Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»
материал по музыке на тему

Валетова Гульнара Винеровна

Введение

Выбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методикой преподавания на инструменте необходимо знать педагогу-пианисту. Считаю, что данная тема является злободневной, интересной и востребованной в сфере музыкально-педагогической деятельности. Занятия в классе фортепиано на сегодняшний день являются одним из наиболее эффективных средств музыкального и эстетического воспитания учащихся.

Цель работы – проанализировать научно-методическую литературу выдающихся педагогов, овладеть методикой передачи информации, выявить наиболее эффективные методы для развития творческих способностей детей.

Задачи работы – систематизировать знания в области музыкальной психологии, педагогики и методики фортепианной игры, консультации со специалистами, участие в дискуссиях, мастер-классах, открытых уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.sooshch3.odt28.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ № 12»

Методическая работа

 «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»

Составила: Валетова Г.В.,

Преподаватель ДШИ №12

Челябинск, 2017


Содержание

Введение.................................................................................................................3

Влияние педагогики как науки на методы и принципы работы в классе фортепиано...................................................................................................................4

Развитие музыкальных способностей в классе фортепиано.............................9

Знание физиологических особенностей ученика в педагогической деятельности преподавателя по классу фортепиано..............................................15

Заключение...........................................................................................................20

Список литературы..............................................................................................21

Введение

Выбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методикой преподавания на инструменте необходимо знать педагогу-пианисту. Считаю, что данная тема является злободневной, интересной и востребованной в сфере музыкально-педагогической деятельности. Занятия в классе фортепиано на сегодняшний день являются одним из наиболее эффективных средств музыкального и эстетического воспитания учащихся.

Цель работы –  проанализировать научно-методическую литературу выдающихся педагогов, овладеть методикой передачи информации, выявить наиболее эффективные методы для развития творческих способностей детей.

Задачи работы – систематизировать знания в области музыкальной психологии, педагогики и методики фортепианной игры, консультации со специалистами, участие в дискуссиях, мастер-классах, открытых уроках.

Влияние педагогики как науки на методы и принципы работы в классе фортепиано

Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу человека, играет огромную роль в формировании творчески мыслящей и духовно-богатой личности, таким образом, важнейшей тенденцией музыкальной педагогики нашего времени, во многом определяющей её принципы, является гармоничное развитие личности обучающегося, направленное на раскрытие его личностного и профессионального потенциала. Хочу напомнить, что предмет методики включает в себя знание основных педагогических законов и принципов обучения, а также психологические особенности детей и подростков. Очень важен:

1)плановый характер обучения (от простого к сложному),

2)индивидуальный подход к ученику,

3)использование преимуществ развивающего обучения:

             а) увеличение объема рабочего материала;

             б) ускорение темпов прохождения учебного материала;

         в) развитие самостоятельности и творческой инициативы ученика.

4)учебный материал должен излагаться доступно и последовательно,

5)самое главное - развить интерес и любовь к занятиям музыкой,

6)развитие и поддержка в ученике чувства уверенности в себе и морально эстетического удовлетворения от занятий музыкой.

7)включение в репертуар только высокохудожественного музыкального материала.

8)принцип уважения к ученику,

9)принцип коллективности,

10)педагог не должен навредить ученику [8, с. 164].

К принципам организации педагогического процесса относятся:

- принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;

- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

- принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;

- принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает  организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

- принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

- принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

- принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.

К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:

- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;

- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;

- принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на него;

- принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, превращения их в субъектов воспитания личности;

- принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности [9, с. 52].

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

Принцип доступности обучения.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся [1, с. 78].

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

Закон единства и взаимосвязи теории и практики [2, с. 41].

Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

1) наследственности;

2) воспитательной и учебной среды;

3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;

величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) интенсивности и качества чувственного восприятия;

2) логического осмысления воспринятого;

3) практического применения осмысленного.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:

качества педагогической деятельности;

качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты педагогического процесса зависят от:

потребностей общества и личности;

возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;

условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и другие) [9, с. 93].

Я считаю, что знание основных педагогических законов и принципов обучения, а также психологические особенности детей обязательно для каждого педагога, так как он должен найти подход абсолютно к любому ученику. Ведь в педагогике личность обучающегося рассматривается как субъект в развитии, в котором необходимо раскрыть персональные, яркие качества, развить его творческое мышление и помочь в становление индивидуальности. И, несомненно, музыкально-педагогическая деятельность, основанная на использовании педагогических законов и принципов, в частности обучение игре на фортепиано вносит огромный творческий вклад в развитие ребенка.

Развитие музыкальных способностей в классе фортепиано

Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил знаменитый советский психолог Л. С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта» [1, с. 62].

Огромную роль в развитии эмоциональной сферы играет искусство - явление, прежде всего эмоциональное по самой своей природе. В наибольшей степени это относится к музыке, которая, по замечательному определению профессора В. В. Медушевского, является «моделью человеческих эмоций» [10, с. 47]. Музыка отражает наше отношение к миру, ко всему, что нас окружает и существует в нас самих: к природе, миру идей, социальным явлениям и глубоко личному.

Б. М. Теплов в своей уникальной монографии «Психология музыкальных способностей» (1947 г.) определил музыкальность как качественно своеобразное сочетание специальных музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности [8, c. 87].

Главным показателем музыкальности Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям относил те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения - звуковысотный слух и чувство ритма. При этом в звуковысотном слухе он выделял два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство), и репродуктивный (способность к слуховому «представливанию» мелодии). К неосновным компонентам комплекса музыкальности Б. М. Теплов относил тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух [8, c. 89].

К элементарным компонентам системы музыкального слуха, которые формируются в условиях элементарной музыкальной деятельности, относятся тембровый, динамический и звуковысотный относительный слух. Если говорить о более сложных компонентах этой системы, формирующихся в условиях более сложных видов музыкальной деятельности, то это такие виды слуха, как абсолютный, тональный, полифонический и др. В системе чувства музыкального ритма (в его узком значении) выделяются такие его компоненты, как чувство темпа, чувство метра и чувство ритмического рисунка.

Музыкальность как система музыкальных способностей не только развивается, но и формируется в музыкальной деятельности, в каждом её виде. Однако в некоторых видах музыкальной деятельности те или иные способности развиваются наиболее успешно. Так, чувство музыкального ритма лучше всего развивается в музыкальном движении, звуковысотный слух - в пении и игре по слуху на музыкальном инструменте, репродуктивный компонент музыкального мышления - в процессе слушания и анализа музыки, продуктивный компонент музыкального мышления - в процессе импровизации и сочинения музыки.

Музыкальность как многоуровневая система специальных музыкальных способностей, необходимых для восприятия и создания музыкальных художественных образов, развивается в онтогенезе во взаимодействии этих способностей [3, c. 48].

Подчёркивая необходимость качественного, а не количественного подхода к музыкальности, Б. М. Теплов говорил, что и педагога, и психолога должно интересовать не то, насколько музыкален тот или другой ребёнок, а то, какова его музыкальность. Задачей педагога является гармонизация системы музыкальности каждого ребёнка, «подтягивание» в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его музыкальности. Опорой в этом процессе могут служить сильные её стороны [8, c. 91].

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого, в общем, полезного для людей качества, он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим учителем.  И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.

Для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Такт и культура в общении - это главное условие сохранения здоровья. Не должно быть никаких насильственных искусственных приемов в учебе и работе, совершенно исключается агрессия и враждебность. В общении необходима предельная естественность и доброжелательность. Требуется индивидуальный подход к каждой личности с учетом ее физиологических возможностей [1, с. 35].

Для успешной игры на инструменте необходим целый комплекс способностей и задатков: 1)наличие музыкального слуха; 2)музыкальной памяти; 3)музыкальности; 4)музыкального ритма; 5)двигательные способности; 6) «рабочие способности».

Я считаю, что немаловажно иметь ребенку желание обучатся игре именно на фортепиано. Необходимо иметь здоровый игровой аппарат. Важна предрасположенность к занятиям музыкой, искусством, а также важно сценическое самочувствие и артистизм.

В известной работе Д.К. Кирнарской глубоко исследована и освещена музыкальная одаренность детей. В книге музыкальный талант рассматривается как универсальная модель одаренности в разных областях деятельности. Так музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, яркости, силе и тембру. Музыкальный слух бывает:

  1. абсолютный – способность определять высоту звука без камертона;
  2. относительный – умение определять высоту звука относительно какого-то звука или камертона;
  3. гармонический – слышать функции в тональности;
  4. мелодический – способность слышать мелодию, которая особенно полезна для успешного написания диктанта по сольфеджио;
  5. тембровый – запоминание тембров в оркестре;
  6. полифонический - умение слышать и воспроизводить на инструменте как минимум два голоса [3, c. 94].

Для того чтобы выявить у ребенка наличие музыкального слуха Д.К.Кирнарская советует попросить ребенка спеть. Чем чище ребенок поет, чем точнее интонирует, тем лучше слух. Так же ребенок может повторить голосом звук, предложенный педагогом. Лучше использовать ноты от ре до ля первой октавы. Попросить ребенка сравнить звуки по высоте (выше или ниже). Затем ребенок должен определить количество звуков в созвучии. Еще он может пропеть отдельные звуки из созвучия – любой звук или же заданный педагогом. Так же можно предложить найти звук на фортепиано, не глядя на клавиатуру [5, с. 58].

Для развития музыкального слуха в период обучения используются те же тесты, но при этом видоизмененные. Например, пение звуков и любого созвучия, пение знакомых песен то вслух, то про себя, ребенок должен уметь подхватывать мелодию, начатую педагогом, а также подбирать по слуху хорошо выученные мелодии. Хорошо если ребенок умеет играть одни и те же мелодии от разных звуков, т.е. транспонировать. В дальнейшем музыкальный слух развивается в том случае, если создаются условия для развития внутреннего слуха (предслышание). Педагог часто должен обращать внимание ученика на изменение тональности, тембров, динамики и научить ребенка слушать себя. Слух развивается тогда, когда мы заставляем его работать.

Музыкальность – способность откликаться на музыку, переживать её. Именно музыкальная интонация и есть чувственная основа музыки. Музыкальность ребенка развивается под влиянием многообразных и ярких впечатлений. Затем он уже как исполнитель должен понять произведение и передать содержание через свою игру [4, c. 154].

Чтобы выявить наличие музыкальности у ребенка Д.К.Кирнарская предлагает ему спеть песню. Чем выразительнее пение, тем музыкальнее ученик [5, с. 67]. Можно попросить прочитать стихи или же проверить эмоциональную реакцию после прослушивания музыки (грустно, весело, громко, тихо, вопросительно, утвердительно и т.д.).

В период обучения музыкальность развивается с помощью слушания музыки. При этом важно определить характер и настроение произведения, сравнить прослушанную музыку с другими видами искусства. Огромное значение имеет накопление музыкальных впечатлений через репертуар, т.е. когда в играемый репертуар включаются программные пьесы. На занятиях педагог обязан ярко и образно говорить об исполняемой музыке, т.к. это тоже влияет на музыкальность ребенка. В дальнейшем обучении музыкальность развивается, если знакомить ученика с музыкальными средствами выразительности (мелодия, гармония, ритм, динамика, штрихи, регистр, темп, тембр).

Музыкальный ритм – это способность различать долготу звука, сохраняя необходимую краткость длительности и ритмические пропорции. Ритм тесно связан с метром – равномерная пульсация слабых и сильных долей, поэтому очень часто существует понятие метроритм. Без метра невозможно установить пропорции, как и ритм не может существовать без метра [4, c. 95].

Для выявления задатков метроритма ребенку нужно повторить ритмический рисунок, предложенный педагогом или воспроизвести ритм знакомых мелодий и песен. Так же педагог может предложить ребенку музыкальный отрывок для того, чтобы он обозначил хлопком шаг в музыке.

Чтобы развить метр и ритм ребенок должен прохлопать определенный ритм. Полезно движение под музыку (качание, прыжки, хлопки). В оркестре развитию музыкального ритма способствует обозначение сильных долей с помощью шумовых инструментов, таких как бубен, трещотки, ложки. На уроке можно провести с учеником игру «Часы и часики», «Колокол и колокольчики». В дальнейшем обучении чувство метроритма развивается, если обращать внимание на ритмическую точность воспроизведения музыкального рисунка. В старших классах хорошо развивает музыкальный ритм полиритмическая фактура. Ритм развивает подтекстовка мелодий. Я думаю, что особенно хорошо развивается чувство ритмической фразировки при игре в ансамбле, а также при использовании метода дирижирования.

Музыкальная память – это способность запоминать музыку в её временном развитии. Выделяют разные стороны памяти: непроизвольная, или природная память подразумевает способность запоминать без всяких усилий; произвольная – способность запоминать, производя усилия, т.е. заучивание. Также существуют такие виды памяти как зрительная, двигательная, регистровая или же тембровая память, тактильная, слуховая и композиционно-логическая – это способность запоминать логику развития музыкального произведения [4, c. 103].

Для выявления музыкальной памяти у ребенка педагог должен предложить ему подобрать по слуху знакомую попевку, попросить спеть предложенную мелодическую фразу. Так же ребенку нужно запомнить и найти звук на инструменте, суметь подобрать только что услышанный отрывок.

Для развития у ученика прочности музыкальной памяти он должен поставить перед собой установку на запоминание, проводить самоанализ процесса запоминания. Важна рациональность в запоминании и эмоциональная прочувствованность произведения. Также педагог должен помнить, что память учащихся развивается интенсивно, если в процессе работы использовать как можно больше видов памяти. Я считаю, что педагогу в работе с детьми нужно учитывать их индивидуальные интеллектуально-психические особенности, такие как наблюдательность, сосредоточенность, пространственная ориентация, внимание (произвольное и непроизвольное), кругозор, логика мышления, эмоционально-психическая реакция (т.е. характер, темперамент). Очень важны для ученика так называемые «рабочие способности»: усидчивость, воля, терпение, желание что-то проучивать аккуратно и долго, целенаправленность.

Знание физиологических особенностей ученика в педагогической деятельности преподавателя по классу фортепиано

При работе над музыкальным произведением огромную роль имеет наличие у ребенка двигательных способностей, способности к непринужденной организации движений во время игры. Педагог должен помнить, что движения ученика должны быть точными, гибкими, целесообразными и производится в определенном темпе. Устройство игрового аппарата предусматривает физически здоровые руки нормального сложения (мягкие, ловкие, гибкие, энергичные). В связи с этим приведу некоторые сведения о строении кисти и запястья, так как понимание этого очень важно для профессионального развития учеников.

Мышцы верхней конечности делятся на мышцы плеча и мышцы предплечья. Мышцы плеча в свою очередь разделяют на две группы - переднюю (сгибатели) и заднюю (разгибатели).

Переднюю группу составляют три мышцы: клювовидно-плечевая,  двуглавая мышца плеча, плечевая мышца.

Заднюю группу составляют: трехглавая мышца плеча, локтевая мышца.

Передняя группа мышц плеча:

Клювовидно-плечевая мышца начинается от верхушки клювовидного отростка, переходит в плоское сухожилие, которое прикрепляется ниже гребня малого бугорка к плечевой кости, на уровне прикрепления сухожилия дельтовидной мышцы.

Основная функция: сгибает плечо в плечевом суставе и приводит его к туловищу. Участвует в повороте плеча кнаружи (если плечо пронировано). Если плечо фиксированно, мышца тянет лопатку вперед и книзу;

Двуглавая мышца плеча или бицепс имеет две головки - короткую и длинную. Короткая головка начинается вместе с клювовидно-плечевой мышцей от верхушки клювовидного отростка лопатки. Длинная головка берет начало от надсуставного бугорка лопатки сухожилием, которое пронизывает сверху вниз капсулу плечевого сустава и выходит на плечо, где лежит в межбугорковой борозде. На уровне плеча обе головки соединяются в общее брюшко веретенообразной формы, которое переходит в сухожилие, прикрепляющееся к бугристости лучевой кости.

Основная функция: сгибает плечо в плечевом суставе; сгибает предплечье в локтевом суставе; повернутое внутрь предплечье поворачивает кнаружи (супинация);

Плечевая мышца начинается от нижних двух третей тела плечевой кости между дельтовидной бугристостью и суставной капсулой локтевого сустава, медиальной и латеральной межмышечных перегородок плеча. Прикрепляется к бугристости локтевой кости. Пучки глубокой части сухожилия мышцы вплетаются в капсулу локтевого сустава.

Основная функция: сгибает предплечье в локтевом суставе.

Задняя группа мышц плеча представлена трехглавой мышцей плеча и локтевой мышцей.

Трехглавая мышца плеча (трицепс) - сильно развитая мышца, занимает заднюю поверхность плеча на всем протяжении; соответственно названию имеет три головки. Латеральная и медиальная головки начинаются на плечевой кости, а длинная - на лопатке.

Основная функция: разгибает предплечье в локтевом суставе; длинная головка действует также на плечевой сустав, участвуя в разгибании и приведении плеча к туловищу.

Локтевая мышца треугольной формы, начинается на задней поверхности латерального надмыщелка плеча; прикрепляется к латеральной поверхности локтевого отростка, задней поверхности проксимальной части локтевой кости и к фасции предплечья.

Основная функция: участвует в разгибании предплечья.

Мышцы предплечья многочисленны и отличаются разнообразием функций; большинство из них относится к многосуставным, поскольку действуют на несколько суставов: локтевой, лучезапястный и на расположенные дистально суставы кисти и пальцев. По анатомическому признаку мышцы предплечья делят на переднюю (сгибатели) и заднюю (разгибатели) группы.

Самая крупная мышца предплечья - плече-лучевая, которая производит сгибание руки в локтевом суставе [11, c. 1].

К сожалению, оптимальными приемами звукоизвлечения невозможно заменить необходимую физическую подготовку пианиста. Каждый профессиональный пианист должен соблюдать гигиену рук и вырабатывать выносливость. Иметь крепкие мышцы рук, запястий и пальцев, следить за здоровьем позвоночника (особенно шейного и грудного отделов), правильно питаться (есть то, что способствует наращиванию коллегановых волокон, из которых состоят сухожилия — соединительные ткани, которые прикрепляют мышцы к костям), организовать свой сон, режим дня. В противном случае абсолютно каждого пианиста со временем подстерегает опасность развить тендовагиниты, синдромы локтевого и запястного каналов при быстрой и долгой игре.

Для того чтобы сухожилия не воспалялись и не зажимали нерв (что и является причиной всех болезней рук), необходимо соблюдать определенные правила гигиены рук:

1. Разгонять и обновлять кровь.

Необходимо проводить общие кардио-силовые тренировки для того, чтобы разгонять кровь, обновляя ее. Так как именно кровь питает мышцы и сухожилия. В итоге иметь хорошую физическую форму  рук.

2. Развивать выносливость.

Необходимо тренировать выносливость в мышцах рук, т. к. именно игра на пределе, уставшими руками, когда в мышцах не чувствуется силы, больше всего травмирует их. Из-за недостаточной подготовки мышц рук перенапрягаются сухожилия, что ведет к их воспалению. Тренировка сухожилий кисти также повышает выносливость и препятствует их переутомлению. Запас силы дает возможность не играть все время на пределе, а это очень важно в профилактике заболевания.

3. Подготавливать руки к игре.

Необходимо делать разминку перед игрой для того, чтобы сухожилия успели расслабиться после растяжки и прийти в тонус.

4. Давать рукам отдых, не доводя до усталости.

Необходимо делать перерывы каждые полчаса, особенно если вы выучиваете пьесу в быстром темпе. Это также полезно и для здоровья шейно-грудного отдела позвоночника.

5. Следить за здоровьем шейного и грудного отделов позвоночника (там, где возможны защемления всех нервов рук).

Во избежание защемления корешков локтевого, лучевого и запястного нервов (которое приводит к тем же симптомам защемления нервов воспаленными сухожилиями) необходимо следить за шейным и верхнегрудным отделами позвоночника. Необходимо делать разминку и растяжку позвоночника, силовыми упражнениями и тренировками держать в тонусе продольные мышцы позвоночника. Качать мышцы пресса и спины для возможности держать прямую осанку. Не сидеть в статичной позе более 30 минут, не давая мышцам шеи затекать. Делать разминку шеи. Помнить, что именно перенапряженные мышцы защемляют все нервы рук.

Приведу пример регулярных тренировок пианиста:

1) Скрутки и растяжки всех отделов позвоночника.

2) Тренировка: • Общая разминка

• Кардио-силовая фитнес тренировка

• Упражнения на мышцы рук, ягодиц, пресса

• Тренировка кистей

• Разминка кисти

• Силовые упражнения (отжимания на пальцах, гантели, вис и подтягивания)

• Стойки на руках

• Растяжки

Педагог обязательно должен сообщить ученику, что растяжки нельзя делать на не разогретые руки, так можно их травмировать и будут рубцы на сухожилиях, которые будут приводить к тендовагиниту. Так же надо помнить, что без правильной гигиены рук и позвоночника ни один пианист не сможет развить силу и выносливость рук, которые необходимы для долгой и быстрой игры.

Заключение

Итак, мы выяснили что, знание основных педагогических законов и принципов обучения, а также психологические особенности детей обязательно для каждого педагога, так как он должен найти подход абсолютно к любому ученику. Ведь в педагогике личность обучающегося рассматривается как субъект в развитии, в котором необходимо раскрыть персональные, яркие качества, развить его творческое мышление и помочь в становление индивидуальности. И, несомненно, музыкально-педагогическая деятельность, основанная на использовании педагогических законов и принципов, в частности обучение игре на фортепиано вносит огромный творческий вклад в развитие ребенка.  Педагогу в работе с детьми нужно учитывать и их индивидуальные интеллектуально-психические особенности, такие как наблюдательность, сосредоточенность, пространственная ориентация, внимание (произвольное и непроизвольное), кругозор, логика мышления, эмоционально-психическая реакция (т.е. характер, темперамент); знать физиологические особенности учеников для развития выносливости рук.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2002. – 156 с.

2. Игумнов, К. Н. Мои исполнительские и педагогические принципы [Текст] /  К. Н. Игумнов. – М.: Музыка, 1949. – 54 с.

3. Кабалевский, Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание [Текст] / Д. Б. Кабалевский . –  М.: Музыка, 1984. – 172 с.

4. Келдыш, Г. В. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст] / Г. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 208 с.

5. Кирнарская, Д. К. Музыкальные способности: Серия Психология Специальных Способностей [Текст] / Д. К. Кирнарская. – М.: Издательство Таланты - XXI век, 2004.- 496с.

6. Кузин, В. С. Психология [Текст] / В. С. Кузин. – М.: Музыка, 1978. – 14 с.

7. Рогова, Е. И. Общая психология [Текст] / Е. И. Рогова. – М.: 1998. – 240 с.

8. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. [Текст] / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.

9. Фейгин, М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога [Текст] / М. Э. Фейгин – М.: Педагогика, 1975. – 132 с.

10. Фейгин, М. Э. О профессии педагога в музыкальной школе [Текст] / М. Э. Фейгин – М.: Педагогика, 1971. – 94 с.

Интернет:

11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E5%EA%F3%EE%EA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа в классе фортепиано

Развитие творческих способностей...

Методическая работа в классе фортепиано

Развитие творческих способностей...

Методическая работа в классе фортепиано

Развитие творческих способностей...

Методическая работа в классе фортепиано

Развитие творческих способностей ученика....

Методические рекомендации "Слушание музыки на занятиях в классе фортепиано с детьми младшего возраста" (для педагогв доп. образования)

Рекомендации для традиционной серии музыкальных гостиных. Его тематика и содержание рассчитаны на детей младшего школьного возраста....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Методическая разработка "Чтение нот с листа в классе фортепиано"

Методическая разработка "Чтение нот с листа в классе фортепиано"...