Синергетическое направление в развитии личности
статья по теме

Статья о синергетическом развитии личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sinergeticheskoe_napravlenie.doc45.5 КБ
Office presentation icon sinergeticheskoe_napravlenie.ppt775 КБ

Предварительный просмотр:

Синергетическое  направление в развитии личности.

                                                              Учитель-это не тот, кто даёт правильные ответы,                                                                                                                          

                                                                                                             а тот, кто задаёт правильные вопросы.

     Творческая мысль, как показывает история, всегда была присуща Российскому народу. От неординарных решений М.Кутузова, А. Суворова, Г.Жукова зависела судьба нации. Замена у молодого поколения творческого мышления на шаблонное тестирование представляет угрозу национальной безопасности. Нам необходимо предоставить детям возможность развивать творческое (дивергентное) мышление, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем.

  Синергетика от греческого «деятельность»- междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципа самоорганизации систем.

  Синергетический подход в образовании рассматривает процесс развития познавательной самостоятельности как систему в движении, целостности, изменчивости на основе взаимодействия человека с самим собой, другими, внешним миром. С точки зрения синергетики мозг действует не на основе алгоритмов, как компьютер, а посредством самоорганизации, при котором может быть использован алгоритм, а может, и нет.

Необходимо развивать синергетические технологии обучения, позволяющие разрешить проблемы российского образования. Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

  1. в умении работать с информацией;
  2.  в умении решать практические, социально - и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
  3. в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.  

Проблема- задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берёт своё начало в проблемной ситуации.

Приемы создания проблемных ситуаций:

-предъявление противоречивых фактов

-сталкивание разных мнений при выполнении задания

-противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом или теорией

-задание, не сходное с предыдущим (затруднение)

-задание, внешне сходное с предыдущим (затруднение)

-задание, с использованием опытов, практических и лабораторных работ (затруднение, разрешаемое исследовательской работой)

  Работа над проблемной ситуацией может осуществляться с помощью разных форм: индивидуальной (развитие личной инициативы, ответственности), парной и  групповой (способствует сотрудничеству, развитию лидерских способностей, возможности для менее творческих детей пережить успех, сотрудничая с более творческими).

  Метод проектов, известный также как метод проблем нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Виды проектов:

-исследовательские

-прикладные

-ролевые, игровые

-информационные

-интернет-проекты

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  1.  выявление и постановка проблемы исследования;
  2. формулирование гипотезы;
  3. планирование и разработка исследовательских действий;
  4. сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
  5. подготовка и написание сообщения;
  6. выступление с подготовленным сообщением (публикация сообщения);
  7. переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
  8. построение выводов, заключений. 

Прикладной проект отличает четко обозначенный с самого начала

результат деятельности его участников.

Например:

-документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

-программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации);

- проект закона;

 -справочный материал;

- словарь;

 -аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления;

-проект зимнего сада школы и т.д.

   В ролевых проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы.

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями.

Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

 Степень творчества здесь очень высока.

Информационные проекты направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении.

Предлагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ, обобщение   уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы.

Структура   подобного проекта может выглядеть примерно так:

-цель проекта, его актуальность

- источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, анкетирование и проч.)

 - методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

- результаты (статья, реферат, доклад, видео и проч.)

 -презентация проекта (публикация, в том числе и в Интернете, участие в телекоммуникационных чатах, играх).

Интернет- проект или телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации. Проект должен отвечать следующим требованиям:

-В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;

- Работа учащихся проводится в сетях, она осмысленна и активна;

- В проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной групповой работы. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синергетическое направление в развитии личности

Слайд 2

Моё педагогическое кредо: «Учитель-это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот , кто задаёт правильные вопросы» Творческая мысль ,как показывает история, всегда была присуща Российскому народу. От неординарных решений Кутузова, Суворова, Жукова зависела судьба нации. Замена у молодого поколения творческого мышления на шаблонное тестирование представляет угрозу национальной безопасности. Нам необходимо предоставить детям возможность развивать творческое (дивергентное) мышление, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем.

Слайд 3

Синергетика Синергетика от греческого «деятельность»- междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципа самоорганизации систем.

Слайд 4

Синергетический подход в образовании Процесс развития познавательной самостоятельности рассматривается как система в движении, целостности, изменчивости на основе взаимодействия человека с самим собой, другими, внешним миром. С точки зрения синергетики мозг действует не на основе алгоритмов, как компьютер, а посредством самоорганизации, при котором может быть использован алгоритм, а может и нет.

Слайд 5

Проблемы российского образования Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении « увязывать » с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

Слайд 6

Новые ЦЕЛИ изучения биологии – линии развития личности Осознавать роль жизни на Земле , чтобы не нарушать окружающую среду, в которой мы живем. Рассматривать природные процессы в развитии – выделяя причины, представляя последствия своих решений для природы и человека. Оценивать биологический риск взаимоотношений человека и природы . Использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии . Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни. Объяснять мир с точки зрения биологии , чтобы критически оценивать полученную информацию.

Слайд 7

Проблемный подход Проблема- задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берёт своё начало в проблемной ситуации.

Слайд 8

Проблемный диалог Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками

Слайд 9

Приемы создания проблемных ситуаций: предъявление противоречивых фактов (приём 1) УЧИТЕЛЬ: проанализируйте следующие факты: Птицы произошли от пресмыкающихся и сохранили их важнейшие приспособления к размножению на суше: внутреннее оплодотворение, защитные оболочки яйца и зародыша. Крокодилы откладывают от 10 до 100 яиц в кладку. А черепахи: 70-200 яиц. Птицы откладывают, как правило, не более 20 яиц за сезон размножения, а некоторые виды обходятся всего одним-двумя. ( предъявление трёх противоречивых фактов). Ученики испытывают удивление ( возникновение проблемной ситуации). Какие вы видите факты? Что интересного заметили? Что вас удивило? (побуждение к осознанию противоречия). Какой у вас возникает вопрос? (побуждение к формулированию учебной проблемы). Почему птицы не откладывают столько яиц, сколько пресмыкающиеся?

Слайд 10

Приемы создания проблемных ситуаций: сталкивание разных мнений при выполнении задания (приём 2) У вас на столах карточки с изображением животных. Разделите их на группы. (щука, латимерия, тритон, лягушка, крокодил). ( практическое задание) Посмотрим, как группы выполнили задание. Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая вывешивает свой вариант классификации на доску. Все группы представили разные варианты классификации. (возникновение проблемной ситуации) Сколько же в нашем классе мнений? (побуждение к осознанию противоречия). Какой у вас возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Кто прав? Куда отнести тритона?

Слайд 11

Приемы создания проблемных ситуаций: сталкивание разных мнений при выполнении задания (приём 2) Отберите из предложенных грибов(коллекция или карточки) съедобные и ядовитые. Гипотетические попытки отбора с разными результатами в микрогруппах.(возникновение проблемной ситуации) Просмотр фильма, доклад учащихся на тему «Съедобные и ядовитые грибы» Анализ отбора, решение проблемы.

Слайд 12

Приемы создания проблемных ситуаций: противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом или теорией (приём 3) Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Пусто, нет растений или очень мало. Растительность в пустыне есть и её много. (осознание противоречия). Как растения приспосабливаются к жизни в пустыне? (учебная проблема как тема урока).

Слайд 13

Приемы создания проблемных ситуаций: задание, не сходное с предыдущим (приём 4, затруднение) На каком этапе полового размножения хвощей и плаунов им нужна вода? В каких условиях на Земле не могут расти мхи и папоротники? В каких условиях они могут существовать, но не могут размножаться половым путём? Что мешает папоротникам и мхам жить без воды? Почему голосеменные могут расти в совершенно сухих местах? Разве им не нужна вода для оплодотворения? (задание, не сходное с предыдущим). На этапе встречи гамет Сухих, открытых солнечным лучам. В условиях продолжительной засухи. Они не могут оставить потомство. Испытывают затруднение, поскольку приспособления голосеменных растений ещё не известны. (возникновение проблемной ситуации). Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущее? (побуждение к осознанию противоречия). Какая же будет тема урока? Половое размножение голосеменных растений.

Слайд 14

Приемы создания проблемных ситуаций: задание, внешне сходное с предыдущим (приём 5, затруднение) Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Решите задачу: скрестили плодовую мушку дрозофилу, имеющую серое тело и длинные крылья с мушкой имеющей черное тело и зачаточные крылья. Определите фенотипы первого и второго поколения и запишите формулу расщепления. Закономерности наследования признаков у плодовой мушки дрозофилы изучал американский биолог Т. Морган. Опытным путём было получено следующее потомство: в первом поколении все особи были с серым телом и длинными крыльями, а вот во втором поколении наблюдалось расщепление: 3 – серое тело, длинные крылья; 1 – черное тело, зачаточные крылья. (осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации). Дигибридное скрещивание. В первом поколении все были с серым телом и длинными крыльями, во втором поколении произошло расщепление: 9:3:3:1. 9 – серое тело, длинные крылья, 3 – черное тело, длинные крылья, 3 – серое тело, зачаточные крылья, 1 – черное тело, зачаточные крылья. (допускают ошибку, применяя известный закон). Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? (побуждение к осознанию противоречия). Над каким вопросом будем работать дальше? (побуждение к формулированию проблемы). В чём причины расщепления полученного экспериментальным путём?

Слайд 15

Приемы создания проблемных ситуаций: задание, с использованием опытов, практических и лабораторных работ (приём 6, затруднение разрешаемое исследовательской работой) Учащийся демонстрирует результаты опыта.(В кастрюле остался варёный картофель и про него забыли. Через несколько дней открыли и увидели пушистую «вату»? Как объяснить её появление? Выдвижение гипотез учащимися: «Вероятно, в кастрюлю попали споры грибов» Учащиеся, используя микроскоп, находят головки со спорами, переносят на картофель, выращивают плесень.

Слайд 16

Приемы создания проблемных ситуаций: задание, с использованием опытов, практических и лабораторных работ (приём 6, затруднение разрешаемое исследовательской работой) Создание проблемной ситуации: «Почему во время ВОВ широко использовали мох - сфагнум как заменитель ваты и подручное перевязочное средство? Выдвижение гипотез учащимися: «Вероятно, это связано с каким –то особым строением и свойствами этого мха». Исследовательские опыты : «Проверка гигроскопичности мха» Изучение строения клеток мха под микроскопом.( обнаружение водоносных клеток). Изучение бактерицидных свойств сфагнума. Подтверждение гипотезы фактами, решение проблемы.

Слайд 17

Работа над проблемной ситуацией Индивидуальная (развитие личной инициативы, ответственности) Парная ( развитие коммуникативных способностей) Групповая ( способствует сотрудничеству, развитию лидерских способностей, возможности для менее творческих детей пережить успех, сотрудничая с более творческими)

Слайд 18

Метод проектов, известный также как метод проблем Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем . Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Слайд 19

Виды проектов: ПРИКЛАДНЫЕ РОЛЕВЫЕ, ИГРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

Слайд 20

Исследовательские проекты Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез; подготовка и написание сообщения; выступление с подготовленным сообщением (публикация сообщения); переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; построение выводов, заключений.

Слайд 21

Ролевые, игровые проекты В ролевых проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.

Слайд 22

Информационные проекты Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Предлагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ, обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может выглядеть примерно так: цель проекта, его актуальность источники информации ( литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, анкетирование и проч.) методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) результаты (статья, реферат, доклад, видео и проч.) презентация проекта (публикация, в том числе и в Интернете, участие в телекоммуникационных чатах, играх).

Слайд 23

Интернет-проекты Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся , имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации. Проект должен отвечать следующим требованиям: 1. В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях; 2. Работа учащихся проводится в сетях, она осмысленна и активна; 3. В проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной групповой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие гармонично развитой личности

Как правильно воспитать гармонично развитую личность....

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....