Тайны нашего голоса
статья по музыке (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Медведева Инна Анатольевна

Статья о правильном звукообразовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_nashego_golosa.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тайны нашего голоса

Кто не знает простой вещи: когда нам весело - наш голос звонок и радостен, когда подстерегла беда или пришлось понервничать - он становится сдавленным и глухим. Захотели мы - и заговорили басом, а то, наоборот, перешли на фальцет. Короче говоря, наш голос - это удивительный инструмент. И, конечно же, есть люди, владеющие им безукоризненно. Чарующий феномен Федора Ивановича Шаляпина и его голоса до сих пор вызывает огромный интерес не только простых, так сказать, слушателей, не только специалистов - искусствоведов, но и ученых. Существует целый ряд вопросов, на которые пытаются ответить, биофизики, биохимики, физиологи и психологи. В чем секрет неподражаемого, таинственного звучания знаменитого шаляпинского баса? Только ли в недосягаемом мастерстве владения им?

Сегодня исследователи говорят: в основе феномена Шаляпина наряду с артистизмом – биоакустнческнй резонанс нервно мышечного аппарата.

А что это такое?

Голос, как известно, рождается в гортани. Удивительный это орган! Но не менее удивительна и его связь с другими органами тела. Еще в конце прошлого века французский ученый Кастекс подметил любопытный факт: когда булочник долго месит руками тесто, то голос у него становится хриплым. Почему? Устали руки — устала и гортань, вернее, ее мышцы, те, что управляют натяжением голосовых складок, вытягивает, например, человек мысок ноги — возникает спазм в гортани. Напрягает брюшной пресс — то же самое. Более того, здесь, в гортани, как в капле воды, отражается сиюминутное состояние всего организма. И не только эмоциональное.

Известно, что любой стресс, любая мгновенная реакция на внешний раздражитель, прежде всего, проявляется в работе мышечного аппарата. Элементарный пример: мы еще не успели осознать, что произошло, а рука уже отдёрнулась от булавочного укола, от пламени спички. Мышцы гортани — один из самых чутких улавливателей таких внешних cигналов. Любой внезапный стресс вызывает их моментальный спазм. Исследования показали, что голосовые складки весьма чувствительны и ко многим гормонам, в частности щитовидной железы, надпочечников. Их повышенная секреция была обнаружена у многих певцов с сильными голосами. Установлена прямая связь между голосовыми характеристиками, электрокардиограммой и состоянием здоровья человека.

Короче говоря, наш голос, его тембр, вне зависимости от того, что именно мы говорим, несет в себе по характеру своего звучания информацию о нашем внутреннем психическом и физическом состоянии. При этом, конечно же, эмоции влияют на голос, на гортань наиболее очевидным образом.

Любопытный случай произошел однажды с Ф. И. Шаляпиным. Он едва не сорвал спектакль: отказал голос, душили слезы, сильно забилось сердце. И все потому, что его, Сусанина, сейчас должны были убить. Но Шаляпин взял себя в руки, произнес мысленно: полно, брат, пусть у героя будет своя судьба, а у тебя — своя. Твое дело хорошо петь. И дыхание открылось, пульс выровнялся, спазм гортани прошел.

Биоакустический резонанс воздействует не только на голосовые складки певца, но и на весь организм. И если складки издают звуки, то внутренние органы, мышцы, костяк, полости носоглотки, черепа, грудная клетка, диафрагма, живот резонируют каждый по-своему. Вполне понятно, что больные органы ведут себя при этом не так, как здоровые. Поэтому качество голоса зависит не только от природных данных человека, но и от общего состояния его организма. И если все мышцы тела, оказывающие влияние на гортань, все органы, связанные со эвукообразующнм комплексом, здоровы и пребывают, что называется, в порядке, тогда и голос звонок и полнозвучен, тогда и владеет им человек легко и свободно.

Казалось бы, здесь все просто и ясно. Кто же не знает, что надо быть здоровым, что физическое здоровье — та основа, на которой и возможна только любая полноценная деятельность. Но вот тут-то и встречаемся мы с одним неожиданным поворотом проблемы.

Многие музыканты подметили: заболело горло — играть труднее, руки быстро устают. Обнаружилось также, что спазмы гортани резко

снижают результативность спортсменов, влияют па работоспособность людей самых разных профессий. Один американский врач, обследовав группу молодых пёвцов «поп-музыки», обнаружил у них травматический ларингит и уплотненные узелки на голосовых складках — последствия неумеренного форсирования голоса, диких взвизгиваний, нарочитого хрипения. Кроме того, выявились и расстройства в деятельности желудка, печени.

Вывод прост: гортань влияет на работу других органов. Но каким же образом?

Зона гортани обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами. Когда мы говорим или поем, то при этом включаем довольно большой комплекс мышц. И если они работают неправильно, как при частичном спазме, то это приводит к нарушению лимфо и кровотока, хуже начинают снабжаться кровью и связанные с гортанью органы, да и не только они. Вот, например, человеку приходится много говорить. Однако мышечным аппаратом гортани он руководить не умеет, звукообразующий комплекс действует неправильно, в результате снижается сопротивляемость организма к инфекции, воспаляются миндалины.

Отсюда ясно: человек должен уметь владеть своим голосом, уметь правильно говорить и петь. Но не идти же всем для этого, допустим, в консерваторию или в театральное училище...

Этим вопросом несколько лет назад заинтересовался московский инструктор физвокализной регуляции Анатолий Иванович Попов. Рассуждал он так: коль скоро не каждому доступна профессиональная «отделка» голоса, а умение им владеть напрямую связано со здоровьем, то. может быть, стоит поискать какие-то другие пути для ликвидации досадного пробела? Может быть, следует разработать специальный комплекс физических и вокальных упражнений, который давал бы не только обще оздоровительный, но и лечебный эффект?

Занимаясь исследованиями, А. Попов обнаружил целый ряд малоизвестных явлений. Оказывается, когда мы молча слушаем кого-либо, независимо от того, говорит он или поет, мышцы нашей гортани не бездействуют, они тоже двигаются. Мы как бы повторяем за говорящим то. что слышим, сами того не замечая. И если в наши уши назойливо лезут «плохие» голоса певцов, которым неизвестна правильная постановка мышц гортани, это вредит нашему здоровью. А если такой певец поет с микрофоном, если его «пение» многократно усиливается суперсовременной аппаратурой - усиливаются и недостатки, и искажения в восприятии слушателя. Вот почему человечество еще па заре своего развитии, словно бы догадываясь о важности «правильного звука», культивировало хоровое пение. Люди собирались вместе и пели хором. При этом даже тот, кто не обладал выраженными вокальными способностями, «подстраивался» под правильное звуковедение, мышцы его гортани нормализовывались, что, помимо эстетического воздействия, благотворно влияло на организм. Громкое звучание множества голосов заставляло вибрировать внутренние органы певцов, что опять-таки приносило пользу. Ведь на «внешние» мышцы мы легко воздействуем самыми .обычными физическими упражнениями, а вот с гладкой мускулатурой внутренних органов дело обстоит сложнее. Звукам же попасть сюда проще. Сочетание физических упражнений и пения — открытие не новое. В свое время советский ученый Каролис Динейка писал в книге «Двнжение, дыхание, психофизическая тренировка», что «специальные звукодвигательные упражнения для вибрационного воздействия на определенные внутренние органы в сочетании со специальными дыхательными упражнениями...» помогут человеку нормализовать здоровье. А академик А. Богомолец указывал. что «работать должен весь организм, все его функции. Ни одна не должна быть забыта, ни одну нельзя перегружать, доводить до истощения».

Сущность нового метода, предложенного А.И.Поповым, выглядит следующим образом - включение в работу тех мышц, которые обычно простаивают или действуют неправильно, искажая тем самым функции других органов. Если после специальных упражнений человек нормализует свой голос для «бытовой» речи, то обучиться речи сценической или грамотному пению ему будет много легче. Физвокалист на одном вдохе произнесет значительно больше слов, чем нетренированный человек, при этом дыхание у него не сорвется.

На занятиях физвокализом сначала обращают внимание на работу мышц и только после этого переходят к движениям «со звуком», причем вначале без пения. Неправильное пение не даст желаемых результатов, более того, может даже усугубить дисгармонию в межмышечной координации.

А теперь о результатах. Мастер спорта международного класса Б. Фидченко, как и многие другие, обнаружил, что после цикла упражнений он не только улучшил своё самочувствие, но и... приобрел отвращение к голосам плохих эстрадных певцов. А вот что заявила Р. Быстрицкая: «Перестало болеть горло, мучившее меня очень часто, улучшилось работа сердца, исчезла одышка, появились легкость движений, бодрость и неизменно — хорошее настроение».

Анатолий Попон продолжает спою работу. Он считает, что физокализный комплекс поможет людям самых разных профессий — от искусствоведов до шоферов-дальнерейсовиков, которые по ночам часто поют в дороге, чтобы не заснуть.. Что ж, весьма вероятно, что дальнейшие исследования помогут открыть и другие «тайны» нашего г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для родителей «Тайны нашей души»

Цель: научиться видеть свои положительные стороны и повысить уверенность в собственных силах, обмен жизненным опытом с другими родителями....

Классный час: “Тайны нашей памяти”.

Классный час: “Тайны нашей памяти”.“Вспоминаем неожиданно,Непредвиденно, негаданно,То, что было и не видано,Да и впредь не предугадано”.Задачи:1) Сформировать у учащихся представления о памяти, видах ...

Проект "Тайны наших фамилий"

Проект на тему "Тайны наших фамилий"...

Тайны голоса

Тайны голоса...

Исследовательский проект по этимологии «Тайна наших фамилий

Каждая фамилия имеет свою индивидуальную историю, обычно уходящую в далёкое прошлое. История фамилии — своего рода живая история. Тайна рождения многих фамилий утрачена, поэтому об их происхожде...

Статья: «Тайны голоса». Автор: Рюмина О.А. учитель музыки ГБОУ гимназия № 49.

Статья: «Тайны голоса». Автор: Рюмина О.А. учитель музыки ГБОУ гимназия № 49. Немецкая и американская актриса и певица Марлен Дитрих однажды сказала: «Если бы прекрасные голоса продавалис...

Методическая разработка занятия на тему "Тайна наших имен"

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы....