Музыка в жизни современных подростков
творческая работа учащихся по музыке (10 класс)

Бусаедова Марина Алексеевна

актуально это для подростков, в том числе и в связи с проблемой  специфики музыки как культурного явления. 

           Для того чтобы понять, как современная музыка влияет на подростков необходимо проанализировать   историю музыки, понять, как зародились различные жанры и какую музыку слушает наша молодежь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_10_klass.docx41.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

(Тюменская область)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРАНПАУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Проектная работа

«Музыка в жизни современных подростков»

по музыке

Выполнила ученица 10

класса

Артеева Анастасия

Николаевна

Учитель музыки

Бусаедова Марина Алексеевна

Саранпауль, 2024

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА………………………………………..4

1.2. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА………………………......................5

1.3 МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………........7

Глава 2. Практическая часть

2.1. анкетирование среди учеников 9-11 классов нашей школы……………..8

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………9

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..........11

ВВЕДЕНИЕ

В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье. Музыка сопровождает человека с давних времён, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем. Тема является актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда.

Особенно актуально это для подростков, в том числе и в связи с проблемой  специфики музыки как культурного явления.  

           Для того чтобы понять, как современная музыка влияет на подростков необходимо проанализировать   историю музыки, понять, как зародились различные жанры и какую музыку слушает наша молодежь.

                                 

Целью моего исследования является:

- оценить музыкальные предпочтения подростков с позиции пользы или вреда.

Задачи исследования:

1) Изучить литературу по данной теме.

2) Провести анкетирование и диагностику среди учащихся.

3) Подвести итоги исследования.

Гипотеза проекта: предполагаю, что музыка разных музыкальных стилей по-разному влияет на умственную деятельность и эмоциональное состояние подростков.

                

Методы исследования:                                                                                 

  • анализ научной литературы и систематизация информации        
  • анкетирование и диагностика учащихся                                        
  • обработка результатов

ГЛАВА I.  1.1. Музыка как вид искусства

 Музыка (от греческого musike – «искусство муз») — это вид искусства, в котором средством служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей.

Существует множество гипотез возникновения музыки – как мифических, так и вполне реальных. Древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Естественно, это мифическая гипотеза, а что же касается реальных?         Считается, что музыка возникла одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходила музыка. Любые обряды, любые праздники и таинства проходили у древнейших людей под завывания шамана (конечно, это трудно назвать музыкой, но все же это считается первым вокальным опытом). Музыка менялась, появлялись новые музыкальные инструменты. Песни тоже имели огромный сакральный смысл, были наполнены глубоким смыслом. Затем появились первые гениальные композиторы, произведения которых до сих пор вызывают интерес, они стали вечными.

Музыку принято подразделять на:

  • роды и виды — театральная (опера, балет), симфоническая, камерная и др.;
  • жанры — песня, хор, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.;
  • стили – поп, классика, народная, рок, джаз, панк-рок, хип-хоп, рэп и др.

 

 

1.2.   Влияние музыки на человека

В последнее время многие ученые и средства массовой информации обратились к вопросу о влиянии музыки на человека. В ходе исследований были обнаружены как положительные, так и отрицательные факты этого влияния.  

Примеры положительного влияния музыки на человека:

  • Музыка способствует развитию математических способностей. Даже дети с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности лучше проходили математические тесты, послушав музыку перед выполнением задания.                                
  • Музыка развивает концентрацию и внимание. Легкая музыка и расслабляющая классика повышают длительность и интенсивность концентрации во всех возрастных группах и у людей с различными умственными способностями. Сложно сказать точно, какой тип музыки больше всего подходит для развития концентрации, но практически все исследования в данной сфере показывают значительные результаты.
  • Музыка борется с усталостью. Жизнерадостная музыка может стать прекрасным способом подзарядиться энергией. Музыка эффективно устраняет усталость, спровоцированную тяжелыми физическими упражнениями и монотонной работой. Тем не менее, необходимо помнить, что слишком много поп или рок музыки скорее сделают вас нервным, чем энергичным.
  • Музыка улучшает производительность. Многие люди любят слушать музыку во время работы.   Согласно отчету, опубликованному в Журнале «Нейрологии, Психологии и Поведения», человек способен опознавать визуальные образы, включая цифры и буквы, намного быстрее, если на фоне играет классическая или рок музыка.         
  • Музыка успокаивает, расслабляет и помогает заснуть.   Расслабляющая классическая музыка является безопасным, дешевым и простым способом победить бессонницу. Многие люди, которые стабильно не могут заснуть, утверждают, что им помогает послушать немного музыку Баха. Исследования показывают, что всего лишь 45 минут расслабляющей музыки перед сном обеспечат глубокий сон на всю ночь. Расслабляющая музыка успокаивает симпатическую нервную систему (часть автономной нервной системы), уменьшает тревогу, артериальное давление, нормализует сердцебиение и дыхание, расслабляет мышцы и отвлекает от неприятных мыслей.

        

Примеры отрицательного влияния музыки на человека:

  • Рок-музыка может вызвать агрессию.  Были проведены различные исследования с целью оценки различных воздействий рок-музыки, ведущих за собой травмы зрения, слуха, эндокринной и нервной системы. Музыкальный терапевт Адам Книст пишет: «Основная проблема действия рок-музыки на пострадавших вытекает из уровня её звука, вызывающего неприязненность, панику, расстройство пищеварения, гипертонию». Зафиксированы факты суицидов после рок концертов, а драки и агрессивное поведение давно уже никого не удивляют. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьезно травмировал мозг. На рок концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Громкость, частота и ритм достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа Пинк Флойд сумела разрушить мост в Шотландии. А концерт этой группы на открытом воздухе привел к тому, что в соседнем озере всплыла оглушенная рыба.                                        
  • Современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, «коммерческая музыка», звучащая на низких частотах, вызывают упадок сил, депрессию.   Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на человека. Они   воспринимаются как угрожающие, например грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания. Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?» и «Какой теперь год?» И ни один из опрошенных не ответил на них. 
  • У поклонников хэви метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, склонность к суициду, а также положительное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Фанаты панк рока отличались неприятием разного рода авторитетов, расположенностью к ношению и применению оружия и мелким магазинным кражам.

Весь потенциал музыки еще неизвестен людям, но уже становится ясно, что музыка влияет на нас на уровне тела, мозга, эмоций и энергетики. Именно поэтому, необходимо очень внимательно относиться к тому, какую музыку вы слушаете.

.         

1.3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ.

Когда дети маленькие, им помогают родители, подсказывают, какую лучше слушать музыку. Но подростки хотят быть самостоятельными, они сами выбирают модную музыку. Сегодня в музыкальном списке подростков можно найти самые разные музыкальные композиции. Самое типичное разделение для поколения подростков - разделение по музыкальным пристрастиям. Музыкальные интересы молодежи имеют свои особенности и трудности. Многие хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют достаточных навыков слушать и воспринимать ее.

Конечно, наверно, не правильно подросткам слушать только джаз, рок,  но и заставить молодых людей или хотя бы даже рекомендовать им танцевать, веселиться, непременно под симфонии Бетховена или Чайковского, тоже не правильно. Эти великолепные творения надо слушать на концертах или при помощи интернета - одному или с друзьями, которые пришли к тебе специально для того, чтобы внимательно, в тишине насладиться серьезной музыкой, чтобы прочувствовать ее, получить радость и подумать. Мало пользы и от того, что некоторые, взрослые запрещают подросткам слушать определенные музыкальные жанры, популярные среди молодежи. Хороший вкус развивается не только на классических образцах, но и на противопоставлении хорошему и плохому. Поэтому нельзя просто приказами изгонять развлекательную музыку, запрещать ее слушать. Необходимо создавать благоприятные условия для развития музыкального вкуса.

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии - оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие не только человека, но и всех живых существ. Очень полезна так называемая музыка природы. Звуки моря, шум дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций.  

Так какую же музыку все-таки слушает современная молодежь? В анкетировании приняли участие учащиеся 9-11 классов (57 человек), которым необходимо было ответить на предложенные вопросы.

1. Слушаешь ли ты музыку?

а) да – 100%

б) нет – 0%

2. Как часто ты слушаешь музыку?

а) до 1 часа в день – 5%

б) от 1 до 3 часов в день –20 %

в) от 3 до 6 часов - 75%

г) постоянно –0%

3. Какую музыку ты предпочитаешь (можно выбрать несколько вариантов):

а) классика – 5%

б) рок – 15%

в) рэп –  50%

г) поп –  25%

д) джаз –  5%

4. Как ты себя чувствуешь, когда слушаешь музыку?

а) мне грустно- 4%

б) мне весело – 11%

в) по настроению – 85%

5. Нравятся ли тебе песни с нецензурной лексикой?

а) очень – 0%

б) да – 25%

в) нет – 75%

Результаты опроса:

  • Все 100% респондентов слушаю музыку.
  • Наиболее часто слушают музыку в день от 3 до 6 часов –
  • 50 % обучающихся 9-11 классов нашей школы отдают предпочтение музыке в стиле рэп.
  • 100% испытывают различные эмоции при прослушивании музыки
  • 75 %не нравится музыка, в которой присутствует нецензурная лексика.

         Теперь, что касается меня. Я думаю, вам интересно будет узнать мои музыкальные предпочтения. Мои предпочтения разнообразны, зависят от настроения или ситуации. Люблю слушать музыку, которая заставляет меня чувствовать себя живым и энергичным, а также музыку, которая может помочь мне расслабиться и забыть о проблемах. Музыка не только подстраивается под настроение, она и дарит настроение. Утром на рассвете, когда солнце только загорается на горизонте, я включаю легкие, веселые и танцевальные песни. Они помогают сделать утро более ярким, наполняют меня зарядом хорошего настроения на весь день. Меня всегда восхищали люди, пишущие музыку: не важно какую. Ведь самое важное - это  заниматься любим делом, приносящим радость и удовольствие.

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя работа  посвящена  музыке, как одному из видов искусства и её влиянию на человека.                           

 По итогам исследования   можно сделать следующие выводы:

  1. Музыка является одним из древнейших видов искусства;
  2. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на организм подростка, его эмоциональное и умственное состояние.
  3. Современные подростки считают музыку одним из любимых и нужных видов искусства;
  4. Наиболее предпочтительными для подростков являются разновидности поп, рок музыки и рэп. Вся эта музыка не всегда положительно воздействует на подростка;
  5. Слушание громкой музыки с тяжелыми ритмами отрицательно воздействует на организм;
  6. Полезно, хотя бы иногда, слушать классическую музыку, она помогает при решении логических задач.
  7. Считаю, что гипотеза полностью подтверждена.

Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

http://constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka.html

https://www.google.ru/url?

http://music-education.ru/vliyanie-muzyki-na-organizm/ 

https://www.tverlife.ru/short-news/v-tverskoy-oblasti-provodyat-opros-na-temu-kachestva-i-dostupnosti-protsedury-eko.html

https://globallab.org/ru/project/cover/muzyka_v_zhizni_sovremennykh_podrostkov_i_molodyozhi.ru.html#.WiRiFNSLS9I
http://modno-strizhki.ru/raznoe/muzyka-v-zhizni-sovremennoj-molodezhi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков.

  В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов ЗОЖ, приведения их в соотве...

СМИ Великобритании и России. Роль СМИ в жизни современного подростка. 9 класс

Тема урокаЦель урока   Задачи урока:             Словарь урока     Тип урока  Форма у...

Родительское собрание "Компьютер в жизни современного подростка"

Родительское собрание "Компьютер в жизни современного подростка"...

План-конспект урока по теме: «Музыка в жизни подростков».

Урок на тему: «Музыка в жизни подростков» знакомит  учащихся с исследованиями о влиянии на людей классической музыки, учит работать самостоятельно, развивать критическое мышление, а т...

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"...

Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых Д. Доцук Голос

Дарья Доцук – современный российский автор. Её произведения в основном ориентированы на детскую и юношескую аудиторию....