«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования учебных универсальных действий»
методическая разработка по музыке

 

«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования

учебных универсальных действий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_21.02.18_kmo.docx41.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Нижневартовска «Школа № 1 имени А.В.войналовича»

«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования

учебных универсальных действий»

Медведева О.И., учитель музыки

г. Нижневартовск

Одной из целей ФГОС НОО и ООО является формирование универсальных учебных действий, повышение мотивации школьников к обучению, содействие их саморазвитию. Важнейшей задачей современного образования становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, которые легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому именно в начальной школе важно создать условия для реализации поисковой активности. Без навыков исследовательской работы сложно будет освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших и средних школьников, поддерживать познавательный интерес к предмету музыка, осуществлять личностно- ориентированный подход к обучению.

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

Задачи проектно – исследовательской деятельности:

  • Совершенствование и развитие научного творчества и инициативы.
  • Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации.
  • Изучение основ научного познания и исследовательских методов.
  • Повышение        интеллектуального        потенциала,        расширение        научного        кругозора        в различных областях знаний.
  • Формирование логического и аналитического мышления.

Общеучебные умения и навыки,

формирующиеся в проектно-исследовательской деятельности:

  • Рефлексивные
  • Поисковые (исследовательские)
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве
  • Менеджерские
  • Коммуникативные
  • Презентационные
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы.

В преподавании музыки проектная деятельность может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно – исследовательскую деятельность.

Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике, наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие

коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

-возможности младшего и среднего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

-помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

-сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

-создание комфортной обстановки.

Выделяются        следующие        этапы        работы        над        проектом,        соответствующие        этапам исследовательской деятельности вообще:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);
  • защита проекта.
  1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

  • предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
  • выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.
  1. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

  1. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию "успеха".

  1. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

  1. Подведение итогов проектной работы.

Методологические характеристики:

  • Проблема – вопрос или комплекс вопросов
  • Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.
  • Цель – запланированный результат.
  • Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
  • Методы – как решать задачи, проводить исследование.
  • Гипотеза – предположение, требующее доказательств.
  • Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.
  • Объект – что исследуется.
  • Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.

Работы рецензируются по следующим критериям:

  • Актуальность поставленной цели.
  • Новизна решаемой задачи.
  • Оригинальность методов решения задачи, исследования.
  • Новизна полученных результатов.
  • Уровень проработанности исследования.
  • Изложение доклада и эрудированность автора.
  • Оформление работы.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие типы проектов в области изучения предмета "Музыка":

  1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов т.д.
  2. Информативно-исследовательские проекты, например, "Изучение биографии композитора", "Как создавалась опера", "Путешествие в мир музыкальных инструментов"
  3. Сценарные проекты – сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
  4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и т.д.
  5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме т.д.
  6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты (проводятся в классно – урочной системе)
  • межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)

По количеству участников проекта:

  • индивидуальные
  • парные
  • групповые

  • краткосрочные (2-6ч.)

По продолжительности проекта:

  • средней продолжительности (12-15ч.)
  • долгосрочные

По результатам:

доклад, альбом, афиша, видеофильм, мюзикл

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и т.д.

Проектирование использую, как на уроках в рамках программного материала, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной

форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала, расширяющие для ребенка ареал применения способа.

Примеры проектов, реализованных мною в текущем учебном году:

"Мой музыкальный инструмент» 2 класс. Тип проекта: творческий.

Планируемый результат: ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.

Цель: Создание группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в классе путём исследования окружающего пространства, применяя на практике свойства предметов для извлечения звуков.

Продукт: смастерить свой музыкальный инструмент и составить инструкцию по его использованию для других. Это позволит выявить и развить артистические, коммуникативные и творческие навыки учеников.

Проект: "Посмотрите, песенка". 2 класс. Тип: творческий,

Цель: Составление презентации, подбор рисунков к песне, создание мультипликационного фильма. Планируемый результат: исполнение песни сопровождается презентацией или рисунками на выбранную тему, выполненную учениками. В качестве тем предлагаю слова: дружба, природа, мама, папа и др.

Продукт: выбрав тему и подготовив выступление, ребята исполняют песню, сопровождая ее презентацией рисунков или фотографий. Важным требованием к рисункам будет их уникальность - они не должны повторяться, поэтому лучшим решением будет нарисованная авторская иллюстрация. То же относится и к фотографиям.

Также возможна упрощённая форма работы, когда дети в группах изображают ту или иную сцену из детской песни, которая разучивается на уроке. Разные группы рисуют сценки из различных куплетов.

Проект: "В   стране   музыкальных   загадок".   4   -   5   класс.   Тип   проекта:   творческий.

Продолжительность: 3 урока

Цель и содержание: проект нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка и т. д.)

Продукт: стенгазета с музыкальными загадками к предметной неделе.

Проект: "Музыкальная сказка". 5 класс. Тип проекта: творческий. Продолжительность: 3 урока. Цель: разработка и сочинение сказок о "волшебной" силе музыки, изготовление сборника музыкальных сказок.

Продукт: сборник лучших сказок. красиво оформленных на альбомных листах.

Проект: "Музыка в театре, в кино, на телевидении". 5 класс. Тип проекта: творческий

Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой. Продукт: попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов. Каждый такой проект должен быть не просто набором куплетов, но и иметь общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и т. д.

Проект: "Ритм". 6 класс. Тип проекта: информационный. Продолжительность: 2 урока. Вид проекта: монопроект. Форма работы: групповая.

Цель проекта: вызвать у детей интерес к изучению выразительного средства музыки – ритм.

Актуальность проекта: Танец от своих древних истоков до современности не утратил свою актуальность, продолжает заставлять человечество двигаться и выражать в движениях свои эмоции. Проект направлен на повышение интереса к изучению ритмических рисунков разных танцев.

Ожидаемый результат: развитие личностного роста ребёнка. В процессе самостоятельного добывания знаний учащиеся познакомятся с особенностями танцев разных народов, будут совершенствовать навыки анализа музыкального произведения, развивать умения публичного выступления работы в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.

Продукт: мультимедийная презентация.

Учебные проекты, реализуемые на уроках в 7-х классах:

  • «Народная эпическая тема в музыкально-драматических жанрах XIX-XX вв.» (на примере оперы А. Бородина "Князь Игорь" и балета Б. Тищенко "Ярославна")
  •         «Драматургия литературного произведения в музыкальном спектакле» (опера Ж. Бизе "Кармен", балет Р. Щедрина "Кармен-сюита")
  • «Драматургия современного музыкального спектакля» (Рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" и "Юнона" и "Авось"

Продукт: мультимедийная презентация.

Итак, проектная деятельность на уроке музыки дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Это вид учебной деятельности помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников.

Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством учителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.

Ещё одним из показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности младших и средних школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. Важен сам процесс участия в учебной или творческой работе. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. В результате такой работы школьников формируются

Учебно-познавательные компетенции:

выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.

Информационные компетенции:

структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.

Коммуникативные компетенции:

слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.

Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно- исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь». Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат,

необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся ключевых компетенций.

Используемая литература:

  1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А.Б.Воронцова.

– М.: Просвещение, 2010.

  1. Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
  2. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль.

«Академия развития».- 2012

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010
  2. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Журнал «Начальная школа»-2012. №1.
  3. Журнал «Начальная школа»
  4. Ресурсы «Интернет»
  5. Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой - Волгоград: Издательство "Учитель",2010 - 198 с.
  6. Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему "Искусство в школе". Учебно-методическое пособие для учителя. - Саратов: Издательство "Научная книга", 2002.-118 с.
  7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2011.- 192 с.
  8. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ

Данная работа призвана  объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании  детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в   консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

"Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования универсальных учебных действий"

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 21 февраля 2018 г....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...