится применять особенно в старших классах технологию учебных циклов....

Конспект уроков по теме: " Делители и кратные. 6 класс " в технологии учебных циклов

В данном материале представлены два урока двухуровневого цикла урока по теме: " Делителт и кратные"...