Технологии
материал на тему

Паначёва Ирина Евгеньевна

Понятие технологии. Образовательные технологии. Педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Паначёва И.Е.            Подборка материалов

   

ТЕХНОЛОГИИ

«Тяга» к использованию в практике работы школ сравнительно нового для образования понятия «технология» обусловлена несколькими причинами: с одной стороны, это внутренняя, так сказать, профессиональная потребность учителей, стремящихся найти наиболее эффективные способы образовательной деятельности; с другой - потребность извне, диктуемая изменениями, происходящими в обществе и обусловливающая необходимость в модернизации современного образования как в целом, так и в отдельно взятом образовательном учреждении.

   

      Обратимся, прежде всего, к самому понятию «технология». В кратком словаре иностранных слов читаем: «Технология (греч. techne мастерство + logos учение) - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также самые процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта». Как видим, это понятие рассматривается в контексте промышленного производства.

В еще более узком производственном контексте это понятие раскрыто в энциклопедическом словаре: «Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки - выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов».

Однако, несмотря на столь узкий производственный контекст понятия «технология», заметим, что определяющим признаком данного понятия является совокупность («совокупность знаний о…», «совокупность методов…»). В определениях понятия «педагогическая технология» данный признак также является приоритетным. Так, в Российской педагогической энциклопедии «педагогическая технология» трактуется как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели».

В связи с этим заметим, что применение учителями на практике отдельных элементов методики или отдельно взятых педагогических приемов не должно называться столь модным в настоящее время термином «педагогическая технология». Технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс. Представим, например, что в производстве какого-либо конкретного продукта питания, допустим, определенного сорта сыра или йогурта применяются отдельные технологические приемы. Вряд ли тогда производитель получит данный сорт, чтобы его получить, необходимо тщательнейшим образом соблюсти всю технологическую цепочку (сырье, последовательность действий, время каждого этапа и т.п.).

С другой стороны, даже полное соблюдение всей технологической цепочки не всегда приводит к желаемому результату. Подобные несоответствия наблюдаются и в школьной практике, когда речь идет о применении педагогических технологий. Учитель применяет отдельные элементы той или иной технологии, а ожидаемого результата не наблюдается.

В то же время, на практике часто бывает и противоположное явление. Казалось бы, учитель полностью строит свою педагогическую деятельность в соответствии с той или иной педагогической технологией, то есть так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата (по определению «педагогической технологии» Г.Ю. Ксендзовой**), а такового по-прежнему не наблюдается.

Попытаемся разобраться в сущности данной проблемы.

Три составляющие педагогической технологии

Прежде всего разведем, насколько это возможно, понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология». Обратимся к рассуждениям В.В. Гузеева***. По его замечанию, педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики с целью повышения эффективности образовательного процесса, гарантированного достижения запланированных результатов обучения (в английском языке - an educational technology - дословно переводится как «образовательные технологии»). Часто в педагогической практике понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» не различаются. Тем не менее, как отмечает В.В. Гузеев, под названием «педагогическая технология» в отечественной науке фигурируют работы по проблемам воспитания.

Вместе с тем обзор материалов, в которых фигурирует понятие «образовательная технология», показывает, что оно употребляется чаще всего в контексте «технологии обучения». Кроме того, в Российской педагогической энциклопедии отмечено, что в любой педагогической системе педтехнология - понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. Если дидактическая задача выражает цели обучения и воспитания, то педтехнология - пути и средства их достижения. Там же представлены три составляющие педагогической технологии: дидактические процессы (предписания способов деятельности); организационные формы обучения (условия, в которых эта деятельность должна воплощаться); средства осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя-педагога к занятиям и наличие соответствующих ТСО).

Видимо, сущность обозначенной нами выше проблемы заключается как раз в том, что на практике за педагогическую технологию часто принимают и выдают только ее вариативную, дидактическую составляющую - технологию обучения. Но и владения технологией обучения бывает недостаточно для профессионального успеха учителя.

Так, например, В.П. Беспалько отрицает значение педагогического мастерства учителя в совершенствовании педагогической технологии. По его мнению, совершенствование педагогической технологии предполагает «строгое научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя»****. Однако вернемся к самому понятию «технология». В переводе с греческого techne означает мастерство, а logos - учение, то есть дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве». Действительно, учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорее всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Поэтому представляется, что именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Наверное, к трем составляющим педагогической технологии - дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую - педагогическое мастерство учителя.

Характеристики различных технологий

Перейдем теперь к характеристике различных технологий, как «образовательных», так и «педагогических», хотя границы данных понятий, как будет видно далее из таблиц, весьма размыты - в обоих случаях, как показывает обзор источников, авторы подразумевают, прежде всего, технологии обучения.

Приведем две сравнительные таблицы. Первая составлена по материалам электронного курса «Образовательные системы: сущность, содержание, управление». В ней представлена классификация основных групп образовательных технологий. Во второй таблице показано многообразие педагогических технологий в современном образовании (по Г.К. Селевко*****).

Кстати, весьма распространенным среди практиков является разделение педтехнологий на «новые» и «не новые». Здесь следует заметить, что когда речь идет о «новых» педтехнологиях, имеется в виду не временной контекст (новые, как только что или недавно появившиеся), хотя в определенной степени и он тоже, а несколько иной контекст - новые как отличающиеся от привычных, традиционных. К так называемым «новым» относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся.

Таблица 1. Образовательные технологии

Группа образовательных технологий

Образовательная

технология

Теоретические основы

Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения)

Объяснительно-иллюстративное обучение

Дидактические принципы

Я.А. Коменского

Технология разноуровневого обучения

Уровневая дифференциация

Технология модульного обучения

Системный подход, синергетический подход, деятельностный подход, индивидуализация обучения

Технологии развивающего обучения

Технология проблемного обучения

А. Осборн

Технология проблемно-модульного обучения

М.А. Чошанов

Технология организации обучения в форме педагогических мастерских

П. Ланжевен, А. Валлон,

Ж. Пиаже и др.

Технология проектного обучения

Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др.

Дальтон-технология

Х. Паркхерст

Технология развития критического мышления учащихся

Д. Халперн, Ч. Темпл,
Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др.

Технология учебной дискуссии

М.В. Кларин

Технология учебной деловой игры

Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении

(А.А. Вербицкий)

Личностно ориентированные технологии обучения

(авторские системы)

А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.

Таблица 2. Педагогические технологии

Группа

Педагоги-ческих технологий

Педагогическая

технология

Авторы

1

2

3

Традиционные технологии

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского

ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы

Гуманно-личностная технология

Ш.А. Амонашвили

Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

Е.Н. Ильин

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии

Б.П. Никитин

Проблемное обучение

Дж. Дьюи

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Е.И. Пассов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В.Ф. Шаталов

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С.Н. Лысенкова

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В.В. Фирсов

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам

И.Н. Закатова

Технология индивидуализации обучения

И.Э. Унт, А.С. Границкая,

В.Д. Шадриков

Коллективный способ обучения

А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко

Групповые технологии

-

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

-

Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

«Экология и диалектика»

Л.В. Тарасов

«Диалог культур»

В.С. Библер, С.Ю. Курганов

Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)

П.М. Эрдниев

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперин, М.Б. Волович

Частнопредметные технологии

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Н.А. Зайцев

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

В.Н. Зайцев

Технология обучения математике на основе решения задач

Р.Г. Хазанкин

ПТ на основе системы эффективных уроков

А.А. Окунев

Система поэтапного обучения физике

Н.Н. Палтышев

Альтернативные технологии

Вальдорфская педагогика

Р. Штайнер

Технология свободного труда

С. Френе

Технология вероятностного образования

А.М. Лобок

Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод)

-

Природосообразные технологии

Природосообразное воспитание грамотности

А.М. Кушнир

Технология саморазвития

М. Монтессори

Технологии развивающего обучения

Система развивающего обучения Занкова

Л.В. Занков

Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова

Д.Б. Эльконин,

В.В. Давыдов

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер

Личностно ориентированное развивающее обучение

И.С. Якиманская

Технология саморазвивающего обучения

Г.К. Селевко

Технологии авторских школ

Школа адаптирующей педагогики

Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде

Модель «Русская школа»

М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.

«Школа самоопределения»

А.Н. Тубельский

Школа-парк

М.А. Балабан

Агрошкола

А.А. Католиков

«Школа Завтрашнего Дня»

Д. Ховард

Примечательно, что в первой таблице технологии разноуровневого обучения и модульного обучения принадлежат наряду с объяснительно-иллюстративным обучением к группе технологий традиционного обучения, а во второй - к этой группе отнесены только объяснительно-иллюстративные технологии обучения. На самом деле все попытки модернизации традиционного обучения не решают проблему его преобразования. По своей сути и разноуровневое обучение, и модульное обучение остаются хотя и более прогрессивными, но все-таки традиционными, поскольку, как и прежде, направлены на то, чтобы «приспособить» ученика под существующее содержание образования. Ученик же как был лишен права выбора содержания образования, так и не получил этого права и с применением технологий разноуровневого или модульного обучения. Справедливости ради заметим, что данные технологии, во всяком случае, реализуют вариативный компонент образования - выбор содержания в границах учебных программ.

***

Технологии, будь они образовательными или педагогическими, невозможно рассматривать вне контекста конкретной образовательной системы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...