Образы романсов в творчестве русских композиторов
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Плотникова Наталья Сергеевна

Роль романса в творчестве русских композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_starinnyh_russkih_romansov.docx23.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: образы старинных русских романсов.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности, организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок я бы хотела начать стихами Беллы Ахмадулиной:

Не довольно ли нам пререкаться

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса

Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,

Что я знаю про век и про дни,

Отвори мне калитку в былое

И Былым мое время продли.

Учитель:

- Сегодня на уроке, мы отвлечемся от нашей современной жизни с ее сумасшедшим и стремительным темпом и «отворим калитку в былое», окунемся в мир старины.

2.Актуализация знаний.

Учитель:

- Посмотрите на выставку из рисунков, которые появились на слайде: веер, русский  платок, шкатулка, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик. СЛАЙД №1

- Что вы знаете об этом предмете (показывает на веер)

Учащиеся:

- Украшение, язык жестов. С помощью него красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.

Учитель:

- Что вы знаете об этом предмете? (показывает на шкатулку)

Учащиеся:

- Для хранения старинных вещей, украшений. Потом появились музыкальные шкатулка – настоящие произведения искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней.

Учитель:

Показывает оставшиеся предметы старины

- Что общего между всеми этими предметами?

Учащиеся:

- Это все предметы старины (слово старина на доске, пишу маркером).

3.Постановка учебной задачи.

Учитель:

- Ребята, а давайте попробуем пополнить нашу выставку рисунков еще одним предметом старины, это музыкальный инструмент, который нужно угадать. Слушают РНП «Тонкая рябина» в сопровождении гитары. ДОСКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ 1 минута.

- Какой музыкальный инструмент прозвучал, и что можете рассказать о нем? В какой стране был популярен?

Учащиеся:

- Струнный музыкальный инструмент, был популярен в Испании.

На выставке появляется гитара. СЛАЙД №2

Учитель:

- В этом произведении прозвучала не только гитара, но еще был и голос. А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Учащиеся:

- Романс (слово романс появляется на доске, пишу маркером)

Учитель:

- Так о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Учащиеся:

- Старинные романсы

Учитель:

- Правильно. Тема сегодняшнего нашего урока: «Образы старинных романсов». СЛАЙД №3. ДОСКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ.

        

4.Открытие учащимися новых знаний

Учитель:

- Старинный русский роман – целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и сегодня. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже.

- Предлагаю послушать романс «Колокольчик» на слова поэта Ивана Макарова. (Портрет вывешивается на доске). У вас на столиках лежит текст стихотворения.  

- Попробуйте раскрыть содержание этого стихотворения, и почему произведение называется именно «Колокольчик». Слушание романса «Колокольчик» 3.30 минут

Учитель:

-Что описывается в этом стихотворении? Прочитайте из стихотворения.

Учащиеся:

- Описывается дальняя дорога, где слышится звон колокольчика, размышления, тоска, воспоминание.

Учитель:

- А кто главный герой стихотворения, чья песнь заливается ?

Учащиеся:

-Ямщика

Учитель:

- Кого на Руси называли ямщиком?

Учащиеся:

- Управляющий лошадиной тройкой

Учитель:

- А какой символ дороги, вот этой тройки лошадей был? Так почему назвали романс «Колокольчик»? Прочитайте начало и конец романса. Что нам слышится в этом романсе?

Учащиеся:

- Колокольчик. Слышится, как будто он звучит. А так как он был символ дороги, поэтому и назвали его «Колокольчик».

Учитель:

- Какой характер музыки, выберите из предложенный ассоциаций на доске.

Учащиеся:

- Нежная, спокойная, грустная, печальная, задумчивая.

Учитель:

- Так как в этом романсе затрагивается тема природы и души русского человека, попробуйте выбрать, какой образ из предложенный на доске, рисуется в этом старинном романсе? (на доске слова: исторический, комический, лирический, драматический, трагический)

Учащиеся:

- Лирический. А лирика была здесь внешняя или внутренняя?

Учитель:

- Какой инструмент сопровождал романс?

Учащиеся:

- Фортепиано

Учитель: ВКЛЮЧАЕТСЯ ДОСКА

- Давайте обратимся к нашей выставке, какие предметы по принадлежности близки романсу «Колокольчик»

Учащиеся:

- Колокольчик, русский платок.

Учитель:

- А как вы думаете, для кого предназначался этот романс, для простого народа или светского общества, почему?

Учащиеся:

- Для простого народа, потому что описывается природа, ямщик, который управляет лошадьми, а он выходец из простого народа.

Учитель:

- Сейчас мы с вами послушаем еще один старинный романс «Я вас любил». Может кто-то скажет автора этих стихов? на стихи А.С. Пушкина (Портрет вывешивается на доске). СЛУШАЕМ РОМАНС 3 минуты. ДОСКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ

Учитель:

- О чем романс?

Учащиеся:

- О любви

Учитель:

 - Какая любовь взаимная или безответная. Найдите в тексте доказательство и прочитайте

Учащиеся:

- Безответная. Я Вас любил безмолвно, безнадежно.

Учитель:

- А какими чувствами наполнен этот романс, как автор относится к девушке, которой говорит эти слова? Найдите доказательство в тексте.

Учащиеся:

- С любовью, нежностью, искренностью, волнением, благодарностью. Я вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим.

Учитель:

- Какое настроение передает музыка, выберите из предложенных ассоциаций на доске?

Учащиеся:

- Нежная, трепетная, проникновенная.

Учитель:

- Какой образ в этом романсе, выберите из предложенных слов на доске

Учащиеся:

Лирический, но затрагивает  внутренний мир человека, его душу, чувства.

Учитель:

- Какие инструменты прозвучали здесь?

Учащиеся:

- Народные инструменты.

Учитель: ВКЛЮЧАЕТСЯ ДОСКА

- Давайте обратимся к нашей выставке и выберем предмет, близкий по образу

Учащиеся:

- Веер, шкатулка.

5.Включение новых знаний в систему знаний и повторений.

Учитель:

- Итак, мы познакомились с двумя романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры. Подведем итог, заполнив таблицу и сравним.

Появляется слайд с таблицей. СЛАЙД №4

Учитель:

- Что вызвало у вас затруднения?

Учащиеся:

- Композитор

Учитель

- Чтобы заполнить, кто композитор этим романсов, послушайте небольшие сведения об авторах и самостоятельно определите, какой романс написал данный композитор.

На слайде появляются два портрета (Гурилева и Шереметева) СЛАЙД №5

Учитель

Борис Сергеевич Шереметев (1822-1906) владелец имения в селе Волочаново. Он был младшим из 10 детей. Получил блестящее образование, с 1842 года служил в лейб-гвардии Преображенскому полку, учувствовал в Севастопольской обороне. В 1878 году являлся предводителем дворянства Волоколамского уезда, организовал музыкальный салон, который посещали соседи – дворяне.

Александр Львович Гурилев (1802-1856) – Родился в семье Льва Гурилева – крепостного музыканта графа Орлова. Первое музыкальное образование получил от своего отца, крепостного музыканта. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына. В 1831, после смерти Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог. 

Учащиеся:

- Автор романса «Колокольчик» А.Гурилев, так как он сын крепостного крестьянина и общаясь с простым русским народом сочинил романс. Композитор Шереметев представитель светского общества и по духу романс «Я вас любил» близок знатным дамам и господам.

6.Итог урока

Учитель:

- Какие образы могут быть в романсе?

- А существуют ли в наше время романсы?

- Вы любите путешествовать

- Чувства

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы романсов и песен русских композиторов

Данная презентация  используется при знакомстве с темой "Романсы". Учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального искусства, песенного жанра.Они   узнают причину и...

Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...

Образы романсов и песен русских композиторов

Презентация о романсах и песнях знаминитых композиторов...

6 класс - Урок № 2 - Образы романсов и песен русских композиторов

Цель  урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романсаЗадачи урока:  Образовательные: расширить знания о понятии «роман...

Музыкальный проект «Сказочные образы в творчестве русских композиторов»

Эстетическое воспитание учеников начальной школы через знакомство с классической музыкой....