Конспект урока по музыке 1-2 класс "Колыбельной песни добрый свет".
план-конспект урока по музыке на тему

Романец Оксана Петровна

Конспект урока по музыке 1-2 класс "Колыбельной песни добрый свет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tema_kolybelnoy.zip12.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Колыбельной песни добрый свет».

 Цель:

1. Закрепить знания о танцах: менуэт, полька, хоровод, вальс, плясовая.

2. Рассказать о предназначении колыбельной песни.

 Задачи:

Образовательные:

1. Работать над пониманием и усвоением текста песни.

2. Работать над интонационной и выразительной стороной речи.

3. Продолжить работу над вокально-хоровыми данными: умение распределять дыхание по фразам, с ясной артикуляцией произносить тект песен, петь мягким ровным звуком.

Коррекционные:

1. Развивать логическое мышление через слушание музыки и исполнение песен.

2. Коррекция личности через развитие творческих способностей.

3. Формировать умение выслушивать товарища.

4. Коррегировать нарушения звукопросизносительной стороны речи с помощью специальных упражнений.

Развивающие:

1. Умение вниматльено слушать от начала до конца, выражать свои мысли.

2. Совершенствовать певческие навыки.

3. Развивать чувства ритма, речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку.

Воспитательные:

1. Формировать нравственные и моральные начала через восприятие жизненных ситуаций.

2. Развивать чувство прекрасного через музыку.

3. Воспитать любовь к музыке.

 Оборудование:

1. Ноутбук, диски, проектор, экран, материал: отрывок из кинофильма «Кадкина всякий знает», отрывок из мультфильма «Бременские музыканты», «Сказка о глупом мышонке».

2. Синтезатор.

3. Музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон, палочка для дирижера.

4. Игрушки: котик, мышонок, игрушки для колыбельной и сказки.

5. Звездочки.

6. Карточки.

 План:

1. Организационный момент. Вход с маршем.

2. Приветствие.

3. Распевка.

4. Песня «Жу – жу».

5. Закрепление пройденного материала. Танцы.

6. Игра на музыкальных инструментах.

7. Игра-хоровод «Колпачок».

8. Сообщение темы. «Нежная песенка».

9. Движение под музыку.

10. «Сказка о глупом мышонке».

11. Закрепление.

12. Домашнее задание.

13. Выход.

Ход урока:

I. Организационный момент. Вход с «Маршем веселых ребят» И.Дунаевского.

II. Приветствие.

Здравствуйте, ребята (учитель поет).

Здравствуйте, учитель (поют дети).

Очень рада видеть вас (учитель).

Очень рады видеть вас (дети).

Добрый день, мальчики

Добрый день, учитель

Добрый день, девочки

Добрый день, учитель

III.  Распевка. «Солнце встало».

Солнце встало, детвора

Лё-лю-ля

Вот и нам вставать пора

Лё-лю-ля

Коррекционная задача распевки:

 Членораздельно воспроизводить слоги, слова.

 Скандировать каждый слог (ле-лю-ля).

«Ма-мэ-ми-мо-му

 два теленка на лугу.

Ра-рэ-ри-ро-ру

Щиплют сочную траву.

— Для выработки ясной, четкой дикции есть специальные упражнения.

 Как они называются (скороговорки).

— Дети, а что обозначает слово «скороговорка»? Кто нибудь знает? (Быстро

 говорить).

— Старайтесь чтобы губы и язык энергично работали.

Скороговорки. (петь с постепенным ускорением).

Учитель: до-до-ре-до-до.

Дети повторяют: до-до-ре-до-до.

Учитель: до-ре-до-ре-ми-ми.

Дети повторяют: до-ре-до-ре-ми-ми.

Учитель: ми-ре-ми-ре-до-до.

Дети: ми-ре-ми-ре-до-до.

Учитель: до-ре-ми-ми-ре-до.

Дети: до-ре-ми-ми-ре-до.

Учитель: до-ре-ми-фа-ми-ре-до.

Дети: до-ре-ми-фа-ми-ре-до.

Учитель: до-си-ре-до-до.

Дети: до-си-ре-до-до.

Учитель: до-до-до-о-о-до-до.

Дети: до-до-до-о-о-до-до.

Скороговорка: (исполнение по ролям).

- Жук-жук, пожужжи. Где ты прячешься, скажи?

- Жу-жу-жу-жу-жу. Я на дереве сижу.

IV. Пение.

 «Веселый жук», Р.Котляревский.

— А чем занимается жук в нашей песне?

 ( Дети шепотом повторяют слова песни, четко произнося каждое слово.)

— А сейчас мы исполним эту же песню как на концерте. Встаньте красиво, прямо, ручки сложите в замочек, потянитесь вверх, разожмите замочек вверху и плавно опустите руки через стороны. Спинка остается прямой.

I. Закрепление пройденного материала. Танцы.

- А какие танцы вы знаете? (Полька, вальс, менуэт, хоровод, плясовая).

- Как их танцуют? (На проекторе показываю детям рисунки с танцами).

Дети отвечают: — Плавно, мягко с поклонами.

Дети: — Это плясовая. Танцуют задорно, весело.

 ПОЛЬКА

VI. Игра на музыкальных инструментах.

ВАЛЬС

Дети: - Вальс, мальчик с девочкой плавно кружатся.

Учитель: - А какой танец мы с вами исполняем на музыкальных инструментах? (Вальс).

ХОРОВОД

Дети: — Хоровод. Берутся за руки и медленно двигаются по кругу.

I.  Игра хоровод «Колпачок».

— А вы умеете водить хоровод? (Да).

— Встаем на коврик и беремся за руки. Но мы не просто будем водить

 хоровод, а еще поиграем в игру «Колпачок».

Дети водят хоровод. В центре круга стоит ведущий в колпачке, и дети в хороводе поют песню:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки, красные сапожки.

Мы тебя поили, мы тебя кормили, на ноги поставили,

Танцевать заставили.

 На словах «танцевать заставили» все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят на ноги и снова образуют круг, хлопая в ладоши. Водящий начинает крутиться с закрытыми глазами. Все поют:

Танцуй, танцуй,

Сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз. Кого выбрал, тот поет:

Это я.

Ведущий должен угадать по голосу кто это. Если угадал, то меняется с ним местами.

I. Сообщение темы.

— В каких случаях люди поют песни и слушают музыку? (В праздники, когда под нее танцуют и поют песни, на парадах под нее маршируют военные, во время выступления фигуристов.)

— А еще во все времена музыка звучит, когда мамы укладывают своих детей спать. Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих малышей спать стали петь им колыбельные песенки. А почему они так называются? (Потому что они исполнялись у колыбели).

— А что такое колыбель? (Люлька).

— Кто-нибудь из вас видел колыбельку?

— Мы сейчас посмотрим как выглядит колыбелька. (Отрывок из х/ф «Кадкина знает всякий»). (Женщина качает люльку с ребенком и поет колыбельную песню).

Ай люли, ай люли,

Прилетели гуленьки.

Они сели на дубы,

Ай люли, ай люли,

Они стали ворковать,

Стали дитятку качать.

— Дети, вам понравилась эта песенка? Почему эта песенка вам понравилась?

 Как она звучала? Какой характер?

Раздаю карточки из «словаря настроений». Дети выбирают те карточки, которые подходят по характеру к этой песни.

НЕЖНАЯ СЕРИТАЯ

ГРОМКАЯ ВЕСЕЛАЯ

ТИХАЯ ЛАСКОВАЯ

ПЛАВНАЯ МЯГКАЯ

РАДОСТНАЯ ГРОЗНАЯ

— Вот такую ласковую и добрую песенку поет мама своему малышу, а слова

 какие ласковые подобраны: ворковать, ай люли, ай люли; дитятка, гуленьки.

— А что значит ворковать? (Петь песню).

 — И звучат эти слова особенно плавно, ласково, нежно, потому что каждая мама любит своего малыша.

— А дети поют мамам колыбельные песни?

— Да, такую песню мы с вами знаем. Как она называется? («Нежная песенка»).

— Какие слова являются главными в этой песне? Прочтите выразительно.

Я ее будить не стану.

Осторожно подойду.

Сяду к ней на край дивана

И тихонечко спою.

—А почему мы ее не станем будить? (Потому что мама устала. Повтор второго куплета.)

— А мама пела для нас когда мы были маленькими? Про кого пела песню? (Да, пела. Про Зайчонка и про Мишку.) (Повтор первого куплета.).

— В этой песне у нас есть очень сложное место. Какое?( Поем протяжно букву А.).

— Что бы музыкальная фраза была плавной и вы не делали много вдохов мы сначала с вами поиграем в игру. Положите правую руку на живот. Вдохните через нос. Рот закрыт. Рука должна чувствовать, как при вдохе живот немного «выпячивается» вперед. Задержите дыхание, а дирижер посчитает до пяти и покажет когда мы выдохнем воздух. Делаем губы трубочкой и выдыхаем через рот медленно.

— В песне мы поем гласную или согласную букву? (Гласную).

— Чтобы научиться красиво петь гласные исполним следующее упражнение. Открываем рот только в высоту, а не в ширину. Поем гласные звуки А-Э-И-О-У на одной ноте и на одном дыхание.

Исполнение упражнения.

— Теперь споем песню, стараясь точно и выразительно передать ее характер и настроение. Как мы ее исполним? (Мягко, плавно, нежно.)

I. Движение с музыкой.

— Как мы узнаем что наступил вечер и пора ложиться спать? (Становится темно и на небе зажигаются звезды.)

— Мы с вами нарисуем звездочки под музыку. Какие будут движения? (Плавные, мягкие.)

Дети танцуют под музыку Е.Крылатова «Тема Русалочки».

— Какие красивые звездочки появились на небе. Наступила ночь, мама стала укладывать своего малыша спать. Стала петь ему колыбельную песенку. А еще колыбельные песни называют баюкашными. Почему так? (Пели «баю-баю».)

— Мы послушаем баюкашную песню и попробуем усыпить наши игрушки. (раздать игрушки).

— Колыбельная песня поется так как качается колыбелька. Баю-вверх, баю – вниз. Это помогает малышу скорее уснуть. И мы сейчас попробуем покачать наши игрушки. (Дети смотрят отрывок м/ф «Бременские музыканты» где звучит колыбельная песенка «Баю-баюшки-баю»).

— Баю-баюшки баю,

 Не ложися на краю.

— Я всегда ложуся с краю («ложуся»-так поют в мультфильме)

 И спокойно засыпаю.

 Лягу я на край.

— Не ложись.

— Лягу, так и знай.

— Не ложись,

 Придет серенький волчок

 И укусит за бочок.

— Уснули наши игрушки? (Нет.)

— Почему? Это же была колыбельная. Какая мелодия у песни: ласковая и

 нежная? (Показ на экране проектора слов из словаря эмоций.)

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ

ГРУБАЯ ЗАБОТЛИВАЯ

ЗЛАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ

ГНЕВНАЯ ПРИВЕТЛИВАЯ

ЖУТКАЯ ДРУЖЕЛЮБНАЯ

ГРОЗНАЯ ДУШЕВНАЯ

— Выберите подходящие слова.

— Мы попробуем усыпить наши игрушки под другую песню. Я вам исполню колыбельную, а вы мне скажите кто главный герой в этой песенке.

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький лобок.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тому коту

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога,

Дам кувшинчик молока.

— Почему уснули наши игрушки под эту песенку? Она была какая? Смотрим на экран. («Словарь настроений»).

— Так о ком пелось в этой песенке? (О коте.)

— Почему кот?

— Люди издавна приметили, что коты любят днем спать, спит – песни поет, мурлычет, убаюкивает сам себя. П прапрадедовские времена прежде чем положить малыша в колыбель, клали в нее кота, или кошку, что бы малыш также спокойно спал в колыбельки как спят они. А сейчас кладут котиков в кроватку младенца? (Нет).

— Какой котик в этой песенке? Добрый, ласковый? А может быть царапучий? (Показ игрушечного кота. Дети его трогают и гладят.)

Дети: — Котик нежный и ласковый. Чтобы ребенок смог скорее уснуть.

— А вы заметили, что в колыбельных песнях часто повторяются мягкие звуки, например, - «нь» в словах «котенька», «серенький»? Такие мягкие звуки создают атмосферу покоя, тепла и добра.

— Как вы думаете, малышам от этой песенки какой будет сниться сон? (Добрый).

— А еще на ночь мамы рассказывают детям сказки.

Х. «Сказка о глупом мышонке» Самуила Яковлевича Маршака.

— Сядьте поудобнее, я вам расскажу сказку.

— Почему ни кто не мог усыпить малыша? (Учитель показывает детям игрушки животных).

Как пела мышь? Тоненько (Пи-пи). (Дети подражают голосам животных).

 Утка пела громко. (Кря-кря).

 Жаба скучно. (Ква-ква).

 Лошадь страшно. (И-го-го).

 Свинка грубо. (Хрю-хрю).

 Курица. (Кудах тах, тах. Эдак вовсе не уснешь).

 Щука. (Тихо. Открывает рот молча).

 Кошка сладко. (Мяу).

— Что случилось с мышонком? (Кошка съела.)

— Послушный сыночек у мамы мышки? (Нет).

— А если бы он слушался маму этого бы не произошло. Мама спела бы ему на ночь колыбельную песенку, мышонок бы уснул и все было бы замечательно.

— А как вы думаете, ребята, кто сочинил колыбельные песни? (Мама).

— Да, вы, наверное , правы. Скорее всего колыбельная песня была когда-то создана чьей-то мамой или няней, только имени их мы не знаем. Затем от мамы песня перешла дочке, от ее дочки к ее дочке. Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, добавил что то свое и третьему передал. Так и сохранилась колыбельная до наших дней.

 — Знаете ли вы, что колыбельные песни создаются и сейчас. Их можно услышать по радио и телевидению. В какой детской передаче можно услышать колыбельную песню? (Спокойной ночи, малыши.) (Исполнение первого куплета.)

— Да, ребята, если колыбельные песни сочиняются и исполняются и в наши дни, то, наверное, они не устарели и действительно нужны людям.

I. Закрепление.

— Какие колыбельные песни мы слушали с вами на уроке?

— Для этого закроем глаза ладошками и представим себе, что наступил тихий вечер, что скоро каждому из нас предстоит отправиться спать. Какую музыку мы услышим?

— Кто готов напеть эту колыбельную песню? (Дети вспоминают песни.)

II. Домашнее задание.

 — Я попрошу вас узнать дома у мам и бабушек, какие им в детстве пели колыбельные.

— Думаю, что когда у вас будут дети, вы будете петь им добрые и ласковые, нежные колыбельные песни.

III. Выход с музыкой «Спят усталые игрушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...

План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Конспект урока по программе Критская, Сергеева....

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Мелодия. Ты запой мне ту песню...»

В конспекте обозначены технологии, которые используются на уроке.·         Технология развивающего обучения (ТРО)....

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме: "Песенное дыхание. Истоки происхождения песни"

Знакомство с жанром "песня", создание условий для погружения в атмосферу народной и композиторской песни....

Конспект урока по музыке 6 класс "Старинной песни мир"

Конспект урока по музыке 6 класс "Старинной песни мир"...