Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)
методическая разработка по музыке

Мельник Светлана Владимировна

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.

В работе излагаются приёмы формирования навыка чтения интервалов и аккордов, которые использовались мной на уроках в классе общего фортепиано.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ  ИМЕНИ  Г.В. СВИРИДОВА»

Методическая разработка

«Формирование навыков чтения с листа

интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано»

(методические рекомендации для студентов СХНП)

Составитель: преподаватель

                                                            ООФ Мельник С. В.

г.  Курск, 2016 г.

ВВЕДЕНИЕ.

«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать» (И. Гофман).

Работа  раскрывает узкий аспектчтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.

В работе излагаются приёмы формирования навыка чтения

интервалов и аккордов, которые использовались мной на уроках в классе общего фортепиано.

Игра с листа представляет собой непрерывный процесс, основанный на синтезе зрения,слуха и моторики.

Г. М. Цыпин [9] выделяет три основных положения, способствующих улучшениюпроцесса чтения с листа:

а) «разведка глазами»,

б) умение играть, не глядя на руки,

в) ориентировка при игре по графическим абрисам нотной записи.

Последнее из вышеперечисленных условий эффективности чтения с листа и легло воснову данной работы.

Цель данной работы – дать педагогу необходимый систематизированный метод,позволяющий обучающемуся в короткие сроки овладеть навыком чтения с листа интервалов иаккордов, отсутствие которого нарушает непрерывность игры по нотам.

При этом перед студентом ставятся задачи:

  1. твёрдое усвоение теоретических сведений об интервалах и аккордах;
  2. воспитание моторной двигательной готовности к воспроизведениюзвуковых сочетаний;
  3. овладение комплексным восприятием нотной графики.

Встречая в нотном тексте интервал или аккорд, студент обычно останавливает игру для«опознания» и поиска на клавиатуре каждой отдельной ноты созвучия. Для устранения этогозатруднения, следует добиться твёрдого усвоения графического изображениякаждого интервала, а затем и аккорда, складывающегося из уже известных ему интервалов. Всвою очередь, для воспроизведения «расшифрованного» интервала или аккорда необходимодовести до известной доли автоматизма его пианистическое воплощение.Моторная реакция на исполняемый текст напрямую связана с аппликатурной техникой.

Л. Л. Баренбойм писал: «Плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащийсяне представляет себе, как расставить пальцы в нотном тексте и играет первыми«подвернувшимися» пальцами. Поэтому типичная аппликатура основных фортепианныхтехнических форм – гамм, арпеджированных последовательностей, двойных нот и аккордов –должна войти в плоть и кровьобучающегося, в противном случае наступает полнейшая анархия,случайность в области аппликатуры.

Аппликатура основных фортепианных технических формдолжна быть усвоена студентами настолько прочно и глубоко, чтобы встретив в музыкальномпроизведении ту или иную техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бысами собой, занимали нужную позицию» [1].

Еще Ф. Лист пришел к выводу, что у опытного музыканта движения возникают наоснове хорошо натренированной «двигательной памяти», что даёт не только техническуюсвободу исполнения, но также и свободное чтение нот: «Что касается читки с листа, ясно, чтоприучив глаз и руку ко всевозможным комбинациям, воспроизводишь их с легкостью, несмущаясь ими; сверх того надо освоится на практике со всеми аккордами, модуляциями,гармоническими ходами…Благодаря этому, а также занимаясь обычным разбором музыки,можно быстро научиться читать с места всё, что угодно» [4].

В работе с начинающими студентами необходимо в первую очередь добиться твёрдого усвоениятеоретических знаний о каждом интервале и аккорде, затем переходить к их практическому исполнению, то есть к игре на клавиатуре устных заданийпреподавателя, осваивая при этом ещё и

аппликатурную технику.

Читающий с листа должен иметь запас моторно-технических оборотов, для эффективнойреализации которого необходимо научить его воспринимать текст не по «складам», акомплексно, по более крупным единицам. Такой навык успешно развивается в результатесистематического педагогического воздействия, направленного на овладение учеником таким

важным элементом техники чтения с листа, как ускоренное восприятие нотной графики, основанное на приёмах так называемого относительного и обобщенного чтения.

Первичным в процессе игры по нотам является восприятие текста. Процесс чтения слиста интервалов и аккордов протекает легче у студента, который не просто складывает их изотдельных звуков, а приучен к зрительному охвату пространственных дистанций междунотными знаками. Это прием относительного чтения.

Приемы обобщенного чтения предполагают твёрдое, доведённое до автоматизма знаниевертикальных звуковых комплексов [3].При чтении с листа интервалов и аккордов эти приёмы работают в тесной взаимосвязи,

помогая достижению автоматизации выполнения значительной части действий.

После того, как будет пройден новый этап – прочное усвоение графического рисункаинтервала или аккорда (устное чтение), можно переходить непосредственно к чтению с листа,которое синтезирует пройденные этапы. На помощь приходят упражнения, являющиесяодним из типов вспомогательных развивающих действий, направленных на развитие

преимущественно одного умения.

Упражнения воспитывают навыки:

1) быстрого зрительно-слухового опознания интервала и аккорда по его специфическомурисунку на любом участке нотного стана;

2)мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал – на основе элементарных,«типовых» аппликатурных формул.

Обучающийся, свободно справляющийся с упражнениями, легко прочитает интервал илиаккорд в музыкальной пьесе, что без специальной подготовки зачастую является камнемпреткновения, нарушая главное условие чтения с листа – непрерывность исполнения.

РАЗДЕЛ I. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА ИНТЕРВАЛОВ

1.1. Интервалы.

При формировании навыков чтения каждого интервала соблюдается прохождение трёхэтапов работы.

Первый этап работы:

  1. усвоение теоретических знаний о каждом интервале;
  2. аппликатурные правила;
  3. игра на клавиатуре устных заданий учителя.

Для выработки мгновенной реакции пальцев на «сигнал» нотного текста необходимосформировать свободную ориентировку рук и пальцев на клавиатуре. С этой целью студенту первоначально даются задания на клавиатуре: взять интервал от заданного учителем устнозвука вверх или вниз, соблюдая аппликатурные правила. Задания выполняются поочередно

каждой рукой.

Исходные аппликатурные формулы интервалов не должны закрепляться до степениполной их автоматизации. Необходимо вовремя приступить к расширению наборааппликатурных вариантов, подготавливая мышление и аппарат обучающегося кисполнению аккордов. Эта новая аппликатура: терции 1-2, кварты 1-3 и квинты 1-3, 1-4пальцы.

Второй этап работы: определение интервала по его графическому рисунку.После работы на клавиатуре обращаемся к нотной графике этих интервалов. Здесьнеобходимо подчеркнуть, что в любом месте нотного стана каждый интервал имеет свойсобственный «внешний вид», определяемый относительным расстоянием междусоставляющими его нотами.

Так у секунды ноты расположены рядом. В терции они пишутся на линейках или между ними. Кварта на одну ступень выше терции и ноты чуть раздвинулись, но не так широко как у квинты.В квинте же между ними свободно может поместиться еще одна. Секста наодну ступень шире квинты.         Неопытный глаз обучающегося может спутать сексту с квинтой, поэтомуследует обратить его внимание на то, что у квинты оба звука или на линейках, или междулинейками, а у сексты – один звук записывается на линейке, другой – между линейками.Подобное сравнение уже проводилось между квинтой и квартой, только секста значительношире кварты. У септимы и октавы оба звука расположены достаточно далеко друг от друга.

Помогает их различить тот факт, что у септимы звуки (как у терции и квинты) оба на линейках или оба между линейками.

Для автоматизации зрительного восприятия секунды и терции служит следующееупражнение, которое выполняется учеником устно: нужно зрительно определить и назватьинтервалы, записанные на нотном стане без ключа.

Урок содержит такие виды работ, как:

1) играть интервалы вверх и вниз от разных белых клавиш разными аппликатурнымикомбинациями;

2) устно: называть интервалы, записанные на нотном стане;

3) находить пройденные интервалы в музыкальной пьесе (устно, определив по внешнемувиду).

Третий этап работы: игра интервалов по нотной записи.

После того, как студент научился свободно строить на клавиатуре интервал вверх и внизот любой белой клавиши, уверенно пользуется аппликатурными формулами и легко узнает ихв нотной записи, задача усложняется. Теперь предстоит сыграть записанные интервалы,предварительно назвав вслух: а) интервал, б) нижний звук.

Обучающемусяпредлагается сыграть упражнение, записанное на нотном стане без ключа.Правой – мысленно «ставить» скрипичный ключ, левой – басовый. Полезно повторитьупражнение, выбрав в качестве «отправной» точки не нижний, а верхний звук. Упражнениеможно усложнить, «поставив при ключе» один – два диеза или бемоля.

Одновременно с игрой упражнений, содержащих только интервалы, рекомендуется читать с листа лёгкие пьесы, в которых встречаются пройденные интервалы. В зависимости отстепени подготовленности, возможностей студента, можно предложить ему чтение толькоодной руки.

1.2. Параллельное движение интервалов.

Чаще всего оно встречается в виде параллельного движения октавами или секстами как,например, в Менуэте Б. Бартока или Стаккато-прелюдиях С. Майкапара.

При параллельном движении интервалов внимание студента переключается с вертикали на горизонталь. Всё внимание его должно быть направлено на нотную запись, рукаиграет «вслепую», т. е. свою руку он видит как бы «рассеянным зрением». Здесь важноумение «почувствовать» интервал в руке. Предложите ему выбрать нижнюю иливерхнюю ноту в интервале и по ней следить за движением.

1.3. Последовательности интервалов с общим звуком.

В фортепианной литературе нередко встречаются фрагменты изложения фактуры,представленные в виде последовательности интервалов с общим звуком, который может бытькак верхней нотой в интервалах, так и нижней, то есть один голос стоит на месте, а второй движется.

Примером может служить переложение для исполнения в 4 руки хора «Славься» изоперы «Иван Сусанин» М. Глинки; в I партии в левой руке в течение двух с половиной тактовверхний голос стоит на месте, нижний – движется; во II партии в правой руке нижний голостри такта остается на месте, движение – в верхнем голосе. В таких случаях вниманиечитающего с листа должно быть направлено на развитие горизонтали с анализомдвижущегося голоса. Следите, чтобы студент смотрел только в ноты. Ему предлагается потренироваться на упражнениях, предварительно определив, закаким голосом придётся следить.

1.4. Последовательности интервалов с движением обоих голосов.

В таких последовательностях движение голосов может встречаться как попеременное,так и одновременное. Упражнения с такими последовательностями требуют внимания одновременно как кверхнему, так и к нижнему голосам. Дайте обучающемусязадание сыграть, анализируя (лучшевслух), какой голос «стоит на месте», какой – движется, сходятся или расходятся голоса.

На третьем этапе формирования навыков чтения интервалов с листа даётся задание:

1) играть упражнения, содержащие пройденные интервалы или их последовательности;

2) читать с листа лёгкие пьесы (выбор пьес зависит от степени продвинутости студента),содержащие пройденные интервалы или их последовательности.

РАЗДЕЛ II. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА АККОРДОВ.

1.1.Трёхзвучные аккорды.

Так как каждый аккорд представляет собой комплекс уже знакомых интервалов, этапыработы над формированием навыков чтения аккордов аналогичны тем, которые соблюдалисьв работе над интервалами.

Первый этап работы:

  1. интервальный состав и аппликатура;
  2. графический рисунок.

Аккорды отличаются друг от друга интервальным составом. Студент, хорошо освоившийтерции и кварты, не будет испытывать затруднений в распознавании аккордов. Трезвучие узнаётся сразу. Секстаккорд и квартсекстаккорд отличаются от трезвучияналичием кварты, вся разница в том, где она находится, вверху или внизу. Даются упражнения для устного чтения, куда входят трезвучие и его обращения длязрительного закрепления отличий аккордов.

На начальном этапе главное – зрительный охват аккорда. На передний план выходитважность освоения аппликатурных навыков, связанных с  чтением аккордов, то естьмгновенная реакция пальцев на графический рисунок аккорда.

Второй этап работы: игра аккордов по нотной записи.

Как и при чтении интервалов, в первую очередь нужно определить нижний звук, только затем играть аккорд. Чтение вертикальных комплексов снизу вверх с опорой на их басовыйфундамент предпочтительнее при овладении техникой чтения аккордов, что окажетсячрезвычайно полезным впоследствии, когда вертикаль намного усложнится.

При чтении с листа трезвучий можно активизировать слух, добавив задачу «услышать» мажорили минор, так как трезвучие несёт в себе ладовую окраску.Для большей активизации зрительного внимания и выработки аппликатурной гибкостиможно поиграть упражнения с проставленной аппликатурой.

1.2.Последовательности трёхзвучных аккордов.

В фортепианном репертуаре можно встретитьдостаточное количество произведений с довольно продолжительными аккордовыми последовательностями – например, в «Баркароле» Ю. Щуровского или

«В полях» Р. Глиэра. Длячтения такой фактуры необходим анализ движения голосов, при котором вниманиенаправлено на развитие сразу нескольких горизонтальных линий, одновременно свертикальным контролем интервального состава каждого аккорда.

В упражнениях, а в последствие в пьесах ставится задача – проследить, как меняетсяаккорд: какой голос остается, какой движется, проследить голосоведение (все это студент говорит вслух). При возникновении затруднений можно на первых порах ограничитьсяустным чтением упражнений.

Так как подобная фактура полифонична, чтение её требует предельного внимания.Поэтому вполне допустимо читать на уроке такие пьесы, как «Прелюдия» Г. Пахульского, «Вполях» Р. Глиэра, распределив партии правой и левой рук между студентом и преподавателем.

1.3.Четырёхзвучные аккорды.

К четырёхзвучным аккордам, главным образом, относятся септаккорд и его обращения.Как и при изучении предыдущих аккордов, в первую очередь обучающийсяучится игратьсептаккорд от разных клавиш, получая задание «держать в уме» ключевые знаки.

Надо заметить, что доминантсептаккорд довольно часто встречается с пропущеннымтерцовым или квинтовым тоном, то есть в неполном виде. В этом случае его интервальныйсостав – это терция и квинта. Этот момент заслуживает особого внимания и специальнойнатренированности рук, поэтому рекомендуется поиграть неполные септаккорды двух видовкаждой рукой отдельно.

Вполне достаточно видеть в каждом обращении всего лишь аккорд,представляющий собой комплекс уже знакомых интервалов. Исходя из задачи зрительного ихвосприятия, обращения септаккорда преподносятся студенту как различные комбинации двухтерций и секунды, которая может располагаться снизу, в середине и сверху (по отношению ктерциям). Неполные квинтсекстаккорд и секундаккорд встречаются в нотном тексте какаккорды из квинты и секунды.

Наряду с аккордовыми структурами классического типа, полезно вводить в работуненормативные (нетерцового строения) созвучия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Формирование навыков чтения интервалов и аккордов как цельной структурнойединицы нотного текста чрезвычайно важно начинать на раннем этапе обучения.

Свободно ориентируясь в различных звукосочетаниях, студент получает известнуюсвободу, встречаясь с аккордовой фактурой, как при чтении с листа, так и при работе надмузыкальным произведением в классе фортепиано, фортепианного ансамбляили аккомпанемента.

Результатом применения данной работы в педагогической практике является увеличение объёма используемого учебного материала и ускорение темпов его изучения. Это даётвозможность ознакомления с большим числом произведений музыкальной культуры, что,расширяя кругозор обучающихся, играет важную роль в развитии художественно-образногомышления, стимулирует интерес к занятиям, к самостоятельному домашнемумузицированию, укрепляя, в конечном итоге, увлеченность музыкой.

Список используемой литературы:

1. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. Часть I.Классика XXI, 2007.

2. Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. Глава III. Чтение с листа.

 М., Просвещение, 1964.

3. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста.М.: Классика-XXI, 2005.

4. Буасье А.. Уроки Листа. СПб., Композитор.,2003.

5. Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения с листа.Под.ред. Т. Л. Беркмана. М., Изд-во АПНРСФСР, 1960.

6. Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. М.,Классика-XXI, 2007.

7. Серебровский И. Б. К вопросу о развитии навыка чтения с листа. Труды инс-та культурыим. Н. К. Крупской. Том 13. Л., 1963.

8. Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации.Москва: РИФ "Крипто-логос", 1992.

9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано

Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Методическая разработка «Развитие навыка чтения с листа и транспонирования в классе аккомпанемента»

Известно, что в музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в исполнительстве, другие – в аккомпаниаторской  работе, третьи – в композиции....

Методическая разработка "Формирование навыка чтения на среднем этапе обучения"

В данной работе представлены упражнения, направленные на развитие навыка чтения на уроках английского языка....

Методическая разработка: «Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне»

Важным условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом кл...

Методическая разработка "Формирование навыков чтения на уроках иностранного языка"

Один из важнейших аспектов в изучении иностранного языка-формирование навыков чтения. Благодаря которому студенты учаться понимать язык через текст, видеть в нем грамматические и лексические структуры...

Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"

Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"...