Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Кощеева Ксения Алексеевна

: Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3._avram_hachaturyan.docx29.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Дата:                                                                

Учитель музыки –Новикова А.С

Школа №93                                                                      

Руководитель практики ЧПК №1-Шелепова Д.А

Класс: 7

Преподаватель вокала-Муталиева Л.С

Студентка ЧПК№1 Кощеева Ксения                            

Преподаватель фортепиано- Арсентьева И.Н

40 группа                                                                      

                                                                                                                                                

Тема урока: Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

Цель: изучение новых знаний и способов деятельности по теме «Инструментальный концерт.  Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».

Тип урока: открытие «новых» знаний

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, ассоциативный, метод музыкального общения

Планируемые результаты:

Предметные:
1.
Формирование умения сопоставлять музыкальный и художественный образы

2.Знакомство учащихся с творчеством композитора А. Хачатуряна;

Личностные:

1. Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать.

2. Развивать у учащихся умение тонко чувствовать музыку, совершенствовать певческие навыки.

Материалы и оборудование: Доска, проектор, компьютер, фортепиано, презентация

Музыкальный репертуар:

1. «Лезгинка».

2. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна

3. Фортепианный концерт А.Хачатуряна

4. В. Баснер, М. Матусовский. «На безымянной высоте»

Структура урока:

1.Орг.момент

2.Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Физ. минутка

5 Итог урока

6.Рефлексия

Ход урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

- Вход детей в класс, музыкальное приветствие

-Прозвенел звонок,

-Здравствуйте, ребята!

-Начался урок!

- Здравствуйте!

1

2

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

- Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова.

Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.

Жан Поль

Жан Поль (1763-1825 гг.) - немецкий писатель, сентименталист, автор сатирических сочинений, эстетик и публицист. Жан Полю принадлежит ставшее знаменитым выражение мировая скорбь.

 Сегодня,  ребята, мы c вами отправимся в филармонию. ….

А почему вы не спрашиваете , что такое филармония? Может вы знаете?

- Молодцы! Вы все верно сказали, но также это  и концертный зал, в котором проходят концерты.  (сл. 2)

И, как на любой концерт нам с вами нужно приобрести билеты и программки (раздаю). Что необычного вы видите в брошюре?

-Верно. И в течении всего времени посещения филармонии, нам нужно будет их заполнить.

Сегодня мы послушаем концерт одного из знаменитейших композиторов 20 века. А какого именно, вы сейчас догадаетесь сами, прослушав следующее произведение.

- Звучит «Лезгинка»

-Ребята, как вы думаете, что это за произведение?

-Вспомните фамилии композиторов, которые могли бы написать такое произведение.

-Правильно

-Итак, как вы считаете, будет звучать тема нашего урока?

Творчество композитора А. Хачатуряна, инструментальный концерт А. Хачатуряна.

-Хорошо! В своих билетах запишите название произведения.

«Инструментальный концерт.  Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна

-Молодцы!  А теперь ответим на вопрос, что такое концерт.

Давайте сформулируем общее определение. Запишите его.

Концерт – это крупное музыкальное произведение для солиста с оркестром, опирающееся на сопоставление, «соревнование» двух  и более партий.

Итак, мы сегодня поговорим  о произведении А.Хачатуряна.

Кратко биография(презентация).                                                                                 Хачатурян Арам Ильич. Родился в селе Коджори близ Тбилиси (6 июня 1903- 1 мая 1978гг.) Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом. Он пел под аккомпанемент народных инструментов - саза, кеманчи или тара.

  • Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели. Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые попробовал сочинять музыку. Он блестяще оканчивает музыкальный техникум и поступает в Московскую консерваторию в класс к известному композитору Н.Мясковскому. В консерватории Хачатурян пишет свою первую симфонию, а также камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров.

В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске».

В творчестве Арама Хачатуряна важное место занимает цифра 3. Им создано три балета - «Гаянэ», «Спартак», (видеосюжет из балета) «Счастье», три симфонии, три концертные арии «Поэма», «Легенда», «Дифирамб», 3 концерта - рапсодии.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с музыкой Скрипичного и Фортепианного концертов Хачатуряна.

Сейчас вы услышите фрагмент I части Скрипичного концерта. Постарайтесь услышать - есть ли в нем «соревнование»?

- слушание Концерта для скрипки с оркестром (I часть, экспозиция).

-Итак, есть ли в произведении соревнование?

-В чем проявляется соревнование и чья партия выходит на первый план?

В концерте 3 части, которые рисуют три разные картины из жизни народа, поэтические зарисовки природы Армении.

Ребята, давайте с вами вспомним, как ведут себя зрители и исполнители в зале.

(это учреждение, где играют на инструментах, обучаются игре на инструментах, учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.)

(неоконченные предложения, названия)

(Лезгинка)

(Хачатурян.)

(музыкальный жанр, место где зрители смотрят концерт, творческие номера.

Исполнение музыкальных произведений, выступление оркестра.)

(-Да. Скрипка соревнуется с оркестром. Отдельно звучит скрипка, потом оркестр)

(Партия скрипки,  она самостоятельна, звучит увереннее.)

15

3

Физминутка

1. Руководитель оркестра(кто?) дирижирует

2. Музыканты, закончив выступать, кланяются.

3.Зрители, восхищаясь исполнением, встают и хлопают стоя, а затем тихо садятся.

(Учащиеся выполняют движения.)

2

4

Организация исполнительской деятельности

Регулятивные УУД

-Вернемся к нашему концерту. Сколько же тем вы прослушали?

-: Вы, наверное, обратили внимание, что музыка Арама Хачатуряна носит ярко национальный характер. Чёткий, упругий ритм и танцевальный характер отличают главную партию сонатного аллегро. Эта тема, исполняемая солирующей скрипкой, близка народной музыке Закавказья.

Композитор, следуя традициям, варьирует мелодии, оплетая их кружевом, орнаментом, «играет» ритмами, оркестровыми красками, перекличками оркестра с солирующей скрипкой. Праздничный, приподнято-восторженный тон Концерта вызывает ассоциации с цветущей природой Армении, рождает в сердцах слушателей ответный восторг: «Да будет свет! И да будет радость!» (Б. Асафьев.)

Композитор в своих мелодиях часто опирается на народные напевы.  Давайте сравним первую тему концерта с армянской народной песней.

-        Прослушать тему мелодии армянской народной песни и главную тему I части Скрипичного концерта.

-Что в них общего?

Обратите внимание на гармонию. Она тоже носит черты национального звучания. Это является стилистической особенностью музыки Хачатуряна - использование национальных черт.

Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из Фортепианного концерта.

Пожалуйста, послушайте внимательно и постарайтесь определить характер и настроение музыки

Слушание фрагмента Концерта для фортепиано с оркестром (II часть)

Правильно. Как вы думаете, какие чувства передает в музыке Хачатурян?

Для творчества Хачатуряна характерны оптимизм, жизнеутверждение.

Музыкальными средствами он пытался выразить любовь к своему родному краю, солнечной Армении

В преддверии праздника Победы, мы всегда вспоминаем тех, кто подарил нам мирное солнечное небо. Исполняем песни военных лет.                                                                                                 Давайте исполним песню В. Баснера, М. Матусовского. «На безымянной высоте»

(две)

-знакомы

(Ритм, интонации)

(Музыка лирическая, широкая и плавная)

17

5

Итог

Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний

1. О чем мы сегодня говорили на уроке?

2. Что такое филармония, концерт, инструментальный концерт?

3. С творчеством какого композитора познакомились?

4. Какие мотивы характерны для творчества Арама Хачатуряна?

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается ребятам небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.  .

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Отвечают на вопросы

3

6

Рефлексия

Ребята, мне бы хотелось узнать, понравился ли вам сегодняшний урок, зарядил ли позитивной энергией? Если да- сердце –красное, если не на все 100%-зелёное.

Молодцы ребята, спасибо за урок!

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Скрипка-королева оркестра"

Презентация внеклассному занятию по ознакомлению с инструментом скрипка в общеобразовательной школе....

066. Тема 19 Глиэр Концерт для голоса с оркестром Уроки 31-32

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Концерт современных композиторов в практике детских музыкальных школ на примере Концерта №1 для фортепиано с оркестром О.Буровой

1. Вводный раздел2.Основной раздела) Методический анализ Концерта №1 для фортепиано с оркестромб)Биография композитора3.Заключительный раздел4. Приложение (нотные примеры)...

статья: "ОСОБЕННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ ЖАНРА В «ПОЭТИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ» ДЛЯ ГИТАРЫ С ОРКЕСТРОМ В. КАРЛАША"

Данная научная статья знакомит с творчеством украинского композитора Владимира Карлаша. В ней рассмотрены особенности претворения жанровой модели в сочинении "Поэтический концерт" для гитары с симфони...

статья: "ОСОБЕННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ ЖАНРА В «ПОЭТИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ» ДЛЯ ГИТАРЫ С ОРКЕСТРОМ В. КАРЛАША"

Данная научная статья знакомит с творчеством украинского композитора Владимира Карлаша. В ней рассмотрены особенности претворения жанровой модели в сочинении "Поэтический концерт" для гитары с симфони...

Изучение Концерта А. Вивальди Ля –минор (ор. 3 № 6) в классе скрипки (из опыта работы).

Приступая к изучению концерта А. Вивальди a-moll для скрипки (ор. 3 № 6), учащийся уже имел определенный опыт работы над произведениями композиторов данной эпохи: Дж. Мартини «Гавот», Дж. ...