РАЗРАБОТКА УРОКА "ФОРТУНА ПРАВИТ МИРОМ. "КАРМИНА БУРАНА"
тест по музыке (6 класс)

Виноградова Надежда Игоревна

Предлагаю разработку урока музыки в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока42.5 КБ
Office presentation icon Презентация2.49 МБ
Microsoft Office document icon Тест26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:  "Фортуна правит миром. "Кармина Бурана" (6 класс)

Цель и задачи урока:

– формировать представление о стилевом многообразии музыки XX века;

– учить различать простые и сложные жанры музыки на примере сценической кантаты К.Орфа “Кармина Бурана”;

– развивать способность анализировать приемы взаимодействия и развития образов сценической кантаты “Кармина Бурана”;

– развивать навыки напевания мелодий классического репертуара;

Музыкальный материал урока:   фрагменты сценической кантаты “Кармина Бурана” К.Орфа.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

  1. Орг.момент
  2. Проверка знаний – тест
  3. Определение темы урока….

Эпиграф:   Слезы катятся из глаз,
                 Арфы плачут струны.
                 Посвящаю свой рассказ
                  Колесу Фортуны. 
                                                        Из поэзии вагантов

Учитель: (прочитав эпиграф).

-  Ребята, обратимся к тексту учебника.

См. с.76 учебника “Музыка”. 6 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

Прочтите и ответьте, кто такие ваганты и что означает это слово в переводе с латинского языка?

Запишем в словаре значение слова ваганты (лат. – бродячие) – странствующие поэты-музыканты (дети рассказывают, записывают).

Учитель: (продолжает).

В бенедиктинском монастыре Бойерн, в предгорьях Баварских Альп хранился рукописный сборник стихов и песен XII-XIII вв., авторами которых были ваганты. В середине XIX в. рукописный сборник был издан под названием “Carmina burana” – Баварские песни. Стихи образуют внутреннее единство; это собрание песен, воспевающих весну, любовь, вино.

Однако, наибольшую известность стихи приобрели тогда, когда выдающийся немецкий композитор XX века Карл Орф, пересказал их языком музыки.

Объявляется тема урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой сценической кантаты Карла Орфа “Кармина Бурана”.

(Продолжение работы над словарем урока).

Кантата – сочинение для солистов, хора, оркестра.

Музыкально-театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие – сценическая кантата. (Ученики делают записи в тетрадях и в словаре).

Учитель. Вновь обратимся к тексту учебника (см. с.78). Прочтите и ответьте на вопросы:

Какой подзаголовок имеет кантата?

Дети. Мирские песни.

Учитель. Как вы думаете, почему такое название?

Дети. …

Учитель. Содержание охватывает широкий круг светских тем, актуальных как в XIII веке, так и в наше время: непостоянство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращения весны. Карл Орф выбрал 25 песен морализирующего, бытового характера, прославляющих простые земные радости. Кантата включает стихи, как на латинском, так и на немецком языке.

Учитель. Сколько частей в кантате и какие названия они имеют?

Дети. В кантате три части:

I — “Весна” — рисует пробуждение природы, полноту и радость жизни;

И — “В таверне” — это картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны;

III — “О любви” — воспевает счастье и радость взаимного чувства.

Учитель.

Открывает кантату Пролог. Как называются два номера в Прологе?

Дети. “О, Фортуна!” и “Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой”.

Учитель. Над всем царит Фортуна, богиня судьбы, вращение колеса которой, то приносит человеку счастье, то свергает его в пропасть. Музыкальный образ Фортуны открывает и замыкает кантату. “Фортуна — повелительница мира”!

Учитель. А теперь мы обратимся к музыке!

Мы прослушаем два музыкальных произведения!

Какие образы рождаются в воображении, когда слушаешь эту музыку?

Дети….. Драматическая, суровая, захватывающая музыка.

Учитель. Основная мысль этих произведений – раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе – Фортуне.

(Подводя итог высказываниям ребят, можно прочесть перевод на русский язык Пролога).

1. О, Фортуна

O, Фортуна,
словно луна
ты изменчива,
всегда создавая
или уничтожая;
ты нарушаешь движение жизни,
то угнетаешь,
то возносишь,
и разум не в силах постичь тебя;
что бедность,
что власть —
всё зыбко, подобно льду.

2. Оплакиваю раны, нанесённые Судьбой

Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой,
и глаза мои залиты слезами,
она делает дары живущим,
но меня упрямо обходит.
На троне Судьбы
я часто был поднят,
окружённый
морем цветов благосостояния;
я мог процветать
счастливо и благословлять,
теперь же я падаю с этой вершины,
лишённый славы.
Колесо Фортуны делает оборот;
я оказываюсь внизу;
другой поднят надо мной;
высоко, слишком высоко.
Он теперь царь —
созидающий и разрушающий!

Учитель. На первой странице стихотворного сборника "Carmina Burana" была воспроизведена средневековая миниатюра "Колесо Фортуны". Считается, что именно она произвела глубокое впечатление на Карла Орфа и определила композиционный план кантаты.

Первый хор "О, Фортуна, Ты изменчива как луна" неожиданно возвращается в конце кантаты. В этой своеобразной раме проходят контрастные картины жизни: радостные весенние хороводы "Весна", озорные пародийные эпизоды "В таверне", и, наконец, восторженный гимн всеобъемлющей любви "Славься, прекраснейшая!" в исполнении всего состава исполнителей.

Ребята! Сейчас мы прослушаем фрагменты каждой из трех частей кантаты!

Перед вами тексты (в переводе) некоторых частей кантаты.

– Какие фрагменты музыки соответствуют строкам из стихотворного сборника и картинам И.Иванова “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” и Рембрандта “Флора”?

… одетая цветами
господствует Флора,
гармония леса
хвалит её в песнях.
Словно арфа поёт
нежный соловей,
морем цветов
смеются радостные луга,
щебет птиц всё громче
в чудесных лесах,
и хор дев
уже обещает тысячу радостей.

Приди, приди, о, приди же,
не дай мне умереть,
Твоё лицо красиво,
свет твоих глаз прекрасен,
твои сплетённые волосы нежны,
что за чудесное существо!
Краснее розы,
белее лилии,
любимей, чем все другие,
я буду всегда славить тебя!

Дети. ……….

Учитель. Итак, друзья, для нас звучала музыка, обладающая потрясающей силой воздействия!

Произведение, исполняемое в концертах, многочисленно используемое в кинофильмах и рекламных роликах.

Некий музыковед осмелился утверждать, что "Carmina Burana" – прототип традиций современного рока. Мысль интересная ... 

Домашнее задание.

Предлагаю поработать в сети Интернет над поиском аудиофайла с композицией “Кармина Бурана” в исполнении группы “Linkin Park”!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определяем тему урока…

Слайд 2

Слезы катятся из глаз, Арфы плачут струны. Посвящаю свой рассказ Колесу Фортуны. Из поэзии вагантов

Слайд 3

ФОРТУНА ПРАВИТ МИРОМ КАРМИНА БУРАНА

Слайд 7

« Carmina burana » - БАВАРСКИЕ ПЕСНИ В середине XIX в. был издан рукописный сборник стихов и песен XII - XIII вв. Авторами стихов были ваганты

Слайд 8

СЛОВАРЬ УРОКА: Ваганты ( лат .- бродячие) – странствующие поэты-музыканты Кантата – сочинение для солистов, хора, оркестра . Сценическая кантата - музыкально-театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие Кантата – сочинение для солистов,

Слайд 9

КАРЛ ОРФ (1895 -1982 г.г.) (немецкий композитор XIX века) Сценическая кантата «Кармина Бурана»

Слайд 11

КАНТАТА I ЧАСТЬ – «ВЕСНА»

Слайд 12

КАНТАТА II ЧАСТЬ - «В ТАВЕРНЕ»

Слайд 13

КАНТАТА III ЧАСТЬ - «О ЛЮБВИ»

Слайд 14

ПРОЛОГ КАНТАТЫ 1. «О, ФОРТУНА» 2. «ОПЛАКИВАЮ РАНЫ, НАНЕСЕННЫЕ МНЕ СУДЬБОЙ»

Слайд 17

1. О, Фортуна O, Фортуна, словно луна ты изменчива, всегда создавая или уничтожая; ты нарушаешь движение жизни, то угнетаешь, то возносишь, и разум не в силах постичь тебя; что бедность, что власть —всё зыбко, подобно льду.

Слайд 18

2. Оплакиваю раны, нанесённые Судьбой Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой, и глаза мои залиты слезами, она делает дары живущим, но меня упрямо обходит. На троне Судьбы я часто был поднят, окружённый морем цветов благосостояния; я мог процветать счастливо и благословлять, теперь же я падаю с этой вершины, лишённый славы.

Слайд 19

«Весна»-радостные весенние хороводы ( Primo Vere ) «В таверне» - озорные пародийные эпизоды ( In Taberna ) "Славься, прекраснейшая!" – восторженный гимн всеобъемлющей любви ( Cours d’Amour )

Слайд 20

Сравните: музыка - стихи … одетая цветами господствует Флора, гармония леса хвалит её в песнях. Словно арфа поёт нежный соловей, морем цветов смеются радостные луга, щебет птиц всё громче в чудесных лесах, и хор дев уже обещает тысячу радостей.

Слайд 21

Сравните: МУЗЫКА – ЖИВОПИСЬ Рембрандт «Флора»

Слайд 22

Я УЗНАЛ… Я НАУЧИЛСЯ… Я ХОЧУ УЗНАТЬ…

Слайд 23

Домашнее задание. Подготовить аудиозапись композиции «Кармина Бурана» в исполнении группы « Linkin Park »! Подготовить устное сообщение на тему: «Чем мне запомнилась музыка «Кармина Бурана»?



Предварительный просмотр:

Тест

  1. Сочетание звуков….

А. Звуковедение

Б. Мелодия

В.  Песня

2. Чередование сильных и слабых ударов…..

         А. Пунктирный ритм

         Б.  Штрихи

         В. Ритм

3.Музыкальный спектакль, в котором артисты поют на сцене  в сопровождении симфонического оркестра

        А. Балет

        Б. Опера

        В. Мюзикл

4.  Способ исполнения музыки

       А. Штрихи

       Б. Динамика

       В. Лад

5.  Музыкальный спектакль, в котором артисты танцуют на сцене  в сопровождении симфонического оркестра…

      А. Балет

      Б. Регистр

      В. Мюзикл

Тест

  1. Сочетание звуков….

А. Звуковедение

Б. Мелодия

В.  Песня

  2. Чередование сильных и слабых ударов…..

         А. Пунктирный ритм

         Б.  Штрихи

         В. Ритм

 3.Музыкальный спектакль, в котором артисты поют на сцене  в сопровождении симфонического оркестра

        А. Балет

        Б. Опера

        В. Мюзикл

 4.  Способ исполнения музыки

       А. Штрихи

       Б. Динамика

       В. Лад

 5.  Музыкальный спектакль, в котором артисты танцуют на сцене  в сопровождении  симфонического оркестра…

      А. Балет

      Б. Регистр

      В. Мюзикл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Разработка урока: "Экологическое право. Право человека на благоприятную окружающую среду".

В разработке урока большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, о необходимости научиться разбираться в экологической  ситуации, сложившейся в своем городе, районе, критичес...

Конспект урока музыки "Фортуна правит миром"6 класс Критская ФГОС

В  данном  конспекте раскрывается  материал   по  ознакомлению  с   сценической   кантатой  Карла Орфа"Кармина  Бурана" ...

Методическая разработка урока по теме: Фортуна правит миром.

Методическая разработка урока музыки в 6 классе....

«Фортуна правит миром! 6 класс

Цель и задачи урока:– формировать  представление  о стилевом  многообразии  музыки XX века;– учить  различать  простые  и сложные  жанры  музык...