Разработка дистанционного урока "Д. Шостакович. Симфония №7".
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Миронова Екатерина Викторовна

Разработка дистанционного урока "Звучала симфония - пушки молчали".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vov.docx25.83 КБ
Файл urok_vov_-_distant.pptx2.55 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята. Рада встрече с вами. Сегодня у нас особенный урок.

     Вы видите на экране портрет Д. Д. Шостаковича. На уроке речь пойдет о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда и «Ленинградской» симфонии №7 Д. Д. Шостаковича. Это произведение о войне и мире. Мире до и после войны, о нашествии фашистов, страдании народа, о Ленинграде, о стойкости и победе, о скорби по погибшим. Постараемся понять место этой симфонии в культуре и исторических событиях нашей страны.

«Ленинградская» симфония, произведение не простое. Она была написана во время блокады Ленинграда и исполнена в блокадном городе 9 августа 1942 года, музыкантами – героическими людьми. Для исполнения симфонии необходимо было не менее 100 человек, тогда как в самом городе нашлось всего около двух десятков. Остальных музыкантов везли из госпиталей, тащили на санях, т. к. они не могли сами идти, других, понимая важность этого музыкального события для выживающего блокадного города, отпускало командование из войсковых частей. А партитура была доставлена в город на самолёте из места эвакуации композитора Д. Д. Шостаковича. Первая репетиция длилась всего 15 минут. На большее у людей не хватило сил. Чтобы подарить ленинградцам возможность услышать музыку, 14-й артиллерийский полк сыграл свою «симфонию», обрушив на врага шквал огня. И ни один вражеский снаряд не упал за все 80 минут концерта на  филармонию или рядом, хотя немцы целились именно в неё. Концерт транслировался по радио на весь город.

      Послушайте фрагмент I части симфонии. Как мы можем охарактеризовать эту музыку? Она зловещая, грубая, резкая, драматичная.

Эта музыкальная тема называется «нашествие фашистов». Она ярко отражает те ужасы, которые пришлось пережить ленинградцам, когда фашисты осадили огромный город. Вот как вспоминает об этом наша землячка, жительница Железногорска Агнэса Николаевна Толкачёва, которую вы видите на фото. Она 5-летней девочкой пережила блокаду Ленинграда.  

«Блокада города длилась 872 дня. В начале блокады захватчики считали, что город падет уже через 5-7 дней. Уже были выданы офицерам пригласительные билеты на банкет победы в ресторан «Астория», что на Исаакиевской площади. Но военный и гражданский патриотизм защитников Ленинграда не позволил немцам взять город.

 Желание ленинградцев победить было сильнее голода и смерти. Фашисты даже не могли предположить, что для коренного ленинградца (даже смертельно голодного) будет честью умереть в своем непокоренном городе, чем в позорном немецком плену влачить остаток жизни. Если бы мне, девочке-дистрофику, во время блокады предложили:

 - Девочка, ты хочешь много-много хлеба?

- Да, - ответила бы маленькая Агнэса.

- Тогда пусть войдут в город немцы: они дадут хлеба. Ты согласна?

 - Нет! Нет… - сказала бы девочка-ленинградка, и слезы покатились бы по впалым щекам умирающего от голода маленького ленинградского ребенка».

Сравнивая музыкальный отрывок и эти живые воспоминания, мы видим, что музыка может отразить гнетущую тревогу, боль за Родину, непреклонное стремление преодолеть все тяготы.

Не случайно толпы изможденных людей из последних сил собирались на площадях Ленинграда под рупорами, чтобы услышать Седьмую, Ленинградскую, симфонию Дмитрия Шостаковича. Люди плакали, ведь слушая это великое произведение, они сильней утверждались в мысли, что Победа придет обязательно, что огромные, даже запредельные, жертвы не напрасны, враг получит неотвратимое возмездие, а в их любимый город и родную страну вернется мир, и жизнь станет еще прекрасней. Им необходима была сила этой музыки, хотя, казалось бы, им нужно одно - поесть и согреться.

Существует утверждение: «Когда говорят пушки – музы молчат», но Дмитрий Шостакович своей Ленинградской симфонией, сыгранной в блокадном городе, доказал другое - «Война преходяща, а музыка вечна», то есть нужна всем, всегда, в любых условиях.

Оказывается, музыка в военное время очень востребована. Об этом нам говорят фотографии военных лет, которые вы видите на экране. На фронте и в тылу люди черпали силы для боевых и трудовых подвигов в том числе и в музыке.

 Людям на войне музыка была очень нужна, чтобы вспоминать счастливые мирные времена, не терять надежду, получать от музыки моменты радости, поднимать боевой дух. Она давала силы продолжать жить и бороться в этих нечеловеческих условиях.

        На этом мы с вами завершаем сегодняшний урок всего вам доброго. Пусть ваш день сложится хорошо. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 класс Дистанционный урок «Звучала симфония – пушки молчали»

Слайд 2

В нечеловеческих условиях блокадного Ленинграда готовилось исполнение 7-ой симфонии Д. Шостаковича. 14-ый артиллерийский полк заставил на время концерта замолчать вражеский огонь, а симфония транслировалась по радио на весь город.

Слайд 3

Симфония №7 Ленинград, а вгуст 1942 г.

Слайд 4

Агнэса Толкачёва

Слайд 5

Блокадный Ленинград

Слайд 6

«Когда говорят пушки «Война преходяща, – музы молчат» а музыка вечна»

Слайд 7

Люди черпали в музыке силы для боевых и трудовых подвигов

Слайд 8

Тема Великой Отечественной войны вечно живая, именно потому, что люди хранят её в себе – непосредственно в своих знаниях и сердце.

Слайд 9

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дистанционного курса на основе LMS Moodle для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе

Дистанционный Курс создан на основе платформы Moodle - это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet.Дистанционный Курс создан для поддержки учителей...

Методическая разработка дистанционного занятия по математике с применением ЦОР.

урок математики в 6 классе на тему «Деление обыкновенных дробей» с использованием дистанционных образовательных технологий, включает:- маршрутный лист;- учебный материал;- материал ЦОР;- практич...

Разработка дистанционного урока в 10 классе по теме Восточнославянские племена в VIII-IX вв.

Конспект урока для дистанционного обучения детей-инвалидов....

Презентация "Блокадный Ленинград спасла музыка" (Д. Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская")

Уровень образования:  основное общее образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  7 классПредмет(ы):  МузыкаЦель урока:   Зна...

Конспект урока музыки с презентацией "Музыка противостояния злу. Д.Д.Шостакович. Симфония №7 ("Ленинградская")". 7 класс

Методический проект урока в 7 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка»...

Разработка дистанционного курса в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE....