"Песни, с которыми мы победили"
учебно-методический материал по музыке (5 класс)

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Именно музыка помогает нам делиться чувствами и выражает эмоциональное многообразие переживаний и впечатлений. В музыкальных произведениях военных лет композиторы отобразили всю палитру чувств и показали богатство внутреннего мира, который бойцы сумели сохранить даже в самые суровые годы. Песни военных лет погружают нас в атмосферу тяжелого времени, показывают силу и мужество, которыми обладали бойцы, передают их любовь к Родине, привлекают своей искренностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx25.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Угранская средняя школа»

Угранского района Смоленской области

Сценарий урока музыки для 5-го класса

«Песни, с которыми мы победили»

                                                                                  Разработала Шектыбаева Т.Б.

    учитель  I квалификационной категории

с. Угра  2023 год

Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Именно музыка помогает нам делиться чувствами и выражает эмоциональное многообразие переживаний и впечатлений. В музыкальных произведениях военных лет композиторы отобразили всю палитру чувств и показали богатство внутреннего мира, который бойцы сумели сохранить даже в самые суровые годы. Песни военных лет погружают нас в атмосферу тяжелого времени, показывают силу и мужество, которыми обладали бойцы, передают их любовь к Родине, привлекают своей искренностью.  

Предлагаемая работа написана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методических разработок. Её значимость заключается в том, что дети расширяют свой кругозор, интонационно-образный багаж, формируют эмоциональный отклик на события Великой Отечественной войны, пополняют вокальный репертуар. Музыкальный материал урока отражает многообразие выразительных возможностей песни, формирует уважительное отношение к музыкальным произведениям Великой Отечественной войны, повышает историческую грамотность.  

Тема урока: «Песни, с которыми мы победили».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий).

Цель: познакомить учащихся с песнями, посвященными событиям Великой Отечественной войны, историей их создания, рассмотреть роль музыки в истории страны.  

Задачи:

– содействовать формированию у учащихся навыков свободного высказывания о содержании и характере музыкальных произведений,

- учить выразительному исполнению песен о войне,

- воспитывать интерес к музыке военных лет и уважительное отношение к истории нашей страны.

Планируемые результаты: 

Личностные УУД – умение выражать на эмоциональном уровне свое отношение к исполняемому произведению.  

 Предметные УУД - знакомство с новыми музыкальными произведениями, историей их создания, расширение кругозора.

Сформировать представление о чувствах и переживаниях, отраженных в песнях военных лет. Учить выражать в исполнении выраженные в произведении чувства посредством понимания средств музыкальной выразительности.  

Регулятивные УУД – умение организовывать свою деятельность в качестве исполнителя, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный анализ при восприятии информации.

Познавательные УУД –  учиться понимать чувства, выраженные в произведениях о ВОВ; уметь соотносить средства музыкальной выразительности с конкретным музыкальным образом и стилем музыкального произведения.

Коммуникативные УУД – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с предложенными на уроке музыкальными произведениями; выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Оборудование урока: проектор, экран, аудиоаппаратура. Проведение урока возможно как при стандартной, так и при театральной рассадке класса.

Сценарий урока.

Слайд 1

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня наш урок будет наполнен необычной музыкой. Как Вы думаете, почему я так говорю?

(ответы детей)

Правильно, это будут произведения, которые помогали нашим бойцам в годы Великой Отечественной войны. Песни, которые поддерживали их в трудные моменты, песни, которые напоминали о доме и близких, песни, в которых звучит обращение к любимым, к семье.

А как Вы думаете, ребята, почему мы посвящаем сегодняшний урок именно таким музыкальным произведениям?

(ответы детей)

Я согласна с Вами. Во-первых, вся страна готовится к празднованию праздника 9 мая. Это День Победы в войне с немецко-фашистскими захватчиками. Во-вторых, мы должны знать и понимать с какими трудностями столкнулись люди и как у них получалось справиться с этими новыми незнакомыми проблемами. И в-третьих, хочется, чтобы память об этих страшных событиях не пропала, чтобы мы сохранили музыку, которая помогала нашим бойцам в борьбе с фашизмом.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Завершилась война только 4 года спустя – 9 мая 1945 года. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут песни, созданные в годы войны и последующие десятилетия.

Слайд 2.

  1. Беседа

В годы Великой Отечественной войны было написано немало песен. Все они разные по характеру и по содержанию. Ребята, а как Вы думаете, какая песня появилась в первую очередь? О чём в ней могли рассказать? Какой она была по характеру?

(ответы детей)

А теперь я покажу Вам это музыкальное произведение.

Прислушайтесь, о чем рассказывается в песне?

Какой характер музыки?

 (ответы детей)

Слайд 3

На слайде презентации опорные слова:

o        Грозная

o        Мужественная

o        Суровая

o        Призывная

Подумайте, почему написали именно песню? (Песню может исполнить любой человек, независимо от образования; песня не требует дополнительных приспособлений, инструментов; в песне обо всём рассказывается простыми словами, понятными каждому)

И почему именно такой характер музыки для неё выбрали? (люди понимали всю опасность, ответственность перед Родиной, сложность ситуации)

Какие чувства пробуждают ее мелодия, ритм? (Гордость за свою Родину, придает уверенность в Победе).

Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).

Строгая, исполненная благородной ярости мелодия песни, упругий и энергичный маршевый ритм. Хор поет песню сурово, мужественно, произносит слова твердо и решительно. Песня звучит, как клятва.

III.        Рассказ о песнях военных лет, слушание , беседа.

И у этого музыкального произведений очень необычная история создания.

Слайд 4

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами:

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»

Стихотворный текст был написан в первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

        Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем изучать новую песню - «Священная война».

        Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты.  Времени для печати текста и нот песни «Священная война» просто не было. Поэтому курсантам приходилось всё переписывать с доски, где слова и ноты были написаны мелом. И певцы, и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

        Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал.

        Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть.  На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

        В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на сцену, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно стихает…

        С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда звучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна.  На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже видны слезы на глазах…

Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

        - Песня «Священная война» стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясенные, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку.

          Песню «Священная война» по праву можно считать гимном для тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне. Именно под неё люди шли в бой, чтобы защитить своё Отечество и уничтожить фашистскую силу, угрожавшую не только СССР, но и всему человечеству в целом. Сейчас «Священная война» — это отголосок того страшного времени, когда советский народ смог доказать, что он способен на многое, чтобы защитить свою Родину.

Слайд 5

Песня «Священная война» - это гимн мужеству и стойкости. А все песни военных лет звучали мужественно? Сильно? Утверждая твёрдость характера человека?

(ответы детей)

Почему в песнях военных лет пели о чувствах? О любви?

Да, ребята, надо понимать, что люди готовы идти на смерть, жертвовать собой ради спасения своей Родины. А Родина, это не только государство на карте планеты, это прежде всего люди, которых любят, которых стараются защитить, это прежде всего родные и близкие. Именно любовь, стремление вернуть мирную счастливую жизнь помогало нашим бойцам справиться со всеми трудностями военного времени.

Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, о которой я хочу вам рассказать. Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать.

Слайд 6

Ребята, прочитайте эти строки.

Какие чувства выразил поэт в своём стихотворении?

Что он хотел сказать своей любимой? Как по-Вашему надо исполнить эти слова?

Подойдёт сюда мужественный и сильных характер музыки?

(ответы детей)

«Это были 16 «домашних» строк из письма моей жене Софье Антоновне, - вспоминал Алексей Александрович Сурков, - написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой».

В этих строчках поэт выразил свои сокровенные мысли. Поэтому хочется спеть их нежно, с любовью, передавая в голосе тоску, печать от разлуки, и надежду на встречу.

IV.        Работа над песней.

Мне хочется вместе с Вами исполнить это произведение, постараться передать чувства поэта, представить тяжелые дни в разлуке.

Слушание песни.

Какой характер музыки?

Как музыка и исполнитель передают смысл произведения?

1.        Установка дыхания

2.        Повторение правил исполнения

3.        Распевка

4.        Фразовое исполнение песни

5.        Работа над интонированием

6.        Работа над дикцией

7.       Исполнение в характере

Спасибо, ребята.

Как Вы считаете, получилось у нас передать в исполнении чувства, которые отражены в музыке песни?

Что было трудно для нас во время исполнения?

(ответы детей)

Действительно, за этой простой и, казалось бы, лёгкой мелодией, спрятаны очень сильные чувства. Нам сложно представить их и поэтому было непросто исполнить произведение искренне.

V. Обобщение и расширение знаний

А сейчас подумайте, слова какой песни, которая звучала в годы Великой Отечественной войны, написал наш земляк? В качестве подсказки могу сказать, что эта песня долгое время считалась народной.

(ответы детей)

Правильно! Я очень рада, что Вы помните песню «Катюша».

Подскажите мне, кто автор слов и музыки?

(ответы детей)

Слайд 7

А что Вы знаете о истории создания этой песни?

(ответы детей)

        Однажды известный поэт Михаил Исаковский, автор уже всенародно любимых песен, сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег  на крутой.

        А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потом отложил листок в сторонку, как говорится в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.

        Вскоре у поэта состоялось знакомство с М. И. Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений; берег, на Берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам. Мелодия сложилась очень быстро. И потом уже композитор обратился к Исаковскому с просьбой дописать слова к песне.

Слайд 8

         Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа.

Исполнение песни «Катюша».

Какие чувства у бойцов и слушателей вызывала эта песня?

Каков ее характер?

Слайд 9

        А в годы войны песня «Катюша» стала очень актуальной, ведь каждый боец верил, что дома его любят и ждут. Более того, во время Великой Отечественной войны появились песни-ответы.

Слайд 10

Но потом появилось новое оружие и наша «Катюша» представилась в новом качестве, она «Запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.

- Кто из вас знает, какое это оружие? – реактивные минометы.

Слайд 11

        Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими земляками, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флёрова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни.

Слайд 12

Слайд 13

Да, песня «Катюша», с ее бодрым маршево – танцевальным ритмом, чувством уверенности пробуждала надежду: все беды пройдут, страшная война закончится и все воины вернутся домой к своим любимым. встретят своих жен, невест, а матери и отцы обязательно погуляют на свадьбах и дождутся внуков!

- Как вы считаете, а сегодня какая самая знаменитая песня о победе?

- Конечно, это песня «День Победы»

Слайд 14

            Главная песня Победы родилась через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30- летию великой даты.

           После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных дней.  В первом же концерте публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен еще раз – на «бис».  После чего эту песню стала петь вся страна.

Просмотр видео и исполнение песни с караоке.

Какие чувства вызвала у вас эта песня?

Что за картины вы услышали и увидели в музыке песни?

(ответы детей)

От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры.  Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

- Давайте подведем итог нашим размышлениям.

 Какие песни помогали нашим бойцам?

Почему даже в такие сложные годы для жизни люди пели песни? Обращались к музыке?

(ответы детей)

Ничто не вдохновляет нас так, как хорошие стихи и красивая музыка. А если их объединить вместе и появляется песня – тогда мы способны на многое.

VI.        Рефлексия

1.        Мыслительный прием: «Раньше я думал, теперь я знаю..»

Сегодня мы вспомнили лишь малую часть песен о Великой Отечественной войне. Но песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее. Всем нам счастья, добра и главное – мира!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль военно - патриотической песни " Нас песня вела к Победе"

Данный сценарий разработан для проведения праздничного мероприятия, посвящённого "Дню Победы" ирасчитан на учеников 5 -8 классов....

Песни Победы (Стихи и песни Великой Отечественной войны)

Урок посвящён стихам и песням Великой Отечественной войны, которые помогали выжить и победить врага. Песни звучат в исполнении как актёров времён войны, так и послевоенного времени: Марка Бернес...

Фестиваль патриотической песни, посвящённый 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Песни в военной шинели"

Внеклассное мероприятие охватывающее обучающихся с 5-ых по 11 классы проводилось с целью повышения уровня патриотического воспитания среди школьников....

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...

Презентация к песне "Спасибо, деды, за Победу" музыка Ольги Юдахиной, слова Ивана Жиганова. Исполняет Диана Гурцкая.

Презентация содержит стихотворения: "Верим в Победу" В.Шефнера, "Тот самый длинный день в году..." К.Симонова, "Спасибо деду за Победу" Андрея Подволоцкого; текст песни....

Проект "Песни, которыми мы победили"

Проект разработан к 75-лемию Победы в Великой Отечественной войне и 120-летию со дня рождения М.В.Исаковского. Фотоотчет праздника....