Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение игре на фортепиано»
рабочая программа по музыке

2021 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл busharova_dorab_1_1.docx55.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 883»

Принята на заседании методического(педагогического) совета ГБОУ «Школа № 883»

от «____»__________________2021г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ «Школа №883»

__________________А.С. Михалев

«___»________________2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»

Направленность программы: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5 - 18 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель(разработчик) программы:

Бушарова Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования.

г. Москва

2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3

  1. Направленность

3

  1. Уровень освоения Программы

3

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

3

  1. Отличительные особенности Программы

4

Раздел  2. Цель и задачи Программы

4

2.1. Цель Программы

4

2.2. Задачи Программы

4

2.3. Описание умений

5

Раздел  3. Категория учащихся

5

Раздел  4. Срок реализации Программы, общее количество часов

5

Раздел  5. Формы организации деятельности и режим занятий

6

5.1. Формы организации образовательной деятельности

6

5.2. Режим занятий

6

Раздел  6. Планируемые результаты освоения Программы

6

6.1. Результаты обучения

6

6.2. Результаты воспитывающей деятельности

6

6.3. Результаты развивающей деятельности

6

Раздел  7. Содержание Программы

6

7.1.         Учебный (тематический) план

6

7.2.         Содержание учебного (тематического) плана

7

Раздел 8. Формы и виды контроля и оценочные материалы

8

8.1. Виды контроля

8

8.2. Формы и содержание итоговой аттестации

8

8.3. Требование к оценке творческой работы

8

8.4. Критерии оценки достижения планируемых результатов

8

Раздел 9. Организационно-педагогические условия реализации Программы

9

9.1.Материально-техническое условия реализации Программы

9

9.2. Кадровое обеспечение Программы

9

3. Учебно-методическое обеспечение Программы

9

Раздел 10. Приложения к Программе  

11

10.1. Календарный учебный график

17

Раздел 1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Направленность программы: художественная
  2. Уровень программы: ознакомительный
  3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии гармонично развитой личности ребенка. Важное направление в развитии личности занимает художественно – эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных, эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыть индивидуальность ребенка, приобщает к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

Установлено, что школьники, занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам. Обучение игре на фортепиано имеет несколько особенностей:

— хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, а прием педализации подразумевает включение в исполнительское мастерство ног, таким образом, одновременно получают развитие оба полушария головного мозга;

— развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память;

— развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у пианиста мыслить вперёд, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;
— развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;

— игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость и вариативность мышления.

Программа разработана в соответствии с действующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1, 2, 3, 14; ст.75);
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196);
  • Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

1.4. Отличительные особенности программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы (для всех детей, желающих обучиться игре на инструменте). Главное отличие данной программы от программ ДМШ в том, что:

• большинство детей, посещающих данный курс, не преследуют цель дальнейшего получения профессионального образования в этой сфере;
• набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания обучаться игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей.

Программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также включает в себя музицирование под фонограмму.

Раздел 2. Цель и задачи Программы

2.1. Цель программы: обучение учащихся основным фортепианным навыкам, воспитание у детей культуры исполнительского искусства.

2.2. Задачи программы:

       обучающие:

  • овладение основными пианистическими приёмами игры на инструменте;
  • научить ученика самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять (по нотам и наизусть) произведения;
  • сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития;
  • сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле.

развивающие:

  • развивать музыкального слуха, ритма, памяти и образного мышления;
  • расширять общекультурного кругозора;
  • формировать и развивать творческие способности  учащихся;
  • развить пианистические навыки и слуховой контроль звукоизвлечения и ритмической организации;
  • развить пианистическую технику.

воспитывающие:

  • воспитать культуру поведения на уроках и общения с педагогом;
  • воспитать потребности к музицированию в дальнейшей жизни;
  • воспитать музыкальный и художественный вкус;
  • воспитать активность на занятиях;
  • воспитать настойчивость и целеустремленность в преодолении трудностей учебного процесса; ответственность за результат;
  • воспитать сценическую культуру.

2.3. Описание умений:

Развитие познавательных умений:

- умения обозначать проблему, выдвигать гипотезу, и варианты ее решения;

- умения составлять план, тезисы, конспекты.

Развитие регулятивных умений: 

- умения творчески подходить к решению разнообразных задач;

- операционно-контрольных умений пользования приборами и инструментом;

- умения оперативно организовать свою деятельность и др.

Развитие коммуникативных умений, навыков:

- навыка группового общения, умения работать в команде;

- умения рационально распределять роли в ходе выполнения проекта и закреплять зоны ответственности;

- умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения, умения слушать и слышать собеседника, оппонента.

Раздел 3. Категория учащихся

Категория учащихся: 5-18 лет;

Раздел 4. Срок реализации Программы, общее количество часов

Срок реализации Программы, общее количество часов: 1 год ( 72 часа)

Раздел 5. Формы организации деятельности и режим занятий

5.1. Формы организации образовательной деятельности индивидуальные.

5.2. Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв.

Раздел 6. Планируемые результаты освоения Программы

6.1. Результаты обучения

По окончании первого года обучения учащиеся будут:

  • знать  историю инструмента, его особенности;
  • овладеют основными приемами игры на инструменте;
  • освоят навыки чтения с листа, подбора по слуху и игры в ансамбле;
  • научатся работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;
  • выработают способность выступать на публике;
  • получат опыт участия в различных мероприятиях;

6.2. Результаты воспитывающей деятельности

Учащиеся будут:

  •  повысят уровень своей культуры, а также культуры общения и поведения;
  • получат знания о мировой музыкальной культуре;

6.3. Результаты развивающей деятельности

Учащиеся будут:

  • будут отличаться творческим подходом к исполнительской и иным видам творческой деятельности;
  • научатся быть хорошими и внимательными слушателями;
  • уверенность в себе и своих силах;
  • выносливость и ответственность;
  • достижение результата.

7. Содержание программы

7.1. Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации  (контроля)

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

ПДД по дороге на занятия, ТБ в учебных аудиториях, правила поведения в общественных местах.

1

1

--

беседа

2.

Работа над техникой.

20

2

18

прослушивание

2.1.

Мажорные гаммы.

10

1

9

2.2.

Минорные гаммы.

10

1

9

3.

Работа над этюдами.

10

1

9

зачет

4.

Работа над полифонией.

10

1

9

прослушивание

5.

Работа над произведениями крупной формы.

10

1

9

прослушивание

6.

Работа над пьесами виртуозного и кантиленного характера.

10

1

9

концерт, конкурс

7.

Подбор по слуху, игра в ансамбле, чтение с листа.

10

2

8

прослушивание

8.

Итоговое занятие.

1

--

1

экзамен

Итого:

        72

     9

      63

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одного учащегося (индивидуальные занятия).

7.2. Содержание учебного (тематического) плана

1 раздел. Вводное занятие. ПДД по дороге на занятия, ТБ в учебных аудиториях, правила поведения в общественных местах.

Теория: Беседа по технике безопасности и правилах поведения.

Практика: Подбор музыкального репертуара на учебный год.

2 раздел. Работа над техникой.

Тема 2.1. Мажорные гаммы.

Теория: Аппликатурные схемы, приемы исполнения аккордов, арпеджио и гамм.

Практика: Исполнение мажорных гамм.

Тема 2.1. Минорные гаммы.

Теория: Аппликатурные схемы, приемы исполнения аккордов, арпеджио и гамм.

Практика: Исполнение минорных гамм.

3 раздел. Работа над этюдами.

Теория: Особенности исполнения технических формул.

Практика: Изучение нотного текста, работа над техническими трудностями и темпом.

4 раздел. Работа над полифонией.

Теория: Разбор и анализ формы, расшифровка мелизмов.

Практика: Изучение каждого голоса отдельно (игра по голосам), работа над артикуляцией и динамикой.

5 раздел. Работа над произведениями крупной формы.

Теория: Разбор и анализ формы.

Практика: Изучение каждой партии отдельно(главная, побочная). Работа над контрастами, темпом, характером.

6 раздел. Работа над пьесами виртуозного и кантиленного характера.

Теория: Определение жанрового характера (песня, танец, марш), изучение музыкальной формы.

Практика: Изучение текста, работа над звуком и техническими трудностями. Воплощение композиторского замысла.

7 раздел. Подбор по слуху, игра в ансамбле, чтение с листа.

Теория: Развитие и закрепление навыков подбора по слуху, игры в ансамбле и чтения с листа.

Практика:  По возможностям ученика - усложнение репертуара.

8 раздел. Итоговое занятие.

 Теория: Обсуждение с обучающимися достижений и недостатков в работе. Анализ исполнения программы на экзамене.

Практика: Исполнение репертуара(классный концерт).

Раздел 8. Формы и виды контроля и оценочные материалы

  Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. По окончанию 1 полугодия проводится техническое прослушивание, по окончанию программы - итоговое выступление. Виды контроля - текущий, итоговый.

8.1. Виды контроля

  • входной контроль (начальная диагностика музыкальных способностей обучающегося, форма - выполнение вступительных заданий);
  • текущий контроль (осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в дневник учащегося; определяет знания, умения и навыки в процессе обучения);
  • итоговый контроль (выступление, концерт).

8.2. Формы и содержание итоговой аттестации:

  • беседа, прослушивание, зачет, экзамен;
  • участие в мероприятиях, в социально значимой деятельности: концерты, конкурсы.

8.3. Требование к оценке творческой работы:

  • уровень владения музыкальным инструментом (качество звукоизвлечения);
  • уровень владения техникой исполнения (качество постановки игрового аппарата, ритмичность, штрихи, приемы игры, аппликатура);
  •  музыкальность (выразительность исполнения музыкального произведения, артикуляция, стиль, нюансировка, фразировка);
  • эмоциональность исполнения (агогика, трактовка, характерные особенности исполняемого произведения);
  • артистичность, эстетичность (эстетика внешнего вида, артистизм).

8.4. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Уровни освоения Программы

Результат

Высокий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют высокий уровень исполнения программы. Исполнение уверенное, точное, выразительное.

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют хороший уровень исполнения программы, но некоторые элементы программы требуют доработки.

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют низкий уровень исполнения программы. Исполнение не соответствует требованиям.

Раздел 9. Организационно-педагогические условия реализации Программы

9.1.Материально-техническое условия реализации Программы.

1. Наличие кабинета, соответствующего санитарно-гигиеническим   нормам.

2. Наличие репетиционного зала.

3. Наличие инструмента.

4. Метроном, подставка для ног.

5. Компьютер, музыкальный центр. Записи аудио, видео.

9.2. Кадровое обеспечение Программы

Программу реализует педагог  дополнительного образования.

9.3. Учебно-методическое обеспечение Программы

Список литературы для педагога:

1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978
2. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974
3. Николаев А.(ред.) «Очерки по методике обучения игре на фортепиано», вып.2 – М., 1965
4. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975
5. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961
6. Коган Г. «У врат мастерства». – М., 1977
7. Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979
8. Голубовская Н. «Искусство педализации». – Л., 1974
9. Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967
10. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001
11. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М., 1967
12. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». – М., 1958
13. Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI. – М., 2002
14. Тимакин Е. «Воспитание пианиста». – М., 1984
15. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001
16. Носина В. «Символика музыки Баха»
17. «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997

18. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»)
19. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975
20. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
21. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
22. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

  1. Н. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
  2. О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью».
  3. Н. Соколова « Ребенок за роялем».
  4. А. Майкапар «Первые шаги».
  5. Б. Милич Фортепиано 1-7 класс.
  6. И. Минц «Hello, piano!» 1-4 часть.
  7. Е. Дэвис «Красивые пьесы».

10. Приложения к Программе.

Примерный репертуарный список по фортепиано:

ПЕРВЫЙ год

Годовые требования:

В течение учебного года учащийся должен пройти 20 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды, ансамбли, песни из мультфильмов. Гаммы До, Соль, Ре мажор двумя руками в четыре октавы пооктавно, аккорды и арпеджио без обращений. Чтение нот с листа маленьких детских песенок.

Примерный репертуарный список:

Светит солнышко, Дин-дон, Василёк, У кота, Прозвенел звонок, Весёлые гуси, Паровоз, Петя-барабанщик, Весёлый музыкант, Петушок, Тень-тень, Ёлочка. М.Красева, Листопад. П. Березняк, Белые гуси. М.Красев.

Апипа (тнп.), Верба клонится (тнп.), Танец старика Ф.Ахметов, Пуговица (тнп.), Кукушка Дж. Файзи, Курай Дж. Файзи, Деревенский напев (тнп.) обр. М.Музафарова.

Лошадки. Ф. Лещинская

Серенькая кошечка. В.Витлин

Маленькая полька. Д. Кабалевский

Мишка с куклой пляшут полечку. М. Качурбин

Украинская народная песня «Ой, ты дивчина»

Мой Лизочек. П. Чайковский

Козлик рнп. Переложение В.Игнатьева

Краковяк. К.Лоншан-Друшкевичов

ЭТЮДЫ: «25 маленьких этюдов для фортепиано» Л.Шитте

Этюды. Е.Гнесина

АНСАМБЛИ: Во саду ли, в огороде. Рнп.

По грибы. Т. Потапенко

Цыплята. А.Филиппенко

Вальс собачек. А.Артоболевская

Баба-Яга. Н. Соколова

Игрушечный медвежонок. Обр. О. Геталовой

Кузнечик. В.Шаинский. обр. О. Геталовой

Три поросенка. Д.Уотт

Про Петю. Д. Кабалевский

Песенка кота Леопольда. Б. Савельев

Песенка крокодила Гены. В.Шаинский

ВТОРОЙ ГОД

Годовые требования:

В течение учебного года учащийся должен пройти 8 – 16 произведений различного характера. Гаммы: мажорные от белых клавиш в прямом движении двумя руками, тоническое трезвучие и аккорды с обращениями в четыре октавы. Чтение нот с листа наиболее легких произведений отдельными руками.

Примерный репертуарный список:

ЭТЮДЫ:

Этюд-упражнение. О.Геталова

Этюд. А.Жилинский

Этюды. А. Гедике

Этюды. Е.Гнесина

Этюды. Л.Шитте

ПЬЕСЫ:

Кукушка и осёл. А. Гретри

Менуэт. А. Сперонтес

Менуэт. Л. Моцарт

Воробей. А. Рубах

Анданте. И.Гайдн

Полька. М.Глинка

Волынка. Л.Моцарт

Буре. Я.Сен-Люк

Колыбельная. И.Филипп

Дождик. Н. Кореневская

Новогодняя полька. А. Александров

Во поле берёза стояла. Рнп.

Веселые ребята. А. Жилинский

Французская песенка. А.Вакулов

В садике. С.Майкапар

Мой соловей. Тнп. Обр. М. Музафарова

На коне. Ф. Ахметов

АНСАМБЛИ: Такмак (тнп.) обр. Л.Батыркаевой, Грустная песня (тнп. «Белый калфак») обр. Л.Батыркаевой, Большой олень (фнп.) перелож. В.Игнатьева, Тема вариаций В.А.Моцарт, Тонкая рябина (рнп.) перелож. О.Геталовой, Колыбельная Светланы Т.Хренников, Паук и мухи, Песенка о лете Е.Крылатов, Колыбельная медведицы Е.Крылатов, Песенка Львенка и Черепахи Г.Гладков.

ТРЕТИЙ ГОД

Годовые требования:

В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных музыкальных произведений. Гаммы: мажорные и минорные до двух знаков при ключе (гармонические и мелодические), аккорды и арпеджио с обращениями в четыре октавы. Чтение нот с листа.

Примерный репертуарный список:

Этюды. К.Черни, Этюды. Л.Шитте, Этюды. А.Гедике, Этюды. А.Берковича на выбор

Немецкий танец. Л.Бетховен

В садике. С. Майкапар

Танец. А.Гедике

Клоуны. Д.Кабалевский

Вступление к балету «Лебединое озеро» П.Чайковский

Танец медвежат. Ю.Виноградов

Колыбельная. Н. Жиганов

Полька. И. Якубов

Танец клоуна. Ю.Виноградов

Скакалка. Дж.Файзи

Чакона. Гендель

Менуэт. И.С.Бах

Волынка. И.С.Бах

Адажио. Д.Штейбельт

Старинная французская песня. П.Чайковский

АНСАМБЛИ:

Тафтиляу (тнп.) обр. Л.Батыркаевой

Романс из сонатины А.Диабелли

Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины» Л.Бетховен

Домик-крошечка. А Гурилев

Учитель и ученик. Й.Гайдн

Песни из мульфильмов на выбор.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД

Годовые требования:

В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных по форме и характеру музыкальных произведений, из них 2-3 пьесы в порядке ознакомления. Гаммы: мажорные диезные (5 знаков), бемольные до 3-х знаков, минорные до 4-х знаков (гармонические и мелодические) в прямом движении, аккорды и арпеджио с обращениями, 4-х звучные арпеджио. Чтение нот с листа.

Примерный репертуарный список:

Этюды на выбор: К.Черни, Л.Шитте, А.Лешгорн, А.Гедике.

Простодушие. Н.Бюргмюллер

Стаккато-прелюдия. С.Майкапар

Сарабанда. А.Корелли

Болезнь куклы. П.Чайковский

Итальянская песенка. П.Чайковский

Немецкая песенка.П.Чайковский

Сурок. Л.Бетховен

Адажио (фрагмент). Т.Альбинони

С днем рождения. М. и П. Хиллс

Симфония №40 часть1 (фрагмент). В. Моцарт

Маленькая ночная серенада. В.Моцарт

Марш из оперы «Аида» Дж.Верди

Шарманка. Д.Шостакович

Каприччио. В.Гаврилин

Дуэт Мари и принца из балета «Щелкунчик» П.Чайковский

Менуэт. Л.Боккерини

Вальс из к/ф «Доктор Живаго» М.Жарр

Свадебный марш. Ф.Мендельсон

АНСАМБЛИ:

Гусиные крылья. обр. Л.Б.Булгари

Туган тел (тнп.) обр. Л.Батыркаевой

Игра с котенком. Ю.Богословский

Ария Дон-Жуана. В.Моцарт

ПЯТЫЙ ГОД

Годовые требования:

В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных по форме и характеру музыкальных произведений. Гаммы: мажорные (5 диезов), минорные (4 знака) в прямом движении, аккорды и арпеджио с обращениями, 4-х звучные арпеджио, хроматические гаммы от разных звуков двумя руками. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список:

Этюды на выбор: Л.Шитте, К.Черни, А.Лешгорн, Бургмюлллер.

Вариации Ф. Кулау

Сонатины. М.Клементи

Сонатина До мажор. Ф.Кулау

Соната №17 «Буря» (фрагмент). Л.Бетховен

Прелюдия Аве-Мария. И.С.Бах – Ш.Гуно

Фугетта. Д.Циполи

Прелюдия. Дварионес

Тамбурин. Ф.Госсек

Неаполитанская песенка. П.Чайковский

Сладкая грёза. П.Чайковский

Смелый наездник. Р.Шуман

Солдатский марш. Р.Шуман

Красавица. Р.Качанте

Веселые колокольчики. Ж.Пьермонт

Апипа (тнп.) обр. Ю.Виноградова

Галоп. Р.Ахиярова

Грустная песня. В.Калинников

Вальс «Летучая мышь». И.Штраус

Ария Тореадора из оперы «Кармен» (фрагмент). Дж.Бизе

Шерлок Холмс музыка из к/ф. В. Дашкевич

Котенок на клавишах. З.Конфри

Привет. Т.Кутуньо

ШЕСТОЙ ГОД

Годовые требования:

В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных по форме и характеру музыкальных произведений. Гаммы: мажорные (7 знаков), бемольные (5 знаков) в прямом и расходящемся движении, аккорды и арпеджио с обращениями, 4-х звучные арпеджио с обращениями, хроматические гаммы. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Аккомпанемент.

Примерный репертуарный список:

Этюды К.Черни, А.Лешгорна и других

Двухголосные инвенции. И.С.Бах

Маленькая фантазия. Ф.Э.Бах

Сонатины. М.Клементи

Легкая соната. Л.Бетховен

Сонатина (рондо). Ф. Шпиндлер

Соната для юношества. Р.Шуман

К Элизе. Л.Бетховен

Дед Мороз. Р.Шуман

Сицилийская песенка. П.Чайклвский

Вальс («Детский альбом»). П.Чайковский

Прощание с роялем. Л.Бетховен

Дед Мороз и мишка танцуют русский танец. Р.Яхин

Лето «Картинки природы». Р.Яхин

Песня о далекой родине. М.Таривердиев

Люби меня нежно. Э.Пресли

Вальс «Мой ласковый и нежный зверь» Е.Дога

По ягоды. Ф.Музафаров

Вальс из к/ф «Берегись автомобиля» А. Петров

Любовь-волшебная страна. А.Петров

Под лаской плюшевого пледа. А.Петров

АНСАМБЛИ: Серенада Ф.Шуберт, Шутка И.С.Бах, Родина моя- Татарстан А.Ключерёв, Школьный вальс С.Сайдашев

СЕДЬМОЙ ГОД

Годовые требования:

Учащийся в течение учебного года готовит экзаменационную программу, в которую входит:

1. Этюд или пьеса технического характера

2. Полифоническое произведение

3. Произведение крупной формы

4. Пьеса татарского композитора

5. По желанию. Произведение на синтезаторе

Помимо изучения экзаменационной программы учащийся продолжает работать над техникой, беглостью пальцев, закрепляет пройденные в предыдущих классах гаммы, упражнения. Чтение с листа, аккомпанемент песен, романсов по желанию ученика (фортепиано или синтезатор).

Примерный репертуарный список:

Этюды К. Черни, А. Лешгорн, А.Лемуан

Двухголосные инвенции. И.С.Бах

Маленькие прелюдии и фуги. И.С.Бах

Сольфеджио. Ф.Э.Бах

Прелюдия №1 ХТК И.С.Бах

Прелюдия №1. Ф.Шопен

Пассакалья. Гендель

Рондо в турецком стиле. В.Моцарт

Соната №14 часть1. Л.Бетховен

Соната часть1. Д.Бортнянский

Вариации «Вдоль по улице» А.Дебюк

Сонаты. Й.Гайдна, В. Моцарта, Л.Бетховена

Слеза. М.Мусоргский

Полонез. Огинский

Итальянская полька. С.Рахманинов

Вальс. А.Грибоедов

Колыбельная. Р.Яхин

Вальс. Н.Жиганов

Фантазия ре минор. В.Моцарт

В пещере горного короля. Э.Григ

Бабочки на снегу. Р.Паулс

Артист эстрады. С Джоплин

Скерцино. Р.Еникеев

Шурале. А. Ключарев

Марш. Н.Жиганов

Детская пьеса. Б Барток

Санта - Лючия. Итальянская народная песня

Плясовая. Бакиров

Песня. Р.Яхин

Осенняя песнь. П.Чайковский

Дым. Дж.Керн

Лирическая тат. нар. песня «Моя Зайнаб»

АНСАМБЛИ:

Марш Советской Армии. С.Сайдашев

Вальс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». Г.Свиридов

Танец девушек. А.Хачатурян

Звездочки. А.Хачатурян

Расписание занятий на 2021-2022 учебный год:

понедельник

13:00-14:00 Бочарникова Злата

14:00-15:00 Николаева Елена

15:00-16:00 Лобас Александра

16:00-17:00 Гаджиев Тимур

17:15-18:15 Потапов Михаил

18:15-19:15 Агальцова Дарья

вторник

13:00-14:00 Тавасиев Лео

14:00-15:00 Армейская Неонилла

15:00-16:00 Корнеева Софья

16:00-17:00 Корнеева Варвара

17:15-18:15 Потапов Владимир

18:15-19:15 Мальнова Елизавета

19:15-20:15 Зюкова Лидия

среда

13:00-14:00 Лобас Александра

14:00-15:00 Агальцова Дарья

четверг

12:00-13:00 Бочарникова Злата

13:00-14:00 Мальнова Елизавета

14:00-15:00 Корнеева Варвара

15:00-16:00 Корнеева Софья

16:15-17:15 Гаджиев Тимур

17:15-18:15 Армейская Неонилла

18:15-19:15 Потапов Михаил

19:15-20:15 Зюкова Лидия

20:15-21:15 Потапов Владимир

пятница

13:00-14:00 Тавасиев Лео

14:00-15:00 Николаева Елена


10. 1. Календарный учебный график.


  № урока

Количество часов

Тема занятия

Форма проведения

Место проведения

Форма контроля

1 урок

1

Вводный урок. Инструктаж.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

беседа

2 урок

1

Теоретические понятия. Подбор репертуара.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

беседа

3 урок

1

Чтение с листа. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

4 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

5 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

6 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

7 урок

1

Подбор по слуху. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

8 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

9 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

10 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

11 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

12 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

13 урок

1

Игра в ансамбле. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

14 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

15 урок

1

Чтение с листа. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

16 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

17 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

18 урок

1

Чтение с листа. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

19 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

20 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

21 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

22 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

23 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

24 урок

1

Подбор по слуху.

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

25 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

26 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

27 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

28 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

29 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

30 урок

1

Технический зачет. Сдача этюдов.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

зачет

31 урок

1

Новогодний концерт класса.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

концерт

32 урок

1

Подбор репертуара на второе полугодие.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

беседа

33 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

34 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

35 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

36 урок

1

Чтение с листа. Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

37 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

38 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

39 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

40 урок

1

Подбор по слуху. Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

41 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

42 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

43 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

44 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

45 урок

1

Игра в ансамбле. Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

46 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

47 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

48 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

49 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

50 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

51 урок

1

Чтение с листа. Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

52 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

53 урок

1

Игра в ансамбле. Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

54 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

55 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

56 урок

1

Концерт к международному женскому дню 8 марта.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

концерт

57 урок

1

Подбор по слуху. Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

58 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

59 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

60 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

61 урок

1

Чтение с листа. Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

62 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

63 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

64 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

65 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

66 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

67 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

68 урок

1

Игра в ансамбле. Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

69 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

70 урок

1

Работа над техникой. Работа над репертуаром.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

прослушивание

71 урок

1

Отчетные концерт учеников класса.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

концерт класса

72 урок

1

Итоговое занятие.

очная

ул. Вилиса Лациса 23-3

экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральные игры"

По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театраль...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры. Баскетбол»

Программа «Спортивные игры. Баскетбол» ОДОД Президентского ФМЛ № 239 относится к физкультурно-спортивной направленности. По уровню освоения программа является базовой.В реализации п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные игры плюс»

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры плюс» физкультурно-спортивной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЛетовГайдаре#Игры на английском языке

Программа предоставляет возможность ребенку «прокачать» уровень английского языка во время ролевых, подвижных, командообразующих, настольных игр и игр с театрализацией. За небольшой период...